На подступах к празднику Крещения Господня, или Богоявления, всмотримся в богослужение этого торжества: постараемся вникнуть в чинопоследование Великого освящения воды, совершаемого лишь два раза в году: в Навечерие Богоявления и в сам праздник — увидеть его красоту и смысл.
«Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников»,— так говорил святитель Иоанн Златоуст, беседуя с антиохийцами о празднике Крещения Господня. Это 387 год, конец IVвека по Р.Х. — вот какой он древний, оказывается, этот наш благочестивый и благодатный обычай: в праздник Крещения, или Богоявления, Господня приносить домой освященную воду.
Но ни о каких особых молитвах освящения воды святитель не сообщает. Видимо, тогдашние христиане считали, что именно в этот день особые прошения не нужны для того, чтобы вода оказалась освященной.
Действительно, воду освящает Бог, не люди. Люди лишь молятся. Однако молитва — это не только прошение, но и наше духовное участие в совершаемом таинстве, наш труд над собой, дабы мы оказались готовы принять благодать Божию. Потому совершенно закономерно, что уже во второй половине V века сформировался чин богоявленского освящения воды, пришедший затем из Византии на Русь (см. статью священника Михаила Желтова «Происхождение и содержание чина Великого освящения воды на праздник Богоявления»). Что касается обычая двукратного освящения — в Навечерие и в сам праздник — он тоже многовековой. Хотя и не сразу установился и в свое время вызывал споры. Однако же на Руси издавна было принято: в Навечерие воду освящали в храме, а на Крещение после утрени (которую тогда совершали именно утром, а не вечером, как сейчас) шли крестным ходом на открытый водоем, где ждала уже всех вырубленная крестообразная прорубь — «иордань» (см.: Кашкин А.С. Литургика. 1 часть. Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2017).
Если освящение совершается в храме, а не на открытом водоеме, то посреди храма заранее размещается купель с водой. По завершении Божественной литургии (в праздник) или вечерни (накануне, в Крещенский сочельник) священники в полном облачении выходят из алтаря и следуют на середину храма под пение стихиры:
«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.
Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема.
Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещения приятии тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче».
Естество вод освящается — становится таким, что воду теперь до конца времен будут использовать при крещении человека в жизнь вечную. Река удивляется, видя, что в ней крестится Сам Бог, и течет вспять — возвращает свои струи. Царь крестится, как раб — для того, чтобы принять на Себя грехи Своих рабов и принести за них Свою Жертву.
Священник (если храм многоклирный, то, как правило, настоятель) несет напрестольный крест и полагает его на стол. Далее читаются три паремии. Напомним, что паремии — это фрагменты Ветхого Завета, читаемые за новозаветным богослужением. В данном случае все три фрагмента — из книги пророка Исаии, жившего в VIII веке до Р.Х. Исаию называют ветхозаветным евангелистом — за пронзительную точность пророчеств о Христе; а еще его можно назвать пророком любви Божией, потому что его книга — подлинный гимн любви Бога к человеку. Общеизвестное выражение «Вода — это жизнь» приобретает в этих древних текстах особое значение: вода — жизнь, даруемая Богом, милующим и спасающим:
Тако глаголет Господь: да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня, и процветет яко крин, и да прозябнет, и вся возвеселятся (Ис. 35).
Тако глаголет Господь: жаждущии на воду идите, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите и пийте, без сребра и цены <…> Веселием бо изыдите, и радостию научитеся: горы бо и холми скочат ждуще вас в радости, и вся древеса сельная восплещут ветвьми (Ис. 50).
Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источник спасения. И речеши в день он: исповедайтеся Господеви, и призовите имя Его, возвестите во языцех славу Его <…> Радуйтеся и веселитеся живущии в Сионе, яко вознесеся Святый Израилев посреде его (Ис. 12, 3-6).
После паремий хор поет прокимен, призванный утвердить нас всех в вере и доверии к Богу: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?»Затем читается Апостол — начало 10-й главы Первого Послания к Коринфянам. Апостол Павел напоминает своим адресатам о событиях времен Исхода евреев из Египта:
Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего (будущего! — М.Б.) камня; камень же был Христос (1 Кор. 10, 1–4).
Здесь мы видим единство Ветхого и Нового Завета: все события, произошедшие до прихода в мир Спасителя, направлены именно к Нему, к Богоявлению. Как поясняет в своем толковании святитель Феофилакт Болгарский, слова «крестились в Моисея» означают, что великий пророк и боговидец Моисей «предшествовал им в образе крещения. Ибо нахождение под облаком и переход чрез море прообразовали собой крещение». А в труде упомянутого уже здесь Алексея Кашкина мы читаем, что Моисеем в данном случае назван ветхозаветный Закон; крещение в Моисея — принятие евреями этого закона, подобно тому, как мы, крестясь во имя Отца, Сына и Святаго Духа, принимаем на себя обязательство жить по заповедям Христа.
Но мы уже слышим голос евангелиста Марка, повествующего о Крещении Господа от Иоанна Предтечи в Иордане… А затем священник (настоятель) читает тайносовершительную молитву «Велий еси, Господи…». Приведем здесь ее фрагментарно.
Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих <…> Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы <…> Вся тварь воспевает Тя явльшагося: Ты бо Бог наш, на земли явился еси, и с человеки пожил еси. Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев. Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию(трижды, с осенением воды рукой). И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово; сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну.
Настоятель трижды погружает крест в воду, обозначая им крестное знамение, и запевает начало праздничного тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», а хор — и все мы, не будучи в силах удержаться — подхватываем: «Тройческое явися поклонение». Сын Божий, склоняющий главу под руку Предтечи, глас Отца с Небес и Дух, сходящий «в виде голубине»,— так впервые является людям Святая Троица. Вот почему праздник Крещения называют еще Богоявлением. Третье наименование этого торжества — Просвещение — связано с древним (и возрожденным в нашей епархии) обычаем именно в навечерие Богоявления крестить оглашенных: ведь Крещение есть духовное просвещение человека.
Газета «Православная вера» № 01 (645)