Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Беседы с Архипастырем. О грехе осуждения. Часть 2
Просмотров: 3502     Комментариев: 1

Текстовая версия телепрограммы

 

Вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.

 

Вед.: Мы продолжаем разговор об осуждении. Наверное, большинство из нас подвержено этому греху. Как относиться к осуждению в публичном пространстве? Этот вопрос мы зададим Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину. Здравствуйте!

Владыка, но ведь все-таки нам, православным, однозначно заповедовано: «Не судите и не судимы будете»…

Митрополит Лонгин: Не только православным. Это заповедано всем, кто взял в руки Евангелие, и кто относится к нему как к богодухновенной книге.

Вед.: А как же быть, например, журналистам? Если человек считает себя православным, а работает в журналистике, стоит ли ему избегать статей такого направления, как журналистское расследование?

Митрополит Лонгин: А милиционерам тогда надо, наверное, перестать ловить преступников, судьям - судить?.. Нет, так нельзя. Пока общество состоит из несовершенных, подверженных последствиям грехопадения людей, до тех пор ветхозаветный элемент наказания, назовем его так, будет необходим. Но одно дело, когда человек начинает всласть осуждать просто потому, что это ему нравится, и другое - когда он исполняет свои профессиональные обязанности.

На самом деле это действительно проблема: если подходить к словам Священного Писания очень прямо, то, действительно, можно сделать вывод, что вообще никого не надо судить, ни по какому поводу. Помните житие святого равноапостольного князя Владимира? Мы знаем, что до крещения он был достаточно жестким правителем, а после крещения совершенно переродился и полностью изменил свою жизнь. И в какой-то момент ему показалось, что не надо никого судить, не надо ловить преступников, ведь Господь велел всех прощать. И произошла удивительная вещь - епископы пришли к нему для того, чтобы убедить: несмотря на принятие им христианства, князю надо исполнять обязанности правителя, в том числе защищать границы, наказывать крамолу, и так далее. И правитель не просто может, но обязан и наказывать, и даже, как ни страшно это звучит, казнить тех, кто этого заслуживает.

Это одна из антиномий христианской жизни, которую невозможно разрешить словесной эквилибристикой. Именно поэтому в самом начале христианской истории расцветает монашество: это возможность уйти от компромиссов, остаться наедине с Богом и исполнять Евангелие буквально.

Вед.: Продолжая тему журналистики… Владыка, а как лично Вы относитесь к передачам в жанре «скандалы, интриги, расследования»?

Митрополит Лонгин: Я их не смотрю, причем достаточно давно. Расследования, наверное, нужны. А вот скандалы и  интриги — это безобразие, конечно, потворство низменным чувствам толпы в погоне за рейтингом. Смотреть это - совершенно неправильное времяпрепровождение. Считаю, что это можно назвать грехом.

Вед.: Но тем не менее, самое большое количество просмотров, а правильнее говорить, самый большой рейтинг обеспечивают именно такие новости, к сожалению. Что с этим делать?

Митрополит Лонгин: Все то, что греховно, к сожалению, привлекает падшего человека в большей степени. Да, такие телепередачи, материалы в прессе гораздо более популярны, чем рассказы о положительных примерах, о добродетельных людях. А когда низменные чувства начинают педалировать со стороны, когда начинают играть на врожденном интересе ко всему греховному, тогда и человек, и общество очень быстро деградируют. Мы это видим своими глазами, даже не надо приводить примеров. И роль средств массовой информации в этой деградации, к сожалению, очень велика.

Вед.: Наверное, Владыка, исходя из того, что Вы сказали, следует последовать Вашему примеру и не смотреть такое, потому что этим мы увеличиваем рейтинги и умножаем эту грязь...

Митрополит Лонгин: Знаете, от наших призывов мало что изменится… Да, конечно, любой нормальный человек не смотрит таких вещей, я очень на это надеюсь. Конечно, чем больше людей будут пропускать такие программы, тем лучше.

Вед.: Владыка, а как вы думаете, почему именно сейчас, когда Церковь, можно сказать, переживает возрождение, так усилился критический гул в ее адрес?

Митрополит Лонгин: Прежде всего, потому, что Церковь стала заметнее. Сколько батюшек было в Саратовской области лет двадцать назад? Не больше двадцати пяти. Сегодня духовенства у нас уже почти пятьсот человек. Естественно, нас стало больше, на нас пристально смотрят, и все наши естественные, человеческие недостатки стали заметнее, и дают возможность их обсуждать и осуждать.

Знаете, в советское время, когда Церковь была в полузадушенном состоянии, те силы, которые разрушали прежний общественно-политический строй, считали ее своим союзником – по той причине, что Церковь была пострадавшей от советской власти стороной. Это действительно так, Церковь пострадала, может быть, больше, чем другие общественные институты.  Можно даже сравнить отношение к Церкви такой радиостанции, как «Голос Америки». В годы моей молодости я слушал по «Голосу Америки» православные передачи. В них только и звучало: Православие, Россия, Святая Русь… Все это занимало достаточно большое количество эфирного времени этой радиостанции. Сегодня о Православной Церкви говорят как  о главном враге демократии и свободы. Почему? Потому что Церковь, встав на ноги, не стала прислужницей ни одного из полярных общественно-политических течений. Ее точка зрения на происходящее часто достаточно резко отличается и от «правых», и от «левых». Православная Церковь позволяет себе роскошь иметь собственное мнение по основным проблемам общественно-политической и духовной жизни. Поэтому она воспринимается уже не как союзник и попутчик, а как враг и конкурент. Ну, а что делают с конкурентами в нашем политическом пространстве, хорошо известно. Их пытаются уничтожить, и играют для этого на тех реальных проблемах, которые у нас есть. Любой архиерей честно скажет, что на самом деле проблем у нас гораздо больше, чем о них пишут. Но это проблемы живого организма - проблемы людей, потому что там, где есть люди, есть и проблемы, которые необходимо решать.

Мы должны бороться со своими недостатками. По очень точному слову апостола, мы не должны давать повода ищущим повода (2 Кор., 11, 12), потому что есть силы, которые этот повод ищут, а мы, к сожалению, даем его очень часто. Вот этого быть не должно. И это, собственно говоря, единственная нормальная, адекватная реакция, которая может быть на критику, на все то, что пишется и говорится в адрес Церкви.

Вед.: Из своих наблюдений: когда я вступаю в дискуссию с теми, кто имеет какие-то претензии к Русской Православной Церкви, выясняется, что они еще и не имеют личного контакта, личного опыта общения ни с одним священником.

Митрополит Лонгин: Я бы сказал — даже избегают такого контакта. Просто потому, что понимают интуитивно, насколько пусты и легковесны все обвинения, которые высказываются в адрес Церкви, и насколько легко они рассыпаются при обычном человеческом общении с обычным, нормальным священнослужителем.

Вед.: А кроме того, Владыка, тоже какая-то поразительная ситуация последних лет: люди, которые ищут соринку в чужом глазу, не могут даже объяснить свою с точки зрения здравого смысла, почему это их так интересует…

Митрополит Лонгин: Мы с вами беседуем в день Усекновения главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Давайте вспомним историю. Смотрите: Иоанн Предтеча обличает Ирода и его беззаконную жену Иродиаду. Пророк обличает царя. Это, конечно, неприятно любому правителю. И что он делает? - Сажает пророка в темницу, в глубокие подвалы своего дворца. Всё, Иоанн замолчал, его ученики рассеялись. Никакого вреда, никакого обличения от него уже нет и не будет. Скорее всего, он очень скоро погибнет от невыносимых условий существования в этой темнице. Но тем не менее, о чем думает жена Ирода?  - Надо убить пророка. Убить того, кого уже заставили замолчать. Прочему, он же молчит? Но он еще живой, сама его жизнь — обличение. Пока он жив, его слова звучат в сердце Ирода: Не достоит тебе имети жену Филиппа, брата твоего (Мк. 6, 18)…

Так же и здесь. Самим своим существованием Церковь обличает людей, которые отворачиваются от Бога, живущих не по совести. И всегда это было главной причиной, по которой в те или иные времена, в том или ином месте, по тому или иному поводу воздвигались гонения на Церковь. В Писании сказано: все, желающие жить благочестиво, гонимы будут (2 Тим. 3, 12).

А что касается плохих священнослужителей, так ведь Господь в том же Евангелии давно уже сказал:все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф. 23, 3). Казалось бы, очень просто. Ведь даже плохой священник, пока он священник, проповедует слово Божие. Он не говорит от себя: «Люди, давайте есть, пить, веселиться…». Он все равно говорит слова Евангелия. Поэтому у нас есть правильные методы реагирования на все ситуации, они существуют очень давно – это указания Евангелия.