Текстовая версия телепрограммы
Вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.
Вед.: «Там, где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них»,― сказано в Евангелии. Не затем ли, чтобы ощутить это незримое присутствие Господа, мы стремимся на церковные службы? О Православной Церкви и приходской жизни мы будем беседовать с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
Владыка, что же такое Церковь? Почему христиане призываются к церковной жизни?
Митрополит Лонгин: Церковь, по определению Священного Писания, ― это Тело Христово. Это Сам Христос, оставшийся на земле вместе со Своими учениками и их последователями. Это собрание людей, верующих во Христа и исполняющих евангельские заповеди.
Сам храм это не просто место, где мы обращаемся к Богу с просьбами, благодарим Его за благодеяния в нашей жизни. Это место, где совершается Евхаристия — главное таинство христианской Церкви, и где мы получаем возможность соединиться со Христом в таинстве Святого Причащения. Ради этого и существует Церковь.
Если человек принимает Христа как Бога, если Его заповеди становятся для него правилом жизни, то он не может не услышать слов Спасителя, которые Вы привели: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 1, 18); где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). В этих словах ― во-первых, обетование создания Церкви и существования ее до конца времен, и во-вторых, указание, что верующим нужно собираться вместе ради общения со Христом.
Сегодня человек не очень-то любит находиться в окружении себе подобных, ему тяжело. Мы окружены другими людьми буквально везде ― в транспорте, на работе, и чувствуем себя мельчайшими насельниками огромного муравейника. Поэтому для человека становится естественным желание хотя бы какое-то время побыть одному или только с самыми близкими. Это чувство христианину приходится преодолевать, осознавая, что единство в Церкви, единство в Боге — это совершенно особое, благодатное состояние.
Вед.: Многие люди, которые только начинают вести церковную жизнь, стесняются, боятся сделать что-то не так… Как нужно вести себя в храме? Как об этом узнать?
Митрополит Лонгин: Сегодня издается много хороших книг. Есть и такая замечательная вещь, как Интернет. Есть учебник Закона Божия протоиерея Серафима Слободского, который издавался миллионными тиражами. В нем очень хорошо рассказано, что такое храм, каково его устройство, в чем состоит содержание службы и как вести себя на ней. Конечно, в Церкви, как и в любом другом месте, есть определенные правила. Они связаны как с некими общекультурными моментами, так и с тем, что происходит храме.
Вед.: Так что же все-таки происходит в храме?
Митрополит Лонгин: Богослужение, то есть служба Богу. Службы могут быть разными, основные ― это Всенощное бдение и Литургия. Есть особые службы Великого поста, Страстной седмицы, Пасхального периода. Христианину необходимо знать, что происходит во время богослужения. В последние годы издано множество пособий для изучения Богослужения. Тексты Всенощного бдения и Божественной литургии с комментариями есть практически во всех храмах. Их можно и нужно приобрести, и не просто для того, чтобы прочитать один раз, а для того, чтобы стоять с ними на службе и следить за тем, что читается и поется. В большинстве храмов существуют воскресные школы для взрослых, где изучается содержание службы и церковнославянский язык. Поэтому самое главное — это желание самого прихожанина научиться чему-то новому, понять жизнь Церкви.
Когда человек только начинает ходить на службы, он обращает внимание преимущественно на внешнее: вот почему-то открыли Царские врата, потом закрыли, вот вышли покадили, что-то вынесли… Для начала это простительно, но потом нужно все-таки более основательным образом познакомиться со службой. Нужно стараться быть не просто зрителем, который тянется на цыпочках из задних рядов для того, чтобы что-то увидеть или услышать, а становиться полноценным участником богослужения.
Вед.: Владыка, а в какие моменты службы нужно быть особенно внимательным?
Митрополит Лонгин: Это очень хороший вопрос, на который я отвечаю своим любимым рассуждением — ни в какие, потому что надо быть внимательным от начала и до конца. Очень плохо, что в некоторых книгах указаны определенные моменты богослужения, в которые нужно быть особенно сосредоточенным. Если человек знает об этом, он действительно очень собран и внимателен. Бывает так, что во время чтения Евангелия или во время Херувимской песни муха пролетит - слышно. Но как только этот момент закончился — все расслабляются и начинают вести себя совершенно по-другому, более вольно. Или на Всенощном бдении: все внимательны, молятся, крестятся, кланяются. Но начинается пение канона — и вся церковь приходит в движение, все переходят с места на место, здороваются, расспрашивают друг друга о делах и о здоровье. Если в храме есть скамейки, народ присаживается, и на этих скамейках начинается дружный разговор в полный голос, люди обсуждают важные дела... Я в этот момент часто останавливаю службу и обращаюсь к прихожанам. Объясняю, что с началом помазания служба не закончилась, что читается канон — центральная часть утрени, в котором рассказывается о событиях празднуемого дня, возносится благодарность Богу за эти события. На какое-то время моих воззваний хватает, а потом все повторяется. Тем не менее, я продолжаю это делать и стараюсь требовательно относиться к духовенству, спрашиваю, почему они этого не делают. Там, где священники учат народ, такого не бывает. Но, к сожалению, часто батюшкам, видимо, не до этого и люди предоставлены сами себе. Это очень острая проблема нашей церковной жизни.
Надо вести себя на службе внимательно и благоговейно все время. И опять же, удерживать внимание гораздо легче, когда тебе знакома служба, когда понимаешь ее смысл. Если сегодня вдруг что-то непонятно или не слышно (например, человек пришел на службу в большой храм, где очень много народа, и ему приходится стоять у входа или в уголке), есть такое правило: молиться Иисусовой молитвой или другими короткими молитвами. Если по какой-то причине нужно уйти со службы ― перекрестись и молча, тихо выйди из храма.