Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Поучение в неделю Сыропустную
Просмотров: 2331     Комментариев: 0

В сегодняшний день Святая Церковь воспоминает изгнание наших прародителей из рая.

Когда-то прародители наши обладали совершенным, ничем не возмутимым счастьем в раю. Счастье это заключалось не в упоении красотами природы «под кущами райских садов», не в отсутствии тягостных забот о существовании, не в безболезненности человеческой природы,— нет, но в ближайшем общении с Богом, в непосредственном ощущении Его святыни, в живых непередаваемых беседах души человеческой с Божественным Духом.

И чем выше и полнее было до грехопадения это блаженство близости к Богу, тем ужаснее было после грехопадения это удаление от Бога, это духовное сиротство и одиночество человека...

Человечество стосковалось в этом душевном одиночестве, оно закоченело от внутреннего холода. И вот явился Христос, чтобы вернуть человечеству достояние сыновства, вернуть ему тесную связь с Божеством, вернуть в степени еще высшей, чем было в раю, ибо там не было того, что явилось здесь: Христос назвал здесь людей братьями и друзьями, дав людям Свою сущность — пречистые Тело и Кровь, простер свою любовь к людям до того, что терпеливо стоит и ждет у двери нашего сердца...

Так Христос принес людям прощение от Бога. И это прощение дано нам не за подвиги какие-либо, не потому, чтобы мы имели на него какое-либо право,— нет, но единственно по милосердию и любви Отца Небесного. Отпущена вина непослушания, забыты преступления своеволия; прощение даровано без укоров и суда....

Братья! Это богатство милости и прощения и нас зовет к тому же, и нам твердит: «Прощай!». Прощай всюду и везде; прощай, пока обида еще невыносимо жжет тебя, пока ты ее остро переживаешь. Прощай именно тогда, когда тебе хочется проклинать, мстить и вредить. Прощай все, не считая, чтобы мог потом с дерзновением сказать Господу: «Остави мне долги мои, как и я оставил должникам моим»...

Сегодняшнее Евангелие и учит нас этому: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). В другой раз Христос еще ярче указал нам долг всепрощения, когда повелел до седмижды семидесяти раз в день прощать брату своему прегрешения его. Припомните, как Он сам в невыразимых муках молился за своих палачей: Отпусти им, Отче, ибо не ведают, что творят... Зная все несовершенство человеческой природы, Он не осуждал их, а жалел и прощал. Ведь и у нас обыкновенно обиды, причиняемые или по духовному ослеплению от духа злобы, или невольно — по немощи человеческой, или даже просто воспринимаются нами как обиды то, что совсем и не имело этого характера, а просто — по нашей придирчивости, гордости, самомнению, эгоизму. Когда горечь обид закипит в нашем сердце, когда близкие люди, которым мы от чистого сердца приносили жертвы, изменяют нам, когда все внутри нас будет негодовать и кипеть, тогда-то и простим все — безусловно, без расчета! Ведь это не они оскорбляли нас, а кто-то другой, стоящий за ними — темный, сеющий вражду, в чьей власти они находятся. Зачем же гневаться на тех, кто сами не в своей власти?! Наступает время, когда Святая Церковь в течение сорокадневного подвига хочет нас на крыльях поста и молитвы снова поднять к созерцанию величайшего дела Любви Божественной — спасения человечества через страдания, смерть и воскресение Сына Божия. И вот в преддверии этого подвига, она зовет нас к взаимному примирению, прощению друг другу всех обид, всех неприятностей, какие каждый из нас мог доставлять другому, волей или неволей. Это для того, чтобы с чистым, умиренным сердцем, в полном единении друг с другом, мы могли спокойно отдаться светлым переживаниям в наступающие дни Великого поста. Вот с такими мыслями, с таким настроением постараемся, братья, вступить в Святую Четыредесятницу, с такими чувствами провести ее.

Даруй нам, Господи, дух терпения и любви! Даруй нам видеть лишь наши прегрешения и не осуждать братьев наших.

Итак, простите друг другу, и постараемся хранить в душе этот мир друг с другом, не нарушать его, подавлять свое самолюбие, чтобы иметь мир с Богом!

Простите меня.

 Аминь.

Произнесено протоиереем Николаем Чуковым (в будущем — Архиепископ Саратовский и Сталинградский [1942 – 1944], Митрополит Ленинградский и Новгородский [1945 – 1955]) 22 / 9 февраля 1920 г. в Университетской церкви; с добавкой пред чином прощения в 1929 году в Морском Соборе.

 

Источник: СПб Церковный вестник. 2005. №3. С.40.