Основание Четвертого Удела Богородицы
Дивеевская земля - особая святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний Четвертый Свой Удел.
О первых трех Жребиях Божией Матери во вселенной известно следующее. Первый - Иверия - выпал Богородице, когда апостолы метали жребий, кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Но явившийся ангел возвестил Ей, что Иверия просветится впоследствии. Когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Сотворив много чудес, Она отплыла на Кипр. Святая гора Афон - Второй Жребий Богоматери на земле.
В XI веке в одном из афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговской губернии. Матерь Божия открыла игумену монастыря, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Россию, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь - Третий Жребий Божией Матери на земле.
Начало Четвертого Вселенского Жребия Богородицы было положено здесь же, в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.
Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: «Это - Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои - да будут с тобою!»
С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей - Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек - Сатиса и Саровки. Место это было необыкновенно красиво, и еще задолго до прихода сюда в конце XVII века основателя обители иеросхимонаха Иоанна слышали здесь жители окрестных селений будто из-под земли перезвон колоколов и видели дивное свечение, наподобие столпа света, указывающего на будущую святость этого места.
Монастырь отличался строгостью устава, устроенного по примеру Афонского. Пещеры, вырытые в горе, были местом подвигов первых саровских затворников-подвижников. Тысячи богомольцев шли сюда - приобщиться благодати святого места, испросить совета и благословения мудрых и духоносных старцев.
Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России... - сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. - И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.
Основание Казанской общины преподобной Александрой
В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы вполне исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица г-жа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.
В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников попещись об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.
Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 г., оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.
Основание Мельничной общины
В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отецу Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.
...Дремучий вековой сосновый бор, окружавший обитель, служил для Батюшки местом особого подвига, продолжавшегося 30 лет. Здесь «ангельски пожил» Святой в ничем не прерываемом предстоянии Богу в дневной и ночной молитве... Пройдя пустынножительство, невинное страдание, столпничество (моление на камне), молчальничество и затвор, Преподобный в 1825 г. по благословению Царицы Небесной вышел на служение людям. Вместе с наставлениями и утешениями стал изливаться обильный поток исцелений, удивительных предсказаний и прозрений. Множество богомольцев со всех уголков православной России стекалось к лесной келье Старца, прося назидания, духовного наставления. Как яркая свеча, поставлен был святой Старец в конце жизни своей на духовном подсвечнике Сарова. «Радость моя, Христос Воскресе!» - так встречал Преподобный всех приходящих к нему.
Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50 человек.
Строгий устав, скудная пища, принимаемая раз в день, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Батюшка Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.
Вскоре в Саровском лесу было Батюшке видение Царицы Небесной, давшей ему заповедь об основании в Дивееве особенной девичьей общинки. В записках Н. А. Мотовилова об этом говорится следующее: «Когда в 1825 году 25 ноября (ст. ст.), на день святых угодников Божиих Климента, папы Римского, и Петра Александрийского, пробирался по обычаю сквозь чащу леса по берегу реки Саровки к своей дальней пустыньке, увидел он... Божию Матерь... а дальше и позади Нее на пригорке двух апостолов: Петра Верховного и апостола евангелиста Иоанна Богослова. И Божия Матерь, ударив землю жезлом так, что искипел из земли источник фонтаном светлой воды, сказала ему: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии - монахини Александры?.. Потщись вполне исполнить ее, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мною обитель Мою». И велела Божия Матерь Батюшке создать особую девичью общину, взяв с прежней общинки восемь сестер, которых назвала по именам, а место указала на востоке Дивеева, против алтаря церкви Казанского явления Своего. И указала, как обнести это место канавою и валом; и с сих восьми сестер повелела ему начать обитель сию, Ее Четвертого вселенского Жребия, для которой приказала сначала из Саровского леса срубить двухпоставную ветряную мельницу и кельи первые, а потом, по времени, соорудить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив ее к паперти церкви Казанского явления Своего. И Сама дала ему для сей обители устав новый и нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы, на прием которых Сама Она изъявит Свое благоволение, и обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители Своей, изливая на нее все милости Свои и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева».
9/22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. «В зачатие праведной Анны и я хочу зачать обитель!» - торжественно объявил в этот день Старец. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. «Послушание паче поста и молитвы», - часто повторял им Батюшка. «Не смущаться и не огорчаться, - велел Преподобный, - малым молением или невозможностью исполнить все монашеству положенное по действительно крайнем недосуге, стараясь лишь непременно и хотя бы на ходу, никогда не прерывая умной молитвы, прочитывать утром, среди дня и на ночь данное им правильце, да, если возможно, всем положенное общее правило, а уж если нельзя, то как Господь поможет! Но 200 поясных поклонов Спасителю и Богоматери, как бы то ни было, исполнять обязательно». Еще наказывал «непрестанно молиться, за все благодарить Господа и всегда бодрствовать и быть радостными, дабы никогда не допускать духа уныния». Не изнуряя себя непосильными ныне подвигами поста по древним обычаям, Батюшка приказывал сестрам быть сытыми и кушать вволю, только бы не унывать. «Я, отец ваш, попекусь о вас и в сем веке и в будущем, и кто в моей пустыни жить будет, всех не оставлю и роды ваши не оставлены будут, - говорил он мельничным сестрам, и заботился о них во всех телесных и духовных нуждах. - ...Кто даже помогать будет обители моей, и те муки будут избавлены».
Через преп. Серафима Царицей Небесной даны были Дивеевской обители следующие правила.
Дабы вечно, неугасимо горела свеча перед местной иконой Спасителя в верхней Рождества Христова церкви, и вечно - неугасимая же лампада у храмовой иконы Рождества Богоматери в нижней Рождества Богородицы церкви.
В этой же нижней Рождественской церкви, которую всегда Батюшка называл усыпальницей мощей, предсказывая, что четверо мощей будут открыто почивать в ней, завещал на вечные времена читать денно и нощно неусыпаемую Псалтирь по усопшим, начиная с царских родов, иерархов Православной Церкви, благотворителей обители и кончая всеми просящими молитв о себе и присных своих, говоря, что она будет вечно питать обитель. Также завещал на вечные времена неопустительно по воскресным дням перед Литургией служить Параклис Божией Матери, весь нараспев, по нотам, оба канона попеременно, как в Саровской пустыни. «Если это исполнят, никакие беды обитель не постигнут, если же не исполнят, Царица Небесная накажет и без беды беду наживут», - строго заповедовал много раз Угодник Божий.
Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и батюшке Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Все было общее, хотя жили бедно и питались скудно.
После смерти батюшки Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В мирную жизнь сестер двух общин - Мельничной и Казанской - самовольно стал вмешиваться саровский послушник Иван Тихонов (впоследствии иеромонах Иоасаф). Батюшка Серафим при жизни запрещал ему это, но честолюбивый послушник в мечтах видел себя попечителем и духовником обители. В 1842 году Иван Тихонов выхлопотал указ об объединении двух общин. Он старался обратить к себе сестер, отвлечь их от исполнения заветов великого Старца. Ему удалось запечатать Рождественские храмы и нарушить все заповеди Царицы Небесной. 29 лет продолжалась смута, результатом которой стали нищета и долги: в обители нечем было даже замесить хлеба, а главное - разладилась духовная жизнь.
Смута завершилась после личного вмешательства Государя и Святейшеого Синода в 1862 г., когда община была возведена в монастырь и была назначена игумения Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).
Справедливость в Четвертом Уделе Божией Матери была восстановлена благодаря участию таких благодатных угодников Божиих, как свт. Филарет (Дроздов), митрополит Московский, свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский, преп. Антоний (Медведев), наместник Троице-Сергиевой Лавры, архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) и других.
Жизнь монастыря в конце XIX - начале XX века
За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 гг. обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преп. Серафимом Троицкий собор (освящен в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом св. равноап. Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя св. блгв. князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом.
Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания (манатея - тонкая домотканая шерсть). В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани. У главных ворот монастыря были устроены иконная и бакалейная лавки и караулка.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.
Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон.
Хор сестер был многочисленный. Пение было доведено до высокой степени совершенства, и все службы, даже в будничные дни, отправлялись благоговейно и торжественно.
К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты», - так отозвался о нем Нижегородский епископ Иоанникий. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.
В те годы приезжавшие в Дивеево видели и слышали, что дивеевские сестры жили и дышали батюшкой Серафимом. «Батюшка сказал!» - поминутно слышалось в их разговорах. С. А. Нилус так писал об обители в 1900 году: «Святыня - это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места, из каждой келлии, из каждого ласкового слова как самой игумении, так и всех виденных мной сестер».
После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения с. Дивеево была всего 520 человек. В 1919 г. монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора - все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.
Но несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти трудные годы к святыням Дивеева.
Монастырь от разгона до возрождения
Батюшка Серафим говорил: «Придет время и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?» В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон. В проповеди на Литургии в этот день епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».
Так сбылось предсказание батюшки Серафима. В недельный срок монастырь (трудовую артель) закрыли. В те дни, когда разгоняли монастырь, лил дождь. Казалось, плакала вся природа. Дождь очень затруднял сестрам переезд, особенно старым и больным, жившим в богадельне. После последней службы на Воздвижение многие больше никогда не увиделись и не вернулись в Дивеево. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.
Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, - протоиерею Виктору Шиповальникову (многие святыни были им переданы возрожденному монастырю в 1999 г.).
Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия (1937 г.) ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги.
Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.
21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преп. Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.
Серафимо-Дивеевский монастырь сегодня
Пророчества преп. Серафима о величии монастыря начинают постепенно сбываться. Более 400 сестер собралось на сегодня в обители. Многие желающие подвизаться на этом месте проходят испытательный срок. Сестер разных национальностей и всех специальностей, необходимых для монастырской жизни, призывает Царица Небесная в свой Удел. «Сама Матерь Божия обителью управит, всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберет и приведет, кого нет - ими же весть судьбами изженет из обители Своей; что полезное утвердит, что не полезное разорит и все, все Сама совершит, как Ее токмо единой воле здесь то угодно!» - говорил батюшка Серафим.
С 1989 года в Дивееве освящено семь храмов с тринадцатью престолами, а также сельские церкви в скитах: Покровском (с. Канерга), Никольском (с. Автодеево), Знаменском (с. Хрипуново), Архангельском, Троицком и в пос. Выездное и церкви в Кутузовском скиту и с. Понетаевка - всего 8 престолов.Ныне восстанавливаются Покровская церковь Архангельского скита, церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери на Арзамасском подворье, кладбищенская церковь преп. Сергия Радонежского в пос. Выездное, Трехсвятительский храм Нижегородского подворья. В самом Дивееве готовятся к освящению два придела восстановленной Казанской каменной церкви, домовая церковь св. равноап. Марии Магдалины в старом игуменском корпусе, строится новый храм на бывшем монастырском хуторе Ломовка. Началось восстановление бывшей больничной домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней - святыми мощами преп. Серафима, Саровского чудотворца. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.
На территории монастыря устроены гостиницы для священников. Для паломников действует гостиница в поселке Северный. Несколько небольших гостиниц находится в самом Дивееве и его окрестностях. Многие жители Дивеева по благословению монастыря принимают паломников в своих домах.
Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского, торжественно отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах.
В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению святой Канавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.
Праздник 100-летия со дня прославления преп. Серафима отмечали с большим духовным подъемом. В Сарове и Дивееве богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II. На Божественной литургии в Дивееве Патриарху Алексию сослужили представители Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского Патриархатов, архиереи почти из всех епархий России, Украины, Белоруссии и Эстонии, а также иерархи Православных Церквей: Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке и Японии. Саров и Дивеево посетили представители власти и Дома Романовых.
В день торжеств 100-летия со дня канонизации преп. Серафима Святейший Патриарх Алексий II обратился к верующим со словами приветствия: «… В одном из предсказаний Преподобного говорится, что среди лета запоют Пасху. Разве не Пасха сегодня у нас, когда мы вместе прославляем память и отмечаем 100-летие с момента прославления преп. Серафима Саровского... Пусть каждый из вас унесет эту пасхальную радость от общения с Преподобным. Я желаю, чтобы молитвы преп. Серафима укрепляли бы, давали бы силы, мужество, давали бы внутренний духовный мир каждому из вас на вашем жизненном пути. С праздником всех вас, дорогие мои!»
Важными событиями торжеств 2004 года, посвященных 250-летию со дня рождения преп. Серафима, стали освящение главного престола восстановленного Казанского храма и прославление в лике святых Нижегородской епархии блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских. К празднику были завершены работы на последнем тридцатиметровом отрезке Богородичной Канавки. В конце Канавки, на месте, где по указанию Божией Матери в 1827 году возвели мельницу для Девичьей общины, была построена и освящена деревянная часовня. В 2004 году в основном завершилось благоустройство территории центральной части обители.
По всему миру рассеяны люди, духовно близкие к Дивеевской обители, которые, побывав однажды в этом месте, почувствовали, что «счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет... от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево». Благодетельствуя обители, они помнят обещание преп. Серафима: «Кто заступит за них (дивеевских сестер) и в нужде защитит и поможет, изольется на того велия милость Божия свыше. Кто даже воздохнет да пожалеет их, и того Господь наградит».