В марте этого года в прокат вышел документальный фильм «Святой архипелаг». Притягательный северный колорит, жизнь Соловецкого монастыря, показанная изнутри,— только часть богатого содержания этого фильма. Зритель увидит в нем не только впечатляющие съемки природы и архитектуры, но и наполненные глубоким смыслом сюжеты, которые отсылают нас, в том числе, к библейским временам.
Тихая пристань
Документальное кино в наше время, как правило, фиксирует жизнь в деталях, причем в самых разных ее проявлениях. Это своего рода закон жанра. Порой действительно нужно уделить внимание мелочам, отдельным фактам, их последовательному описанию, особенно если это документальный фильм об исторических личностях и событиях. Фильм «Святой архипелаг» режиссера Сергея Дебижева несколько выходит за эти общепринятые границы.
Действие в картине начинается со съемок повседневной жизни монахов Соловецкого монастыря. Это и совместные походы за водой на источник, и заготовка сена для хозяйственных нужд, и другие немаловажные дела. В таких, казалось бы, простых, но необходимых для выживания действиях, в тяжелой физической работе монахи Соловецкого монастыря созидают свою жизнь. Неуклонно поддерживая дисциплину, постоянно творя молитву, они подготавливают себя к предстоящей встрече с Господом.
Обращают на себя внимание сплоченность монахов, их командный дух и позитивный настрой, который поддерживается доброй улыбкой, взаимным подбадриванием. И это неудивительно: только так, действуя в коллективе, можно было создать монастырь в суровых условиях Севера, на неплодородной каменистой почве, которую омывают беспокойные воды Белого моря.
Есть в этом фильме и своего рода главный герой, который время от времени появляется в кадре, напоминая зрителю о себе. Это один из насельников монастыря, который в самом начале киноленты предстает перед нами как инок, но позже буквально на наших глазах будет пострижен в монахи. Съемка обычно скрытого от мирян монашеского пострига — один из тех моментов, которые придают этому фильму неповторимое своеобразие.
Кинолента образно и доступно рассказывает зрителю о том, как монахи на Соловках в наше время высоких скоростей и компьютерных технологий совершают духовное делание. Для современных жителей мегаполиса этот мир спокойствия и ежедневных аскетических упражнений может казаться очень далеким и таинственным. Тем не менее благодаря фильму можно попытаться понять его, ненадолго приоткрыв невидимый занавес.
Прошлое, которое невозможно забыть
Идиллия монастырской жизни нарушается в кадре революционным переворотом 1917 года и событиями, которые за ним последовали. За короткое время Соловецкий монастырь из обустроенного тихого места превращается в тюремный каземат, населенный замученными голодом и работой, теряющими человеческий облик людьми, которые были признаны новой властью опасными и неблагонадежными.
Принудительные работы, которыми нагружали узников Соловецких лагерей, превышали человеческие возможности. Именно поэтому те, кого там размещали, массово умирали в первую очередь от невыносимых условий. Фильм рассказывает о нескольких десятках тысяч людей, в разное время заключенных в этой тюрьме-крепости, из которой практически невозможно было бежать в силу ее оторванности от материка.
Этот промежуток времени острой болью впился в судьбы людей, многие из которых еще застали старую, патриархальную Россию, в которой они мечтали, любили и строили свои планы на жизнь. По жестокому стечению обстоятельств их мечтам не суждено было сбыться, как не сбылись надежды монахов Соловецкого монастыря на тихую и размеренную жизнь.
Рассказ о ликвидации и разграблении монастыря как гром поражает зрителя, и кажется, что этому разорению не будет конца. Природа Соловков играет здесь свою выразительную роль, добавляя образности документальной киноленте. Ее порой резкие изменения, морские приливы и отливы создают эмоциональный фон к стремительно разворачивающимся событиям.
Эта часть фильма помогает зрителю глубже осмыслить тот тяжелый период нашей истории. Картина наглядно показывает, что путь крови, на который тогда вступила часть общества, является по сути своей тупиковым и не может привести ни к чему созидательному.
Возвращение к истокам
Фильм «Святой архипелаг» не похож на историческую кинохронику. Соловецкий монастырь в нем — скорее вневременной образ, проекция Святой Руси, которую авторы картины переносят на современность. События в нем схематичны, они переносят зрителя из наших дней в XX век и обратно. Помогая понять трагедию прошлого столетия, создатели фильма подталкивают зрителя к самостоятельному размышлению о том, чем же являются Соловки для нашей страны, символом чего они выступают сегодня, в XXI веке.
Сменились поколения, и жизнь в монастыре вновь затеплилась, как лампада в холодной ночи. На территории монастыря, в далеком уже от нас 1989 году, вновь появилась небольшая община верующих. С этого момента и начинается возрождение северной обители, открывается новая страница в ее истории.
Спустя некоторое время появились и первые насельники, обязанностью которых стала молитва за судьбу страны и целого народа. Какое прошлое у этих монахов, периодически появляющихся в кадре, таких разных по характеру? Какой опыт у каждого из них за плечами? Об этом любопытный зритель может только догадываться.
При просмотре фильма может показаться, что это и есть то самое место, то райское состояние, в котором нет времени как такового, а существуют только Божественная любовь и спокойствие. Наверное, именно поэтому в фильме красной линией проводится мысль о том, что Соловки — это земная модель рая. О вневременном значении монастыря говорит и сам слоган фильма: «Соловки — из бесконечности в вечность».
Фильм «Святой архипелаг» — это решительная попытка вывести документальное кино в нашей стране на новый уровень, причем как в плане технологического новаторства, используемых методов съемки, так и в плане создания смыслов, так необходимых сегодня для развития русской культуры и общественной мысли.
Картина дает возможность жителям современного города ненадолго погрузиться в атмосферу монастыря, где простота соседствует с величием духа. Она побуждает переосмыслить свою жизнь, сравнить ее с непростой, но благодатной жизнью иноков и монахов. Возможно, для кого-то из зрителей просмотр фильма и последующее посещение Соловков станут своего рода возвращением к себе, к своей душе, которая, как известно, постоянно находится в поисках Бога.
Газета «Православная вера», № 06 (722), июнь 2023 г.