Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Апостолы любви
Просмотров: 6550     Комментариев: 0

Какими людьми были Петр и Павел?

 

12 июля по новому стилю Православная Церковь чтит первоверховных апостолов Петра и Павла. С их именами связан летний пост, который начинается через неделю после Пятидесятницы и завершается в день памяти двух апостолов. В этот день в Риме с разницей в несколько лет Петр и Павел были казнены за ревностную проповедь Евангелия. Именно им по преимуществу принадлежит заслуга создания Христианской Церкви. Если не в мистическом значении таинственного Тела Христова, то в практическом, как совокупности общин, объединенных одним вероучением, охвативших в конце их жизни всю ойкумену. 

Проницательный и пылкий

 

Среди первых проповедников христианства трудно найти людей более несходных  по характеру и темпераменту, нежели апостолы Петр и Павел.

Апостол Петр появляется на страницах Евангелия вслед за своим братом Андреем, первым учеником, которого выбирает Христос. В момент призвания Симон – таково природное имя Петра – взрослый семейный человек, имеющий в руках надежное ремесло рыбака. Основательность характера делает его, пожалуй, самым уважаемым членом апостольской общины. Его и только его Христос называет «по имени – отчеству»  - Симон сын Ионы, явно выделяя его из ряда других учеников.

Простота Петра не лишает его духовной проницательности. Именно он угадывает в Иисусе из Назарета Мессию, Сына Божия, пришествие которого было предсказано древними пророками.

Эта духовная проницательность позволяет Симону приобрести новое имя. Христос называет его Петром, по-гречески камнем, который должен стать первым и краеугольным в основании будущей Церкви.

Известный эпизод предательства Христа раскрывает другую важную черту характера Петра – предельную искренность и природную пылкость. Внимательный читатель Евангелия не может не заметить, что не один Петр клятвенно обещал душу положить за своего Учителя. Как отмечает евангелист Матфей: «подобное говорили и все ученики» (Мф. 26,35). Но все они разбежались из Гефсиманского сада. И только Петр предпринял попытку защитить Христа, ударив в душевном порыве мечом одного из слуг первосвященника (Ин.18,10). История же троекратного отречения Петра, о которой охотно рассказывают все четыре евангелиста, делается широко известной из-за глубокого и искреннего раскаяния апостола, который считает нужным говорить о своем малодушии.

После Воскресения и Вознесения Христова Петр сразу становится во главе апостольской общины. Он распространяет проповедь христианства за пределы Палестины и совершает крещение первого язычника – римского сотника Корнилия.  

В дальнейшем проповедь христианства среди язычников становится делом апостола Павла и его соратников. Петр проповедует главным образом среди иудеев. Однако в конце своей жизни, уже после смерти Павла, он оказывается в Риме, откуда пишет два своих знаменитых Соборных посланий, обращенных к христианам малоазийских общин. В них, кроме нравственных наставлений, Петр поднимает глубочайшие вопросы, которые легли в основание богословской науки в последующие эпохи.  

Апостол Петр погибает в 67 или 68 г. во время второй волны гонений императора Нерона. Как иудея его подвергают позорной казни через распятие. По преданию, Петр заявляет о том, что он недостоин умереть так же, как умер Спаситель, и его распинают вниз головой.  

По дороге в Дамаск

 

Павел, первоначально именовавшийся Саулом или Савлом, появляется на страницах Нового Завета значительно позднее Петра. Он является уроженцем малоазийского города Тарса и наследует от отца звание римского гражданина, которое впоследствии много поможет ему в апостольской проповеди. В отличие от Петра, Павел получает прекрасное образование, дающее ему возможность хорошо разбираться в античной культуре. Обращаясь к христианам языческого происхождения, Павел будет уверенно цитировать знаменитых греческих поэтов. Он имеет представление о философии стоиков, и это станет причиной появления в Средневековье его подложной переписки с родоначальником этого направления античным философом Сенекой.

Образование не мешает Савлу быть ревностным фарисеем. Он уверен, что причиной всех бедствий еврейского народа является отступление от веры отцов, частным случаем которого является христианство. Впервые мы встречаемся с ним во время убийства первомученика Стефана. Это побиение камнями является ритуальной казнью вероотступника. Поэтому юноша Савл только сторожит одежду разгоряченных гневом уважаемых членов фарисейского сообщества.

Духовный переворот происходит на пути в Дамаск, куда Савл отправляется с карательной экспедицией, получая от Синедриона право преследовать иудеев, ставших христианами. Явившийся Христос заставляет Савла мгновенно пересмотреть свою жизнь и свои убеждения. Он удаляется на родину в Тарс и только через три года оказывается в Антиохии, которая в это время становится центром апостольской проповеди. Свои послания, обращенные к христианам основанных им общин, он подписывает новым именем Павел, Паулюс – малейший или ничтожнейший, признавая свою малость по сравнению со старшими апостолами. 

Общины того времени нуждались в ясном изложении христианского вероучения, особенно тех его разделов, которые касались самой сущности христианства. Что принес на землю Христос? В чем состоит спасение человека? Что необходимо сделать для того, чтобы спастись? Эти и многие другие вопросы вероучения нашли отражение в знаменитых Посланиях апостола Павла.

Свой среди чужих

 

Главная заслуга Павла состоит в решительном  расширении границ Церкви. В миссионерских путешествиях, которые охватывают все большее пространство, включая в итоге и Западную Европу, его ожидает множество опасностей, но и немало курьезов. Так жители Листры собираются принести ему жертвоприношение, принимая за сошедшего с Олимпа бога Гермеса.

Его ораторское искусство и литературное мастерство отражаются в посланиях, из которых сохранилось четырнадцать, и которые представляют собой вершину христианской мысли. При этом каждое из этих посланий  - не отвлеченный богословский трактат, а исполненный живым чувством, по преимуществу любовью, но иногда негодованием и даже гневом призыв быть верными Христу. «У вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4,15) - напишет он христианам Коринфа.

Главная тема посланий Павла – оправдание верой. Человек спасается не делами закона, не добродетелью, к которой он себя может принудить, но живой верой. При этом вера понимается не только как убеждение или доброе намерение, не как согласие с высоким нравственным содержанием Евангелия, но как жизнь во Христе, как каждодневный подвиг. Только в этом случае вера становится настолько совершенной, что превращается в силу, спасающую человека. Так в Первом Послании к Коринфянам читаем: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13,2). Это означает, что даже та труднодостижимая вера, которая позволяет с легкостью передвигать горы, без любви не имеет никакой ценности и не приносит никакой пользы. И что любовь является высшим проявлением веры, только такая вера становится средством спасения человека. Апостол Павел в послании к Галатам говорит об этом очень определенно: «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал.5,6).

Эта «вера, действующая любовью» переносит христианина в Вечность. «Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится »(1 Кор. 13, 8).   При этом все остальные категории земного бытия, даже такие необходимые как вера и надежда, претерпят изменения  и как ненужные исчезнут: «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13,10).

Апология свободы

 

Среди понятий, чаще всего встречающихся в посланиях апостола Павла, особое место занимает свобода. Для него она  - главная онтологическая характеристика человека. По апостолу Павлу свобода является драгоценным  даром  Божиим и одновременно священной обязанностью человека.  Свобода – это всегда риск: Бог рискует, допуская в Эдем искусителя, но  без возможности выбора первый человек не был бы в полном  смысле  свободным.  Эта рискующая  свобода  в  нравственном  отношении предпочтительнее порабощающего знания,  и вера, не мыслимая без свободы, становится духовным подвигом человека,  делом всего его существа,  а  не только размышляющего интеллекта.  Нравственная ценность свободы постоянно подчеркивается апостолом  Павлом: " К  свободе призваны вы,  братья!" (Гал. 5:13) " Вы куплены дорогой ценой, не делайтесь рабами человеков!" (1 Кор.  7:23) " Стойте в свободе, которую даровал  вам  Христос,  и не подвергайтесь опять игу рабства.  " (Гал.5:1) " Господь есть Дух, а где Дух Господень, там  свобода» (2  Кор.  3:17)

Последние годы своей жизни апостол Павел проводит в Риме. В течение двух лет он находится в заключении, ожидая императорского суда. Как гражданин Рима он имеет на это полное право. Земная жизнь Павла завершается во время первого гонения Нерона примерно в 64 г. Статус римского гражданина помогает ему избежать мучительной смерти через распятие. Смертная казнь была совершена через отсечение головы…

***

При всем несходстве жизни и судьбы, апостолы Петр и Павел едины в своем искреннем исповедании христианской веры. Меньше всего они хотели быть лидерами Церкви, помня о немощи, присущей каждому человеку. Павел говорил о себе, что "недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию" (1Кор.15,9). Петр же всегда помнил о петухе, пропевшем в роковую ночь во дворе иерусалимского первосвященника. Их миссия не была основана на епископской власти, хотя иногда они могли употребить ее очень решительно. Успех апостольской проповеди основывался на личном примере, на личном исповедании Евангелия, завершившемся мученичеством обоих. В этом они твердо следовали наставлению Учителя, промыслительно назвавшего Своих учеников апостолами: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16)…

Газета «Саратовская панорама» № 25 (902)

Материалы по теме

12 июля Церковь совершает память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. О духовной значимости этого торжества говорит то, что ему предшествует пост. Ведь призыв к посту — это всегда призыв к особой духовной сосредоточенности, к внутренней мобилизации человека. В этот день мы должны не просто отстоять службу, а впустить праздник в свое сердце

Просмотров: 2231
Комментариев: 0

Одна из самых мощных, ярких и решающих личностей Нового Завета — галилейский рыбак Симон, он же святой первоверховный апостол Петр, камень, на котором Сам Господь основал Свою Церковь (см.: Мф. 16, 18). Каким предстает он перед нами — в Евангелиях, в Книге Деяний, в его собственных соборных Посланиях — письмах первым последователям Христа?

Просмотров: 3567
Комментариев: 0

12 июля мы отмечаем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этому празднику предшествует Петров пост, который также называют постом Апостольским. О том, в чем заключается апостольское служение и как может христианин нести его в современном мире, мы беседуем с настоятелем храма во имя Новомучеников и исповедников Саратовских священником Андреем Солодко

Просмотров: 3793
Комментариев: 0

29 июня/12 июля Святая Церковь торжественно совершает празднование святым славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу. Хотя святые Петр и Павел по достоинству своему во всем равны прочим апостолам, однако Церковь особо отличает их, усвоив им наименование «первоверховные», «верх апостолов», «Богопроповедников предстоятели» и учредив для них особый день празднования. Основанием для такого особого чествования служат обстоятельства их жизни и духовный их подвиг. Об этом читателям рассказывает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова протоиерей Михаил Беликов

Просмотров: 3051
Комментариев: 0

Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню по традиции предшествовал многодневный пост. Так в чем же смысл столь особенного почитания праздника святых апостолов Петра и Павла? Почему память об этих людях, живших две тысячи лет назад, так сильно воздействует на нас и вдохновляет на христианскую жизнь? Кем были эти два человека, оказавшие небывалое влияние на мировую историю?

Просмотров: 3724
Комментариев: 0

12 июля по новому стилю — память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Если придерживаться церковного предания, то этот год — юбилейный: ровно 1950 лет минуло с тех пор, как кровь святых апостолов Петра и Павла оросила землю «вечного» Рима — Нового Вавилона. Это потом в нем воссияет свет христианской веры, а тогда пылали огнем заживо сжигаемые вместо факелов члены первых христианских общин — на потеху безумному императору Нерону

Просмотров: 4042
Комментариев: 0

Есть очень интересная икона святых апостолов Петра и Павла, на которой они изображены в тесных братских объятиях. Объятия символизируют одновременно и любовь друг к другу, и общность того, чему была посвящена жизнь каждого из них — проповеди Благой вести Господа Иисуса Христа…

Просмотров: 4584
Комментариев: 0

Любой святой был лишен теплохладности, несовместимой с духовной жизнью, но сегодня хочется вспомнить о святых первоверховных апостолах Петре и Павле, каждый из которых был настолько горяч, что после их проповеди ко Христу обращались тысячи человек…

Просмотров: 3546
Комментариев: 0

Рим действительно заслуживает сравнения со Святой Землей — не только по количеству и значимости святынь, которые пребывают в Вечном городе, но и потому, что тысячи людей — безвестных и прославленных Церковью, широко почитаемых, любимых православными людьми святых — в первые века христианства приняли здесь мученическую смерть за Христа. Среди них — святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Просмотров: 9075
Комментариев: 0

Мы празднуем сегодня день святых Апостолов; и мы не всегда отдаем себе отчет, как мы должны быть им благодарны за то, что мы сейчас веруем во Христа, что мы можем Ему молиться, просто за то, что мы — Христовы. Им было дано так много, что они могли бы замкнуться на этом и сказать: Для меня этого хватит на всю жизнь... Апостол Иоанн, говоря об апостольском свидетельстве, пишет: Мы говорим о том, что мы видели, что мы слышали, что мы осязали...

Просмотров: 3665
Комментариев: 0

Из всех апостолов Святая Церковь особенно прославляет этих двух апостолов, называя их славными и первоверховными. Такая высокая честь воздается им за те великие труды и подвиги в деле Евангельского благовествования, какие они на себя подъяли...

Просмотров: 6441
Комментариев: 0