Во многих храмах к алтарному служению привлекают мальчиков. Благословить мальчика на послушание в алтаре – значит помочь ему войти в практику церковной жизни, попытаться сформировать в нем навыки служения Богу и людям. Такая точка зрения распространена в церковной среде, в том числе и среди духовенства. Задача священника – воспитать из тех, кого он благословил помогать во время службы, ответственных и искренних христиан. Поэтому важно внимательно приглядеться к кандидатам еще до того, как они перешагнут порог алтаря. Как сделать пребывание в алтаре полезным для алтарника, и в то же время что необходимо, чтобы алтарники не отвлекали священника от молитвы и совершения таинства Евхаристии? Мы попросили порассуждать об этом клириков Саратовской епархии.
Иерей Александр Станотин, настоятель храма во имя святых Царственных страстотерпцев г. Саратова:
– В алтарь надо приглашать подростков, которые уже определенное время ходят в храм, к которым успели присмотреться. Почему? Обязанность алтарника – помогать священнослужителям в алтаре во время службы. Это разные обязанности: зажечь лампады, принести просфору и записки, разжечь кадило и при необходимости его подать, приготовить теплоту и прочее, а не только красивый выход со свечами и раздача просфор. В алтаре необходимы дисциплина и умение молиться. Основы молитвы, умение слушать службу нужны подростку, пришедшему в алтарь, так как на богослужении есть моменты, когда алтарнику надо просто стоять и слушать, что читается и поется. Можно сказать, что этому порою долго учатся. Согласен. Но хотя бы небольшие навыки молитвы и послушания у подростка входящего в алтарь, должны быть.
С другой стороны, у мальчика должно быть желание стать алтарником. Здесь примером может послужить воспоминание протоиерея Геннадия Беликова. Он рассказывал, что когда еще стоял в храме как прихожанин, увидел однажды, что в алтаре на семисвечнике не горит одна лампада, и у него зародилась мысль: если он попадет в алтарь, то всегда будет смотреть за тем, чтоб лампады горели. У него появились духовная ревность, желание послужить Богу, которое Господь принял. И он не только стал алтарником, но окончил семинарию и стал священником.
В том, чтобы воспитать благоговение и любовь к храму, думаю, многое зависит от окружающих взрослых: не только от священника (хотя его в первую очередь), но и от прихожан. Если юный алтарник будет видеть благоговение у взрослых, которые его окружают, то их пример станет для него ориентиром. Причем благоговение может проявляться не только в том, что в храме не допускаются праздные разговоры, но и в том, как служит священник, как читают и поют на клиросе, как относятся к храму сами прихожане. Все это создает определенную духовную среду, которая и будет воспитывать не только молодого алтарника, но и других людей, пришедших в храм.
Если юные пономари ведут себя неподобающим образом, то здесь надо понять, что является причиной такого поведения: юный возраст (трудно стоять на месте, хранить молчание) или сознательное поведение, выражающее в том числе и нежелание находиться в алтаре (устал, скучно и т.д.). Исходя из ситуации нужно и поступать: увещевать, объяснять или же отстранить от алтарного послушания и дать время, чтобы подросток дорос до него.
Иерей Антоний Давиденко, настоятель храма во имя святителя Иоанна Златоуста г. Саратова:
– В данном вопросе, я считаю, не может быть каких-то шаблонов и универсальных алгоритмов, поскольку приходская жизнь – это живой динамичный процесс, в который вовлечены совершенно разные люди со своими мнениями, своим житейским опытом и привычками. Тем не менее можно сказать с уверенностью, что молодежь необходимо привлекать не просто к церковной жизни, а к участию в богослужении и жизни прихода. Что касается алтарного послушания, следует сразу сделать оговорку относительно возможностей храма, в частности, частоты богослужений и вместительности алтаря. Если, например, богослужение совершается 1–2 раза в неделю и алтарь небольшой, то привлечение большого количества алтарников приведет к толкотне и суете, что будет лишь отвлекать от молитвы, а не способствовать ей, а сами юные помощники будут скучать, ожидая своей очереди подать кадило или выйти со свечой. Это первый момент, который следует учитывать. Еще следует обратить внимание на желание и стремление самих молодых людей участвовать в богослужении, ведь в противном случае, когда у ребенка нет желания помогать батюшке в алтаре, может возникнуть отношение к послушанию как повинности, что приведет к плачевным последствиям.
Любое решение относительно привлечения людей к приходским послушаниям должно быть обдумано, а священнику следует внимательно присматриваться к кандидатам в пономари. Очевидно, что нужно привлекать к этому делу ребят, регулярно посещающих богослужение, а не наоборот пытаться заставить их чаще бывать в храме путем привлечения в алтарники.
Благоговение и любовь воспитываются прежде всего личным примером. Как известно, дела говорят больше, чем слова. В то же время молодому христианину трудно порой идти путем веры, поэтому он нуждается в поддержке. Лучше всего получать такую поддержку через регулярную исповедь, участие в таинстве Евхаристии и личное общение со священником. Если юноша осознаёт, что несет ответственность за свое поведение в алтаре не перед батюшкой, а перед Богом,– это многое значит.
Бывает, что молодые люди забываются и привыкают к святыне. Можно даже сказать, что это неизбежно, если человек несет послушание на протяжении нескольких лет. И к этому священник тоже должен быть готов, чтобы вовремя распознать это состояние и отреагировать. Необходимо учитывать индивидуальные особенности юного помощника и подобрать наиболее эффективный метод воздействия в конкретном случае.
Священник Павел Морозов, настоятель храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова.
– Я сам впервые вошел в алтарь, когда мне было 23 года. Этот момент для меня был очень волнителен, и ощущение того, что я нахожусь во святая святых, сохраняется по сей день. Думаю, со мною согласятся все, кто имел подобный первый опыт, будучи уже взрослым человеком. Когда я сам стал настоятелем храма, для того чтобы заинтересовать приходских мальчишек, решил самых активных позвать в алтарь. Основными критериями при выборе помощников являлись частота посещения богослужений, частота причащения и возраст. Не было строгих рамок, в большинстве своем был индивидуальный подход. Поначалу все было хорошо, ребята учились, вникали в богослужение, вели себя тихо, но чем больше их собиралось в алтаре и чем привычнее для них становилось пребывание в нем, тем сложнее их было контролировать.
Конечно, основным моментом воспитания в ребенке благоговения и любви к алтарю является личный пример родителей, священника и других взрослых, присутствующих в алтаре, однако не стоит забывать, что дети и в алтаре остаются детьми. У каждого из них есть свои особенности характера и воспитания. Кто-то рассеян и ему сложно сконцентрировать свое внимание на особо важных моментах службы, кто-то неусидчив и гиперактивен, стоять смирно даже на Евхаристическом каноне он при всем желании не сможет, постоянно будет отвлекаться и находить себе занятие. Кто-то любит быть в центре внимания, и когда попадает в коллектив сверстников, совсем забывает о том, где он находится, начинает «заводить» остальных. Также необходимо сделать поправку на то, что далеко не каждый ребенок, даже воспитанный в церковной семье, имеет свой личный религиозный опыт, опыт общения с Богом как с Личностью. Часто дети воспитываются в традиции и обряде и пока еще не способны осознать все величие и сакральность происходящего, почувствовать присутствие Живого Бога. Даже если взрослые ведут себя в алтаре предельно благоговейно, сдержанно и внимательно, дети, собравшись группой, в которой вдруг окажется «заводила», обязательно начнут отвлекаться и хулиганить.
Возникает вопрос: как воспитать в юном пономаре любовь и благоговение к богослужению и что делать, если ребята начинают себя вести неподобающим образом? Честно? Для нас этот вопрос остается открытым, и мы стараемся экспериментировать, стремясь, с одной стороны, совсем не ослабить дисциплину. а с другой стороны, не перегнуть палку, отпугнув ребенка излишней строгостью от Церкви. Даже система поощрений и наказаний часто перестает работать, так как санкции в виде поклонов, отжиманий, приседаний и подобных «физкультурно-оздоровительных мероприятий», проводимых по окончанию службы, бывает, наоборот, раззадоривают детей. Иногда приходится идти на крайние меры и просто выгонять хулиганов из алтаря. У нас вошла в норму коллективная ответственность: не важно, кто виноват, из алтаря выходят все. Но и тут мы сталкиваемся с проблемой. Дети настолько привыкают к происходящему, что и находясь в храме, продолжают болтать и заниматься своими делами.
Все эти проблемы не новы и не касаются исключительно юных алтарников. В какой бы среде дети ни росли, они не перестанут быть детьми со свойственными их возрасту шалостями. На это всегда надо делать поправку и вспоминать себя в том же возрасте. Нам остается только подавать собственный пример, внимательно наблюдать, стараться контролировать процесс взросления и становления личности и, самое главное, научиться выдерживать золотую середину между излишней строгостью и излишней мягкостью.
Священник Макарий Тагаев, настоятель храма в честь Преображения Господня с. Пристанное:
– Алтарники, даже если речь идет о детях,– это уже отчасти воцерковленные люди. По традиции Церкви в алтарь могут входить для несения послушания только те, кто знает и может осознанно прочесть православный Символ веры. Поэтому в первую очередь алтарником следует становиться тому, кто уже испытан участием в богослужениях и таинствах Церкви.
Приведу один наглядный пример: старший брат пономарит, а его младший шестилетний брат стоит в храме всю службу один. Стоит как свечка. Одну службу стоит, другую… Глядя на такое серьезное отношение к богослужению, я позвал его к нам на подмогу. И хотя я считаю, что раньше одиннадцати лет мальчиков лучше не привлекать к помощи в алтаре, сделал исключение. И новый алтарник не подвел: оказался очень серьезным парнем.
В нашем Преображенском храме за десять лет моего служения из маленьких мальчиков-алтарников выросло уже несколько взрослых парней и им на смену пришли юные братья во Христе.
Одним из важных моментов является собственное желание юного пономаря послужить Богу. Это не должно быть лишь волей его верующих родителей, подобный подход может повредить веру ребенка.
Если говорить о воспитании благоговения и любви к храмовому богослужению среди алтарников, то важен пример самого духовенства и старших пономарей. Самое главное, чтобы все присутствующие в алтаре помнили, что находятся в месте особого пребывания Божия, где неуместны пустые разговоры и отвлечения от службы.
Очень важны в «алтарном коллективе» добрые братские отношения, уважение к священнику и друг к другу, а также понимание, что все участники делают общее дело. Недопустимы споры в богослужебных вопросах. Порой молодые ребята по своей чрезмерной ревности могут начать устраивать соревнования: кто сделает что-то лучше или быстрее. Это может серьезно отвлекать священника при совершении богослужения. Я своим помощникам всегда пытаюсь донести мысль о том, что можно даже не совсем вовремя подать что-то, главное – никого не отвлечь от молитвы ни в алтаре, ни в храме. Пожалуй, именно общее уважение к молитвенному собранию верующих и понимание необходимости не мешать славить Бога единым сердцем и едиными устами способно воспитать в душе благоговейную любовь к храму.
К сожалению, бывают случаи неподобающего поведения в алтаре. Но я убежден, что это происходит по недоразумению. Чтобы исключить подобное, нужно постараться еще до начала несения послушания объяснить правила поведения в алтаре. Например, современной проблемой являются чрезмерное использование телефонов и прочих гаджетов. У нас с ребятами уговор, что телефоны мы или оставляем дома, или отключаем на время богослужения. Также я стараюсь быть в курсе отношений ребят друг с другом. Это помогает сохранить мирную атмосферу.
По моему мнению, излишняя строгость со стороны священника, даже в момент оплошности, неуместна, особенно по отношению к детям. При этом у каждого несущего послушание в алтаре должно быть понимание, что данная ему возможность – это большая радость, которой можно лишиться из-за своего поведения.