Именно так ответила Татьяна Васильевна, прихожанка Духосошественского храма, на мой вопрос, почему она сейчас здесь, в Покровской церкви, на торжественной встрече великой святыни: древней иконы Божией Матери «Знамение», Курской Коренной.
Другие отвечали иначе, но все — сразу, кратко и совершенно искренне — от сердца.
Ольга, прихожанка Христорождественского храма:
— Сама Богородица сюда к нам пришла, как же я не пойду к Ней навстречу?
Александра, церковь Серафима Саровского:
— Курская икона в моем домашнем красном углу стоит уже много лет, и я очень ждала встречи — не со списком, не с копией уже, а с нею самою. И какой красивый, какой глубокий акафист Божией Матери перед этой иконой мы сейчас слышали! Он отражает всю нашу жизнь, все ее случаи.
Татьяна — Покровский храм для нее родной:
— Это величайшая святыня, встретить ее и поклониться ей — огромная радость для нас. Дай Бог здоровья всем, кто содействовал ее прибытию в Саратов.
Елена, прихожанка храма Бориса и Глеба:
— Это просто счастье, что она сейчас здесь.
Тамара Александровна, церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы:
— Я здесь потому, что я верующий человек и чувствую потребность прикоснуться к святыне.
Наталья, Покровский храм:
— Как можно не прийти к иконе, которая исцелила Серафима Саровского?
Еще одна Наталья:
— Эта икона в самые трудные годы объединяла русских православных людей. Сейчас в мире столько зла, греха, неправды — мне кажется, она нас против всего этого объединяет.
Мария:
— Что меня сюда привело? Вера в чудеса, совершаемые по молитвам Богородице, в Ее помощь, желание укрепляться в этой вере.
Не каждый день увидишь столько радостных лиц в одном месте. Люди собрались, несмотря на будний день, поздний час, аномальное августовское пекло. Курская Коренная прибыла в Саратов из Нью-Йорка в сопровождении своего сегодняшнего хранителя — Епископа Манхэттенского Николая: выйдя из машины, он благословил саратовцев этим древним русским образом. А затем, уже в храме, икону поднял над нами всеми Митрополит Лонгин, это была незабываемая минута.
Владыка Лонгин, обращаясь к собравшимся, кратко напомнил историю древней святыни, которая в 1920 году вместе с остатками армии Врангеля покинула Россию и стала Одигитрией — Путеводительницей — Русского Зарубежья; а после воссоединения двух частей Русской Церкви, произошедшего в 2007 году, вновь посещает и Курск, и другие города нашего Отечества.
— Это благословение Божие, благословение Царицы Небесной нам, грешным, и напоминание о том, что никто из молящихся Матери Божией не остается неуслышанным и неутешенным Ею. Множество чудотворных икон Царицы Небесной, рассеянных по всему лицу земли,— самое яркое тому свидетельство. Благодарю Вас, Владыка,— обратился Митрополит Лонгин к Епископу Николаю,— и, конечно, наша первая благодарность — Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви Митрополиту Илариону, благословением которых эта икона сегодня пребывает с нами.
Владыка Николай поздравил всех собравшихся с великим праздником — прибытием святыни:
— Сегодня здесь, в храме в честь Покрова Божией Матери, мы с вами чувствуем Ее благодать. Я передаю вам приветствие Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, членов Архиерейского Синода и нашей паствы. Мы всегда волнуемся, когда икона уезжает от нас, совершая свое всемирное паломничество, но и радуемся тому, что эта святыня приносит радость и утешение православным людям по всему миру. Ни одна икона не путешествует столько, сколько Курская Коренная. Это великое чудо, ведь ей более семисот лет…
Гость из Нью-Йорка подчеркивает, что древний образ сегодня — «это не только святыня русских, живущих за рубежом, это святыня православных людей по всему миру. К ней приходят и сербы, и греки, к ней приходят люди неправославные и чувствуют в ней что-то такое, что принимают потом православную веру».
Владыка Николай пожелал каждому из тех, кто придет в эти дни в Покровский храм, «очень постараться», чтобы встреча была полной, настоящей, чтобы «не просто прийти и уйти», а «включиться в историю всех людей, которые веками молились перед этим образом, проливая слезы радости, слезы прощения, покаяния и благодарности».
Игумен Серафим (Котельников) — наместник Курской Коренной пустыни, то есть того самого монастыря, который возник на месте обретения Курской Коренной иконы. Он прибыл в Саратов, чтобы встретить ее здесь вместе с нами.
— Отец Серафим, Вы в разных городах были с иконой, видели, как ее встречают. Есть что-то характерное, общее?
— Да, мне приходилось сопровождать ее и на Украине, и на Урале, и в Москве. И везде икону встречала любовь — любовь православного народа к его святыне. Ведь Курская икона — это древняя святыня, сохраненная именно в лоне Церкви — не в музее, не в галерее, не под государственным присмотром, а в среде верующих людей, в русском Зарубежье. Это образ, намоленный веками. И когда человек понимает, перед какой иконой он сейчас стоит, благоговейный трепет охватывает его душу. Люди из сопровождавших икону делегаций Зарубежной Церкви говорили мне, что больше всего их в России удивило: во-первых, то, что очень много молодежи приходит к иконе, а во-вторых — глаза людей, которые к ней прикладываются. Эти глаза полны мира, радости и надежды. Когда человек настраивается на духовное общение со святыней и открывает свое сердце, то посрамленным, не утешенным он от иконы не отходит.
У Курской Коренной иконы был совершен молебен с акафистом, в котором есть такой кондак: «Бури искушений, на нас находящия, скорбям же и болезням, нас посещающим, егда терпению в нас оскудевати и духу нашему смущатися, притецем ко образу Пречистая Девы и слезы точаще Той, от сердца возопиим: Богоноснеи руце Твои нам простирающи, из глубины зол возведи ны, яко да благодарными усты зовем: Аллилуиа». За богослужением пел хор русско-американского музыкального института имени Патриарха Тихона (ПаТРАМ) под руководством Владимира Горбика.
А потом сразу выстроилась длинная-длинная очередь стремящихся приложиться к святыне. А когда уже стемнело, когда мы стали постепенно, друг за другом, покидать храм, на неостывший от дневного зноя асфальт упали первые капли, и на город обрушился роскошный ливень.