Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

«Верую!», или О чем тоскует русский мужик
Просмотров: 589     Комментариев: 0

Есть фильмы, которые нельзя пропустить, нужно обязательно посмотреть и рассказать другим, чтобы тоже посмотрели. Жаль будет, если не увидят. Фильм «Верую!» — как раз один из таких. Посмотреть эту картину желательно хотя бы потому, что снята она по мотивам рассказов Василия Шукшина, а это всегда стопроцентное попадание в сердце. От его рассказов и фильмов веет такой теплотой и такой абсолютной правдой, что перечитывать и пересматривать их хочется снова и снова. Все дело в глубоком знании русского характера, любви к простым людям и всеобъемлющей любви к родине, будь то страна или маленькое село.

Болит душа от пустоты

Фильм «Верую!» снят режиссером Лидией Бобровой, которая пришла в кинематограф благодаря влиянию творчества Шукшина. В одном из интервью режиссер сказала так: «Мои фильмы для народа и про народ, поэтому я думаю, что они для всех». Она сумела создать пронзительную картину о простом деревенском мужике Максиме Ярикове, который неожиданно для себя вдруг задумался над извечным вопросом: зачем человек живет? «Половину жизни отшагал, а ничего значительного не произошло» — эта мысль не дает герою картины покоя. И тоска на него нападает, душа начинает болеть, а раз болит, значит, она есть? Мучительно ищет Максим ответ на вопрос, почему болит душа и что с этим делать. Он хочет разобраться, найти причину своей тоски, но окружающие его не понимают, даже самые близкие. Суровая супруга Людмила вообще требует от чудаковатого мужа только одного — чтобы был, как все. Но Максим, хоть и выпить любит, и жену грубым словом может «приласкать», но «если что-то втемяшится в его башку, ни за что не отступится», — говорит о нем супруга.

И для писателя Василия Шукшина, и для режиссера Лидии Бобровой, авторов правдивых, совестливых, духовных, судьба России и судьба народа — главные темы творчества. Режиссеру удалось передать дух шукшинской прозы, где трагическое переплетается со смешным, а мудрость заключается в самых простых вещах. Чудаковатые, искренние, ищущие во всем высший смысл герои рассказов Шукшина существуют на экране так же достоверно и естественно, как в книгах писателя. И в этом несомненное достоинство фильма «Верую!».

Эпиграфом к картине стали слова писателя: «Важно прорваться в будущую Россию». Каким ее видел Шукшин в 70-е годы прошлого столетия? Картина начинается с того, что Максим слышит, как сын заучивает финальный фрагмент гоголевских «Мертвых душ», и его вдруг ошеломляют известные каждому школьнику строки. «Святая Русь-тройка мчится, вдохновленная Богом, а кто в тройке едет? Что хотел сказать Гоголь? Зачем посадил в тройку мошенника Чичикова? Неужели это и есть будущее России?» — размышляет герой. Загадка классика не даёт покоя Максиму. Не смог ничего объяснить и местный учитель, он привык разъяснять школьникам, что Гоголь сравнивает Русь с тройкой, чтобы показать ее движение вперед, к светлому будущему. Но что-то здесь не так, неужели в этом светлом будущем будут процветать прохиндеи чичиковы? А у Гоголя уже не спросишь!

Нам нельзя без веры!

В поисках истины Максим отправляется к попу-расстриге, отлученному от Церкви то ли за пьянство, то ли за какую-то крамолу, и задает священнику мучающие его вопросы: во что верить и зачем Бог все это затеял на земле? Богословский диспут за банкой спирта — одна из лучших сцен картины — получился нешуточный. Хитроватый поп, гениально сыгранный актером Федором Ясниковым (замечательная находка режиссера!), в Бога не верит, но его философия — смесь христианства с материализмом — обильно приправлена православной догматикой. Он говорит Максиму, что душа его болит от пустоты, у верующих она не болит. А во что верить? Веру в Бога у людей отняли, а что взамен? Поп предлагает верить в научную революцию, в космос, в механизацию сельского хозяйства — во что угодно, лишь бы верить. Своеобразный такой символ веры у попа-расстриги получился. Но и этот совет не удовлетворяет Максима.

Герой картины продолжает маяться душой, и тут в селе появляется интеллигентный, воцерковленный художник Саня по прозвищу Залетный. Он не пьет с мужиками водку, не матерится, часами любуется природой и с воодушевлением говорит о красоте Божьего мира — словом, чудак. Саня объясняет Максиму и его другу детства Илье, что душа действительно есть, люди рождаются и умирают, жизнь проходит в пустой суете, а о главном, о душе, никто не хочет думать. «Мы не вымерли только потому, что есть праведники и святые, которые молятся за Россию», — говорит Залетный. И начинается прозрение главного героя, он меняется так, что жена совсем перестает его понимать: «Лучше бы пил», — вздыхает Людмила. Задумался о Боге — стал чужим. Как не вспомнить евангельское и враги человеку — домашние его (Мф. 10, 36).

Здравый смысл простого русского мужика заставляет Максима размышлять над вечными вопросами, которые волновали и Василия Шукшина, и других отечественных писателей во времена безбожия, а сегодня они встали перед страной в полный рост. Что будет с Россией, кого она вывезет на летящей в будущее тройке — Бога или антихриста?

Не прижился необычный человек Саня-художник в деревне, перед смертью он говорит Максиму: «Если бы здесь был храм! Нам нельзя без веры, нельзя!». И эти слова вторят известному изречению Достоевского: «Русский без Бога — дрянь, а не человек!».

Зачем я живу?

Картина заканчивается деревенской свадьбой выросшего и отслужившего в армии сына Максима, того, что учил наизусть гоголевскую «Русь-тройку». Неожиданно для зрителей молодожены оказываются мудрее своих родителей, они входят в новую жизнь с верой. На последних кадрах фильма молодые люди стоят в заброшенном, разрушенном деревенском храме и обращаются к Богу с молитвенной просьбой открыть русскому народу, зачем Он его сотворил. Они молят Бога, чтобы Он показал русским людям Свою волю, «чтобы отвергли они все дурное и стали богобоязненными, честными, трезвыми». Этот фильм не только про русскую деревню конца прошлого века, он про каждого из нас, кто хоть раз задавал себе вопрос: зачем я живу?

Картина была снята в 2009 году и получила много наград, но ни один канал не взял ее для показа. Режиссеру говорили: «В вашем фильме слишком глубокий смысл». И это так. К сожалению, людей приучили к пустышкам, зачастую пошлым, потворствующим страстям картинам. Один раз посмотрел — и забыл. Только время потерял. Фильм «Верую!» — это настоящее кино, правдивое, жизненное, человечное.

Стоит сказать об актерском составе картины. Никому не известный провинциальный театральный актер Александр Аравушкин, сыгравший главную роль (это его первая роль в кино), получил на XI Шукшинском кинофестивале приз «За лучшую мужскую роль». Он и внешне похож на Василия Макаровича Шукшина: такой же скуластый, с острым твердым взглядом и внутренним напряжением. Зрители не забудут этого талантливого актера. На роль друга главного героя Ильи был приглашен алтайский лесоруб Сергей Амосов, который в тринадцать лет уже снялся в картине «Праздники детства», тоже по рассказу Шукшина. Замечательна игра «незасвеченной» питерская актрисы Ирины Основиной. То, как она сыграла Людмилу, придало картине особый народный колорит и достоверность.

Низкий поклон писателю за его гениальные рассказы и режиссеру за столь глубокий по смыслу фильм.

Газета «Церковная жизнь» (Покровская епархия), № 8 (293), июль 2024 г.