О необычном спектакле, прошедшем 4 июня в парке «Липки», и необычном приходском театре рассказывает наш постоянный автор Ольга Воскресенская.
По дороге в «Липки» я не сильно, но всё-таки трусила. Наш театр «Колокольчик», существующий менее года при поддержке прихода Введенского храма Саратова, должен был выступать на городском конкурсе в честь 220‑летнего юбилея А. С. Пушкина. Вообще-то это вторые «гастроли», но пасхальное выступление в благотворительном фонде Александра Невского на празднике для детей с ограниченными возможностями здоровья страха не вызывало — любой огрех там бы поняли и простили. Кто-то из артистов забыл стихи? Так рядом были дети, которые совсем не могут запомнить текст. Не совсем в ритм двигаются? Так вокруг много ребят-колясочников. А сейчас волновалась. Как воспримут сегодня наших воспитанников взрослые и юные зрители, увидев, что эти ребята — не совсем такие, как они…
Актеры «Колокольчика» — дети с синдромом Дауна. Правда, не все. Витя сопровождает «солнечного» брата, Вероника просто хочет играть на сцене и солнечная только по темпераменту. Илюше только два года, он всегда на руках у мамы смотрит на игру сестры Маши. Ее амплуа — ангел. Нежная, красивая, с мягкой пластикой — в неё нельзя не влюбиться. Впрочем, в «Колокольчике» влюбляешься во всех. Марина — наша «кудряшка Сью» — непоседа, но покладистая и ласковая. Аленка — хрупкая, изящная особа. Именно особа — все делает особенно, по-своему. Магомед — восточный красавец, очаровал всех, когда на Пасху в роли волка вышел на поклон, приложив руку к сердцу. Настя — интеллектуалка, всегда с книжкой в руках. Данила — сплошной позитив, способен шуткой разрядить любой спор. Петя как будто создан для сцены — и споет, и станцует.
Как родился «Колокольчик»? Как рождается всё в этом мире — от любви. Наш Введенский храм и городская библиотека № 10, как принято говорить, социальные партнеры — сотрудничаем в проектах «Живой родник православной веры» и «Остров доброты». В этом году, объявленном Годом театра, возникла идея: «А давайте создадим свой театр!». На эту мысль живо откликнулись родители «солнечных» детей — с такими семьями занимаются и храм, и библиотека. Они примерили на себя роли Станиславского и НемировичаДанченко и дружно согласились: «Давайте!».
Любое рождение приносит с собой массу забот. С появлением на свет новой театральной студии выяснилось: адаптированных сценариев для «солнечных» деток нет, а декорации и костюмы предстоит делать самим. Скептики отговаривали: «Поставить что-либо на сцене с этими детьми будет трудно».
Да, это оказалось трудно. Но трудно не в тягость, а в радость. Вот и теперь, в стеклянном павильоне «Липок», эта радость затмила волнение. Почти все артисты уже на месте, переодеваются в костюмы. Витя в жилете и цилиндре — вылитый Пушкин. Данила натягивает поплотнее шапочку бакалавра — он «кот ученый». Братья уже взяли благословение у отца Вячеслава Краснова — настоятель Введенского храма приехал пораньше, чтобы поддержать выступающих. Они будут показывать сценку на всемирно известное «У лукоморья дуб зеленый…».
«Привет, режиссер!» — шутит Даня и протягивает руку. «Привет, — хлопаю его по ладони. — Как настроение? Сыграем?» — «Легко!» Вероничка перед зеркалом гуашью рисует себе морщины — она у нас Кощей, хорошо играет, как царь «над златом чахнет». Марина ходит в обнимку с огромным плюшевым догом. Дог будет «бурым волком», который ей верно служит. Любуюсь ее костюмом царевны: «Ты красивая!». «Да!» — радостно соглашается Марина. Она молодец, быстро включается в эмоцию — потом, под грустную мелодию, «в темнице затужит» тоже убедительно. Аленка кружится в бирюзовом платье, наблюдая, как развевается ее русалочий хвост из елочной мишуры.
«Театр “Колокольчик”!» — объявляет ведущая. Господи, благослови!
Витя-Пушкин с пером в руке начал задумчиво рассуждать, как он, потомок африканца Ибрагима Ганнибала, стал великим русским поэтом. «Любовь няни, ее живая русская речь и простая крестьянская вера в Бога взрастили поэтический дар», — сделал он вывод. Няня (директор библиотеки Светлана Николаевна Дементьева), сидя за прялкой, стала рассказывать маленькому Пушкину сказку. Витя и Светлана Николаевна незаменимы в нашем театре — под них пишутся роли, вытягивающие на себе весь сюжет. Тогда другие персонажи, не очень многословные, выглядят интересно и ярко.
Ничего не вижу, потому что стою за кулисами, выпускаю артистов под нужную фонограмму. «Кот пошел! Танец, под дуб и читаешь книжку». Слышу аплодисменты, крики: «Молодец!» Наверное, неплохо всё. «Алена, русалочке жарко без воды, веером, веером на себя!». «Вероника, не забудь, актер всегда лицом к зрителю…». Кощей на сцене изо всех сил гремит шкатулкой, в которую собирали мелочь всем театром…
Маша, увидев огромное количество народа, смущается, закрывает лицо, цветок в ее руке и крылья из белых перышек дрожат. Еще бы! Сто пятьдесят участников в сопровождении родителей, бабушек и дедушек. И мамы рядом нет. Она в роли избушки на курьих ножках с цыпленком — Илюшей — на руках уже станцевала, теперь в роли ангела сидит со всеми под дубом. «Там Русью пахнет!» — хором скандируют актеры, звучит фонограмма колоколов. Ангел отнял руки от лица, плавной поступью пошел осенять лилией сказочных героев, добрую няню, маленького и большого Пушкиных. «Дон-ди-дон! Дон-ди-дон!» — радостно звонит из колонок. Общий поклон. Слава Богу!
В павильоне обнимаемся, поздравляем друг друга, переодеваемся, потом разъезжаемся по домам и еще не знаем, что строгое жюри сочтет нас достойными звания лауреатов конкурса I степени…
…Интересно, когда Станиславский говорил свое знаменитое «верю — не верю», думал ли он при этом про «надеюсь — не надеюсь»? Я надеюсь. На то, что Господь не оставит и наш театрик будет жить, что «солнечным» детям с ним будет комфортнее в этом мире, что «Колокольчик» поможет им найти свое место под солнцем. Верю.
Фото священника Вячеслава КРАСНОВА
и из архива Введенского храма
Газета «Православная вера» № 11 (631)