Побывать на Святой Земле, пройтись по местам, связанным с земной жизнью Господа, вдохнуть воздух, которым Он дышал, услышать шум волн, по которым Он ходил, взойти на гору, с которой Он вознесся… Паломничество в Иерусалим — мечта многих верующих людей. Для многих — мечта несбыточная. Но у каждого из нас есть возможность совершить, по крайней мере, видеопутешествие. В этом нам поможет документальный фильм «Прочитать Евангелие ножками» (2009), рассказывающий о семидневной поездке группы российских паломников в Иерусалим.
«Настоящее паломничество должно осуществляться всеми органами чувств. И молитвенно, и тактильно — потрогать, пощупать, посмотреть, послушать, лизнуть, понюхать всё что можно», — этими словами игумена Киприана (Ященко) начинается трехсерийная кинолента о поездке семидесяти семи человек в Иерусалим, на второй седмице после Пасхи.
Этим паломникам с пастырем очень повезло. Отец Киприан — один из основателей Рождественских образовательных чтений, автор ряда фильмов о преподобном Паисии Святогорце, множества книг по православной педагогике — человек энциклопедических знаний и обаятельнейшего чувства юмора. Это обаяние пронизывает весь фильм, создавая совершенно особенную атмосферу и для самих паломников, и для нас — зрителей. «Благодарим Господа, что прошли первые мытарства», — говорит батюшка после прохождения таможни в аэропорту, и сразу понимаешь: скучно в ближайшие полтора часа не будет.
Фильм построен очень интересно: паломники читают Евангелие — глава за главой — и отправляются именно в те места, которые упоминаются в Новом Завете. Вместе с ними мы побываем во всех городах и весях, связанных с земной жизнью Спасителя, а кроме того, услышим множество интереснейших фактов из библейской истории и жизни современного Израиля.
А начнется наше путешествие со слов, которыми благословлял паломников в начале XIX века архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, и которые повторяются его преемниками вот уже больше века: «Вступайте, дорогие паломники, на Святую Землю и прочтите Святое Евангелие ножками».
…А вот и Назарет, где Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил с Благой вестью. Вслед за Пресвятой Богородицей мы придем в дом Ее родственницы Елисаветы и ее супруга Захарии. На месте, где был дом священника, теперь русский православный женский монастырь, где живут 60 сестер.
Вместе с паломниками мы побываем на Иордане, где принял Крещение Господь. Услышим легенды, которыми доверчивых туристов потчуют местные жители: к примеру, якобы сомы, в изобилии населяющие реку, — это потомки тех свиней, которых Господь ввергнул в море. Здравый смысл принять такую байку за правду не позволяет, но, как свидетельствуют гиды, туристы, плохо знающие Святое Писание и биологию, охотно в нее верят.
Кана Галилейская — крохотная деревенька, в которой Господь сотворил первое чудо, претворив воду в вино. Была сельская свадьба, закончилось вино, и Божия Матерь, пожалев молодых (стыд-то какой: свадьба в разгаре, а вина больше нет), попросила Своего Сына помочь им. Такое, казалось бы, житейское дело, но не оставил Господь просьбу без внимания, дав понять и нам, что нет такой беды, такого вопроса, с какими мы не могли бы к Нему обратиться.
Еще одно чудо, после которого рыбаки оставили свой промысел и отправились за Господом, чтобы стать «ловцами человеков», — необыкновенный улов. Отец Киприан рассказывает, как «чудо», связанное с рыбой, произошло и в одной из его паломнических поездок. Как-то они с группой гуляли по берегу и нашли крючок, потом подобрали обрывок веревки и решили устроить рыбалку-экспромт. Стали забрасывать свою импровизированную удочку и читать «Отче наш…». Когда в третий раз прочитали молитву, услышали, как матушки с горы кричат: «Идите ужинать, рыба уже пожарилась!». Разве не чудо?..
Кстати, рыбу святого Петра — одну из разновидностей тилапии, которая живет только в одном месте на планете — в Галилейском море, паломникам отведать удалось. За две тысячи лет экология здесь не изменилась. По впечатлениям, эта рыба похожа по вкусу на карпа.
Вместе с группой мы входим на ладью — точно такую, на какой выходили в море апостолы. И что же? Через несколько минут после отплытия начинается шторм. Вот он — момент истины! Как не испугаться в минуту опасности? Ответ рождается, когда вспоминаем, как утопающие будили спящего Иисуса и как Он укорял их за маловерие. Не боится тот, кто знает: с нами Бог!
Смотря этот фильм, мы не только прикоснемся к библейской истории, но и станем свидетелями трогательных эпизодов современной жизни: например, увидим, как отец Киприан ласково отирает слезы кающейся паломницы, и станем свидетелями таинства Венчания — такой подарок приготовил пастырь молодой паре паломников. Андрей и Олеся собирались пожениться после поездки в Иерусалим, а стали семьей именно там — на Святой Земле.
Мы узнаем, что паломничество — это духовный труд, особый вид молитвы, и редкая поездка к святыне обходится без искушений, в которых, собственно, и проявляется наше истинное лицо. И увидим, как справляются с непростыми испытаниями люди, которые ко всему умеют относиться духовно.
А вот Святая Гора Фавор — место Преображения Господня. Сегодня на горе два монастыря — православный и католический. Каждый год здесь повторяется одно чудо — 19 августа, в день Преображения Господня, на гору находит облако.
…И, наконец, Иерусалим. Вместе с паломниками мы протиснемся через «игольное ушко», посетим Овчую купель, где Господь исцелил расслабленного.
От эпизода к эпизоду тональность повествования меняется. Чем ближе к Голгофе, тем явственнее нарастает напряжение. Уже не звучат шутки, на место радостного воодушевления от соприкосновения со святыней приходят собранность и гнетущее ожидание. Читать последние главы Евангелия тяжело, но еще тяжелее на сердце, когда ты оказываешься в местах, где Господа предали, где Его истязали, где казнили.
Гефсиманский сад. Камень, на котором молился Господь перед приходом стражников. Там, где некогда падали капли кровавого пота Спасителя, пробились родники, напояющие своими чистейшими водами всю округу. Восемь древних олив — возможные свидетели той роковой ночи, их очень берегут.
В Гефсиманском саду начинается крестный путь. Паломники вслед за Пленником пройдут по всем дорогам, по каким водили Господа, приклонят головы к Камню бичевания, прикоснутся к стене, на которую оперся Спаситель, когда шел на Голгофу.
Паломники идут по улицам, держа в руках кресты и читая про себя Иисусову молитву. Вот здесь процессии встретился Симон, который понес Крест Господа, а праведная Вероника подала Спасителю платок, и на нем остался Его лик. И вот порог Судных врат. С каждым шагом идти все труднее. Паломники бредут в молчании, а вокруг них кипит жизнь восточного города. Играет музыка, люди едят, веселятся, и никому нет дела до того, что происходит в сердцах этих странных русских, которые вместо веселья и наслаждения прекрасной погодой отправляются в место скорби.
На вершине Елеонской горы герои фильма прочтут последнюю главу Евангелия. Это место Вознесения Господня. Здесь сейчас Спасо-Вознесенский русский монастырь. Гостеприимная сестра Вероника — арабка по происхождению — говорит на чисто русском языке. Рассказывает историю монастыря. И уезжать совсем не хочется!
Это были всего семь дней на Святой Земле. Не все главы Евангелий паломники успели прочитать, но великая книга, объясняющая, как жить, всегда рядом. Главное — это даже не впечатления, не воспоминания, с которыми мы возвращаемся из паломничества. Главное — перемена сердца. И такое — еще одно чудо — случилось. «Хочу начать новую жизнь», — сказала одна из паломниц в интервью. Дай Бог, чтобы это удалось.
Газета «Православная вера», № 15 (707), август 2022 г.