Православное богослужение – не только молитва, но и училище благочестия, то есть кладезь догматической, нравоучительной, исторической и агиографической информации. Из всей этой сокровищницы особую ценность представляют догматические истины, содержащиеся в церковной гимнографии (то есть в изменяемых песнопениях богослужения: стихирах, тропарях, кондаках, светильнах и др.).
Как сказал современный богослов П. Ю. Малков, «если бы случилось так, что все учебники догматики, все написанные труды и трактаты по богословию вдруг исчезли бы, «испарились», оказались бы для нас недоступны, и у нас остались бы только богослужебные книги, мы смогли бы по этим книгам в полноте, без всяких утрат, вновь восстановить и сформулировать то православное богословие, которое исповедует Церковь Христова».
Почему песнописцы стремились выразить догматическое учение Церкви в песнопениях? Здесь можно назвать четыре причины, каждая из которых сыграла свою роль. Во-первых, многие песнопения были составлены в VI – IX вв., то есть в эпоху Вселенских Соборов, когда Церковь боролась с ересями и происходила кристаллизация догматического учения. Так что содержание ряда стихир и канонов основано на богодухновенных озарениях выдающихся богословов, выстрадано молитвенными бдениями преподобных, обагрено кровями и утверждено подвигами исповедников и мучеников. Естественно, что важнейшие догматические истины гимнографы считали нужным запечатлеть в песнопениях, чтобы тем самым закрепить их в сознании верующих. Во-вторых, в древности многие люди не имели возможности читать богословские трактаты и систематически изучать догматику. Потому богослужения для них были своего рода лекциями, а храмы – учебными заведениями, в которых они постигали, повторяли, закрепляли догматические истины. В-третьих, в эпоху раннего средневековья был развит институт оглашенных; эти люди, готовившиеся принять крещение, именно во время богослужений изучали истины веры, которую они собирались засвидетельствовать в крещении и впоследствии нести всю жизнь. Наконец, догматы – не просто сумма абстрактных тезисов или набор информации, которую должны знать верующие, чтобы быть членами сообщества избранных; это – отражение самой жизни Церкви. Как обычная семья не может нормально существовать без различных проявлений любви и вежливости, так и большая Семья-Церковь не может жить без постоянных размышлений о Божественных истинах и прославления Бога за те милости, которые Он явил человеку.
Нужно заметить, что догматическое содержание свойственно далеко не всем богослужебным текстам; более того, удельный вес таких молитвословий относительно невелик (как, например, гораздо меньше праздничных дней в году в сравнении с буднями). Известно, что все богослужебные тексты делятся на две группы: постоянные (то есть те, которые каждый день читаются/поются за богослужением) и изменяемые (стихиры, тропари, каноны). Количество постоянных текстов, имеющих догматическое содержание, невелико. В первую очередь таковым является Символ веры, который по Уставу должен звучать три раза в суточном богослужении (на повечерии, полунощнице и Литургии), в реальной же практике – только один раз на Литургии. Также догматические истины встречаются в великом славословии утрени, молитвах часов, песнопении «Единородный Сыне…» и пресвитерских молитвах Литургии (правда, последние недоступны слуху мирян). Если же говорить о церковной гимнографии, то здесь преимущественно догматическими являются службы воскресных дней, а также среды и пятницы в Октоихе, некоторых воскресных дней и праздников Постной и Цветной Триоди, великих праздников Минеи, некоторые последования Требника. Самым ярким представителем песнопений с догматическим содержанием является стихира (точнее, Богородичен), которая поется на «И ныне» на «Господи, воззвах…» в воскресенье. Таких стихир всего 8 (по количеству гласов) и они прямо именуются «догматиками» (примечательно, что этот термин используется и в Типиконе, хотя не так часто). Для примера обратим внимание на догматик 8-го гласа: «Царь Небе́сный за человеколю́бие на земли́ яви́ся, и с челове́ки поживе́: от Де́вы бо Чи́стыя плоть прие́мый, и из Нея́ проше́дый с восприя́тием. Еди́н есть Сын, сугу́б естество́м, но не Ипоста́сию. Те́мже соверше́нна Того́ Бо́га и соверше́нна Челове́ка вои́стину пропове́дающе, испове́дуем Христа́ Бо́га на́шего: Его́же моли́, Ма́ти Безневе́стная, поми́ловатися душа́м на́шим». Как мы видим, здесь выражаются догматы о Боговоплощении, Приснодевстве Богоматери, учение IV Вселенского Собора о двух естествах в одной Ипостаси Христа. Другой пример возьмем из Постной Триоди, из службы 1-й Недели Великого поста, во многих песнопениях которой раскрывается догмат об иконопочитании. Например, кондак праздника: «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь; и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем». А теперь обратим внимание, как излагается догматическое учение о Троице в стихире Пятидесятницы: «Приидите, людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа. Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе».
Таким образом, в годичном круге встречаются как богослужения с относительно большим количеством песнопений догматического содержания (службы Господских праздников, Страстная седмица), так и богослужения, в которых такие песнопения почти отсутствуют (службы святым, в особенности русским святым). Конечно, песнопения любого рода имеют определенную ценность, но всё же песнопения с догматическим содержанием являются настоящими украшениями богослужения. Выразим пожелание, чтобы чтецы и певцы такие песнопения исполняли особенно прилежно, а при сокращенном совершении богослужения чтобы эти песнопения всё же прозвучали. А мирянам можно посоветовать обратить особое внимание на подобные тексты, ценить их и как бы «пропускать» через себя, мысленно повторять их во время исполнения хором, осознавая, что усвоение тайн Божиих (какими по существу и являются догматы) способствует и нашему личному спасению и обожению.