История здания Саратовской духовной консистории
Комплекс исторических зданий на улице Радищева (бывшей Никольской) известен всем саратовцам и неизменно привлекает внимание гостей нашего города: ведь это самое его сердце. В одном из этих зданий, недавно капитально отремонтированном, расположен Епархиальный образовательный духовно-просветительский центр. Об истории строений на улице Радищева и Волжской, о том, что в них размещалось в прежние времена, рассказывают наши авторы-краеведы.
В настоящее время сочетание слов «Духовная консистория» не понятно нашим современникам и даже не вызывает никаких ассоциаций. В 1926 году об этом же пишет В. Гиляровский в своей только что вышедшей в свет книге о старой Москве «Москва и москвичи»[1]. Однако немногим более ста лет назад это учреждение пользовалось широкой известностью в Российской империи. Консистория в синодальный период — это орган епархиального управления, задачей которого было содействие архиерею в управлении епархией, поэтому в большей степени она была известна духовному сословию. Но и миряне за решением некоторых своих вопросов должны были обращаться в духовную консисторию — в частности, епархиальному суду подлежало не только духовенство, но и миряне, на которых могла быть наложена епитимия, наиболее распространенными и известными при этом были бракоразводные дела. Расторгнуть брак в Российской империи было делом непростым, перипетиям этой проблемы, в частности, была посвящена классическая драма Л. Н. Толстого «Живой труп». Написана она была в 1900 году на основе реального случая из консисторской судебной практики и активно использовалась впоследствии в целях пропаганды советским кинематографом (1928, 1968) в периоды обеих волн гонений на Церковь.
Духовные консистории были преданы забвению вследствие изменения формы церковного управления в ХХ веке, что было связано со сменой государственного строя после Октябрьского переворота 1917 года. Новое отношение государства к Церкви было сформулировано в 1918 году декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. В результате Церковь освобождалась от светских полномочий, возложенных на нее в синодальный период государственной системой, а церковные полномочия, согласно решению Поместного Собора 1917–1918 годов, перешли к новым коллегиальным органам епархиального управления — Епархиальным собраниям и Епархиальным советам.
В допетровский период Церковь управлялась епископами, власть которых осуществлялась посредством церковно-административных учреждений, носивших название «Архиерейский дом» или «Архиерейский двор». В их состав входили приказ духовных дел, помогавший архиерею осуществлять судебную власть, и казенный приказ, распоряжающийся епархиальным имуществом. Непосредственный надзор осуществляли наместники, десятильники и поповские старосты[2].
В синодальный период (1721–1917 годы) все стороны церковной жизни подверглись детальной регламентации, в том числе и система епархиального управления: преобразование Петром Великим высшего управления Русской Церкви и установление им «государственной церковности» для устранения опасности двоевластия при патриаршем строе, по мнению церковных историков, принципиально изменили взаимоотношения между государством и Церковью[3]. При этом важно заметить, что консистории создавались по инициативе именно светских властей, которые видели в них инструмент для подчинения Церкви государственной власти[4]. Изначально данные учреждения в разных епархиях именовались по-разному — духовными приказами, консисториями, дикастериями, духовными правлениями. Но с 9 июля 1744 года, согласно указу Святейшего Синода, для всех епархий было установлено единообразное наименование — «духовная консистория»[5]. Дословно с латинского этот термин означает «совместное стояние» — так назывались тайные советы римских императоров, впервые введенные в первой половине II века по Р. Х. В синодальный же период так стали называть коллегиальные советы высшего духовенства, помогавшие правящему архиерею в управлении епархией. В 1741 году было выпущено первое издание Устава духовных консисторий, который в 1-й статье определяет ее как «присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством Епархиального Архиерея, производятся управление и духовный суд в поместном пределе Православной Российской Церкви, именуемом епархиею»[6].
В Саратове консистория появилась значительно позже, чем во многих центральных епархиях. Изначально саратовские земли, которые впервые упоминаются в 1590 году, относились в Казанской епархии, учрежденной в 1555 году. Впоследствии, в XVII веке, Саратов входит во владение Астраханских архиереев. Самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия была выделена в 1799 году, но «за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории» первый же архиерей новой кафедры, епископ Гаий (Токаов), добился перемещения кафедры в Пензу и смены в 1803 году названия епархии на Пензенскую и Саратовскую. Однако вскоре Секретный комитет по делам о раскольниках обратил особое внимание императора Николая Iна усиление раскола в Саратовской губернии, ввиду чего император повелел 20 октября 1828 года восстановить в Саратове самостоятельную кафедру, которой Святейший Синод постановил именоваться Саратовской и Царицынской[7].
В этом же документе говорилось и «о построении на казенный счет дома для помещения в нем епископа, со всем архиерейским штатом и консисториею». Вновь назначенный епископ, Преосвященный Моисей, прибыл в Саратов 22 декабря 1828 года, о чем тут же уведомил Святейший Синод. Саратовцы встретили его тепло и радушно. Чтобы наладить и обустроить жизнь новой епархии, владыке предстояло решить немало организационных, экономических и иных вопросов. На этот счет Святейшим Синодом 12 ноября 1828 года епископу Моисею был дан указ. Первоочередной задачей было разместить штат и консисторию. А штат архиерея должен был быть довольно внушительным: эконом, духовник, два иеромонаха, казначей (он же ризничий) и при нем копиист, два иеродиакона, житенный, чашник, два келейника, четыре служителя, истопников, хлебников, поваров и прочих служб 40 человек. Всего 58 человек[8].
По распоряжению саратовского губернатора князя А. Б. Голицына под квартиру архиерея была отдана часть каменного двухэтажного дома отставного артиллерии поручика Е. А. Теплякова на Никольской улице (ныне улица Радищева). За наем помещения городское общество платило Теплякову 1800 рублей ассигнациями в год[9]. Одновременно начались подготовка к строительству нового Архиерейского дома и поиск подходящих административных помещений.
Преосвященному Моисею, озабоченному приисканием постоянного места, удобного для размещения своего штата, консистории и семинарии, понравилась территория на углу Соборной площади и Никольской улицы (ныне угол улиц Волжской и Радищева), на которой имелся деревянный дом с ветхими службами, занимаемый ранее классами батальона военных кантонистов. Архиерей перешел сюда 16 января 1830 года. Чтобы не нести расходов по оплате помещений, Саратовское купеческое и мещанское общество 28 февраля 1830 года постановило: «Согласно ходатайству губернатора князя А. Б. Голицына, безплатно отвести место для построения на нем архиерейского дома и консистории, находящееся на соборной площади (около Александро-Невского собора) на 471/2 саженях длины и по улице (Никольской) на 44 саженях длины»[10]. В то же время гражданские власти уступили Архиерейскому дому принадлежащее казне смежное место, занимаемое Межевой конторой (т. е. бывшее казенное место губернаторов).
На карте города 1810 года это место обозначено как «Губернаторский и вице-губернаторский дом»[11], оно располагалось на углу улиц Никольской (ныне Радищева) и Воздвиженской (ныне Первомайская) и выходило к юго-восточному углу тогдашней Хлебной площади (в настоящее время часть этой территории называется площадью Столыпина). Комплекс Губернаторского дома был возведен вместе с учреждением Саратовской губернии в 1780 году, флигель же, в котором разместилась духовная консистория, был домом, в котором изначально жили вице-губернаторы, а впоследствии обосновалась Межевая контора.
Саратовская Межевая контора выполняла административные функции по генеральному межеванию: занималась формированием землемерных партий, подготовкой округов к летним работам, приемом и сверкой документов, отсылкой их в Межевую канцелярию, изготовлением и хранением копий межевых документов. Имелись у нее и судебные функции: разбор споров о границах имений, расследование случаев о незаконном владении казенными землями и т. д. Контора состояла из присутствия, чертежной и канцелярии. В ней имелся штат землемеров, проводивших межевание на местах. Действовала она до окончания генерального межевания в Саратовской губернии в 1835 году.
Межевые провинциальные конторы создавались для проведения в России генерального межевания, начатого в 1766 году. Саратовская Межевая контора была учреждена императорским указом от 1 апреля 1797 года переводом Курской Межевой конторы в Саратовскую губернию, но с местом пребывания ее в городе Пензе[12]. Лишь через семь лет императорским указом от 15 февраля 1804 года она была переведена в губернский город Саратов, располагалась она при этом в разные периоды в различных зданиях. В начале июля 1823 года саратовская Межевая контора была перемещена в «…казенный дом, в котором квартировал г. здешний вице-губернатор»[13], но вскоре после открытия Саратовской епархии она уступает значительную часть этих строений конторе Архиерейского дома.
23 августа 1830 года последовало Высочайшее соизволение на передачу саратовскому епархиальному начальству старого Губернаторского дома с усадьбой. С разрешения саратовского губернатора консистория уже с января 1830 года заняла часть одного флигеля в Межевой конторе. В одной из первых «Книг прихода и расхода денежных сумм Архиерейского дома» за 1834 год удалось обнаружить предписание эконому Архиерейского дома: «Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Саратовской Духовной Консистории Саратовского Архиерейского Дома эконому, протоиерею Федору Вяземскому. Саратовская Межевая Контора в представлении своем к Его Преосвященству, Преосвященнейшему Моисею Епископу Саратовскому и Царицынскому и кавалеру известили, что она на уступку, для временного помещения Архиерейского штата и Консистории, служб, состоящих при конюшни, трех каретников, погреба, двух амбаров и половины каменного флигеля с отгорожением забором от погреба до середины крыльца сего флигеля, так чтобы вход на сие крыльцо оставить со двора Конторы, изъявляет согласие». На предписании стояла резолюция Его Преосвященства: «Принять по принадлежности. Марта 27 дня 1830 года. Протоиерей Николай Скопин»[14].
Архиерейский дом с бывшей губернаторской усадьбой получил 1537 квадратных саженей дворового места с домом, двумя флигелями, каменной палаткой, амбарами, конюшней, двумя погребами и двумя каретными сараями «под одну связь»[15].
Усадьбы разделялись улицей Богословской (впоследствии Введенской, ныне улица Григорьева), что было неудобным и архиерею, и Архиерейскому дому. Улицу между двумя усадьбами по специальному правительственному решению закрыли в 1833 году. Образовалось, по выражению А. М. Правдина, «обширное и прекрасное в центре города местоположение архиерейского дома и консистории (мерою по Никольской ул. и в задах Соборной улицы 64 саж., по Соборной площади более 49 саж. и по Царицынской [также Воздвиженская, ныне Первомайская] ул. более 29 сажен)»[16]. Таким образом, под архиерейскую усадьбу отошли два полноценных планных городских квартала, объединенных в один, который и до сих пор обозначается на планах двойным номером — 239–246.
Место будущих строений епископ Моисей определил в рапорте от 16 января 1830 года в Святейший Синод: «Место для построения Архиерейскаго Дома с следующими к оному принадлежностями самое приличное по своему местоположению, как ближайшее к Собору, то самое, которое пожертвовано Саратовским купеческим и мещанским обществом, а для Консистории каменный флигель, находящийся на другом месте, смежном с первым, Высочайше пожалованном Духовному Ведомству вместе с бывшим губернаторским домом и прочими служба-ми»[17]. Указанный каменный флигель на проектном плане г. Саратова, высочайше утвержденном 12 сентября 1812 года, обозначен как «Духовная Консистория, каменная одно этажная»[18].
Здание к тому времени было ветхим и требовало значительного ремонта, но Синод сократил предъявленную смету. В октябре 1830 года губернским архитектором Г. В. Петровым (1792–1858) были составлены планы и сметы:
1) на построение нового Архиерейского дома со службами;
2) на переделку одного флигеля для помещения консистории «…а для Консистории каменный флигель, находящийся на другом месте, смежном с первым, Высочайше пожалованном Духовному Ведомству вместе с бывшим губернаторским домом и прочими службами»[19].
В конце 1845 года Саратовская губернская строительная и дорожная комиссия утвердила планы и сметы на построение второго этажа и исправление старого флигеля по Никольской улице, уже занятого консисторией. Работами по перестройке руководил тот же губернский архитектор Г. В. Петров, подрядчиком за 8100 рублей выступил купец В. В. Гудков. Перестройка здания была закончена только в 1854 году, был составлен акт освидетельствования и приема «новосооруженного здания».
По плану здание консистории было в длину 16 сажен 1 аршин (34,85 м), в ширину 4 сажени 2 аршина (9,95 м), а высотой внутри в 2 сажени (4,3 м). К середине здания со двора была возведена пристройка: в длину 8 саженей (17 м), в ширину 2,25 сажени (4,8 м), высотою — до уровня главного здания[20].
В 1862 году был составлен новый проект на расширение, с переделкой помещения архива в квартиру для секретаря консистории. На следующий год Святейшим Синодом был дан указ о разрешении расширения и перестройки здания.
В 1875 году секретарем консистории снова было возбуждено ходатайство о расширении здания, при этом он добавлял, что «…существующее здание вмещает в себя 25 квадратных сажень (113,5 м2)»[21]. Но в сентябре 1876 года случился пожар в корпусе Архиерейского подворья, находящегося на углу Царицынской (ныне Первомайской) улицы и Театральной площади. Сгорели каменный корпус с пятью магазинами и квартирами и деревянное здание, в котором размещались мастерские церковно-свечного завода. Пожар затронул верхний этаж консистории, имущество удалось спасти, но убыток был громадный, здание не было застраховано. Газеты сообщили: «По случаю пожара 3-го сентября 1876 года в корпусе Архиерейских рядов и в здании Консистории, последняя переведена на Гимназическую улицу, в дом Воскресенской, против дома бывшего протоиерея Г. Чернышевского»[22].
Корпус Архиерейского дома на углу Царицынской улицы и Театральной площади, который был застрахован, был восстановлен и расширен в 1877 году. Смета на его перестройку была составлена на 22 946 руб. 50 коп. Смета же на возобновление здания консистории требовала 10 440 руб., при условии восстановления здания в его прежнем виде. По другой смете нужно было 17 475 руб. и предполагалось значительное расширение здания и приспособление его подвального этажа, где ранее частично помещался архив, под торговые помещения[23]. 18 августа 1877 года об этих сметах было сообщено Святейшему Синоду — главным образом испрашивалась ссуда на постройку нового консисторского здания. 30 июля 1879 года Святейший Синод разрешил расширить здание и дал просимую ссуду в 17 475 руб., но отклонил предложение епархиального начальства о приобретении для консистории нового здания.
По сведениям 1875 года, доложенным секретарем консистории правящему архиерею, «канцелярия занимает помещение несколько менее 25 квадратных сажень, а между тем в ней размещены 6 больших столов для занятий чиновников и один небольшой для меня, 8 больших шкафов для бумаг... Особой раздевальной комнаты, как для чиновников, так и для посетителей нет… Но главное неудобство является в размещении архива. В настоящее время дела архивные хранятся в 4-х отдельных помещениях, из которых два находятся в нижнем и два в подвальном этаже»[24].
Строительное отделение Губернского правления утвердило протоколом № 72 от 27 сентября 1879 года смету на 16 062 руб. 09 коп. на восстановление после пожара здания консистории в 239-м планном квартале «с возведением двух новых каменных пристроек и устройством пневматического отопления»[25].
3 октября 1879 года состоялись торги на перестройку здания консистории. Торговались городской архитектор А. М. Салько и купцы М. Н. Репин и А. И. Селиванов. Подряд в сумме 5380 руб. на работы — каменные, плотничные и кровельные, без внутренней отделки — остался за архитектором А. М. Салько (с 7 ноября 1879 года, «согласно своего заявления», он был назначен на должность епархиального архитектора[26]). Была избрана комиссия по перестройке здания, в которую вошли члены консистории: протоиерей А. Фиолетов, священники И. Алеев, Н. Бобров, а также архитектор С. Езеровский, возможный автор фасадов, дошедших до наших дней. В январе 1882 года консистория сообщила Хозяйственному управлению при Святейшем Синоде об окончании работ по перестройке, причем испрашивала разрешение на оставшиеся 1047 руб. устроить водопровод и приобрести новую мебель для канцелярии. Все это время, с 1876 года (после пожара) и до перехода в новое здание, консистория размещалась в арендованных квартирах.
К этому времени к зданию консистории справа было пристроено двухэтажное каменное здание Архиерейских рядов. Оно возводилось на средства Саратовской епархии в так называемом русском стиле (оно также пострадало от пожара). В фонде духовной консистории сохранилась переписка, из которой можно узнать, что «каменный корпус с лавками» был выстроен в 1872 году[27].
18 февраля 1913 года «вечером в покоях Его Преосвященства Епископа Алексия состоялось заседание членов Консистории по вопросу о сдаче в аренду здания, занимаемого Консисторией, и о построении нового здания для Консистории»[28]. К началу 1914 года Святейший Синод не дал еще определенного ответа по этому делу, затребовав от саратовского епархиального начальства дополнительные расчеты по смете. Построение нового здания предполагалось на бывшем месте Ростовцева (ныне улица Волжская, 34), принадлежащего уже Архиерейскому дому, а старое здание предполагалось превратить в помещения, предназначенные для сдачи в аренду. Прошло несколько месяцев, началась Первая мировая война, и дело окончательно остановилось.
После революции 1917 года осуществление этого замысла стало и вовсе невозможным — вся собственность Церкви вскоре была изъята в пользу государства. С 1918 года начинается светский период использования здания. В 1923–1987 годах в нем размещался театральный техникум (впоследствии, с 1934 года, — Саратовское театральное училище имени И. А. Слонова). Как отмечала одна из саратовских газет, «в 1934 году под училище отведено прекрасно оборудованное помещение. Это дало возможность развернуть большую работу и стать училищем краевого значения»[29].
До 1972 года в здании также находился областной архив ЗАГСа, переведенный туда еще весной 1929 года[30]. Как писала тогда газета, «…дом нового быта. Так будет называться здание на Радищевской улице, между Армянской (ныне Волжская) и Первомайской, где будет помещаться ЗАГС… В верхнем этаже будет находиться аппарат ЗАГСа, нижний же этаж используется для культурно-воспитательных целей… зал ЗАГСа обставляется хорошей мебелью, снабжается газетами, журналами, играми и т. д.»[31].
До конца 1970-х годов здание бывшей консистории не было последним в группе зданий Архиерейского ряда по улице Радищева, слева от него находилось еще одно трехэтажное здание, являющееся продолжением и завершением Архиерейского корпуса. В советский период в нем располагались ресторан «Театральный», известный мясной магазин, а левее ресторана был комиссионный магазин[32]. Здание было снесено по техническим причинам — вероятнее всего, в 1978 году[33]. Перед установкой в 2002 году на вновь созданной площади памятника бывшему саратовскому губернатору и российскому премьеру П. А. Столыпину здание бывшей консистории привели в порядок, отремонтировали и со стороны новообразованной площади стилизовали под классицизм (были установлены фальш-колонны, торцевой части чердака и крыши придан вид колонного портика).
С 1990-х годов в здании располагался саратовский Центр народного творчества[34]. Там же, на первом этаже, находилось Саратовское отделение Союза театральных деятелей России. Эти помещения в середине 1998 года были переданы Саратовской епархии. В сентябре того же 1998 года попросили переехать и Центр народного творчества. В этом же году по распоряжению мэра Саратова городская администрация возвратила Саратовской епархии все здание бывшей духовной консистории для устройства в нем учебного корпуса Саратовской православной духовной семинарии, открытой в 1992 году и располагавшейся в Архиерейском доме. В конце лета 2008 года все классы духовной семинарии переехали в здание бывшей консистории, а в здании Архиерейского дома начались масштабные реставрационные работы. В этом же году начались ремонтные работы в недавно переданном епархии историческом здании Саратовской духовной семинарии (улица Мичурина, 92), которые были закончены к сентябрю 2013 года[35]. После переезда семинарии в собственное отреставрированное историческое здание освободившиеся помещения были заняты епархиальными отделами. 17 ноября 2015 года в той части здания, которое ранее занимала библиотека семинарии, был открыт епархиальный магазин «Лествица». В 2021–2022 годах при финансовой поддержке ПАО ГМК «Норильский никель» были проведены масштабные ремонтные работы внутренних помещений и фасада здания, в нем был открыт Епархиальный образовательный духовно-просветительский центр.
Здание консистории признано объектом культурного наследия регионального значения (Постановление администрации Саратовской области от 21 июля 1993 г. № 201 «О постановке на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области»[36]), зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры России от 07.10.2015 № 6349-р (регистрационный номер 641510266330035)[37].
Здание это связано с именами многих деятелей русской культуры. Членом консистории с 1828-го по декабрь 1843 года был отец известного революционного демократа Н. Г. Чернышевского, соборный протоиерей и городской благочинный Гавриил Иоаннович Чернышевский. Ему принадлежит, кроме блестящих проповедей и речей, первое историко-краеведческое исследование Саратовской губернии, выполненное в 1856 году[38]. Здесь же, у отца, часто бывал и сам Николай Гаврилович. «Мимо нашего дома, от Волги и в гору, идет улица на площадь Нового собора, где архиерейский дом, а часть архиерейского дома отделена особым двором, на котором стоит консистория, куда я в первую пору детства беспрестанно ездил за своим батюшкою: скорее уйдет из присутствия, когда сын ждет и надоедает — зовет — по этому соображению и поощрялись моею матушкой поездки в консисторию»[39]. Здесь бывали историки и писатели Н. И. Костомаров и Д. Л. Мордовцев, поэтесса А. Н. Пасхалова (А. Н. Мордовцева), профессора Саратовской духовной семинарии: ученый-востоковед, археолог Г. С. Саблуков — первый переводчик на русский язык Корана, в 1831 году отказавшийся от духовного звания ради научных исследований, и известный лингвист и переводчик И. Ф. Синайский — автор первого российско-греческого словаря, изданного за свой счет в 1884 году.
Здание также связано с именами актеров И. А. Сло-нова, Б. Ф. Андреева, Ю. И. Каюрова. В нем преподавали многие выдающиеся мастера саратовской сцены: Народный артист РСФСР П. А. Карганов, заслуженный артист РСФСР Г. Н. Несмелов, Народный артист СССР Ю. П. Киселев. Училище окончили Народный артист СССР Б. Ф. Андреев, Народный артист РСФСР О. И. Янковский (в 2010 году на здании установили памятную доску Олегу Ивановичу), Народный артист Грузинской ССР К. К. Мюфке (сын архитектора Саратовского университета) и многие другие.
[1] 1 См.: Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М.: АСТ, 2016. С. 188.
[2] См.: Цыпин В., прот. Епархиальное управление / Православная Энциклопедия. Т. XVIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 487–493.
[3] См.: Смолич И. К. История Русской церкви. Ч. 1: 1700–1917. М.: Изд-во
Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.
[4] См.: Матвеева Е. С. Духовная консистория как высшая церковно-судебная инстанция для приходского духовенства в Российской Империи //Среднерусский вестник общественных наук. Т. 10. 2015. № 4. С. 141.
[5] См.: Цыпин В., прот. Духовная консистория / Православная Энциклопедия. Т. XVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. С. 392–394.
[6] Устав Духовных Консисторий. СПб.: Синодальная типография, 1883. С. 1.
[7] См.: Саратовская и Вольская епархия / Православная Энциклопедия. Т. LXI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2021. С. 587–619.
[8] См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1915. № 7. 1 марта. С. 280.
[9] См.: Гераклитов А. А. Первая квартира Саратовских епископов. Труды Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК). Вып. 33. 1916. С. 22.
[10] Саратовские епархиальные ведомости. 1915. № 7. 1 марта. С. 281.
[11] План Губернскому городу Саратову от 21 июня 1810 г. / Старые карты России и зарубежья // http://retromap.ru/1418101_51.531360,46.036362.
[12] Указом императора Павла I от 12.12.1796 г. Саратовская губерния была ликвидирована. Ее территория была поделена между Пензенской и Астраханской губерниями. Указом от 05.03.1797 г. Саратовская губерния восстановлена в прежнем составе (11 уездов)
[13] ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 832. Л. 155.
[14] ГАСО. Ф. 998. Оп. 1. Д. 1. Л. 49.
[15] Там же. Л. 62 об.
[16] Правдин А. Историческая записка о Саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828–1878 года). Саратов, 1979. С. 7–8.
[17] Саратовские епархиальные ведомости. 1915. № 7. 1 марта. С. 284.
[18] Карта «Губернский город Саратов. Масштаб 100 саженей в дюйме» / Российский государственный архив древних актов Ф. 1356. Оп. 1. Ед. хр. 5135 // http://retromap.ru/1418124_z17_51.517923,45.988222.
[19] Саратовские епархиальные ведомости. 1915. № 7. 1 марта. С. 284.
[20] См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1915. № 7. 1 марта. С. 284–285.
[21] Там же. С. 286.
[22] Саратовские епархиальные ведомости. 1876. № 35. 29 сентября.
[23] Саратовские епархиальные ведомости. 1915. № 7. 1 марта. С. 286.
[24] Там же.
[25] ГАСО. Ф. 656. Оп. 1. Д. 122. Л. 97.
[26] См.: Саратовские епархиальные ведомости. 1879. № 43. 23 ноября.
[27] См.: ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 3115. Л. 7.
[28] Саратовский Духовный Вестник. 1913. № 5. 3–10 марта. С. 5.
[29] Коммунист. 1935. 21 марта.
[30] Проект зон охраны объектов культурного наследия регионального значения «Архиерейское подворье: — церковь “Утоли моя печали”, кон. XIX в., арх. П. М. Зыбин, г. Саратов, ул. Волжская, 38, — здание консистории, 1-я пол. XIX в., г. Саратов, ул. Радищева, 24, — дом архиерейский, 1836 г., г. Саратов, ул. Радищева, 24, — корпус архиерейский торговый, сер. XIX в., г. Саратов, ул. Радищева, 24». [Научно-проектная документация.] Саратов, 2019. С. 22
[31] Поволжская правда. 1929. 11 мая.
[32] Улица Радищева от Первомайской к Волжской / Фотографии старого Саратова // https://oldsaratov.ru/photo/2574#gsc.tab=0.
[33] Улица Радищева от Первомайской / Фотографии старого Саратова //https://oldsaratov.ru/photo/34723#gsc.tab=0.
[34] См.: Саратов. 1998. 29 сентября.
[35] См.: Губернатор В. Радаев и Митрополит Лонгин ознакомились с ходом ремонтных работ в здании семинарии на Мичурина, 92 / Православное Заволжье. Официальный сайт Покровской епархии // https://www.pravpokrov.ru/Articles/Index/4338.
[36] Постановление администрации Саратовской области от 21.07.1993 № 201 «О постановке на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области» (вместе со «Списком вновь выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность Саратовской области, рекомендуемых к постановке на государственную охрану») // https://okn-mk.mkrf.ru/maps/show/id/339959.
[37] Списки объектов культурного наследия Саратовской области / Правительство Саратовской области. Официальный портал
[38] См.: Семенов В. Н., Давыдов В. И. Саратов историко-архитектурный. Ненаучный краеведческий комментарий к некоторым примечательным градостроительным объектам. Саратов, 2012. С. 81.
[39] Цит. по: Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский: Научная биография. Саратов: Изд-во СГУ, 1978.
Журнал «Православное Поволжье», № 2 (2022 г.)