+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
«Избери его в жилище Твое»
Просмотров: 644     Комментариев: 0

Многие люди говорят, что, заходя в храм — даже заброшенный, полуразрушенный или перестроенный (в лучшем случае, отданный под клуб или музей, как это бывало в советское время) — чувствуют, что это совершенно особое место. Как обычное здание становится храмом? Мы беседуем об этом с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, скажите, пожалуйста, несколько слов о Тихвинском храме. Как появилась идея восстановить на новом месте один из красивейших храмов Саратова? Ведь это, наверное, особый опыт для епархии. Сейчас в большинстве случаев, не только в Саратове, строятся небольшие типовые храмы…

— На протяжении последних лет мы построили в Саратове достаточно много храмов: в 2003 году их было 14, сегодня 63. Когда я только приехал в Саратов, я стал знакомиться с историей церковной жизни в губернии. Видел фотографии многих прекрасных, но разрушенных после революции храмов. И поскольку мысль о том, что нужно строить новые храмы, была сама собой разумеющейся, у меня возникла идея, что хорошо было бы восстановить и старые саратовские храмы, которые были уничтожены. Не всегда это можно сделать на историческом месте, потому что теперь там находятся или жилые дома, или общественные здания, или парки и скверы. Но возможно сделать это в новых районах.

Храм святого равноапостольного великого князя ВладимираЭту идею долго не удавалось реализовать по одной простой причине: все новые храмы мы строим максимально экономно. Понятно, что восстановить старинный храм со сложной архитектурой непросто. Кстати, один из первых храмов, который мы построили в Саратове,— это храм в честь святого равноапостольного князя Владимира. Он возведен неподалеку от того места, где стоял красавец-собор в новом русском стиле, посвященный 900-летию Крещения Руси. На его месте сейчас — стадион в Детском парке. Я понимал, что восстановить его точно на прежнем месте будет сложно, поскольку люди уже привыкли к парку в его нынешнем виде, и мысль о восстановлении Владимирского собора вызовет противостояние в обществе. К тому же он был очень большим. Поэтому, так сказать, скрепя сердце пришлось отказаться от этой идеи. И мы тогда поставили небольшой, но тоже очень красивый храм в стиле владимиро-суздальского зодчества в самом углу парка, на том свободном месте, которое нам выделили.

Когда разрабатывалась «Программа строительства двадцати новых православных храмов Саратова», которую курировал В.В. Володин, то я предложил вернуться к этой идее и восстановить хотя бы один старый саратовский храм. Выбор пал на «византийский» проект архитектора Ю.Н. Терликова, по которому были построены в свое время даже два храма: Никольский «на горах» и Никольский храм Крестовоздвиженского монастыря. Они несколько отличаются друг от друга, но, в общем, являются «родными братьями». Ю.Н. Терликов (1864–1914) был одним из самых заметных архитекторов Саратова. Сохранилось несколько построенных им общественных и жилых зданий. Но прекрасные храмы были разрушены…

Ново-Никольская церковь "на горах"Храм в честь Тихвинской иконы Божией МатериНикольский храм Крестовоздвиженского женского монастыря

Очень хорошо, что Вячеслав Викторович нас поддержал, и таким образом был восстановлен, хоть и на новом месте, замечательный исторический саратовский храм. Да, действительно, это особый опыт для епархии, я благодарю Бога за то, что он удался.

— Как вообще храм становится храмом? Ведь для этого нужно не просто построить здание в соответствии с канонами — правилами Церкви? Как и зачем совершаются «подготовительные действия»: освящение места под храм, чин основания?

— Любое дело христиане начинают с молитвы. Существует целый ряд молитвословий «на начало всякого дела»: благословляется дом, в котором будут жить люди, средства передвижения, которыми они будут пользоваться, благословляется вновь выкопанный колодец, пчельники, земля перед началом сельскохозяйственных работ — одним словом, все то, что составляет окружение человека, чем он пользуется в своей жизни. Тем более, благословляется новый храм. Сначала совершается освящение места под храм, после того как оно выбрано. А потом благословляется начало строительства — совершается так называемый чин основания храма. Обычно уже при готовом фундаменте туда закладывается закладной камень или капсула с надписью, где указано: когда, в честь какого праздника или святого, при каком Патриархе и архиерее и чьим усердием строится эта церковь.

— Малое и Великое освящение — в чем разница? Когда они совершаются?

Антиминс— Бывает так, что храм в общих чертах построен, в нем уже можно совершать богослужение, но многое еще надо сделать. И вот чтобы не ждать окончания строительства «под ключ» (а это может быть очень долго, поскольку у строящихся храмов, как правило, нет постоянного устойчивого финансирования), совершается так называемое малое освящение. Или можно еще встретить такое наименование этого чина — чин положения антиминса. Антиминс — это прямоугольный матерчатый плат с изображением положения Спасителя во гроб, в который вшита частичка мощей святых. На положенном на престоле антиминсе и совершается Таинство Евхаристии.Без него служение невозможно. Антиминс освящается и подписывается правящим архиереем и выдается священнику для богослужения на определенном приходе. Он торжественно, с чтением нескольких молитв, полагается на престоле, и после этого в храме уже можно служить и при этом продолжать какие-то общестроительные, отделочные работы, расписывать храм, заниматься его убранством и так далее. А когда храм полностью готов, совершается Великое освящение.

— Всенощная накануне Великого освящения — это особая и трогательная служба, о которой мало кто знает. В чем ее отличие?

— Да. Главная ее особенность — она полностью совершается вне алтаря. Алтарь закрыт: в нем находится утвержденный, но пока еще разобранный, не освященный престол. Поются и читаются стихиры и канон «на обновление храма» в соединении со службой святому или событию, в честь которого храм построен.

— Те, кто уже бывал на Великом освящении, знают, что во время чина архиереем производится несколько символических действий. Но в основном это происходит за закрытыми Царскими вратами. Что эти действия означают? Как нужно молиться прихожанам при этом? Что главное в молитвах чина?

— Да, это достаточно сложное чинопоследование. В алтаре утверждается престол, затем он омывается особым образом. Престол и стены храма окропляются святой водой и помазываются миром. При этом Церковь относится к храму как к живому человеку, входящему в мир.

Прихожанам во время освящения надо внимательно слушать читаемые молитвы. Одну из самых важных архиерей читает лицом к народу, с преклонением колен. Мы обращаемся ко Господу, «имеющему престолом Небо, подножием землю», и молимся о том, чтобы Бог ниспослал Своего Святого Духа, избрал этот храм Своим жилищем, сотворил местом селения Своей славы. Чтобы храм этот был «пристанищем обуреваемых, врачевством страстей, прибежищем немощных, бесов прогонением». Просим и о том, чтобы Господь всегда слышал всех, кто молится в этом храме с благоговением, и о том, чтобы сохранил его до конца времен. Надо пропускать эти молитвы через свое сердце и молиться вместе с духовенством.

Да, мы не ограничиваем Бога временем и пространством — Бог во всем, и всё, что есть вокруг нас, живет и движется Духом Святым, силой благодати Божией. Но, тем не менее, мы все равно считаем, что храм — это место особого пребывания Бога, и молимся о том, чтобы человек, приходящий в храм, не просто видел расписанные стены и красивое внутреннее убранство, но и встречался в храме с Богом. Эта встреча происходит в сердце человека благодаря церковным таинствам. Главное, конечно, что в храме совершается Божественная литургия — самое великое таинство на земле. Я бы сказал, исполнение Церкви.

— А в каких случаях тем же великим чином освящаются давно построенные храмы?

В том случае, если они были долгое время закрыты, разграблены, разрушены и потом восстановлены. Или же после капитального ремонта, который был связан с перемещением престола и радикальным изменением внутреннего убранства храма.

— Есть ли разница между храмом в приспособленном помещении и «настоящим», то есть специально построенным отдельным храмовым зданием?

Покровский храм в с. Сокур— Разницы между храмом приспособленным и обычным нет никакой, если там находится антиминс и совершается Божественная литургия. Более того, сегодня часто храмы в приспособленных помещениях — это даже не временный, а постоянный вариант. У нас в районах много мест, где в деревнях осталось, в лучшем случае, несколько сотен, а порой десятков, жителей преклонного возраста. И стоят руины огромных величественных храмов — например, в с. Сокур Татищевского района, с. Кутьино Новобурасского района или в Ртищевском районе в с. Урусово. По своим размерам они сопоставимы с большими кафедральными соборами в областных центрах. И восстановить их не только очень тяжело, но, самое главное, в настоящее время не для кого. Их надо сохранить, законсервировать до лучших времен. Но сегодня для оставшихся жителей этих деревень вполне достаточно храма в приспособленном помещении, если оно уютное, нормально обустроенное, в нем тепло… Это проблема всей нашей страны — то, что русская деревня фактически уничтожена. Но мы не можем просто опустить руки. Все равно есть надежда на то, что когда-то жизнь на селе, на земле восстановится. Должна восстановиться, потому что иначе остановится сама жизнь.

— Многие люди любят храмы исторические, намоленные, как они говорят, а к «новоделу» относятся недоверчиво. Есть ли основания для такого отношения?

— Считаю, что это вкусовщина. Я уже сказал, что никакой разницы для верующего человека нет — ходить в новый храм, в старый или в приспособленное помещение, если там совершается Божественная литургия. Огромное количество людей в послевоенные годы ходило в Покровский храм в нашем Покровске (Энгельсе), который сначала располагался в обычном доме. Лишь значительно позже он был расширен. И, тем не менее, люди были счастливы и благодарили Бога за то, что у них была возможность после многолетнего перерыва вновь приходить в храм, молиться Богу, причащаться Святых Христовых Таин. Конечно, сейчас мы немножко разбаловались, у нас есть выбор, и порой люди перебирают приходы достаточно капризно. Кому-то нравится одно, кому-то другое… Это исключительно вопрос вкуса. Но если он выходит на первое место, это значит, что человек не очень церковен, не очень понимает, что такое храм и для чего он, собственно говоря, нужен.

— Кто может построить храм? Если у человека возникло такое желание, что он должен предпринять?

— Один человек построить храм, как правило, не может. Бывают такие состоятельные благотворители, но достаточно редко. В зависимости от размеров храма, стоимость строительства может варьироваться от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей. Нужно, чтобы собралась община, группа людей, которой храм нужен. И затем надо обращаться в епархию. Епархия вместе с будущими прихожанами определяет место для строительства, а также в честь какого праздника или святого храм будет освящен. Назначается настоятель, которому дается поручение окормлять этот приход и отвечать за строительство. Бывает, на это уходит по нескольку десятилетий. Бог даст, скоро мы будем освящать храм в селе Казанла Базарно-Карабулакского района, который строится уже около 20 лет, но сельчане строят его сами, собирают пожертвования. Епархия помогает в этом строительстве, и оно скоро будет закончено. Но конечно, начинать возведение храма можно только по благословению архиерея той епархии, где этот храм находится.

Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского— Очень больная тема — храм заброшенный или разрушенный. Например, мы знаем, что на месте многих разрушенных храмов в Саратове построены жилые дома, и восстановление их невозможно. На месте кафедрального собора Александра Невского до сих пор стадион. Думаю, у всех верующих людей болит сердце об этом. Но нам говорят: а что такого? В Европе вообще древние храмы за невостребованностью продаются. И в них устраивают жилье, гостиницы, спортивные залы… Как себя вести на месте, где стоял разрушенный храм, нужно ли помнить об этом?

— Что касается Европы, действительно, там есть такая проблема — невостребованность храмов, но нам она в ближайшем будущем не грозит. Те, кто был в Европе, знают, что там в одном квартале можно увидеть 5-6 храмов, которые находятся друг от друга буквально через дом. Поэтому в историческом центре любого европейского города есть храмы, которые уже не имеют прихожан, хотя количество верующих там все равно превышает количество постоянных прихожан у нас в России.

Конечно, верующему православному человеку нужно вести себя на месте, где когда-то находился храм, с благоговением. Память о храме должна сохраняться среди людей, как она сохраняется у Бога. Хорошо было бы осенить себя крестным знамением там, где раньше стояла церковь, обратиться с краткой молитвой к святому, в честь которого она была в свое время построена. Когда мы идем по Саратову крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери, мы проходим несколько мест, где прежде стояли разрушенные теперь храмы. И мы всегда стараемся петь тропари тем святым, которым они были посвящены.

Ну, и совсем неправильно для христианина было бы участвовать в каких-то мероприятиях на стадионе «Динамо», который находится на месте взорванного Александро-Невского собора, потому что это уже предательство своей веры. Мы не можем пока радикально изменить ситуацию и восстановить этот храм, но, тем не менее, помнить о нем мы обязаны.

Газета «Православная вера» № 11 (655), июль 2020 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Когда впервые слышишь словосочетание «церковный древлехранитель», воображение тут же рисует сухонького седенького старичка, корпящего денно и нощно над старинными манускриптами,— этакого Гэндальфа с архитектурной специализацией. Руководитель реставрационного отдела Саратовской епархии Алексей Клыков на волшебника из «Властелина колец» совершенно не похож, но когда слушаешь его истории про восстановление саратовских храмов, мысли о чудесах невольно возникают — пусть это и чудеса рукотворные

Просмотров: 780
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 810
Комментариев: 0

Постараюсь рассказать о том, как восстанавливается старинная церковь Михаила Архангела в селе Лох Новобурасского района Саратовской области – и как там возрождается жизнь вообще. Это не совсем обычная история… Хотя вряд ли хотя бы одну из подобных историй можно назвать обычной. Ведь возрождение происходит вопреки всему, против течения всех нынешних процессов в нашей многострадальной сельской местности

Просмотров: 905
Комментариев: 0

Смотришь на это здание — и кажется, что оно было тут всегда именно в таком виде: с белыми окошками, свежевыкрашенными стенами, маленькой золотой главкой с крестом — органично вписывающееся в архитектурный облик Саратова. Да и как иначе — стоит оно на этом месте с 1880 года. Только вот последние лет двенадцать вид у здания был плачевный: черные глазницы выбитых окон, заколоченные старые двери, открытые и заваленные мусором подвальные входы, протекающая старая крыша. Оглядываясь назад, понимаешь, насколько невероятно то, что оказалось возможным вдохнуть новую жизнь в эти вековые и почти разрушенные стены

Просмотров: 938
Комментариев: 0

Люди, которые восстанавливают разрушенные, поруганные храмы, не имея ни больших средств, ни особых связей, только за счет собственного упорства, только на чувстве долга… Они есть сегодня в России, слава Богу. Побеседуем с одним из них — уроженцем Саратова, историком, автором книг о священномучениках ХХ века, научным руководителем проекта по популяризации наследия Поместного Собора 1917–1918 годов, главой Некоммерческого партнерства по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело» Александром Мраморновым

Просмотров: 2135
Комментариев: 0

О своей поездке в село Подгорное Воскресенского района рассказывает основатель и автор проекта «Некраеведы» Юлия Пиунова. В этом селе супругам Пиуновым удалось не только полюбоваться видами и сфотографировать старинный храм, но и выведать у старожилов легенду о спрятанных церковных реликвиях, которые до сих пор ищут охотники за кладами

Просмотров: 1024
Комментариев: 0

В одном из прошлых номеров мы рассказали о проекте «Некраеведы» и о его создателях — молодых супругах из Саратова, по собственному интересу и доброй воле посвящающих свои выходные поездкам в отдаленные села Саратовской области. Там Максим и Юлия Пиуновы фотографируют старинные храмы и сельские пейзажи, разговаривают со старожилами, записывают интересные исторические подробности и человеческие истории, которые им удалось узнать. Так они пытаются запечатлеть для потомков то, что сами называют уходящей красотой. Сегодняшняя история, которую они поведали в своем материале, без сомнения, трагическая, хотя и осталась в ней неразрешенная загадка. Но чем больше таких историй и судеб будет открываться нам, тем полнее будет портрет Русской Церкви в ХХ веке — со всеми оттенками боли и разрушения, которые ей пришлось пережить в годы гонений

Просмотров: 1234
Комментариев: 0

Герои нашей сегодняшней публикации — Максим и Юлия Пиуновы — авторы семейного историко­-культурного проекта «Некраеведы». В выходные дни они ездят по разным уголкам Саратовской области — посещают села, деревни, поселки и городки, чтобы «прикоснуться к уходящей старине». Взяв в дорогу камеру и диктофон, они находят интересные, исторически значимые места и делают о них репортажи, которые потом размещают в социальной сети «ВКонтакте»

Просмотров: 1575
Комментариев: 0