18 июня 2024 года исполнилось 35 лет служения в сане пресвитера духовника Балаковской епархии, благочинного Андреевского округа, настоятеля храма во имя святого апостола Андрея Первозванного г. Маркса протоиерея Валерия Генсицкого. Мы побеседовали с батюшкой о годах служения в священном сане, духовных наставниках, интересных моментах жизни и служении Богу.
— Отец Валерий, почему Вы решили служить Богу именно в священном сане?
— Я вырос при храме, с самого раннего детства мы воспитывались в вере, исповедовались, причащались, соблюдали посты. Мы жили рядом с Почаевской лаврой, пешком туда ходили. Когда были маленькие, играли, как и все, в футбол, плавали. Но еще мы играли в батюшек: надевали покрывала на спину, как ризы, в банки консервные набивали всяких деревяшек, прицепляли проволоку и ходили с ними, как с кадилом, соревнуясь, кто громче возгласит: «Паки и паки миром Господу помолимся!..»
В нашем представлении служение священника было, как мы говорили, «до неба пешком пройти», то есть это очень сложно. Батюшки приезжали из Почаевской лавры и всегда ходили по селу в рясе. Именно пример их служения явился движущим и впоследствии подтолкнул меня поступать в семинарию.
С самого детства нам прививали благоговейное отношение к Церкви, иконам, к духовенству, но нас этому специально не учили, мы в этом жили. Закон Божий был и нашим семейным законом дома. Потом я познакомился с моей будущей супругой, а три ее брата были священниками, и они мне предложили идти учиться в семинарию. После окончания автотранспортного техникума и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию, спустя время окончил и Московскую духовную академию.
Помню, как я переживал, когда читал на службе при владыке Пимене «Ныне отпущаеши» и «Трисвятое», как первый раз вошел в алтарь… Хотя ведь с детства в храме, но здесь совершенно особые чувства, волнительные, даже дрожь пробирает — ведь нужно прочесть правильно, как положено.
— Расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш путь служения в священном сане.
— В 1985 году архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской) рукоположил в диакона и отправил служить в Хвалынск, а спустя год — в Вольск, где я прослужил диаконом еще три года. Это были особые годы, еще только начало служения, маленькие дети. Нас очень полюбили прихожане: и хвалынские, и вольские, чисто по-детски, искренне, понимая, что мы еще молодые. Помню, называли «отец диакон». Начинали служить в Вольске в Благовещенском храме с вечера вторника, и всю неделю утром и вечером служили, а по воскресеньям — две службы.
В 1989 году владыка Пимен рукоположил в священника и отправил служить в город Новоузенск. После Вольска и Хвалынска даже в плане климата было непривычно: жара, ветер, степь, нет рядом Волги и густых лесов. Там я был первым настоятелем после разрушения храмов в 30-х годах, это спустя более 50 лет. Поначалу, в течение примерно трех лет, было сложно, какое-то шло сопротивление от общества, еще непривычно было, что здесь теперь священник совершает богослужения.
Представляете, до гонений советского времени там было пять храмов и даже женский монастырь. В центре города был большой Покровский собор. Но, к сожалению, как и во многих городах, совсем ничего не сохранилось до наших дней, всё было разрушено. Владыка Пимен тогда благословил организовать приход во имя святой великомученицы Екатерины. Отслужили молебен во дворе у бабушки Анны. Пока строили здание под храм, там же, у нее дома, совершались богослужения. Был период, когда и денежные средства были, но не было стройматериалов — дефицит начала 90-х годов.
Девять лет служил в Новоузенске, и меня отправляют в Вольск благочинным и настоятелем Благовещенского храма. Территория благочиния была огромная: Вольский, Хвалынский, Базарно-Карабулакский районы.
Далее были еще переводы, уже при владыке Александре (Тимофееве): в Алексеевку Базарно-Карабулакского района, затем снова в Вольск, далее в Ртищево, потом опять в Вольск, затем еще в Шиханы Вольского района. Уже из Шихан в 2004 году владыка Лонгин (Корчагин) отправил меня в город Маркс, где и служу уже 20 лет. За это время город и его жители стали родными.
Господь мне на каждом приходе давал сил, утешал, и люди меня любили: не только прихожане, но и многие жители городов и сел, с которыми довелось познакомиться и подружиться.
— Сколько лет Вы с супругой в браке и в чем рецепт Вашего семейного счастья?
— Мы с матушкой Галиной вместе уже 40 лет. В этом году, 6 мая, на великомученика Георгия Победоносца, было 40 лет со дня венчания. За это время бывали недопонимания, но мы никогда не ссорились — поворчим-помолчим, и все на этом. Она всегда была и остается прекрасной, правильной женой, хозяйкой и матерью.
Хотелось бы пожелать всем матушкам: быть первым другом для своего мужа, тем, кто знает жизнь священника, его проблемы, готов прийти на помощь. Если супругу трудно, то поддержать, подсказать, посоветовать. Матушка — это человек, которому можно доверить всё, именно она всегда, в любой момент успокоит и утешит. И все с Божией помощью получится.
Меня всегда поддерживает моя супруга. Она и слова подберет нужные, ей и рассказать могу всё, и, как говорится, поплакаться в жилетку. Однажды был сложный момент во время служения в Новоузенске, и тогда матушка меня очень поддержала, нашла нужные и важные слова о том, что Господь нас сюда отправил и избрал быть мне пастырем именно здесь. С такой поддержкой можно и горы свернуть, сразу силы появляются.
Матушка моя очень любит храм! Любит молиться, быть на богослужениях. Очень любит ухаживать за храмовой территорией, все благоустроить, украсить, посадить цветочки, чтобы было все красиво и со вкусом. Внутри в храме все отмыть и отчистить, чтоб сверкало и сияло и был порядок и чистота. Потому что, повторюсь, она очень любит храм!
Основным делом в семейной жизни должна быть молитва: во всем, каждый день утром и вечером, это даже не правило, а уже обязанность, само собой разумеющееся.
— Где Вы черпаете силы для служения?
— Батюшка должен быть искренним и не бояться смотреть в глаза трудностям. Нужно быть обязательным человеком, «раз ты взялся за гуж, не говори, что не дюж», не оглядывайся и иди вперед, как бы ни было трудно. Если ты взял на себя крест, пусть он и тяжелый, но ты должен чувствовать, что это твое дело. Может быть, и не обязанность, но твоя жизнь, потому что ты посвятил ее Богу. Как я могу уйти от Бога и от Церкви? Даже если чем-то согрешил, то нужно идти и каяться, но уйти от храма ты уже не имеешь права.
Когда опускаются руки, то хорошо, что рядом матушка — это поддержка и утешение.
— Отец Валерий, расскажите о своих духовных наставниках.
— Мой духовник и первый учитель — это отец Александр Ткачев, когда я еще был диаконом, он учил меня служить, да и в целом давал много жизненных советов. Всё говорил: «Валерий! Как-нибудь ты успеешь послужить, старайся служить правильно». Еще пальцем грозил: «Смотри, не зазнавайся!» Иногда еще и добавлял: «Готовься, сегодня-завтра станешь священником».
Также моим наставником был отец Филипп Колесников, он был духовником Саратовской епархии. Говорил мне: «Знаешь, отец диакон, нужно слушаться, и тогда получишь много пользы». Отец Филипп мне много доверял, рассказывал и личное, и из опыта приходского, хотя я тогда еще был диаконом. У него было пять сыновей, а меня шестым взяли (улыбается) — «приёмышем».
Часто вспоминаю и отца Василия Деева, он старше лет на 20, но был тогда диаконом в Энгельсе, а я в Вольске. Потом он в Марксе был настоятелем, мы всегда хорошо общались.
К старшим священникам я всегда относился с большим уважением и трепетом, для меня все были хорошим и добрым примером.
— Батюшка, где найти силы, чтобы стараться всегда быть с Богом?
— Их не надо специально искать, если ты решил служить Богу, то тебе Господь обязательно поможет и даст сил. Написано: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? <…> Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 26–33). Мы должны понимать, что человек создан по образу и подобию Божьему, и Господь его никогда не оставит. Только у Бога нужно спрашивать, молиться и обязательно благодарить. Даже если сильно устал, прочти хотя бы молитву «Отче наш» — это молитва на все времена и случаи жизни. Силы Бог дает всегда, только нужно от Него не отходить и руки не опускать.
— Что бы Вы пожелали молодому поколению?
— Читать побольше духовной и художественной литературы, ведь в молодом возрасте все быстро запоминается. Советую прочесть «Добротолюбие» — там настоящий кладезь мудрости.
Быть добрым и правильным примером, обязательным быть, внимательным, уважать старших. Порой человеку нужно просто немного внимания, даже минутку времени уделить. Особенно священникам: даже когда совсем нет времени и устал, то все равно нужно стараться уделить время каждому, кто пришел в храм.
Порой людям надо простоты, чтобы с ними говорили, чисто по-человечески поддержали и выслушали, бывает, что и нескольких слов достаточно.
— Расскажите про Ваше хобби.
— Зимой люблю на лыжах ходить по Волге, летом — плавать. Пару раз Волгу переплывал, в Вольске и уже здесь, в Марксе. Вместе с матушкой ездим за грибами, ягодами. Читать я люблю.
— А каких авторов Вы больше всего любите читать?
— Мне нравятся Ф.М.Достоевский, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, Н.С. Лесков, И.С Шмелев. Недавно читал «Детство» и «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, «Обитель» З.Прилепина.
Сейчас много литературы, а раньше не было книг. Бывало, встретится тебе сборник проповедей — это было большое счастье!.. Если тебе какой-то батюшка дал книгу, то она была на вес золота. Поэтому сейчас уже намного проще, можно и в Интернете послушать хорошие аудиокниги и проповеди.
* * *
Отец Валерий — человек очень искренний, эмоциональный и во время нашего общения несколько раз не смог сдержать слез… Особенно, когда вспоминал своих духовных наставников, когда он был еще только в начале священнического пути, и как его поддерживали и давали ценные советы. Многие из них уже отошли ко Господу. Отец Валерий поделился (тоже не сдерживая слез): раньше воспринимал очень тяжело каждый перевод на разные приходы, даже сетовал, обижался, был не доволен и не согласен, не понимал, почему так. Сегодня, спустя уже много лет, вспоминает все переводы с благодарностью Богу: ведь о нем и его семье помнят и молятся, звонят и пишут с тех приходов, где служил батюшка.
Газета «Балаковские епархиальные ведомости», № 7 (18), июль 2024 г.