«Голос пастыря» – так называется наш интернет-проект, призванный помочь людям, оказавшимся сейчас в трудной ситуации. А ведь наши пастыри и сами оказались в ситуации совсем не легкой! О своем опыте ее переживания — клирик храма во имя святых апостолов Петра и Павла г. Саратова иерей Василий Куценко.
Нет, наверное, такого человека, который бы в эти дни не думал: как быть, как жить дальше? И мне в связи с этим хотелось бы процитировать фрагмент из «Писем Баламута» Клайва Стейплза Льюиса. Напомню, что книгу эту называют «Добротолюбием наизнанку». Она представляет собой как бы собрание писем опытного беса-искусителя Баламута племяннику, молодому бесенку Гнусу. Бывалый дядя обучает Гнусика искусству уловления человека в бесовские сети и погубления человеческой души. Вот что он, в частности, пишет: «Ничто не защищает человеческую душу от Врага лучше, чем тревога и неизвестность. Враг хочет, чтобы люди сосредоточились на своем деле; наша задача — поддерживать их мысли о том, что может с ними случиться» (Письмо 6). Врагом Баламут называет Бога.
Итак, неизвестность — вот то, что на самом деле пугает. Не могу говорить за всех, но лично меня — да, не буду скрывать. И не думать о том, что может с нами случиться, я не могу. Известия о скольких еще заболевших людях принесут новостные ленты? Сколько будет летальных исходов? Какая ситуация сложится в Саратове, в других городах? А как быть с кредитами, ипотеками, коммунальными платежами? Я не знаю.
Грех ли думать о земных, обыденных вещах во время поста, когда Церковь призывает думать о молитве и покаянии? Нет, не грех. Главное — не впадать в отчаяние. Пусть трудная ситуация, в которой я оказался вместе со всей страной и всей Церковью, будет моим подвигом, тем самым крестом, о котором мы читаем в Евангелии: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною(Мф. 16, 24; Мк. 7, 34). Еще раз сознаюсь: получается у меня пока что плохо. Поэтому продолжу цитату из Льюиса: «Твой подопечный, конечно, знает, что он должен послушно следовать Вражьей воле. Конечно, Враг имеет в виду, что человек должен терпеливо принимать те горести, которые выпадают ему сейчас, тревогу и неизвестность настоящего. Как раз в ответ на эти горести он должен сказать: “Да будет воля Твоя”, и за то, что он ежедневно несет именно этот крест, и получит он хлеб насущный. Твоя задача в том, чтобы подопечный никогда не думал о своем теперешнем страхе как о возложенном на него кресте, а думал о предметах своего страха» (Письмо 6).
Я каждый день — утром и вечером — произношу слова «Да будет воля Твоя». А сейчас, особенно сейчас, мне нужно стараться не просто из проговаривать, но переживать их. Принять то, что со мной происходит,— не как некий стихийный ужас, а как волю Божию обо мне. И, как ни плохо у меня получается, если я буду стараться — верю, Господь поможет.