В России главным пасхальным символом является крашеное яйцо. Неслучайно русская поговорка гласит: «Дорого яичко к Христову дню». Именно на Пасху принято обмениваться этим скромным даром со словами «Христос Воскресе» и ответом – «Воистину Воскресе». По легенде, этот древний христианский обычай появился во времена правления римского императора Тиберия в I веке. Не пожелав явиться ко двору цесаря с пустыми руками, святая равноапостольная Мария Магдалина, прибывшая в Рим с проповедью Евангелия, выбрала в качестве подарка яйцо. Чудесным образом оно окрасилось в багряный цвет и ознаменовало собой Воскресение Иисуса Христа. С тех пор этот дар стал знаком общей христианской радости и символом торжества жизни над смертью, победы правды над ложью, добра над злом.
Пасхальное яйцо в России имеет давнюю историю. В течение многих столетий оно, являясь непреходящим символом Пасхи и обрядовой пищей, приобретает новое значение памятного предмета – сувенира. До наших дней сохранилось подробное описание чина празднования Пасхи при дворе русского царя Алексея Михайловича Романова (1645–1676): «В течение всей Светлой недели государь после обедни принимал поздравления от всех служилых, дворовых и всяких чинов людей, жаловал каждого к руке и оделял всех крашеными яйцами». Яйца были не только гусиные и куриные, но и точеные деревянные, расписанные по золоту яркими красками или «цветными травами, а в травах птицы и звери и люди».
Английская писательница Элизабет Джастис (1703–1752), гостившая в Санкт-Петербурге в середине 30-х годов XVIII века, оставила интересные воспоминания о своем путешествии в Россию, в том числе о разнообразии пасхальных яиц: «…одни сделаны из воска, другие – из дерева, а третьи – настоящие, сваренные вкрутую и затем окрашенные в красный цвет. Потом перочинным ножом так соскабливают эту краску, что получается фигура нашего благословенного Спасителя на кресте или Его вознесение на небо; это у русских получается чрезвычайно любопытно».
Именно в XVIII веке при дворе императрицы Елизаветы Петровны появляется мода на пасхальные яйца, выполненные в новом материале – фарфоре. Невероятно красивые в своей сияющей белизне подобные изделия украшались орнаментальной и сюжетной росписью. Зачастую они были подвесными и использовались для украшения домашнего киота. Фарфоровые яйца считались излюбленным и дорогим пасхальным сувениром.
В XIX веке помимо натуральных (гусиных, куриных, утиных, лебединых, яиц индюшки, голубиных) стали изготавливать искусственные пасхальные яйца из самых различных материалов: точеные и расписные деревянные, глиняные, костяные, восковые, шитые из шелка и бархата, из бисера, из цветного и белого стекла, из металла, эмалевые, картонные, из папье-маше и, наконец, сахарные, шоколадные и карамельные. С развитием горнодобывающей промышленности на Урале и Юго-Западном Прибайкалье к этому многообразию прибавились пасхальные сувениры, выполненные из поделочных, драгоценных и полудрагоценных камней.
В собрании Радищевского музея хранится коллекция из двадцати каменных яиц. Восемнадцать из них являются даром императора Александра III. Они поступили в 1885 году к моменту открытия музея. Вероятно, первоначально эти предметы входили в состав минералогической коллекции, переданной в Саратов из Императорского Эрмитажа.
Каждое яйцо представляет собой необычное произведение камнерезного искусства. Несмотря на простоту форм, изделия поражают своим многообразием цвета и уникальным природным рисунком.
С глубокой древности в России искусство обработки полудрагоценных и поделочных камней оставалось на высоком уровне. Отечественные мастера славились своим умением распознавать особенности различных горных пород и выявлять их красоту не только в миниатюрных произведениях, но и в изделиях циклопических размеров. Например, в каменных чашах и колоннах, ныне украшающих интерьеры Государственного Эрмитажа.
В конце XIX века большинство произведений из камня изготавливалось на гранильных фабриках Екатеринбурга и Петергофа. Именно оттуда происходят пасхальные яйца из собрания Радищевского музея.
К числу редких и дорогих принадлежит яйцо из лазурита. Название минерала происходит от персидского слова, означающего «синий камень». Это один из самых красивых полудрагоценных поделочных камней, изумляющий своей богатой палитрой оттенков синего цвета. В Древнюю Русь лазурит завозили с Востока, а изделия из него необычайно ценились. В России месторождения этого минерала были открыты только в XVIII веке.
К таким же ценным горным породам, добываемым на Урале, можно отнести орлец. Научное название минерала – родонит (греч. «роза»). Пасхальное яйцо из орлеца отличается изысканным ярким малиновым цветом с уникальным узором из темных и коричневых вкраплений.
Самой большой группой пасхальных яиц в музейном собрании являются произведения, изготовленные из яшмы. В древности этот природный материал называли «яспис», что в переводе с греческого языка означало «пестрый», «крапчатый камень». В России во все времена яшма пользовалась большой популярностью, поскольку считалась самым распространенным поделочным камнем. Кроме того, ее отличало обилие цветовых характеристик.
В музейном собрании хранится несколько пасхальных яиц, выполненных из самой красивой орской яшмы. Ее месторождение было обнаружено в середине XVIII века. Оно располагалось на левом берегу реки Орь у подножия горы Полковник близь современного города Орска. Яшма с трудом поддавалась резке, поэтому ее долгое время отправляли на Екатеринбургскую гранильную фабрику для дальнейшей обработки.
Главная особенность орской яшмы в невероятной красоте и разнообразии природных рисунков, порой носящих пейзажный характер. Известный российский минералог А.Е. Ферсман писал: «…прекрасные фантастические картины мы видим на яшме известного русского месторождения в окрестностях Орска: вот бушующее море, покрытое серовато-зеленой пеной; на горизонте сквозь черные тучи пробивается огненная полоска заходящего солнца,…вот какой-то хаос красных тонов, что-то бешено мчится среди дыма и огня,…вот мирный осенний ландшафт…». Художественный эффект каменных изделий усиливали русские мастера-камнерезы, обладающие великолепным профессиональным чутьем и знанием своего ремесла.
Причудливые узоры составляют характерную черту пасхальных сувениров из брекчии (итал. «breccia» – «ломка»). Зачастую в ее состав входят обломки одной или нескольких горных пород, что обуславливает разнообразие текстуры.
Отдельную группу составляют пасхальные яйца, выполненные из белого, желтого и розового кварца, самого распространенного поделочного камня на Земле. Своеобразная однотонность, невыразительность узоров компенсируется в изделиях особым внутренним свечением, создающим впечатление строгой изысканности и скромности.
В этом смысле им не уступает пасхальное яйцо из селенита с розовато-серебристым переливом цвета. Этот удивительный минерал носит имя древнегреческой богини луны Селены, поэтому его иногда называют «лунный камень». Селенит – недорогой мягкий поделочный материал, залежи которого были открыты во второй половине XIX века в Уральских горах.
Своеобразной фантазией в миниатюре можно назвать два пасхальных сувенира из белого и фиолетового мрамора (греч. «marmaros» – «блестящий») с тонким узором, повторяющим овальную форму изделия. За свои необычайные физические свойства и декоративную ценность этот природный камень приобрел мировую известность. В России мрамор стал впервые добываться на новых территориях, отвоеванных Петром I в результате Северной войны.
Кроме даров императора Александра III в собрании Радищевского музея хранятся пасхальные яйца – скромное подношение купца первой гильдии Аполлинария Денисовича Благодарева, владельца Каменотесной, Шлифовальной и Пиловочной фабрики в Санкт-Петербурге. Сувениры отшлифованы на фабрике жертвователя из киевского лабрадора и известкового плитняка. Пасхальное яйцо из природного лабрадора черного цвета с серебристыми прожилками удачно дополнило коллекцию музея и стало одним из его жемчужин.
Как показывает история, каменные пасхальные яйца были необычайно популярны в России XIX – начала XX веков. Десятками их изготавливали для иностранных родственников императорской семьи, еще больше для подданных родного Отечества ко дню Светлого Христова Воскресения. Однако со всей ответственностью можно утверждать, что каждый такой сувенир представлял собой уникальное произведение камнерезного искусства. Подтверждением этому является собрание пасхальных яиц Радищевского музея.