Текстовая версия телепрограммы
1 марта вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии.
Вед.: Начинается Великий пост. О его богослужении, сути постного подвига и правилах пощения мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. Владыка, многие христиане любят период Великого поста, ждут его. А что он значит для Вас?
Митрополит Лонгин: Для меня это самое любимое время церковного года с первых лет сознательного пребывания в Церкви. Не случайно это время в богослужебных книгах называется «весной покаяния». Не только потому, что пост приходится на весеннее время года, но и потому, что это время, когда человек более внимательно относится к самому себе. Думаю, что каждый человек, который осознанно воспринимает церковную жизнь, в первую очередь церковное богослужение, испытывает во время поста совершенно особые, ни с чем не сравнимые чувства. Богослужение поста наполнено самыми удивительными воспоминаниями из Священной истории, Евангелия, которые как вехи на пути помогают человеку пройти это поприще. Главная тема поста — тема Страданий и Смерти Христовой. Мы готовим себя постом к Страстной седмице и ликующему, светлому Христову воскресению, Пасхе.
Вед.: Владыка, многие христиане ходят в обычное время в храм только по выходным, в воскресенье. В период Великого поста этого достаточно?
Митрополит Лонгин: Это большая проблема нашего времени. Мы сегодня люди занятые и, действительно, постепенно превращаемся в «церковь воскресного дня». Этому можно найти объяснение, оправдание, но все равно это очень плохо, потому что богослужение построено таким образом, что каждый день недели посвящен определенным событиям, памяти тех или иных святых. Если будничная служба уходит из жизни человека ― это нехорошо даже и в обычное время. Но это особенно плохо во время Великого поста, потому что, собственно говоря, в воскресный день в пост совершается точно такое же радостное воскресное богослужение, как и во все остальные недели года. И человек, приходящий на службу только в воскресенье, в общем-то, может и не понять, что идет пост, потому что в храме происходит все то же самое.
Собственно постовое богослужение — это богослужение седмичных дней, когда оно резким, я бы даже сказал, коренным образом меняется. Появляются особые, характерные только для Великого поста, молитвословия, песнопения. Служба становится гораздо более продолжительной, она, в основном, состоит из чтения. В ней очень силен покаянный элемент: это и чтение известной молитвы Ефрема Сирина, и множество поклонов. И если человек на протяжении Великого поста будет ходить в церковь только по воскресеньям, то пост пройдет мимо него. Вот почему постом обязательно нужно постараться, несмотря на занятость, хотя бы изредка посещать постовые будничные службы.
Когда я был священником, я обычно советовал своим прихожанам в Великий пост хотя бы раз в неделю посетить суточный круг, то есть вечернее и утреннее богослужение. Лучше всего в среду и пятницу, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров — особенная служба, которая совершается только Великим постом, и причаститься на этой Литургии. По уставу Литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться вечером, во второй половине дня. Сегодня в некоторых местах возрождается такой обычай служения Литургии, что дает возможность почувствовать себя по-настоящему постящимися, по-настоящему исполняющими Устав Церкви. Это очень правильно.
Есть особые дни, когда просто необходимо посещать храм. Это первые четыре вечера Великого поста — с понедельника по четверг первой седмицы, когда в наших храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Это эпиграф ко всему Великому посту, который очень точно настраивает человеческую душу на образ покаяния. Канон предлагает целый ряд примеров добродетельного жития, которому человек призывается последовать, и ряд примеров того, чего следует избегать в своей жизни. Все эти примеры библейские, основанные на ситуациях Ветхого и Нового Заветов.
Вед.: Период Великого поста называют временем постного подвига. А что это такое?
Митрополит Лонгин: Конечно, подвиг — понятие высокое, и что бы мы ни делали, как бы ни пытались изменить нашу жизнь, наверное, это слово все-таки слишком высоко для нас. Особенно если мы вспомним, что такое подвиг в жизнеописаниях святых ― и что в нашем случае, для человека, сегодня живущего в миру.
Прежде всего, это собственно пост — воздержание, которое все равно бывает для человека достаточно сложным. Ведь мы привыкли удовлетворять потребности сразу по их возникновении: захотелось — поел, захотелось — лег… Мы даже не замечаем этого. Мы совершенно не привыкли себе в чем-то отказывать. А пост — это время, когда рука тянется к чему-то, а нужно ее остановить: допустим, к той же еде, пульту от телевизора, каким-то развлечениям. Хочется полежать на диване, пойти погулять или поспать ― но нет, я лучше помолюсь, Псалтирь почитаю, на службу пойду, что-то хорошее сделаю. Каждый раз понуждение себя на доброе дело — это подвиг. Он может быть очень незначительным, маленьким, но если человек старается, придает этому большое значение, то постепенно его действия приобретают черты необходимого нам самопринуждения. Понуждение к тому, чтобы себя в чем-то утеснить — это и есть постный подвиг.
Пост — это время, когда человек призывается быть более милостивым, добродетельным: «дадим алчущим хлеб, и нищие бескровные (то есть бездомных) введем в домы», — поется в одном из песнопений первой недели Великого поста. Сколько людей, которым мы можем помочь если не делом, деньгами, едой, то хотя бы словом, лаской, вниманием, заботой. А есть люди, о которых мы забыли и которые нуждаются в нашей помощи. Есть, в конце концов, близкие родственники, которых мы как-то не замечаем. Вы знаете, надо только начать, и мы увидим, что ни жизни, ни времени нам не хватит на то, чтобы исполнять наши христианские обязанности по отношению к окружающим нас людям.
Ну и, конечно, пост — это время, когда мы воздерживаемся не только от пищи, но и от развлечений. Не посмотреть кино или телевизор, не сходить куда-то лишний раз, не накричать на кого-то, не разгневаться, не дать повода человеку на нас обидеться — все это пост, все это подвиг.
Вед.: Владыка, в завершение нашей беседы, что бы Вы хотели посоветовать тем, кто будет поститься впервые?
Митрополит Лонгин: Прежде всего, я хотел бы их поздравить. Если этот пост действительно будет для них не просто диетой, а именно постом в христианском смысле этого слова, то я просто радуюсь за тех людей, которые вступают в удивительный, глубокий мир христианской жизни, православного богослужения. Я бы посоветовал им что-то почитать о посте, постовых праздниках, о тех службах, которые совершаются Великим постом, обязательно постараться на них побывать и с полным сердцем, радостно встретить Светлое Христово Воскресение — Пасху.