+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

В православной литературе читаю, будто нудизм греховен, а где (в Библии, в апостольских правилах и т.п.) доказательства, что это так? «И сделал Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21)? Так если бы Он этих одежд не сделал, мы бы были вообще невидимыми, словно Ангелы, следовательно, кожный покров, в котором мы рождаемся, – уже одежда. «Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай» (Левит. 18, 7) и т.п.? Но в контексте именно той главы Библии подобные строки – запрет не на нудизм, а на секс с указанными лицами... Пока что я вижу в Библии места в защиту нудизма: Адам, похоже, не был бы наказан, если бы не устыдился своей наготы (Быт. 3, 8-17), Ханаан был наказан именно за насмешку его отца, Хама, над нудистом (Быт. 9: 20-27). Приведите правило какого-либо из Вселенских соборов на эту тему…

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Полагаю, что вопрос Ваш, как это принято говорить, «некорректен». Некорректен по многим причинам, но главным образом – в силу того, что Вы совершенно неправильно и неблагоговейно читаете такую святую книгу, как Библия (например, воспринимая обнажение праотца Ноя, как «нудизм»).

Адам и Ева, согласно сказанному в книге Бытия, действительно «были наги и не стыдились» (ср.: Быт. 2, 25). Не стыдились потому, что не познали греха и в наготе друг друга не видели ничего худого, поскольку все сотворенное Богом было «хорошо весьма» (ср.: Быт. 1, 31). И нет при этом никаких оснований полагать, что прародители наши выглядели иначе, нежели мы, то есть были «невидимы». Нет, каковы мы сегодня внешне, таковы были и наши праотцы. А «кожаные ризы», о которых сказано в Священном Писании, – это, разумеется, не материальное тело, которое мы носим. По мнению некоторых святых отцов указанные «ризы» – либо то вещественное одеяние из кож животных, которое стало необходимо павшим людям по изгнании из Эдема, либо их «одебеление» в отношении духовном, утрата способности вступать в непосредственное общение с духовным миром.

Слова о том, что Адам увидел свою наготу и устыдился (см.: Быт. 3, 10), поняты Вами неверно. Грех состоял не в стыде своей наготы. Напротив, этот самый стыд стал следствием греха. (И более того: такой стыд естествен, он – показатель духовного здоровья человека.) Преступив заповедь своего Творца, Адам совершил беззаконие, которое не осталось частным фактом его бытия. Оно повлекло страшное изменение, порчу всей человеческой природы. Порчу, которая распространилась и на всех потомков первого человека. Человек падший стал человеком страстным. Он ни на что более не мог смотреть просто: ни на мир, ни на других людей, ни на самого себя, его взгляд сделался тоже страстным.

Видя предметы мира, человек стал вожделевать или, напротив, ненавидеть их. Видя самого себя – предаваться чувству самодовольства или же, напротив, неудовлетворенности собой. Зря наготу иного человека – испытывать то похотение, которое Господь Иисус Христос назвал «прелюбодеянием, совершаемым в сердце» (см.: Мф. 5, 28).

Игнорировать такую данность невозможно. Каждое действие, которое мы совершаем, обязательно имеет те или иные последствия. И за эти последствия мы как существа разумные и сознательные несем ответственность, тем паче, если последствия были предсказуемыми и для нас очевидными.

Вот и постарайтесь это применить к интересующему Вас вопросу. Если человек обнажает свое тело, то он обязательно становится поводом к соблазну для тех, кто его окружает. Если он делает это по необходимости, например, на приеме у врача, то вины его в этом нет. В противном же случае к нему самое непосредственное отношение имеют слова Спасителя: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).