+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

14.10  Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

В середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, произошло чудное явление Матери Божией. В этой церкви хранилась риза Богоматери — Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

В воскресный день (1 октября по ст.ст., 14 октября по н.ст.), во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла Небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?". Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя". Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы; в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".

Проповедь архиепископа Фаддея (Успенского).

Тверь, 1 (14) октября 1928 года

Пусть Небесный Покров незрим, но и незримое может быть ощутимо. Присмотревшись внимательнее к своей жизни, мы увидели бы, среди скольких бед и смертей мы ходим, и они каким-то чудесным образом нас минуют.

Ныне вспоминаем мы о дивном видении в церкви Влахернской в Константинополе в начале Х века. В то время сарацины напали на Византию, разоряли и грабили ее. В церкви Влахернской, которую прославила Богоматерь дивными чудесами, в которой хранились риза Ее и пояс, за воскресным всенощным бдением молился великий подвижник Христов, святой Андрей Христа ради юродивый. И вот представилось Ему дивное видение: он увидел Богоматерь в воздухе, сопровождаемую Предтечею Господним, апостолом Иоанном Богословом, ликами ангелов и святых. Она молилась со слезами за народ, потом вошла в алтарь, представ пред престолом Сына Своего и Бога. Выйдя из алтаря, Божия Матерь распростерла над молящими свой омофор, блиставший светом, и сделалась невидимою. Опасаясь, не было ли это видение вражеским обманом, святой Андрей спросил стоявшего рядом ученика своего Епифания: "Видишь ли Госпожу и Царицу всех, молящихся за мир?". И получил ответ: "Вижу, отче, и ужасаюсь". Так, ради удостоверения в истинности, видение имело двух свидетелей. Истинность видения подтвердилась и последующими событиями: сарацины были побеждены.

В этом видении было открыто то, что всегда происходит в Церкви Небесной: она непрестанно молится за Церковь земную. За нас молятся ангелы, святые, и прежде всего Богоматерь. Видение святого Андрея было в начале Х века, а о распростертом над миром Покрове Богоматери открыто было людям с дней глубокой древности...

Законодатель народа еврейского Моисей получил от Бога повеление устроить ковчег завета, верхняя крышка которого была осеняема херувимами. Кого означал ковчег завета, как не Богоматерь, "одушевленный кивот" святыни? В ковчеге все напоминало о великой тайне Боговоплощения, которой послужила Богоматерь. Хранившаяся в нем стамна (сосуд) с манной — образ Богоматери, вместившей в Себе хлеб жизни, сходящий с небес (Ин. 6, 51), который есть плоть Христова, восприятая от Богоматери. Жезл Ааронов процветший знаменовал то, что из неплодного корня человечества произрастет жезл — Богоматерь, из Нее же — Цвет жизни Христос, плодами духовной жизни обогативший вселенную...

Если же ковчег был главной ветхозаветной святыней при возношении молений людских к Богу, то не ясно ли предуказывало это, что такое посредство в Новом Завете будет принадлежать Одушевленному Ковчегу — Богоматери? Осенение крышки ковчега херувимами не свидетельствовало ли, что небожители будут сопредстоящими и сослужащими при этом вознесении молений от Ковчега Нового Завета? Блаженный Андрей видел Богоматерь, сопровождаемою Иоанном Предтечею и Иоанном Богословом, — взамен ангелов бесплотных явились люди, достигшие достоинства ангельского. Кроме этих образов было и прямое дивное пророческое слово о молитвенном предстательстве Богоматери: ...предста Царица одесную Тебе (Пс. 44, 10). Кому предстала Она? Какому престолу? Об этом сказано в псалме выше: Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царства Твоего... Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44, 7-8).

Какая же Царица могла предстать Престолу Небесного Царя Христа? Не одна ли Богоматерь? И для чего предстояла Она, как не для того, чтобы, войдя в царственную Славу, возносить ходатайственные моления о грехах людских, как сказано в том же псалме: ...богатейшие из народа будут умолять Лице Твое (Пс. 44, 13)...

Если все это было открыто людям ветхозаветным, то могло ли быть скрыто от новозаветного тайнозрителя Иоанна? Действительно, изображая грядущие на вселенную бедствия, он видит и то, как явится на небо Ковчег Завета в Храме Небесном. Что это за Ковчег и откуда он, если уже во втором храме Иерусалимском, который построен был по возвращении евреев из плена Вавилонского, ковчега завета не было? Время прообраза прошло, и стала на месте его Истина, вместо рукотворного ковчега явился Ковчег Одушевленный — Богоматерь, бесконечно превосходившая Свой прообраз. Не явилась ли апостолу Иоанну в образе Ковчега Богоматерь на небе, чтобы отводить, смягчать громы и молнии бед, грядущих на мир? И тайнозритель, как бы объясняя видение Ковчега, продолжает: И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе венец из двенадцати звезд (Откр. 12, 1). Кто эта жена, как не Богоматерь, облеченная в Солнце правды Христа, вошедшая в Его Божественную Славу? Луна под ногами Ее — не образ ли попираемой Ею земной славы, преходящей, являющейся лишь отблеском Света истинного, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9)? Венец из 12 звезд на главе Ее — не апостолы ли Христовы, лучший венец, украшение Церкви, Матери всех чад, от Бога родившихся, усыновленных Христом со Креста Богоматери, Которая, как Матерь жизни, явилась началом Церкви? И не для того ли явилась на небе Жена, облеченная в Солнце, чтобы ходатайствовать за усыновленных чад Своих, которые должны были пройти через муки рождения, чтобы найти себе истинный покой у Престола Божия (Откр. 12, 2-5)?

Вот сколько, кроме видения святых Андрея и Епифания, свидетельств о Покрове Богоматери, заключающихся в Самом Слове Божием Ветхого и Нового Заветов! Облако свидетелей небесных, притом столь древних, не должно ли усиливать нашу радостную уверенность в вековечной истине светлорадостного видения, бывшего блаженному Андрею и Епифанию? Как отрадно для верующего сердца то, что во мрак стеснивших человека отовсюду скорбей и бед жизни, часто кажущихся безысходными, всегда может проникнуть луч радостного света с небес! Молитвы и ходатайства немощных духовно людей бывают иногда бессильны рассеять этот мрак, но неужели напрасно ходатайство Богоматери, пред Которою Сам Божественный Сын Ее является как бы Должником?

Ее ходатайство сильно облегчит скорбь и беды нашей жизни. Если же они необходимы, как спасительное горькое врачевство против самых опасных болезней греховных, то Божия Матерь облегчит нам перенесение горестей жизни, поможет им оказать свое целительное действие. Ее ходатайство может умалить меру назначенных нам скорбей жизни, озарить ее лучами небесной, необманчивой радости.

Иногда промелькнет в сознании неведомо откуда пришедшая спасительная мысль и поможет найти выход из стеснивших отовсюду бед. Иногда наши желания наталкиваются на неожиданные препятствия, и мы готовы бываем роптать, раздражаться, а потом с крайним удивлением замечаем, что какая-то неведомая рука через эти препятствия отвела нас от большой беды. Иногда неожиданные встречи, обстоятельства жизни как бы случайно расстраивают давно составленные нами планы действий, и мы, вдруг осознав пагубность своих планов, готовы бываем говорить: "Человек предполагает, а Бог располагает". И сколько еще можем мы приметить случаев незримого водительства нашею жизнью, узреть очами веры распростирающийся над нею Небесный Покров!

Надо нам хранить и оживлять в сердцах своих веру в этот Покров, без которой потеряем мы светоч жизни, останемся беспомощными среди людей и обстоятельств, враждебных нам, потому что каждый кругом заботится о себе самом, тогда как небожители заботятся не о себе, а о братии меньшей, бедствующей в плавании житейском, терпящей постоянно кораблекрушения в жизни, не могущей никак достигнуть спасительной пристани.

К небожителям будем чаще и с большею верою взывать. Будем молить Богоматерь: "Покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Своего, Христа Бога нашего".

Материалы по теме

Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое мы получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор, как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова, – это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так – Мать и чадо! 

Просмотров: 4516
Комментариев: 0

14 октября Православная Церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы. Проповедь, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию, принадлежит священномученику Фаддею (Успенскому, 1872–1937). Он входит в число священномучеников, служение которых было связано с саратовской землей. Всего несколько месяцев в 1928 году Владыка Фаддей управлял Саратовской епархией, но и этого времени хватило, чтобы он приобрел всеобщую любовь своей паствы. Эту проповедь о заступничестве Пресвятой Богородицы Владыка произнес в октябре 1928 года. А через девять лет, когда священномученик находился в тюрьме, Она Сама заступилась за него

Просмотров: 1437
Комментариев: 0

Широко празднуемый и почитаемый великим в Русской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы любим народом. Как он появился, почему был единодушно принят в наших землях, что в нем видит каждый из нас?

Просмотров: 1848
Комментариев: 0