+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Жребий Патриарха
Просмотров: 1140     Комментариев: 0

18 ноября 1991 года злоумышленники бросили в окно Малого собора Донского монастыря бомбу с зажигательной смесью. Недавно отремонтированный храм сгорел почти полностью за считаные минуты. Во время восстановительных работ насельники монастыря разобрали пол и увидели массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». А через несколько дней был найден и дубовый гроб со святыми мощами святителя Тихона (Беллавина) — одиннадцатого Патриарха Московского и всея Руси, который вступил на путь патриаршества 18 ноября 1917 года. День обретения его святых мощей Русская Православная Церковь празднует 22 февраля.

По прозвищу Архиерей

 

По воспоминаниям современников, в юности Василий Беллавин производил самое обыкновенное впечатление — не было в нем заметно никакой особой духовности, никакой печати избранничества. Происходил он из старинного священнического рода Беллавиных. Как и положено поповичу, отучился в Псковской духовной семинарии, а затем — в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Его однокурсник — протопресвитер Константин Изразцов — вспоминал: «Во все время академического курса он был светским и ничем особенным не проявлял своих монашеских наклонностей. Поэтому его монашество после окончания Академии для многих его товарищей явилось полной неожиданностью». Но все-таки почему-то именно «самого обыкновенного», простого и скромного Васю Беллавина прозвали его товарищи сначала Архиереем, а потом и вовсе Патриархом, хотя институт патриаршества в Русской Православной Церкви тогда еще не был восстановлен.

Миссия в Америке

 

Но прежде чем стать первым Патриархом после восстановления патриаршества на Руси, Василий Беллавин, принявший монашеский постриг с именем Тихон, девять лет отдал служению в далекой Америке. За этот период он совершил трехмесячное путешествие по Аляске, наставляя в вере местных жителей. Ему пришлось, как писал позднее он сам, «идти по тундрам пешком, спать двенадцати часов на земле, испытывать “короткость” в провизии и вести кровавую, но не всегда победоносную борьбу с комарами».

Итог пастырской деятельности подвижника на американской земле впечатляет: за годы его служения там были открыты десятки новых храмов, возведен величественный Свято-Николаевский собор на Манхэттене, начала работу первая православная духовная семинария, завершился перевод богослужебных текстов на английский язык.

Первый в списке с конца

 

Патриаршество на Руси упразднил царь-реформатор Петр I в 1700 году, учредив особую Духовную Коллегию, вскоре переименованную в Святейший Синод, который по сути являлся органом государственного управления Церковью. В разные годы во главе Синода стояли люди не только светские по своему душевному устроению, но порой вообще весьма далекие от Православия. Ненормальность подобного положения вещей была очевидна для многих, но решительные шаги по изменению ситуации были предприняты только в начале XX века. После Февральской революции медлить было нельзя. Был созван Поместный Собор, на который собралось 500 делегатов со всех концов страны. Патриарха решено было избирать в три этапа. Вначале выбрали 28 кандидатур, затем из них голосованием выбрали трех. На первом месте оказался архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 101 голос, за ним следовал архиепископ Тамбовский Арсений (Стадницкий) — 27 голосов. Митрополит Московский Тихон (Беллавин) набрал всего лишь 23 голоса. Но окончательное решение было не в воле человеческой, а в воле Божией: Патриарха было решено определить жребием.

Перед тем как вытянуть жребий, участники Собора помолились перед Владимирской иконой Божией Матери, которую перенесли из Успенского собора Московского Кремля, уже занятого большевиками, в Храм Христа Спасителя. Затем старец Алексий из Зосимовой пустыни вытащил жребий — с именем Патриарха Тихона. Так в восстановлении патриаршества соединились активное участие народа и Промысл Божий.

Анафема

 

Первый год патриаршего служения святителя стал началом поистине черной полосы в истории нашей Родины и в то же время началом мученического и исповеднического подвига Церкви Русской. По всей стране под улюлюкание приспешников новой власти шли массовые аресты и казни священнослужителей. В этой ситуации Патриарх Тихон обратился к своей пастве с воззванием. «Ежедневно доходят до Нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем не повинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполнили свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Властью, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной», — говорилось в нем.

Но, несмотря на призывы к покаянию, Россия все больше погружалась в ад гражданской войны. В этой ситуации Патриарх Тихон принял сложное решение, которое поняли и приняли не все: он не благословил белое движение, хотя всем сердцем и по совести симпатизировал Деникину и Колчаку, о чем прямо сказал на одном из допросов на Лубянке. Церковь не должна была участвовать в политической борьбе, оставаясь со Христом и вне политики.

«Патриарх-людоед»

 

Однако даже оставаясь вне политики, Церковь не могла дистанцироваться от тех бед, которые, в том числе по вине новой власти, постигли русский народ.

В 1921 году в Поволжье начался голод, который спровоцировали гражданская война и засушливое лето. Доведенные до отчаяния люди ели глину, кору, полевых животных, были зафиксированы случаи людоедства. В этой ситуации святитель Тихон обратился к мировой общественности за помощью, использовав свои заокеанские связи. Благодаря его вмешательству почти 11 миллионов российских граждан каждый день получали помощь, которая, возможно, спасла их от голодной смерти. Был создан специальный церковный комитет помощи голодающим, который координировал продуктовые и денежные поступления из США и Европы. Однако большевикам не выгодно было столь быстрое решение вопроса, поэтому комитет был запрещен, а вместо этого объявлена акция по сбору средств в помощь голодающим уже от имени государства. На деле же этот сбор средств представлял собой акт вандализма по отношению к церковным святыням. Патриарх Тихон призвал весь церковный народ жертвовать в помощь голодающим любые церковные ценности, кроме богослужебных предметов. На этом и был построен расчет власти. Кампания по изъятию церковных ценностей повлекла за собой волну репрессий против православных христиан, отказывавшихся отдавать из храмов последнюю богослужебную утварь. Советская пресса называла Патриарха Тихона, который всеми силами стремился помочь страждущим людям, «Патриархом-людоедом».

«Я советской власти не враг»

 

В 1922 году началось систематическое преследование Патриарха Тихона властью. От него потребовали запрещения в служении всего оказавшегося за рубежом священноначалия. Сохранившиеся протоколы допросов показывают, что на Предстоятеля Русской Православной Церкви оказывалось колоссальное давление: были арестованы самые близкие ему люди — митрополит Никандр (Феноменов), епископ Иларион (Троицкий), келейник Яков Полозов (позднее он был убит, якобы грабителями). Но властям так и не удалось заставить Патриарха лишить сана зарубежных иерархов.

19 апреля 1923 года Патриарх Тихон был взят под стражу и препровожден во внутреннюю тюрьму ГПУ. О том, в каких именно условиях содержался страдалец и какие методы применяли к нему сотрудники Лубянки, красноречиво свидетельствует отчетный доклад начальника VI управления ОГПУ Евгения Тучкова: «Благодаря созданной для Тихона обстановке и условиям, где он содержался под стражей, а также правильно сделанного к нему подхода, Тихона удалось обломать, и он собственноручно написал раскаяние». Под раскаянием здесь подразумевается заявление Патриарха от 16 июня 1923 года, в котором, в частности, говорилось: «Я раскаиваюсь <…> в проступках против государственного строя и прошу Верховный суд <…> освободить меня из­под стражи. При этом я заявляю Верховному суду, что я отныне советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции».

Тем, кто упрекал его в соглашательстве с советской властью, святитель отвечал: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза».

Темная-темная ночь…

 

После освобождения из-под стражи Патриарх Тихон вновь начал совершать богослужения, и на них стекалось огромное количество народа, на который ни вынужденное «покаяние» Предстоятеля, ни попытки обновленченских раскольников вырвать у него из рук церковную власть не произвели ни малейшего впечатления. Однако пребывание в тюремных застенках пагубно сказалось на здоровье Патриарха: он почти ослеп, периодически падал в обморок. Зимой 1925 года у святителя обострилась болезнь почек, и его положили в частную больницу.

Патриарх предчувствовал свою кончину. 7 апреля, ближе к вечеру, он начал сильно волноваться, постоянно спрашивал, который час. Последние его слова перед смертью были таковы: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная». В 23:45 он в последний раз спросил о времени и, услышав ответ, сказал: «Ну слава Богу» — и начал широко креститься. Совершив третье крестное знамение, святитель испустил дух.

1 ноября 1981 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Патриарх Тихон был канонизирован в лике исповедника с установлением дня памяти 25 марта. 9 октября 1989 года он был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви и стоит во главе Собора новомучеников и исповедников Российских.

Газета «Православная вера» № 04 (624)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Новый роман Натальи Иртениной «Багряные ризы» посвящен подвигу новомучеников и исповедников Российских, людям, которые в страшном 1918 году не отреклись от Христа, но оказали духовное сопротивление безбожной власти большевиков. В нем автор размышляет об острых вопросах отечественной истории: нужно ли сопротивляться безбожной власти? Почему большевики победили? Почему Господь попустил нашему народу эти тяжкие испытания?

 

Просмотров: 521
Комментариев: 1

«Чтобы рассказать о святых, надо быть очень светлым человеком. Рассказчик обязан хотя бы догадываться, как мыслит тот, о ком он говорит. Иначе — беда. Вместо простоты и непосредственности выйдут глупость и хамство; на смену чистому горению придут фанатизм и гордыня; любовь и вовсе исчезнет из рассказа». Это строки из нового романа известного московского писателя Игоря Прососова «Свободные», который был удостоен диплома литературного конкурса «Новая библиотека», учрежденного Издательском Советом Русской Православной Церкви. Роман повествует о нелегком моральном выборе, который ставила перед христианами власть в годы советских гонений. С его автором беседует наш корреспондент Екатерина Иванова

Просмотров: 751
Комментариев: 0

Одним из способов популяризации знания о подвиге стояние за веру в XX веке является создание общероссийского музея. О проекте Музея подвига и исповедничества «Русская Голгофа», который будет построен в комплексе Мемориального центра «Бутово», рассказали настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый

Просмотров: 663
Комментариев: 0

Эта книга не похожа на труды средневековых монахов-подвижников, написанные ими для собратьев — таких же аскетов, как они сами. Скорее, я сравнила бы эту книгу с дневником путешественника-экстремала. Весь вопрос — в цели путешествия. Цель автора «Записок пустынножителя» (издательство ПСТГУ) монаха Меркурия (Попова), цель тех его сподвижников, о которых он пишет в книге,— это высшее из достижимых на земле благ: стяжание Святого Духа

Просмотров: 991
Комментариев: 0

Книги Василия Акимовича Никифорова (литературный псевдоним — Волгин) — это живая, узнаваемая и всегда новая русская проза, написанная не просто верующим, православным человеком, а исповедником и христианским мучеником

Просмотров: 1052
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад, 10 октября 1919 года, были расстреляны саратовские новомученики: епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов. Расправа над ними стала финалом долгого судебного процесса, который должен был стать показательным судом над «контрреволюционными попами» и продемонстрировать обществу, как нужно обращаться с классовыми врагами

Просмотров: 1117
Комментариев: 0

Далеко не в первый уже раз празднование Собора Саратовских святых начинается с панихиды на старом Воскресенском кладбище. Мы молитвенно поминаем не только убиенных, но всех, сохранивших веру в эпоху принудительного безбожия, в годы, когда во всей Саратовской области не осталось ни одного действующего православного храма; когда просто назвать себя верующим, православным было смертельно опасно. В синодике — списке поминаемых — сейчас более 1386 человек, на 11 больше, чем в прошлом году: исследовательская работа наших церковных краеведов, членов епархиальной комиссии по канонизации открывает новые имена, и за каждым вновь открытым именем тянутся другие

Просмотров: 941
Комментариев: 0

Как современным школьникам и студентам преподносится отечественная история ХХ века? Что им известно о ее страшных страницах? Над этими вопросами мы, сотрудники информационно­-издательского отдела Саратовской епархии, всерьез задумались, начав весной этого года грантовый проект «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100¬летия Гражданской войны». Для того чтобы рассказать старшеклассникам и студентам о подвиге пострадавших за веру, нужно понимать, в каком контексте воспринимает репрессии нынешнее молодое поколение. Об этом наш корреспондент Яна Степанова поговорила с преподавателями школ и вузов

Просмотров: 1119
Комментариев: 0

Продолжается работа по грантовому проекту «Говорим о новомучениках в контексте 100 летия Гражданской войны». Почему именно сегодня эта работа для нас так важна? На каком фоне она проходит? Какие цели, какие задачи ставим мы перед собой, рассказывая о судьбах наших земляков, не отрекшихся от Христа в страшную эпоху безбожия? Об этом размышляет участница проекта, заместитель главного редактора журнала «Православие и современность» Марина Бирюкова. Она делится опытом выступлений перед студенческой молодежью

Просмотров: 1056
Комментариев: 0

Размышляя о братоубийственной Гражданской войне, продолжавшейся четыре года (1918-1922), важно помнить о духовных причинах тех страшных событий и о том богоборческом ожесточении, которое им сопутствовало. Проект информационно-издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», получивший поддержку Международного грантового конкурса «Православная инициатива» — это проект просветительский, наша цель — распространение знаний о людях, которые сохраняли верность Христу, мужественно противостояли богоборчеству и снискали мученические венцы

Просмотров: 1113
Комментариев: 0

Уроки столетия… Третий год подряд мы отмечаем вековые даты событий, о которых не можем забыть и из которых не имеем морального права не извлечь уроков: Октябрьский переворот, убиение Царской семьи, Гражданская война. С этими событиями были непосредственно связаны и гонения на Церковь. Просветительский проект информационно­ издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», ставший в этом году победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», призывает к размышлению о трагедии, произошедшей тогда со страной, и мы идем к старшеклассникам, студентам, педагогам, прихожанам саратовских храмов, чтобы подумать вместе. Первые лекции по проекту состоялись в апреле. О том, чему они были посвящены, рассказывают сами лекторы

Просмотров: 1580
Комментариев: 0

В прошлом номере нашего журнала были опубликованы воспоминания о выдающемся ученом-антиковеде, тайной инокине Марии Ефимовне Сергеенко, переведшей на русский язык «Исповедь» блаженного Августина и ряд других античных текстов, в том числе христианских писателей первых веков — письма святого Киприана, «Церковную историю» Евсевия Памфила, «О покаянии» Тертуллиана. Воспоминаниями делилась ее бывшая студентка, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета Лариса Михайловна Лукьянова. Рассказывая о своих великих учителях, Лариса Михайловна вспоминала и Аристида Ивановича Доватура, чье имя, как и имя М.Е. Сергеенко, отчасти связано с Саратовской землей. Представляем вниманию читателей подборку воспоминаний о жизни и деятельности выдающегося ученого, в полной мере разделившего со своей страной трагические коллизии истории ХХ века

Просмотров: 1245
Комментариев: 0

В 2018 году Издательский совет Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла учредил конкурс на лучшее не публиковавшееся ранее художественное произведение по теме «Новомученики и исповедники Церкви Русской». На прошедших в конце января 2019 года Рождественских чтениях были объявлены имена авторов, чьи работы были признаны жюри лучшими. Об итогах конкурса и о перспективах развития новой издательской инициативы Русской Православной Церкви Екатерина Иванова (Федорчук) поговорила с одним из организаторов этого литературного состязания  — доктором исторических наук, писателем и публицистом Дмитрием Михайловичем Володихиным

Просмотров: 1111
Комментариев: 0

29 января на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя сотруднице информационно-издательского отдела Саратовской епархии Екатерине Ивановой (Федорчук) был вручен диплом победителя конкурса «Новая библиотека» на лучшее ранее не издававшееся художественное произведение о новомучениках и исповедниках Русской Церкви. Награды был удостоен ее роман «Трибунал». Мы поговорили с Екатериной Алексеевной о том, как создавалось это произведение.

Просмотров: 1194
Комментариев: 0

Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений

Просмотров: 1855
Комментариев: 0

Книгу Феликса Разумовского о событиях, происходивших в России в начале ХХ века, читать нелегко и больно. Нелегко, потому что информации очень много; а больно потому, что это не просто информация, это хроника втягивания огромной страны и великого народа в мясорубку; страшная картина беспомощности даже лучших русских людей того времени, их бессилия остановить вращающийся вал и работающие ножи. И все-­таки книгу Разумовского (конечно, не только ее!) читать надо. Надо, чтобы жить дальше — в России, в веке XXI, а там, глядишь, и в XXII

Просмотров: 1270
Комментариев: 0