+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Выйти из смуты
Просмотров: 187     Комментариев: 0

Книгу Феликса Разумовского о событиях, происходивших в России в начале ХХ века, читать нелегко и больно. Нелегко, потому что информации очень много; а больно потому, что это не просто информация, это хроника втягивания огромной страны и великого народа в мясорубку; страшная картина беспомощности даже лучших русских людей того времени, их бессилия остановить вращающийся вал и работающие ножи.

И все-таки книгу Разумовского (конечно, не только ее!) читать надо. Надо, чтобы жить дальше — в России, в веке XXI, а там, глядишь, и в XXII.

Сегодня Россия (скажем точнее, немалая часть ее народа) растеряна. Она не может опознать себя, она лишена того, что в странах с более спокойной, закономерной и органичной историей чувствуется буквально на каждом вдохе, в любом пейзаже, в облике любого города; а именно — чувства национальной идентичности и исторической преемственности. Человек, не находящий себя в настоящем, плохо знающий свою многовековую историю и культуру (наивно полагающий, в частности, что Петр I «вытащил Россию из дикости и грязи») ищет опору в недавнем, неостывшем прошлом, в советской мифологии. Он празднует 7 ноября, несет цветы Ленину, решительно защищает Сталина, не хочет слышать о репрессиях («Если кого и расстреляли, то за дело!») и с просветленным лицом встречает столетие комсомола. Он говорит о патриотизме советских людей, не понимая, что патриотизм совсем необязательно связывать с идеологией, что самоотверженная любовь к Отечеству задолго до красных флагов никого в России не удивляла. Вопреки реальности, этот человек рассказывает молодым о «прекрасной жизни в Советском Союзе», хотя сам в те славные годы только и делал, что потихоньку ворчал. Феликс Разумовский считает, что советский миф «…так настойчиво внедрялся в сознание нескольких поколений, что приобрел невероятную живучесть и почти полностью исказил национальное историческое сознание». Но, полагаю, Феликс Вельевич согласился бы с тем, что причина живучести не в одних только усилиях агитпропа. Советская мифология жива и активна еще и по причине сегодняшних условий: социальной несправедливости, колоссального имущественного расслоения, нерешенных проблем здравоохранения и образования, неразвитой инфраструктуры городов, заброшенности сел. Люди хотят справедливого народного государства, и само по себе это желание совершенно нормально — никакому осуждению не подлежит. Весь вопрос в том, где мы ищем сейчас эту справедливость или дорогу к ней; какими ориентирами пользуемся; что мы бессознательно решили помнить, а что — начисто забыть. Знать историю — означает познавать себя, узнавать себя в ее процессе. Книга Разумовского приглашает к познанию.

Книга начинается с раздела о «преданной войне» — о Первой мировой, великой и забытой. Автор повествует о ее предпосылках, о ситуации в Европе, приводит немало документов, передвигает для нас флажки на военных картах, рассказывает и о героизме, о подлинном патриотизме тогдашних русских — и о подлости, о безответственности, о неумении и малодушии, то есть о том, что в нашем народе тоже никогда не выводилось. Разумовский не склонен идеализировать и воспевать что-либо или кого-либо — он показывает эпоху и каждого человека в ней во всей их трагической противоречивости.

Ленин призывал превратить войну империалистическую в войну гражданскую. Кем должен быть человек, чтобы желать своей стране гражданской войны? Да вот Лениным и должен: «Его, политического эмигранта, безвестного руководителя маргинальной партии, Гражданская война вынесла на вершину власти. И он сумел удержаться на этом кровавом гребне».

Разумовский подробно рассказывает об обстоятельствах легендарного возвращения Ленина в Россию, о роли германских властей, о целях, которые они преследовали. Мы вздрагиваем, читая телеграммы: «Есть намерение возвратить из Швейцарии в Россию <…> русских революционеров, которые действовали бы там в наших интересах…», «Приезд Ленина в Россию удался. Он работает совершенно так, как мы хотели…»

Но дело не в одном только Ленине, конечно, и не в «ленинской гвардии» (напомню, почти полностью уничтоженной в 30‑е годы Сталиным). Большевики бросили свои семена во вполне определенную почву — почву русской смуты.

По сути, книга Феликса Разумовского, как и весь корпус его телевизионных передач (напомню, что он почти три десятка лет ведет на телеканале «Культура» историческую программу «Кто мы?»), — исследование этого иррационального феномена. Само понятие смуты (Смутного времени) родилось в конце XVI — начале ХVII века. Смута — это когда то, что стояло твердо и было ясно как день — Бог на небесах, Его помазанник в Кремле, каждый из нас на своем месте — вдруг теряет свои очертания, рушится, и на место ясности приходит муть и непонятность. А то недоброе, что до поры скрывалось в человеческих сердцах, получает право вылезти из своих нор и всласть погулять на воле. «Разрушительная энергия смуты, — пишет Разумовский, — отменяет красоту и человечность русской жизни, ее высокое призвание, отменяет величие нашей культуры — собственно, все то богатство, которым живет и дорожит наш народ в годы созидания. Срываясь в смуту, русский человек все расточает, от всего отрекается. Это — род национальной болезни, форма кризиса, пробуждающего и развязывающего темные страсти и низменные инстинкты».

Однако же в России всегда находились люди, готовые смуте противостоять. Второй раздел книги посвящен Гражданской войне и событиям 20‑х годов. Названия глав — «Ледяной поход», «Чехи и самарский Комуч», «Донские казаки и атаманы», «Морская директива генерала Деникина», «Белый Крым», «Антоновщина, или Тамбовская вандея», «Белая эмиграция под контролем ГПУ» — дают представление о тематическом охвате. Последняя глава — «Год великого перелома» — посвящена трагедии раскулачивания, то есть, по сути, раскрестьянивания России; разрушению земной основы Русского мира:

«Масштабы раскулачивания и выселения в самом деле потрясают. Судя по рассекреченным сводкам ОГПУ, во время первой волны раскулачивания было выселено полмиллиона человек. Потом — миллион двести тысяч. А всего за предвоенные годы — четыре миллиона. Это почти миллион крестьянских семей. А еще были тысячи расстрелянных и десятки тысяч отправленных в лагеря.

Но как мало мы до сих пор знаем об этой трагедии. В основном по документам карательных органов. А там многое не прописано. Откуда им, палачам, знать, что думали раскулаченные мужики и бабы под стук колес, когда ехали в ссылку? Конечно, они не могли не сознавать, что их принесли в жертву».

Наконец, третий раздел книги — «Русская Голгофа». Он посвящен великому страданию Русской Церкви, православных христиан, не отрекшихся в те темные годы от Пресвятой Троицы. Эпоха и здесь показана во всей противоречивости. Разве секрет, что немалая часть духовенства увидела в февральской революции «весну освобождения»? И что благочестие русского крестьянства на поверку нередко оказывалось чисто внешним, обрядовым, а от такого благочестия очень легко отказаться, если новая жизнь того требует?.. А так называемый обновленческий раскол — отчего у него оказалось столько сторонников в Церкви?

Но, при всем этом, история нашей Церкви в ХХ веке — это, безусловно, патерик, история подвига. В разделе «Русская Голгофа» рассказано о многом и о многих, вряд ли стоит здесь, на газетной полосе, это пересказывать; приведу лишь фрагмент из воспоминаний протоиерея Михаила Чельцова, которые цитирует автор: «Это Господь так устроил, что нас, священников, сажали по тюрьмам, гоняли по разным северам, югам и востокам. С одной стороны, это было искуплением вины нашей и отцов наших перед народом и перед христианством за многие наши прегрешения, а с другой стороны, мы необходимы были для заключенных, ибо в тюрьме без священника тяжело…».

Верующие тех лет жили в обстановке ужаса: что ни день, узнавали о новых арестах, новых кощунствах, о закрытии и поругании очередного храма… Иной раз задумаешься: а как вообще может верующий человек это видеть, переживать и с ума при том не сойти? Автор книги отвечает на этот вопрос так: «В духовном мире безвыходных ситуаций не бывает. Это непреложный закон. Он вытекает из самого существования Бога. А потому правду можно обрести и даже утверждать ее среди самой черной смуты, в эпоху бесправия и торжества лжи».

Разумовский убежден, что опыт, полученный Церковью в ХХ веке, — «…единственное средство преодолеть разорванность русской истории, бесценная возможность оздоровить наше национальное бытие, парализованное глубоким кризисом русского мирочувствия». Итак, начав с этого кризиса, мы к нему и пришли. Мне не раз приходилось общаться с Феликсом Вельевичем непосредственно, записывать с ним интервью, и я могла заметить, насколько чужд ему мечтательный оптимизм, насколько трезво и критично смотрит он на сегодняшнюю нашу реальность. Смута никуда из нашей жизни не ушла — она только меняет способ своего протекания. Настоящей Россией мы пока не стали. Что нам следует делать?

«Никакими политическими средствами решить эту проблему невозможно, — считает Разумовский. — Партии тут не помогут. Налицо большая культурная задача, духовная задача. Нам еще только предстоит вернуть, возродить разрушенное Гражданской войной русское самосознание и мирочувствие. Дай Бог, чтоб мы успели сделать это!». Обратите внимание: автор кнги не не просто говорит, он реально содействует возрождению русского самосознания.

Газета «Православная вера» № 22 (617)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Мы всматриваемся в далекие времена — уже не как в отвлеченные, более или менее занимательные или трагические картины, а как в книгу собственных наших судеб. Так появляется чувство принадлежности к народу, сопричастности его истории. Именно этому служит историческая телепрограмма «Кто мы?», ее автор и ведущий Феликс Разумовский — наш собеседник

Просмотров: 2206
Комментариев: 0

Мы продолжаем начатый в 26-м номере нашего журнала разговор об одном из самых трагических событий в истории России — Гражданской войне, 95-летие начала которой исполнилось в ушедшем году

Просмотров: 1562
Комментариев: 0

В статье «Гражданская война — поражение России» мы начали разговор об одной из самых трагических страниц в истории нашей страны — Гражданской войне, 95-летие начала которой исполнилось в этом году. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей беседу с Феликсом Разумовским о причинах и истоках Гражданской войны. Мы публикуем также фрагмент его новой книги — литературной версии телепрограммы программы «Кто мы?», рассказывающий об одной из главных побед большевиков — победе над русским крестьянством

Просмотров: 4092
Комментариев: 9

Телевизор смотреть некогда, но очередную передачу Феликса Разумовского на телеканале «Культура» не хочется пропускать. Цикл документальных исторических фильмов под общим названием «Кто мы?» идет уже почти два десятка лет. Два десятка лет Феликс Разумовский говорит с нами о нашем прошлом

Просмотров: 1565
Комментариев: 0