+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской епархии
По благословению митрополита Саратовского и Вольского Игнатия
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Вспоминать и радоваться
Просмотров: 1881     Комментариев: 0

Радоница — не просто церковный праздник. Не случайно он, в отличие от большинства православных праздников, является во многих регионах нашей страны выходным днем — в этот день мы исполняем не только христианский, но и общечеловеческий долг, вспоминая с благодарностью о тех, кто жил когда­то на этой земле и нам дорог. Десятилетия богоборчества сделали свое дело: не все наши сродники ушли в иную жизнь по­христиански и с надеждой на Бога, не все из нас знают, как по­христиански их поминать и что дает нам и самим умершим поминовение. Но о каждом — совершенно о любом — ушедшем человеке в этот день можно тем или иным образом помолиться или сотворить милостыню. И — порадоваться, как бы ни была велика наша скорбь.

Мы попросили священников саратовских храмов ответить на часто задаваемые вопросы о поминовении усопших.

Правда ли, что на Радоницу, если усердно помолиться об умершем, можно получить утешение в своей печали о нем?

Отвечает священник Антоний Давиденко, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Саратова:

— Заботиться о том, чтобы наша молитва была внимательной и усердной, мы должны всякий раз, когда молимся. Если мы будем беседовать с человеком и при этом постоянно отвлекаться, то оскорбим его таким небрежным отношением — тем паче необходимо внимание в молитве, которая есть наш диалог с Богом и Его святыми.

Что касается поминовения усопших, следует отметить, что главная цель такой молитвы — не наше утешение или успокоение, а дальнейшая участь умершего. Молитва об усопшем — это проявление, с одной стороны, любви и заботы по отношению к нему, а с другой — нашей надежды на жизнь будущего века.

По слову апостола Павла, если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Воскресение Христово есть залог нашего будущего воскресения для жизни вечной. Если мы живем только сегодняшним днем, то мы очень несчастные люди. Но в перспективе воскресения мы обретаем подлинную радость, так как именно воскресение есть преодоление главной проблемы жизни любого человека — смерти.

Именно поэтому Церковь установила совершать по окончании Светлой седмицы особое поминовение усопших. Само слово «Радоница», которым обозначен этот день в церковном календаре, указывает на характер молитвы об усопшем: она должна быть пропитана радостью о воскресшем Спасителе и вместе с тем радостью о нашем будущем всеобщем воскресении в надежде вечных благ. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

Конечно, скорбь человека об умершем естественна, так как смерть иноприродна человеку, не свойственна ему — она является следствием грехопадения. Но именно в перспективе смерти человек понимает и обретает ценность жизни. Вера же христианская дает возможность человеку преодолеть естественную скорбь о разлуке с усопшим близким и обрести нетленную духовную радость.

Что чувствуют души усопших при поминовении?

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:

— Молитвы о упокоении радостны для всех душ — и праведных, и грешных. Особенно нуждаются в них грешники. Души усопших святых, по слову Евангелия, не приходят на суд. Для других же он неизбежен, однако этот частный суд не является окончательным определением участи человека в вечности. Поэтому молитвы живых за умершего и приносимая за него милостыня могут свидетельствовать перед Господом о том, что наказанный грешник не был безвозвратно погибшим человеком. И его последняя судьба на Страшном суде может измениться к лучшему.

Не для каждого грешника такая молитва будет спасительна. Считается, что получить облегчение и даже полное помилование могут лишь те, кто перешли в загробную жизнь с задатками добра и в общении с Церковью. Именно такие усопшие особенно радуются нашим молитвам. И именно о таковых, как утверждает Афанасий Александрийский в «Толковании на Евангелие от Луки», побуждает молиться ближних Сам Господь.

О том, что существуют грешники, которым молитва о них не поможет избежать «второй смерти», знает апостол и евангелист Иоанн Богослов: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1 Ин. 5, 16). Большинство святых отцов считают молитвы за таких грешников бесполезными и даже греховными. Однако встречается и более оптимистический взгляд на вещи. Например, святитель Иоанн Златоуст допускает, что не заслуживающие помилования грешники всё же могут получить некоторое облегчение по частым о них молитвам, а более всего — по творимой в память о них милостыне.

Всё это означает, что долг христианской любви — молиться о упокоении всех знаемых. Молитва наша — милостыня усопшим.

Как молиться о упокоении людей, при жизни отрицавших Бога?

Отвечает священник Павел Гостюжов, настоятель храма святого пророка Илии г. Саратова:

— Каждый человек имеет свободную волю и сам решает, хочет он быть со Христом или нет. Этот выбор, сделанный при жизни, распространяется и на жизнь вечную. И Бог, и Церковь относятся к этому решению с уважением, каким бы оно ни было: если человек отказался от веры в Бога, над ним не совершается обряд отпевания, даже если он был крещен. Но любящим людям молиться за своих усопших Церковь не препятствует. В богослужении можно найти молитвы, в которых присутствует поминовение некрещеных: в частности, на мирной ектении мы молимся «о мире всего мира», «о властех и воинстве». Известно, что святитель Григорий Двоеслов молился даже о языческом императоре Траяне — и получил извещение, что молитва его не бесплодна.

При этом церковная молитва за людей, отрицавших Бога, невозможна, по причине того, что они не являются частью Тела Христова, т. е. Церкви. Таким образом, следуя примеру святых отцов, мы можем молиться о таких людях в домашней молитве по благословению духовника и подавать милостыню о упокоении их душ.

Почему о некрещеных, даже если они верили в Бога, нельзя подавать записки на Литургию?

Отвечает священник Сергий Кузин, настоятель храма святой великомученицы Екатерины г. Саратова:

— Прежде всего, стоит немного разобраться, что такое записка, подаваемая на Божественной литургии. За каждое написанное имя священник вынимает частицу из просфоры, которая символизирует православного крещеного человека. Позже каждая из частиц со словами «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих» погружается в потир (чашу) с Телом и Кровию Хрис­товой. В Таинстве Крещения, по учению Церкви, изглаживается в человеке первородный грех, унаследованный от прародителей, и человек становится членом Христовой Церкви. Человек же некрещеный находится за ее пределами и, соответственно, не может быть поминаем на Литургии. Если же речь идет о еще не крещеном младенце, в записках обычно пишут имя матери и добавляют «со чадом».

Можно ли на Радоницу посещать могилы самоубийц?

Отвечает священник Владимир Жилкин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» г. Саратова:

— Церковь не молится за самоубийц, их имена не пишут в записках о упокоении, их не поминают на панихидах. Но никто не может запретить лично каждому из нас изливать свою душу в молитве пред Господом. Поэтому на Радоницу посещать могилы самоубийц, ухаживать за надгробиями, молиться там своими словами можно. Но это должно быть без ропота, с доверием Богу, на милосердие Которого все мы уповаем.

Нужно ли приносить на кладбище еду и устраивать трапезу у могилы?

Отвечает священник Александр Степовик, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:

— В настоящее время для большинства людей трапеза — привычный атрибут посещения кладбища. И в этом есть элемент старинной хрис­тианской традиции. Но нужно понимать, что раньше эта традиция была совершенно иной: люди несли еду в места упокоения не для того, чтобы вкушать там пищу самим, а для того, чтобы раздать милостыню нищим за усопших родственников.

В советские годы традиция раздачи милостыни была искоренена, а привычка приходить на кладбище со снедями — осталась. А что делать с принесенными продуктами? Так появился обычай устраивать на кладбище трапезу. А что хуже, на могилах родственников стали еще и распивать спиртные напитки, что не просто далеко от христианской традиции, а прямо ей противоречит: в идеале поминальная трапеза исключает винопитие.

Церковь уже несколько десятилетий восстановлена в своих правах, но старшее поколение большую часть жизни прожило с этой видоизмененной традицией, а среди более молодого населения не так много воцерковленных людей, поэтому до сих пор привычка «закусить» на могиле весьма распространена. Однако делать этого не нужно. Организовать поминальную трапезу лучше дома или в кафе, поминовение заказать в храме, а на кладбище ограничиться уборкой могилы и личной молитвой. 

Газета «Православная вера» № 08 (628)

[Подготовила Елена Сапаева]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Правда ли, что всё духовное зло в этом мире — от женщин? Почему лицам женского пола нельзя входить в алтарь? Как Церковь относится к самореализации замужней женщины в работе? На эти и другие часто задаваемые вопросы на тему «Женщина в Церкви» отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 1389
Комментариев: 0

На наш епархиальный сайт приходит довольно много вопросов, касающихся посмертной участи усопших и шире — посмертной жизни души. В этом выпуске газеты мы продолжим разговор, начатый в прошлом номере: на некоторые самые распространенные, типичные вопросы на эту тему ответят священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 1684
Комментариев: 0

Тема загробной жизни связана в сознании многих людей с самыми разными суевериями и глубинными страхами. В нашем обществе принято закрывать глаза на неизбежность смерти. Если о том, как поминать усопшего, человек еще может что­то знать, то вопросом, что происходит за гранью земной жизни с душой, он задается лишь тогда, когда теряет близкого. А ведь знание о жизни за гробом в определенной, доступной человеку мере в Церкви есть, и приобщение к нему не угнетает, а напротив, помогает молиться об усопших дорогих людях и укрепляет надежду на будущую встречу в вечности

Просмотров: 1451
Комментариев: 0

Православное богослужение красиво не только внутренней стройностью и возвышенностью смысла. Пришедший в церковь человек видит и внешнюю красоту: в зависимости от праздника храм наполнен тем или иным цветом — отсветами золотого, сиянием белоснежного, переливами рубинового, глубиной небесной лазури. Мы привыкли к облачениям священников — множеству внешних деталей, узорам и вышивке на них, но никогда, может быть, не рассматривали их осмысленно и внимательно. А ведь всё, что мы видим в храме,— словно книга, которую можно читать и открывать в знакомом новые грани. Сегодня мы лишь немного затронем тему церковных облачений — на распространенные вопросы о них отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 768
Комментариев: 0

Церковь — это общность, единство, семья. Наверняка многие слышали эти слова и раньше. Но именно в период нынешней эпидемии нам, прихожанам, стало очевидно: храмы, в которые мы ходим,— это наши храмы: мы дорожим ими и ответственны за их судьбу. В период карантина приходы оказались на грани выживания. Службы в них по-прежнему совершались, а вот многие прихожане в силу обстоятельств не могли побывать в церкви. Некоторые настоятели разместили на приходских сайтах форму для заказа треб онлайн и попросили верующих поддержать свои приходы. Почему пожертвования так важны для жизни храма, какие формы пожертвований существуют, как устроена экономика прихода? Обо всем этом — в сегодняшнем выпуске нашей рубрики

Просмотров: 836
Комментариев: 0

Зачем нужен пост посреди лета, как он связан с предшествующим ему праздником Сошествия Святого Духа на апостолов и соблюдали ли его сами апостолы? На часто задаваемые вопросы о Петровом посте отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 1636
Комментариев: 0

Одна из обязательных для христианина составляющих ежедневного правила — чтение Евангелия. Мы попросили ответить на некоторые вопросы, касающиеся чтения Священного Писания дома, священнослужителей Саратовской епархии

Просмотров: 722
Комментариев: 0

«Крещение Господне напоминает нам о том, что и мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались Небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным, по обетованию и по искупительным заслугам Сына Божия»,— писал о празднике Богоявления священномученик Иоанн Восторгов. Воспринимаем ли мы этот праздник столь же лично, осознаём ли его смысл? На вопросы о Крещении и освящаемой в этот день великой агиасме — крещенской воде — отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 798
Комментариев: 0

Несколько лет назад во всех храмах Русской Православной Церкви, в том числе и саратовских, была введена практика огласительных бесед для желающих креститься или стать крестными младенца. Однако о том, как стать крестным, и о различных моментах, связанных с этой ответственной ролью, приходит по-прежнему много вопросов на наш сайт. На наиболее распространенные, типичные из них отвечают сегодня клирики Саратовской епархии

Просмотров: 858
Комментариев: 0

Главенство мужа в христианском браке — это, скорее, ответственность перед Богом и обществом за духовное состояние всей семьи и забота о ее нуждах. По мысли святителя Иоанна Златоуста, в этих словах мужу и жене Церковь предлагает «основание их счастья, взаимную любовь и заботливость, указывая каждому подобающую область: ему — начальство и попечение, а ей — повиновение»

Просмотров: 1061
Комментариев: 0

На «простые вопросы» об исповеди и причащении, которые для многих оказываются совсем не просты, отвечают священнослужители Саратовской епархии

Просмотров: 1193
Комментариев: 0

Можно ли причащаться человеку, который никак не может представить себе, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы? На этот и другие вопросы о самом главном Таинстве Православной Церкви — Евхаристии — отвечают клирики храмов Саратовской епархии

Просмотров: 1567
Комментариев: 0

Православная икона для верующего, давно живущего церковной жизнью человека — нечто настолько знакомое, что порой и представить трудно, какими глазами может смотреть на нее тот, кто недавно переступил порог храма. Почему некоторые иконы похожи на картины, а некоторые нет? Можно ли иметь дома любой святой образ или есть иконы, которые пишутся только для священников и монахов? На эти и другие вопросы отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 1335
Комментариев: 0

О том, как правильно относиться к ежедневному молитвенному правилу, молиться ли Богу «по наитию» или «по расписанию», что можно добавлять к повседневной молитве для оживления интереса к ней, говорят священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 1381
Комментариев: 0

Любой человек, переступающий порог храма, чуть раньше или чуть позже оказывается перед необходимостью исполнения ежедневного молитвенного правила. На часто задаваемые вопросы о ежедневной молитве отвечают священнослужители Саратовской епархии.

Просмотров: 1346
Комментариев: 0

Совсем недавно мы вошли в наполненную ликующими возгласами «Христос воскресе!» светлую пасхальную ночь. И встретили первое пасхальное утро — самый невероятный, наполненный тихой радостью рассвет. Но «праздник праздников» не закончился. Православный мир отмечает Воскресение Христово еще сорок дней — до Вознесения Господня. Эти пять праздничных седмиц наполнены воспоминаниями о важнейших событиях евангельской истории, помогающих понять, как нам жить, чтобы расти духовно и становиться «своими» Господу

Просмотров: 1485
Комментариев: 0

На вопросы о Таинстве Соборования отвечают клирики Саратовской епархии

Просмотров: 1727
Комментариев: 0

Что это за день такой — Радоница — первое поминовение усопших после Пасхи? Почему этот праздник так называется? Как правильно поминать своих усопших на Радоницу и в другие дни? Какие существуют суеверия и заблуждения, связанные с памятью об усопших?

Просмотров: 8466
Комментариев: 1

Возлюбленные во Христе братия и сестры, одним из главных вопросов, имеющих весьма важное значение для всех и каждого, является вопрос о загробной жизни. Над ним задумываются и религиозный человек, и человек равнодушный к религии. Всех занимает вопрос о том, как мы будем жить после своей смерти. Мы, верующие, знаем, что будущая жизнь есть и будет, но как она сложится, в чем будет состоять эта новая жизнь - всех этих подробностей нам знать не дано, от нас это сокрыто. Но, тем не менее, слово Божие неложно удостоверяет нас, что жизнь будущая есть

Просмотров: 3991
Комментариев: 0