Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Подписаться на RSS Карта сайта Отправить сообщение Перейти на главную

+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

12+
Возрождение Владимирского монастыря в Вольске
Просмотров: 328     Комментариев: 1

Мое сознательное детство прошло во времена, когда власти устраивали гонения на верующих, священнослужителей. Меня и сестру крестили тайно, без записи в церковной книге. Каждую Пасху, как тогда было принято, ходили с бабушкой и мамой на кладбище, где покоились родные.

Когда начиналась моя профессиональная журналистская деятельность, газета «Цемент» еще давала слово воинствующему атеизму. Эти скучные и бездоказательные статьи производили обратный эффект — и уже скоро газета начала раз в месяц выпускать целевую полосу «Православие».

В 1996 году появилась газета «Вольская жизнь», я стал ее первым главным редактором. На страницах издания мы освещали строительство в Вольске Троицкого собора под руководством благочинного Вольского округа протоиерея Константина Маркова. Он, несмотря на неизлечимую болезнь, практически довел строительство до конца. К сожалению, освящение собора, о котором мне посчастливилось писать, прошло без него. Но прихожане помнят своего батюшку до сих пор.

Особенно тесной связь газеты «Вольская жизнь» с местным приходом стала при протоиерее Валерии Генсицком, который также был назначен благочинным. Именно он стал инициатором установки поклонного креста недалеко от территории, которую раньше занимал Владимирский женский монастырь. И именно он предложил подготовить к печати большой материал об истории обители и ее возрождении, которого все очень ждали.

Но это стало возможным только через много лет, а начало этой работе положила небольшая книжица, выпущенная Саратовской епархией к 50-летию монастыря в 1909 году.

С самого начала возрождения Владимирского женского монастыря наша газета публиковала материалы обо всех значимых событиях в его жизни, новой истории. Участником этих событий, за редким исключением, бывал и я. А моя сестра стала постоянно бывать в обители, стала трудницей. Знакомство с игуменией Макарией, насельницами помогло укрепиться в вере и завершить очерк о создании и возрождении Владимирского монастыря к 150-летию со дня его основания. К сожалению, мой труд так и не был опубликован, но отдельные выдержки из него хотелось бы все-таки до читателя донести…

Основание обители

 

Весной 1858 года крестьянки села Богородское «благочестивые девицы Анна Дмитриева, Екатерина Николаева (впоследствии монахиня Еликонида) и Дарья Фролова (впоследствии схимонахиня Дорофея)» основали монашеское поселение неподалеку от городского кладбища. Именно так сказано в книге «Вольский Владимирский монастырь», изданной в 1909 году Саратовской епархией к 50-летию монастыря. Настоятель Вольского кафедрального собора протоиерей отец Петр Бобиков помог им не только получить разрешение на основание обители, но уговорил местные власти подарить женщинам участок земли, на котором и открылся монастырь.

А до этого, как написано в «Саратовском духовном вестнике», Екатерина Николаева «в числе уже шести монахинь, целое лето жила здесь под открытым небом, вместе с другими плела своими руками плетневую изгородь вокруг обители, заботилась о постройке келий, для увеличения скудных средств ходила на полевые работы к окрестным землевладельцам… ». Отмечается, что она вела строго монашеский образ жизни, «отличалась необыкновенным добродушием, кротостью и смирением, к другим всегда относилась с любовно и почтением…»

12 мая 1858 года отец Петp торжественно освятил место будущего монастыря и всячески способствовал устроению обители. Первыми строителями монастыря выступили вольские жители Александр Алексеевич (†1858) и Евдокия Титовна (†1863) Леонтьевы, не пожалевшие своих сбережений на это святое дело. Уже к осени 1858 года они выстроили большой деревянный дом, ставший первым жилищем сестер. После смерти мужа Евдокия Титовна поселилась в монастыре и была назначена настоятельницей обители. При ней построили еще четыре деревянных дома, приобрели фруктовый сад. В монастыре установилось ежедневное келейное правило, чтение псалтири по умершим.

19 октября 1866 года обитель получила статус общины. И число сестер увеличилось до пятидесяти. По благословению саратовского епископа святителя Иоанникия II были выстроены Успенская церковь, больница и богадельня для престарелых. 13 июня 1892 года община была возведена в степень женского общежительного монастыря. На праздник Воздвижения впервые был совершен монашеский постриг сестер.

В годы Первой мировой войны насельницы не только оказывали денежную помощь семьям воинов, призванных в действующую армию, но и приняли на воспитание 5 девочек-сирот. Чтимыми святынями обители являлись мироточивая Иверская икона Божией Матери, по молитвам перед которой город миновала холера, и икона Божией Матери «Скоропослушница», на оборотной стороне которой находилась надпись: «Святая икона сия послана со св. гоpы Афонской от Pусскаго Пантелеимонова монастыpя в г. Вольск, Саpатовской губеpнии, начальнице общины во имя Владимиpской иконы Божией Матеpи, монахине Еванфии в благословение ей и всем о Хpисте ея сестpам 1870 года октябpя 9 дня».

Злодейское убийство монахини Еликониды

 

О нем сообщил «Саратовский духовный вестник» 6 февраля 1911 года. «27-е сентября 1910 года было тяжелым днем в жизни Вольского Владимирского женского монастыря. В этот день, около 2-х часов пополудни, была зверски убита восьмидесятилетняя старица, монахиня Еликонида», — так начинается статья в еженедельном журнале.

Кто же тот злодей, поднявший руку на беззащитную праведницу — ту самую основательницу монастыря? Это известный в городе рецидивист, сапожник Николай Смирнов. В тот день монахиня Еликонида вышла в монастырский сад набрать валежника для топки печек. Смирнов ломом пробил голову женщины, снял с нее башмаки и бросился бежать. Лишь через какое-то время монахини оказались на месте преступления. Вызванный врач «констатировал проломление черепа, кровоистечение в мозг и полную безнадежность. Через три часа, как заблаговестили к вечерне, монахиня Еликонида скончалась».

29 сентября тело усопшей с крестным ходом перенесли в монастырский храм и совершили заупокойное всенощное бдение. А в день погребения — заупокойную Литургию и отпевание.

Перед отпеванием священник сказал: «Раба Божия монахиня Еликонида, почтенная старица, с самого основания, более полувека, жила и подвизалась в обители. С юных лет она оставила мир со всеми его прелестями и затворилась в иноческой келье, праведно прошла трудный иноческий путь жизни и переселилась в небесные обители мученической кончиной. Этим путем перешли туда и многие святые…

Такою смертью скончались апостолы, мученики, умер и Сам Иисус Христос, убиен был. Твердо веруем, что и она получит вечное блаженство… Сейчас мы приступим к совершению молитв, которыми Святая Церковь напутствует умерших иноков в жизнь загробную; из них мы научимся, как суетно и тщетно все земное и какая награда ожидает праведников в светлых райских обителях, и будем, как можно, усерднее молиться о рабе Божией новопреставленной убиенной монахине Еликониде, чтобы сподобил ее Господь радостного воскресения и вечного спасения».

Монахиню погребли рядом со схимонахиней Дорофеей (Дарьей Фроловой) с северной стороны храма, около притвора. «Прекратилась ее праведная жизнь на земле, — заканчивается статья, — но да не оскудеет в обители тот дух истинного монашества, которым была проникнута усопшая».

10 марта 1919 года уездная комиссия по отделению Церкви от государства постановила: монастырь ликвидировать, а в его зданиях разместить приют для детей, присланных из разных городов. Владимирскую церковь разрушили только в начале тридцатых годов. Многих монахинь арестовали и выслали в северные районы страны. На территории монастыря до 2013 года размещалась школа-интернат.

Начало возрождения

 

Десятки людей во главе с протоиереями Валерием Генсицким и Александром Ткачевым пришли 8 января 2000 года на пустырь Пролетарского поселка, чтобы установить трехметровый поклонный крест. За ним был прекрасно виден сохранившийся келейный корпус разрушенного монастыря. Люди верили, что рано или поздно святая обитель возродится. Но лишь через 13 лет епархии передали часть зданий, принадлежавших ранее монастырю. 10 июня 2013 года последовал Указ Епархиального Архиерея № 40:

«Настоящим определением учредить Религиозную организацию «Подворье Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова в г. Вольске Саратовской области Саратовской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» в комплексе зданий Свято-Владимирского женского монастыря г. Вольска по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пос. Пролетарский, д. д. № 38, 39. +Митрополит Саратовский и Вольский ЛОНГИН».

С ним верующие ознакомились на информационно-аналитическом портале «Православие и современность» Саратовской и Вольской епархии.

В тот же день в Вольск прибыли первые насельницы: монахиня Макария (Семенова) и инокиня Дамиана (Малькова). Настоятельница подворья игумения Феодосия (Бессонова) и благочинный Вольского округа священник Илия Кузнецов познакомили сестер с вновь учрежденной обителью. Они и не представляли, с какими трудностями придется столкнуться. Территория бывшего монастыря оказалась весьма запущенной. Брошенные без ухода здания разрушались и ветшали, требуя ремонта. Причем не какого-то косметического, а капитального. Чтобы наладить нормальный быт, предстояло решить проблемы водоснабжения, газификации. И, наконец, начать строительство нового храма.

Господь определил матушку Макарию восстанавливать монастырь. И она, с Божьей помощью, взяла на себя тяжелейший труд строительства. К кому только не пришлось обращаться за помощью и поддержкой! И технику необходимую выделяли, и рабочих, понимая, что совершают богоугодное дело.

12 октября 2014 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин основания храма в честь Владимирской иконы Божией Матери подворья саратовского Свято-Алексиевского женского монастыря. А затем произнес насельницам и прихожанам: «Легко было уничтожать то, что созидалось на протяжении столетий, и очень трудно возрождать сегодня. Созидание стен — это лишь первый этап, на котором мы уже ощущаем помощь Божию».

А через десять дней на заседании Священного Синода приняли это постановление: «В связи с прошением Преосвященного Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина открыть Владимирский женский монастырь в городе Вольске Саратовской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Макарию (Семенову)». Этот документ размещен на официальном сайте «Русская Православная Церковь» Московского Патриархата.

К этому времени уже завершились работы по восстановлению келейного корпуса монастыря. И 1 ноября состоялось открытие Владимирского женского монастыря. В этот праздничный день Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вольска возглавил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

На Литургии монахиня Макария (Семенова) была возведена в сан игумении — настоятельницы Владимирского женского монастыря. Как символ духовного пастырства, которое предстоит игумении, Митрополит Лонгин вручил матушке Макарии игуменский жезл: «Нужно, чтобы община эта стала не просто маленьким островком среди бушующего житейского моря, но чтобы она по Евангельскому завету — светила всем в мире…»

В память о торжественном дне открытия монастыря Владыка передал в дар храму напрестольный крест и пожелал, чтобы Владимирский монастырь прославился, прежде всего, честной, подвижнической жизнью тех, кто здесь будет трудиться и молиться.

Купола в России кроют золотом 

 

18 декабря 2015 года на строящийся храм установили шатры. А 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин освящения крестов и куполов храма. Через 20 дней настало время освятить колокола для звонницы строящегося храма. На совместную молитву собрались прихожане монастыря и городских храмов. После освящения колоколов протоиерей Илия Кузнецов поздравил всех с этим радостным событием, совершившимся накануне Пасхи.

Благоустройство храма и монастыря продолжается. И не удивительно, что 6 января этого года в новом храме Владимирской иконы Божией Матери в этом году прошла первая Рождественская служба. Вместе с монахинями и насельницами Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа пришли встретить прихожане и гости города. Днем состоялась трапеза и детский праздник, который уже третий год по традиции организуют дети монастырской воскресной школы.

В буднях и праздниках

 

Монашеская жизнь от посторонних глаз сокрыта. А потому и праздного любопытствующего вторжения не допускает. Жизнь в обители подчинена довольно строгому распорядку.

«У нас много помощников, которым мы, конечно, благодарны, — признается матушка Макария. — Видно, что многих из них влечет монашеская жизнь. Но им трудно сделать последний шаг и принять монашеские обеты…»

Приходская община уже сложилась: порядка 50 человек. Среди прихожан много детей, для которых открылась воскресная школа. Прихожане помогают сестрам монастыря решать бытовые трудности. Дел хватает всем. Как-никак, а на территории постепенно сложилось своеобразное подсобное хозяйство, кругом цветники, радующие глаз.

Особенно монахини нуждаются в помощи после воскресных служб, при посещении монастыря участниками крестного хода в честь Владимирской иконы Божией Матери. В обители обычно ночуют паломники, направляющиеся в Вавилов Дол. Возрождение монастыря продолжается. И это можно смело назвать подвигом тех, кто причастен к этому святому делу.

Монастырь живет, трудится, славит Господа, ждет гостей, благодетелей, трудников и молитв. Жизнеописатель Нестор Летописец писал: «Много монастырей поставлено от царей и бояр на богатом иждивении, но не таковы эти монастыри, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою и бдением». Эти слова в полной мере относятся к жизни устроителей Владимирской обители.

 


Материал — участник конкурса журналистских печатных материалов «Святые люди и места земли Саратовской» — подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Комментарии:

26.03.2017 0:48:20  Наталия

Серьезная работа. Автор глубоко проникся темой. И если. какую-то информацию о монастыре ранее можно было прочитать в других источниках, то тема убийства монахини, одной из основательниц монастыря, это открытие автора. Можно было и сделать материал о ней отдельный: человек достойный быть святым.

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: