Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Вести диалог и свидетельствовать о вере
Просмотров: 904     Комментариев: 0

С 6 по 12 декабря в Саратове прошли XIX Межрегиональные образовательные Пименовские чтения. Их тема в этом году — «К 350‑летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Программа чтений включала в себя пленарное заседание, панельную дискуссию, лекции и встречи, научно-практическую конференцию и педагогический форум. О том, чем запомнились чтения этого года, рассказывают священнослужители и руководители отделов Саратовской епархии.

Протоиерей Сергий Штурбабин, ректор Саратовской православной духовной семинарии, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:

— Тема чтений этого года — анализ деятельности Петра I с точки зрения соотношения светского и религиозного — оказалась остро дискуссионной. Петровские реформы и спустя триста лет остаются злободневными и вызывают споры. Пленарное заседание, где было представлено четыре научных академических доклада из области истории и философии, позволило участникам чтений осмыслить роль Петра I в нашей истории — как гражданской, так и церковной.

Пленарное заседание проходило в форме телемоста. Мы собрались на нескольких площадках небольшими группами, это позволило хотя бы частично вернуться к привычному формату работы — ведь живое непосредственное общение людей, объединенных идеей, более результативно.

В рамках чтений провели большую работу отделы нашей епархии, организовавшие свои секции: миссионерский, молодежный, отдел религиозного образования и катехизации, отдел по взаимодействию с учреждениями культуры, отдел тюремного душепопечения. Также состоялся педагогический форум, где преподаватели ОПК и ОРКСЭ смогли обменяться опытом, поделиться своими наработками и достижениями. Обсуждение дискуссионных тем позволяет представителям православного и научного сообществ работать над решением общих задач. Это снимает преграды и касательно нашей сегодняшней темы — соотношения секулярного и религиозного. Так как в форуме принимают участие не только люди Церкви, происходит взаимообмен взглядов и мнений, и мы, в свою очередь, можем свидетельствовать о своих ценностях.

Мы провели уже девятнадцатые по счету чтения. Если вспомнить, какими они были камерными и какими стали сейчас — масштабными, объемными, можно увидеть, какой путь пройден. Причем люди хотят продолжать работу даже в условиях ограничений. Раньше у нас была еще небольшая культурная программа, но из-за пандемии мы пока не можем вернуться к полноценному, уже отработанному формату.

Как отметил владыка Игнатий в своем приветственном слове на пленарном заседании, нам нужно учитывать те перемены, которые происходят в обществе, пробовать новые форматы работы с молодежью, заниматься созданием содержательного, духовно значимого контента для социальных сетей. Это и есть, на мой взгляд, перспектива совместного интеллектуального поиска на дальнейших чтениях.

Михаил Олегович Орлов, декан философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии:

— На мой взгляд, в этом году чтения прошли в более динамичном формате, чем обычно. Но были в этом и свои сложности — нам пришлось выстроить работу так, чтобы онлайн- и оффлайн-мероприятия гармонично сочетались между собой.

На пленарном заседании, к примеру, были организованы площадки в семинарии, Саратовском госуниверситете, Покровской православной гимназии, благочиниях, отдельно присоединялись представители органов государственной власти, общественности, духовенство. Я сторонник живого общения, но понимаю, что за онлайн-форматом — будущее, и нужно приобретать новые коммуникативные навыки, ведь здесь совершенно другая архитектура отношений. Как выглядит классическая конференция? Это президиум, первые ряды, «галёрка», коридор, где стоят те, кому мест не хватило. А в онлайне все на равных, и должен быть четкий модератор, который сумеет объяснить всем присутствующим, что они являются равноправными участниками диалога и должны быть уважительны друг к другу. Если на обычной конференции кто-то зашуршал, даже на первом ряду, этого не заметят. А здесь, если у кого-то будет включен микрофон во время чужого доклада, возникнут неполадки со связью, а случайная реплика может сбить докладчика и вывести всех из равновесия. Участие в таких конференциях требует новой, цифровой этики общения: говорить только тогда, когда тебе предоставили слово, проверять, как тебя слышно, следить за своим внешним видом на экране. Хочу отметить отца Сергия Штурбабина, который вел пленарное заседание — он блестяще с этим справился, всем докладчикам уделил внимание, был прекрасным коммуникатором.

В этом году в чтениях приняли участие 350 человек — думаю, в следующем году будет еще больше. Нужно развивать площадки профильных епархиальных отделов: каждый отдел может предложить свою тему, подвести итоги годовой работы. Среди студентов всегда много желающих выступить с докладом, даже приходится проводить отбор. Молодые люди понимают, что Пименовские чтения — престижная площадка, где можно сделать первые шаги в научных исследованиях.

Иерей Максим Плякин, секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, заместитель руководителя епархиального историко­архивного отдела:

— Заявленная тема у меня как у церковного историка пробуждает не самые добрые чувства. Время правления Петра I — это кардинальная, резкая ломка строя русской церковной жизни: это не только упразднение патриаршества, но и серьезные преобразования во внутреннем устройстве. Он лично ответственен за то, что история нашей Церкви пошла по совершенно другим рельсам, нежели раньше. Это во многом и определило выбор темы моего доклада на пленарном заседании — «Царь и юродивый: встречи императора Петра I и блаженного Фаддея Петрозаводского».

Юродивый в православной традиции — это человек, который отказывается от собственного разумения ради того, чтобы в этом мире возвещать Божию волю, — он предельно обостряет конфликт с этим миром. Взаимоотношения Петра с блаженным Фаддеем очень хорошо показывают характер императора. Сам блаженный Фаддей относился к Петру чрезвычайно почтительно, благословлял, кланялся, и тот в ответ проявлял уважение, беседовал. И при этом в указе Петр собственноручно пишет, что это «мужик умалишенный». То есть он оказался неспособен увидеть в юродстве Фаддея голос Божией воли, он видел лишь внешнее, и того, что замечали обычные православные люди, он не замечал.

Хотим мы этого или нет, это все наша история. И она состоит не только из побед, но и из поражений. Юбилей царя-преобразователя — хороший повод все вспомнить и подумать, почему история пошла именно так и какой урок она может нам дать.

В рамках чтений я также провел в Саратовской областной универсальной научной библиотеке встречу, посвященную теме «История Православия на Саратовской земле в статье "Православной энциклопедии"». В этом году церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет очередной, 61‑й том одноименного издания. В нем продолжается публикация статей на букву «С». Подготовкой статьи о Саратовской епархии и Саратовской митрополии занималась наша комиссия по канонизации подвижников благочестия — председатель комиссии протоиерей Кирилл Краснощеков, краеведы Валерий Владиславович Теплов и Александр Игоревич Мраморнов.

С момента выхода последней обзорной статьи по истории Саратовской епархии прошло больше тридцати лет: в 1990 году вышел краткий иллюстрированный справочник Владимира Валеева «Из истории саратовских церквей». Была попытка историка, ныне покойного, А. П. Новикова написать фундаментальный труд по истории Саратовской епархии, но он успел выпустить только первый том.

В науке должны быть не только узкоспециальные статьи по конкретным темам, но и широкие обобщения. И мы попытались хотя бы в рамках энциклопедической статьи сделать обзорную работу по истории нашей епархии.

В статье рассказывается об образовании Саратовской епархии в 1799 году, распространении Православия на территории епархии до этого времени, рассматриваются история епархии в XIX — начале ХХ века, книгоиздательская деятельность и церковная журналистика этого времени, а также духовное образование до 1918 года. Большой раздел статьи — «Саратовская епархия в марте 1917–1942 гг.» — посвящен трагическим событиям в истории нашей страны, произошедшим в первые десятилетия советской власти. В статье также есть разделы «Саратовская епархия в 1942–1964 гг.», «Саратовская епархия в 1965–1994 гг.», «Саратовская епархия в 1995–2020 гг.».

Статью завершают два приложения: список архиереев, которые возглавляли нашу епархию, и список монастырей, которые у нас когда-либо существовали. Над списком архиереев пришлось много потрудиться, потому что все имеющиеся списки были с разными неточностями: где-то были пропуски, где-то, наоборот, были вписаны люди, которые к нашей епархии не имели отношения, много обнаружилось ошибок в датах.

На мой взгляд, самое большое значение этой статьи в том, что у нас теперь есть актуальный обзор по истории всей епархии. Понятно, что там далеко не всё, но связную событийную канву построить удалось. На создание текста ушло три месяца, но это было бы невозможно, не будь огромной предварительной работы, которую мы проводили в течение нескольких лет — списком архиереев, к примеру, занимались с 2016 года.

Говоря о соавторах, нельзя не упомянуть тех, чьими трудами мы пользовались: это протоиерей Михаил Воробьев из Вольска — в статье указаны несколько ссылок на его статьи, а также клирик Троицкого кафедрального собора протоиерей Михаил Беликов — благодаря его книге «Старый собор и Старый город: История Свято-Троицкого кафедрального собора и города Саратова в свете новых данных» был составлен первый раздел статьи и скорректировано много дат. Когда писали раздел о возобновлении епархиальной жизни во время войны, консультировались с Ириной Васильевной Воронихиной, хранителем музея Троицкого собора. Она занималась темой возвращения Церкви соборного имущества из краеведческого музея.

В статье подробно рассказано о строительстве храмов, об изменении границ епархии, представлена примерная оценка численности православного населения в моменты смены границ, приведены краткие биографии архиереев. В раздел о современной жизни добавлены данные о воскресных школах, благочиниях, епархиальных отделах, просветительских и образовательных проектах.

Мы также старались уделить внимание некоторым интересным фактам. Например, в начале 90‑х годов, когда восстановление церковной жизни только началось, наше издательство выпустило собственный тираж детской Библии. Епархия только-только встает на ноги после советского времени, но тем не менее находит возможность напечатать детскую Библию, краткий катехизис и молитвослов. Говоря о Всехсвятском храме в Саратове, упомянули о том, что это первый храм, построенный в Заводском районе. А храм святой блаженной Ксении Петербургской на территории исправительной колонии № 33 — это первый тюремный храм в России, возведенный в постсоветский период.

В наших планах — довести весь собранный материал до формата отдельной книги. Но это тоже большая работа, минимум на несколько лет, ведь то, что хорошо для энциклопедии, не годится для исторического повествования. Во-первых, нужно вернуть те фрагменты, которые были сокращены редколлегией издания — наша статья действительно получилась очень объемной. Во-вторых, подобрать необходимые иллюстрации, в энциклопедии их всего несколько. Надеюсь, этот труд будет осуществлен.

Газета «Православная вера», № 23 (691), декабрь 2021 г.

[Подготовила Яна Степанова]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.