+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Услышать голоса страдальцев за веру
Просмотров: 1189     Комментариев: 0

29 января на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя сотруднице информационно-издательского отдела Саратовской епархии Екатерине Ивановой (Федорчук) был вручен диплом победителя конкурса «Новая библиотека» на лучшее ранее не издававшееся художественное произведение о новомучениках и исповедниках Русской Церкви. Награды был удостоен ее роман «Трибунал». Мы поговорили с Екатериной Алексеевной о том, как создавалось это произведение.

— Расскажите, как у Вас родился замысел романа.

— Честно говоря, если бы не объявленный конкурс, я бы не взялась за такую сложную тему, тем более что это мой первый опыт в написании крупной литературной формы. До этого публиковала только несколько небольших рассказов. Но темы, предложенные учредителями конкурса, показались мне настолько важными, что поняла: не могу уклониться от этого задания. Есть возможности, которыми мы не имеем права пренебрегать. История священномученика Михаила Платонова привлекала меня давно. Впервые я узнала о нем в 2016 году во время паломнической экскурсии по святым местам Саратова, которую организовал наш епархиальный информационно-издательский отдел. Экскурсию вела журналист Марина Бирюкова. Мы стояли на месте расстрела святых мучеников — у могилы, которую в народе называли могилой «пяти убиенных» (на самом деле их гораздо больше), и она зачитывала нам отрывки из проповедей отца Михаила — тех самых проповедей, которые ему потом припомнили на суде. И мне казалось, что этот человек здесь, рядом с нами, что я слышу его голос.

— Какие документы Вы использовали в своей работе?

— О процессе над саратовскими священниками, материалы которого легли в основу романа, сохранилось очень много документов, и все они опубликованы стараниями наших краеведов. Главное, что есть подробнейшие стенограммы двух заседаний трибунала — 1918 и 1919 года, где зафиксировано все, что говорили священники, их обвинители, адвокаты, судьи, запротоколированы даже реплики из зала. Эти документы сделала достоянием общественности старший хранитель фондов дореволюционного периода Государственного архива Саратовской области Ольга Константиновна Пудовочкина. Именно она добилась того, что дело саратовского священства было рассекречено и поступило в распоряжение комиссии Саратовской епархии по канонизации подвижников благочестия. Эти документы доступны широкому читателю в двух публикациях: в документальной публикации А.И. Мраморнова «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918–1919 гг.» и в книге «Собор Саратовских святых», подготовленной трудами протоиерея Кирилла Краснощекова, священника Максима Плякина и историка-краеведа Валерия Теплова. Конечно, я читала и другие труды, которые касались общего положения Церкви в этот период. Но эти две книги были для меня настольными.

— Ваш роман можно назвать историческим?

— Нет, это художественное произведение, в нем довольно большой элемент вымысла, хотя все коллизии — открытый суд, город на Волге, Серафимовский храм, речи свидетелей, обвиняемых и обвинителей на суде, приговор и расстрел на кладбище — вполне узнаваемы. Сначала я хотела пойти по пути наименьшего сопротивления: сделать своеобразную беллетризацию стенограмм суда, но постепенно замысел начал меняться, появились побочные линии, герои начали проявлять «своеволие».

— А где именно Вы отступаете от исторического материала?

— Все, что касается главного героя — священника (в романе его зовут отец Михаил Платанов) — я оставила практически неизменным. Изменения коснулись второстепенных героев. Самым неожиданным для меня самой моментом оказалось то, что в центре повествования вдруг оказался антагонист — председатель следственного комитета. В моем тексте этого героя зовут Роман Хацкелеев. Именно его глазами показана вся история.

— Почему все-таки следователь, большевик, враг?

— Я далеко не сразу решилась на столь рискованный ход, у меня были разные варианты изложения материала. Но мне показалось, что форма романа требует именно такого героя — не праведника, а грешника, который еще не совсем потерял человеческий облик, но находится в двух шагах от того, чтобы окончательно превратиться в палача. Кроме того, его точка зрения — это точка зрения обывателя. Представители обвинения совершенно искренне не могли понять, как верующие люди могут не бороться с советской властью. Как можно быть не согласным с властью и тем не менее подчиниться ей? Мне показалось крайне важным показать заблуждения обвинителей обвинения не извне, а изнутри. Насколько мне это удалось или не удалось, судить читателю.

— Когда можно будет прочитать Ваш роман?

— По словам представителей издательства «Никея», которому переданы права на печать произведения-победителя конкурса, предположительная дата выхода — сентябрь 2019 года.

***

Предлагаем вашему вниманию отрывок из романа Екатерины Ивановой (Федорчук) «Трибунал».

Отец Михаил боялся смерти. А смерть сидела напротив, лениво просматривала какие-то бумаги, делала пометки химическим карандашом, вовсе даже и не слушала, о чем там бормочет этот поп. В коридоре своей очереди ждал десяток свидетелей и подозреваемых.

— Ужасно у нас ведется документация, — пожаловалась смерть в лице комиссара и как будто слегка заискивающе улыбнулась обвиняемому. — Все в кучу: и участие в недозволенном собрании, и издание литературы против советской власти, панихида какая-то... Но собрание было полгода назад, я ничего не путаю?

— Нет, в январе мы собирались.

— По поводу?

— Мы обсуждали декрет об отделении Церкви от государства.

— Но до суда это дело не дошло. Почему?

— Ошибки в ведении следствия, — подсказал священник.

— Понятно, следственный комитет напутал,— молодой комиссар сокрушенно покачал головой и стал похож на сельского учителя четырехклассной школы, который увидел грубейшую ошибку у любимого ученика.— Мы это исправим,— заверил он отца Михаила с таким видом, будто тот должен обрадоваться этой перспективе.

Отец Михаил видел, что его собеседник далеко не прост. Гринь, от которого всегда несло самогоном, кричал, требовал, угрожая расстрелом, чистосердечного признания. Да так и не смог довести дело до суда.

Этот же — присланный из центра, одетый с иголочки, говорил тихо и вежливо. Отец Михаил угадывал в его глазах легкое презрение и какой-то незаданный вопрос.

— К обвинению мы перейдем позже,— вздохнул Хацкелеев и вернулся за письменный стол.— Итак, как Вы полагаете по совести, может ли православный христианин защитить свою веру с оружием в руках? Это его право или обязанность? Грех или священный долг?

— Конечно, защищать веру — это долг каждого христианина, но только мирным путем. Без оружия.

— А если я, скажем, войду в ваш храм... Серафимовский, да? Это возле базара, да? Ну, так вот, я войду в ваш храм и начну стрелять по иконам?

— Вас остановит охрана.

— Значит, ваша охрана инструктирована напасть на представителя советской власти с оружием в руках?

— Это какая-то странная гипотетическая ситуация. Я предпочитаю вернуться на почву реальных фактов. В чем все-таки меня обвиняют?

— Сейчас, — Хацкелеев снова с головой погрузился в бумажный кавардак письменного стола, ничего не нашел и комично развел руками. — Следственный комитет завален жалобами. Работаем в две смены, рук не хватает. К концу рабочего дня у меня просто голова раскалывается. А, так вот же она, под стол упала… Так… «Гражданин Михаил Платанов обвиняется в контрреволюционной пропаганде». Товарищ Хазев составлял протокол задержания. Не густо. Так в чем заключалась пропаганда, святой отец?

— Не имею ни малейшего представления, о чем Вы говорите,— отец Михаил видел, что рассеянность комиссара наиграна, и что тот хочет хитростью заставить его свидетельствовать против самого себя.

— Хорошо,— пожал плечами Хацкелеев,— я буду конкретен: двадцать четвертого июля Вы произнесли речь перед прихожанами, упомянув в ней о том, что советская власть убила Николая Романова.

— Ах, вот Вы о чем... Да, действительно, я прочел в вашей большевистской газете о расстреле Николая Романова. Это известие меня потрясло своей бессмысленной жестокостью.

— Вы считаете, что в этом действии не было смысла? — быстро перебил его Хацкелеев.

— Нет, определенный смысл, конечно, был — Николай Романов мог быть опасен для советов как символ.

— То есть, Вы признаете целесообразность казни Романова?

— Ничего я не признаю,— отец Михаил начал уставать от этого липкого любопытного взгляда и от какой-то странной нечеловеческой логики следователя.

— Смотрите, какая штука получается,— заметил следователь неуверенно, как бы советуясь с обвиняемым,— поправьте меня, если я не прав. Высшей ценностью для христианина является… вера, так?

— Так.

— А те, кто посягают на нее — враги церкви, так?

— Я не понимаю, что значит «посягают»… Ну, предположим…

— Веру надо же защищать?

— Да.

— Советская власть посягает на веру…

— Да, но...

— Спасибо, достаточно, товарищ. Вы сказали ключевое слово: «да».

Газета «Православная вера» № 03 (623)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Новый роман Натальи Иртениной «Багряные ризы» посвящен подвигу новомучеников и исповедников Российских, людям, которые в страшном 1918 году не отреклись от Христа, но оказали духовное сопротивление безбожной власти большевиков. В нем автор размышляет об острых вопросах отечественной истории: нужно ли сопротивляться безбожной власти? Почему большевики победили? Почему Господь попустил нашему народу эти тяжкие испытания?

 

Просмотров: 517
Комментариев: 1

«Чтобы рассказать о святых, надо быть очень светлым человеком. Рассказчик обязан хотя бы догадываться, как мыслит тот, о ком он говорит. Иначе — беда. Вместо простоты и непосредственности выйдут глупость и хамство; на смену чистому горению придут фанатизм и гордыня; любовь и вовсе исчезнет из рассказа». Это строки из нового романа известного московского писателя Игоря Прососова «Свободные», который был удостоен диплома литературного конкурса «Новая библиотека», учрежденного Издательском Советом Русской Православной Церкви. Роман повествует о нелегком моральном выборе, который ставила перед христианами власть в годы советских гонений. С его автором беседует наш корреспондент Екатерина Иванова

Просмотров: 744
Комментариев: 0

Одним из способов популяризации знания о подвиге стояние за веру в XX веке является создание общероссийского музея. О проекте Музея подвига и исповедничества «Русская Голгофа», который будет построен в комплексе Мемориального центра «Бутово», рассказали настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый

Просмотров: 655
Комментариев: 0

Эта книга не похожа на труды средневековых монахов-подвижников, написанные ими для собратьев — таких же аскетов, как они сами. Скорее, я сравнила бы эту книгу с дневником путешественника-экстремала. Весь вопрос — в цели путешествия. Цель автора «Записок пустынножителя» (издательство ПСТГУ) монаха Меркурия (Попова), цель тех его сподвижников, о которых он пишет в книге,— это высшее из достижимых на земле благ: стяжание Святого Духа

Просмотров: 987
Комментариев: 0

Книги Василия Акимовича Никифорова (литературный псевдоним — Волгин) — это живая, узнаваемая и всегда новая русская проза, написанная не просто верующим, православным человеком, а исповедником и христианским мучеником

Просмотров: 1048
Комментариев: 0

Ровно сто лет назад, 10 октября 1919 года, были расстреляны саратовские новомученики: епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов. Расправа над ними стала финалом долгого судебного процесса, который должен был стать показательным судом над «контрреволюционными попами» и продемонстрировать обществу, как нужно обращаться с классовыми врагами

Просмотров: 1114
Комментариев: 0

Далеко не в первый уже раз празднование Собора Саратовских святых начинается с панихиды на старом Воскресенском кладбище. Мы молитвенно поминаем не только убиенных, но всех, сохранивших веру в эпоху принудительного безбожия, в годы, когда во всей Саратовской области не осталось ни одного действующего православного храма; когда просто назвать себя верующим, православным было смертельно опасно. В синодике — списке поминаемых — сейчас более 1386 человек, на 11 больше, чем в прошлом году: исследовательская работа наших церковных краеведов, членов епархиальной комиссии по канонизации открывает новые имена, и за каждым вновь открытым именем тянутся другие

Просмотров: 937
Комментариев: 0

Как современным школьникам и студентам преподносится отечественная история ХХ века? Что им известно о ее страшных страницах? Над этими вопросами мы, сотрудники информационно­-издательского отдела Саратовской епархии, всерьез задумались, начав весной этого года грантовый проект «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100¬летия Гражданской войны». Для того чтобы рассказать старшеклассникам и студентам о подвиге пострадавших за веру, нужно понимать, в каком контексте воспринимает репрессии нынешнее молодое поколение. Об этом наш корреспондент Яна Степанова поговорила с преподавателями школ и вузов

Просмотров: 1111
Комментариев: 0

Продолжается работа по грантовому проекту «Говорим о новомучениках в контексте 100 летия Гражданской войны». Почему именно сегодня эта работа для нас так важна? На каком фоне она проходит? Какие цели, какие задачи ставим мы перед собой, рассказывая о судьбах наших земляков, не отрекшихся от Христа в страшную эпоху безбожия? Об этом размышляет участница проекта, заместитель главного редактора журнала «Православие и современность» Марина Бирюкова. Она делится опытом выступлений перед студенческой молодежью

Просмотров: 1054
Комментариев: 0

Размышляя о братоубийственной Гражданской войне, продолжавшейся четыре года (1918-1922), важно помнить о духовных причинах тех страшных событий и о том богоборческом ожесточении, которое им сопутствовало. Проект информационно-издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», получивший поддержку Международного грантового конкурса «Православная инициатива» — это проект просветительский, наша цель — распространение знаний о людях, которые сохраняли верность Христу, мужественно противостояли богоборчеству и снискали мученические венцы

Просмотров: 1107
Комментариев: 0

Уроки столетия… Третий год подряд мы отмечаем вековые даты событий, о которых не можем забыть и из которых не имеем морального права не извлечь уроков: Октябрьский переворот, убиение Царской семьи, Гражданская война. С этими событиями были непосредственно связаны и гонения на Церковь. Просветительский проект информационно­ издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», ставший в этом году победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», призывает к размышлению о трагедии, произошедшей тогда со страной, и мы идем к старшеклассникам, студентам, педагогам, прихожанам саратовских храмов, чтобы подумать вместе. Первые лекции по проекту состоялись в апреле. О том, чему они были посвящены, рассказывают сами лекторы

Просмотров: 1574
Комментариев: 0

В прошлом номере нашего журнала были опубликованы воспоминания о выдающемся ученом-антиковеде, тайной инокине Марии Ефимовне Сергеенко, переведшей на русский язык «Исповедь» блаженного Августина и ряд других античных текстов, в том числе христианских писателей первых веков — письма святого Киприана, «Церковную историю» Евсевия Памфила, «О покаянии» Тертуллиана. Воспоминаниями делилась ее бывшая студентка, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета Лариса Михайловна Лукьянова. Рассказывая о своих великих учителях, Лариса Михайловна вспоминала и Аристида Ивановича Доватура, чье имя, как и имя М.Е. Сергеенко, отчасти связано с Саратовской землей. Представляем вниманию читателей подборку воспоминаний о жизни и деятельности выдающегося ученого, в полной мере разделившего со своей страной трагические коллизии истории ХХ века

Просмотров: 1241
Комментариев: 0

18 ноября 1991 года злоумышленники бросили в окно Малого собора Донского монастыря бомбу с зажигательной смесью. Недавно отремонтированный храм сгорел почти полностью за считаные минуты. Во время восстановительных работ насельники монастыря разобрали пол и увидели массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». А через несколько дней был найден и дубовый гроб со святыми мощами святителя Тихона (Беллавина) — одиннадцатого Патриарха Московского и всея Руси, который вступил на путь патриаршества 18 ноября 1917 года. День обретения его святых мощей Русская Православная Церковь празднует 22 февраля

Просмотров: 1136
Комментариев: 0

В 2018 году Издательский совет Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла учредил конкурс на лучшее не публиковавшееся ранее художественное произведение по теме «Новомученики и исповедники Церкви Русской». На прошедших в конце января 2019 года Рождественских чтениях были объявлены имена авторов, чьи работы были признаны жюри лучшими. Об итогах конкурса и о перспективах развития новой издательской инициативы Русской Православной Церкви Екатерина Иванова (Федорчук) поговорила с одним из организаторов этого литературного состязания  — доктором исторических наук, писателем и публицистом Дмитрием Михайловичем Володихиным

Просмотров: 1106
Комментариев: 0

Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений

Просмотров: 1853
Комментариев: 0

Книгу Феликса Разумовского о событиях, происходивших в России в начале ХХ века, читать нелегко и больно. Нелегко, потому что информации очень много; а больно потому, что это не просто информация, это хроника втягивания огромной страны и великого народа в мясорубку; страшная картина беспомощности даже лучших русских людей того времени, их бессилия остановить вращающийся вал и работающие ножи. И все-­таки книгу Разумовского (конечно, не только ее!) читать надо. Надо, чтобы жить дальше — в России, в веке XXI, а там, глядишь, и в XXII

Просмотров: 1264
Комментариев: 0