+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Ушел рабом, вернулся господином
Просмотров: 2472     Комментариев: 0

Странный праздник Новый год… Праздник напрасного ожидания чуда. Праздник, которому как никакая другая подходит лирическая композиция группы «Абба» — «Happy new year… Happy new year…». Внимательно вслушиваясь в слова известного шлягера, мы увидим совершенно безрадостную и, увы, всем нам знакомую картину: «Шампанское выпито. Фейерверки закончились. Мы с тобой стоим потерянные и грустные. Это конец праздника. И утро такое серое…». Поразительно точное описание «постновогоднего синдрома». А ведь чудо в этот день действительно произошло. Чудо преображения человеческой души. Чудо рождения в новую жизнь. Только помнят о нем немногие. За новогодней суетой мы часто забываем, что 1 января по новому стилю — это день памяти святого великомученика Вонифатия. Того самого святого, которому молятся об избавлении от страсти, способной не только первое утро нового года, но и любое другое сделать серым.

В «гражданском браке»

 

Вонифатий был рабом и, как бы сегодня сказали, «гражданским мужем» знатной патрицианки Аглаи — дочери римского градоначальника. Согласно преданию, Аглая рано лишилась родителей и была не замужем. Все мужские обязанности по управлению имениями легли на плечи ее верного раба. Видимо, с юных лет он проявлял исполнительность и расторопность, раз получил кличку Бонифациус — то есть «хорошо делает». Житийная традиция представляет его молодым и привлекательным мужчиной, но сохранившиеся в некоторых текстах описания его наружности говорят о том, что ему было около сорока лет, он был полноват, невелик ростом, имел рыжие волосы.

Аглая была довольно богата, и надо полагать, что через руки управляющего проходили немалые средства. И он — видимо, с согласия хозяйки — охотно помогал нищим, бездомным, странникам, потому что имел доброе и отзывчивое сердце. При этом Вонифатий страдал пристрастием к неразбавленному вину, что считалось в античном мире крайне предосудительным.

Почему молодая красивая патрицианка — завидная невеста — не нашла себе мужа из того же сословия, а наперекор устоям патриархального Рима стала открыто сожительствовать с презренным рабом, эпатируя благовоспитанных римских матрон? Были ли эти люди побеждены плотской страстью или за несколькими обличительными житийными строчками скрывается драма любящих сердец, которые не могли соединиться в законном браке и не имели в себе достаточно мужества и благочестия, чтобы прекратить незаконную связь? Мы не знаем ответов на эти вопросы. Но знаем, что законного брака между патрицианкой и рабом не могло совершиться по римским законам того времени ни при каких обстоятельствах. Даже если бы Аглая даровала своему возлюбленному свободу, она при всем желании не могла бы подарить ему знатное имя. Единственное место, где они могли услышать о том, что нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28) — была христианская Церковь. Но и к христианам путь блудницы Аглаи и пьяницы Вонифатия был заказан.

Удивительно, но несмотря на безнадежность своего положения Аглая и Вонифатий продолжали веровать во Христа. И ни он, ни она не оставили этой веры, у них не возникло упрека вроде распространенного сегодняшнего: «Эти попы не смогли оценить нашу чистую и возвышенную любовь».

По современным меркам Вонифатий не был ни блудником, ни пьяницей. Подумаешь, пил неразбавленное вино. Так не водку же! Подумаешь, жил с женщиной вне брака. Так ведь никого не обманывал и никому не изменял! По меркам современной секулярной морали, основанной на принципе «разумного эгоизма», Вонифатий был вполне приличным, даже высокоморальным человеком. Вот только сам он так не считал. Возможно, и пристрастие Вонифатия к алкоголю связано с тем, что он пытался утопить в вине свои мрачные мысли.

Труден был для Аглаи и Вонифатия путь покаяния и отречения от земной любви. Но так и не смогли они увидеть друг в друге брата и сестру во Хрис­те. Однако и примириться с тем, что они живут во грехе, тоже не могли, и Спаситель, видя их стремление к чистоте, даровал им иной путь — путь мученического исповедания своей веры.

Разве можно так шутить?

 

События, о которых пойдет речь дальше, произошли в 290 году по Р. Х. Для христианских общин Римской империи это было время начала суровых гонений, связанных с антихристианской политикой императора Диоклетиана (284–305). Многие христиане были жестоко мучимы и убиты за веру. Зная, что христиане с благоговением почитают останки святых мучеников, их палачи не гнушались делать на продаже мощей большие деньги.

Аглая решила послать своего верного раба в киликийский город Тарс, чтобы он выкупил и привез оттуда святые останки одного из христианских мучеников. Зачем? Она надеялась на чудо. Женщина верила, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами можно получить спасение. Уезжая, святой Вонифатий, согласно преданию, бросил как бы в шутку: «А что будет, госпожа, если я не найду никакого тела мученика, и мое тело, замученное за Христа, принесут к тебе — примешь ли ты его тогда с честью?». И ничего не почувствовала в тот миг Аглая, не удивилась и не испугалась, а только посетовала на легкомыслие своего возлюбленного. Куда уж ему — пьянице и блуднику — в святые! Да разве можно шутить по такому поводу!

Упрек Аглаи глубоко запал в душу Вонифатия. Путь от Рима до Киликии неблизкий, у него было время подумать о том, что предстоит ему совершить, о тех христианах, которые сейчас, может быть, принимают за Христа смертную муку и к чьим святым останкам через несколько дней он — грешник — будет прикасаться своими руками. Глубокое раскаяние пронзило его душу.

Я — христианин!

 

Приехав в Тарс, Вонифатий оставил сопровождавших его рабов в гостинице и, не теряя ни минуты на отдых, отправился прямо в местный амфитеатр. Изощренные пытки, которым подвергались тарсийские христиане, трудно представить себе современному человеку: их распинали на крестах, перепиливали деревянной пилой, выкалывали глаза, отрубали руки и ноги… Еще труднее вообразить себе то, что, увидев эти истязания, сделал Вонифатий, однако его поступок был зафиксирован в протоколах римских властей. Вонифатий, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, по влечению своего сострадательного сердца бросился на арену, прорвался сквозь строй солдат и со слезами начал обнимать и целовать ноги мучимых христиан, умоляя их, чтобы они помолились о его грешной душе, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Весь народ и судья Симплиций, который руководил пытками, пораженные, смотрели на безрассудное поведение незнакомца. На вопрос о том, кто он и откуда, святой Вонифатий с великой радостью назвал себя христианином. Когда он отказался принести жертву идолам, его подвергли истязаниям: подвесили вниз головой, строгали тело крюками, вгоняли под ногти стальные иглы, вливали в рот расплавленное олово. По истечении трех суток истязаний Вонифатий был усечен мечом. Многие горожане, потрясенные его стойкостью и мужеством, уверовали в Спасителя.

Между тем спутники святого Вонифатия, остававшиеся в гостинице, и не подозревали, что прибывший с ними управляющий принял мученическую смерть. Они думали, что, пользуясь отсутствием Аглаи, он просто-напросто загулял в каком-то кабаке. И даже когда до них стали доходить слухи, что иноземец, появившийся в Тарсе три дня назад, по описанию похожий на святого Вонифатия, был мучим за Христа и обезглавлен, они не могли в это поверить и говорили, смеясь: «Разве пьяница и распутник будет страдать за Христа?!».

Вонифатий вернулся к своей госпоже, как и обещал — святыми мощами. Когда слуги с его останками приближались к Риму, Ангел Божий явился во сне Аглае и сказал: «Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужителем; прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно почитай его: отныне он хранитель души твоей и защитник твоей жизни». Она, проснувшись, ужаснулась и, взяв несколько церковных клириков, вышла навстречу святому мученику Вонифатию. Ожидая процессию, вспомнила она шутку своего возлюбленного, которая оказалась пророчеством, и благодарила Бога, устроившего так, что Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвой, угодной Богу. Аглая построила небольшой храм в своем поместье, где с почестями захоронила останки святого. Она так и не вышла замуж. Женщина раздала все свое имение бедным и восемнадцать лет прожила в покаянии и молитве, при жизни стяжав чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили Аглаю рядом с гробом великомученика.

Так беззаконная любовь святого Вонифатия и блаженной Аглаи, омытая кровью мученичества и слезами многолетнего покаяния, преобразилась в любовь христианскую. По молитвам святому Вонифатию о преодолении страстей пьянства, курения, наркомании и распутства люди во все времена избавлялись от этих тяжелых недугов.

Газета «Православная вера» № 24 (548)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» — я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… 

Просмотров: 1162
Комментариев: 0

Новый год во время поста — эта тема неизменно возникает в православных СМИ в конце декабря, хотя, казалось бы, основные полемические вопросы по этому поводу уже давно выяснены. Каждый год — и слава Богу — кто-то начинает ощущать себя христианином в такой мере, что задумывается: как же теперь быть со всем этим, привычным с детства — елкой, новогодним застольем, чувством праздника и предвкушением новизны — в своей новой, церковной жизни? Как отнестись к этому празднованию разумно? Мы задали вопросы, связанные с новогодней темой, священнослужителям Саратовской епархии

Просмотров: 478
Комментариев: 0

Новогодние праздники дарят семье удивительную возможность — побыть вместе, с пользой провести свободное время, насладиться тем, что нет срочных дел, а только самое главное — любящие нас люди. Можно проводить каникулы по отработанному сценарию, а можно организовать вместе с детьми что-то новое. Например, чудо!

Просмотров: 1800
Комментариев: 0

Ноль часов 1 января. Грохот петард, фейерверки, звон бокалов — и возглас «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». В саратовских храмах начинается первая в наступившем календарном году Божественная литургия. Некоторые священники специально стараются сделать так, чтоб возглас пришелся как раз на полночь. Своими впечатлениями о Литургии в новогоднюю ночь делятся те, кто устойчиво предпочитает ее праздничному застолью, фейерверкам и телевизору

Просмотров: 1882
Комментариев: 1

В период моего воцерковления мне хотелось глобального изменения всей жизни, но, как я уже сейчас понимаю, только с внешней стороны. Истинное, внутреннее состояние своей души я, к сожалению, тогда не видела. Точнее, все меня в ней устраивало, и казалось, что до святости — рукой подать. Оставалось изменить только мир вокруг себя — все то, что не соответствует моим идеалам

Просмотров: 2187
Комментариев: 2

Один из главных и любимых светских праздников, Новый год, приходится на Рождественский пост. Остаться в стороне, не заметить, проигнорировать этот праздник практически невозможно. Многие верующие сталкиваются с проблемой: возможно ли совместить пост и празднование Нового года? И нужно ли совмещать? Как встречать Новый год православному человеку? Своим опытом с читателями делятся гости нашей рубрики

Просмотров: 2075
Комментариев: 0

Для людей нецерковных или только начинающих жить церковной жизнью это столкновение дат бывает камнем преткновения. С одной стороны – Новый год со всеми его кулинарными и прочими радостями, с предновогодней сувенирно-продуктовой суетой; с другой – Рождественский пост. Здесь все уже мелькает, играет и празднует, там – все замерло в ожидании: «до первой звезды». Как это все, такое несовместимое, совместить? 

Просмотров: 4973
Комментариев: 0

Мы все, придя, кто-то раньше, кто-то чуть позже в храм, обязательно сталкивались с этой проблемой: а что нам делать со всем багажом прежней, такой неправильной, такой греховной жизни, которая протекала вне Церкви, которой мы жили без Бога? И также практически все допускали одну и ту же ошибку: далеко не сразу понимали, что багаж этот очень неоднородный и разноплановый и потому не надо сбрасывать его с «парохода» своего нового, церковного бытия. Что-то в нем наверняка окажется отнюдь не вредным и для этого бытия, что-то – по-настоящему ценным, а что-то так даже и бесценным

Просмотров: 1610
Комментариев: 0

В одном из Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12). “Венец лета” означает круг года. Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным и годовым кругом чинопоследований. Данное изречение Псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год

Просмотров: 2095
Комментариев: 0

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый Год, и можно ли праздновать его верующим людям? Откуда взялась новогодняя елка? Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

Просмотров: 1864
Комментариев: 0

Человеку свойственно перетаскивать свой ветхий скарб страстей и привычек из года в год с завидным постоянством. Оттого всякий новый год – старый. «Куда дерево упадет, там оно и лежит», – говорит кто-то из пророков, имея в виду злостный навык человека. И в одной из молитв соборования говорится, что «якоже руб поверженный, всякая правда наша пред Тобою»

Просмотров: 1810
Комментариев: 0

Высказать свое мнение о Новом годе – самом неоднозначном, но все же горячо любимом народом празднике – мы попросили нескольких известных православных пастырей и мирян

Просмотров: 1925
Комментариев: 0

Приближается очередной Новый год. И если оставить в стороне его немаловажную гастрономическую составляющую, то можно попытаться разглядеть основной смысл праздника. Позволить себе, как говорил, Экзюпери, роскошь человеческого общения, не впадая в истерику по поводу съеденного или несъеденного

Просмотров: 2020
Комментариев: 0

Безусловно, что почти все сегодняшние церковные люди родом из советского детства и также привыкли к Новому году. Но, придя к Богу, приняв для себя традиции, которыми Церковь живет на протяжении столетий, ни один верующий человек – взрослый или ребенок – не променяет Рождество Христово на Новый год. При этом христиане не отрицают, что кто-то может отдыхать и веселиться в новогоднюю ночь

Просмотров: 2931
Комментариев: 0

28 ноября начинается сорокадневный Рождественский пост. У людей нецерковных или только входящих в церковную жизнь он вызывает множество вопросов: обычно настоящим «камнем преткновения» оказывается то, что на время Рождественского поста приходится празднование Нового года и большая часть ставших уже привычными для россиян Рождественских каникул. Заместитель главного редактора газеты «Известия» Елена Ямпольская задала настоятелю саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игумену Нектарию (Морозову) вопросы о Рождественском посте, которые волнуют читателей «Известий»

Просмотров: 3757
Комментариев: 0

Как ни крути, Новый год остается советским праздником. Пусть, на первый взгляд, безыдейным, пусть всенародно любимым, но все равно советским. И возникает он в начале 1930-х годов, когда советская власть почувствовала, что она достаточно укрепилась, чтобы «ничтоже бояся», плюнуть на все традиции и приступить к формированию нового человека...

Просмотров: 3260
Комментариев: 0

Новый Год — праздник, который более всех остальных любим современными российскими жителями. Очевидно, причина в некоей "старорежимности" Нового Года, в чрезвычайно обаятельном отсвете "серебряного века", предреволюционной эпохи...

Просмотров: 3049
Комментариев: 0