+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Туман над Святой Горой
Просмотров: 416     Комментариев: 1

С Афона приходят противоречивые сообщения. Сначала Афон отказался посылать своих представителей на “интронизацию” лидера новой структуры Епифания, потом некоторые афонские монастыри приняли ее посланцев - в монастырях Пантократор и Новый Эсфигмен, как сообщается, сослужили с ними, а вот игумен Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Евлогий не благословил их зайти в храм и закрыл ворота. В монастыре Симонопетра представителям ПЦУ (или СЦУ, как эта структура названа в Томосе) разрешили только приложиться к мощам, но сослужить с ними не стали. Не приняли их и в монастыре Дохиар. Монастырь Зограф заявил о своем закрытии на карантин и отказался принимать кого бы то ни было.

В то же время греческий сайт "Ромфеа" сообщает, ссылаясь на неназванный источник, что, по сведениям полученным из Священного Кинота (органа управления на Афоне)  “Афон не допустит оскорбления Вселенского Патриарха и эллинизма”. Однако это не было официальным сообщением, и вскоре подошли другие сведения - что на заседании Кинота 11 февраля "украинский вопрос" вообще не поднимался и представители всех монастырей решили воздержаться от каких-либо комментариев на украинскую тему. Как говорят, на войне истина умирает первой, и сражающиеся действуют в густом тумане.

Неясно, насколько те или иные события на Афоне связаны с дипломатической активностью посла США в Греции Джеффри Пайета - который, по сообщению "Ромфеа", недавно встречался с гражданским губернатором Афона Константиносом Димцасом и обсуждал с ним, по сообщению этого греческого агентства, “украинскую проблему и вопросы, которые касаются горы Афон”.

Очевидно, что речь шла не о политических, а о церковных “украинских проблемах”, и мы видим еще один пример того, что, в то время как Константинопольский Патриархат претендует на то, чтобы пасти вселенную, власти США, в свою очередь, глубоко вникнув в вопросы церковного устроения, отечески окормляют Константинопольский Патриархат, оказывая ему самое внимательное пастырское попечение.

Одно можно сказать с полной уверенностью - действия Патриарха Варфоломея произвели немалые разделения и соблазны даже внутри его собственного патриархата.

Отказаться принимать в общение тех, кого принял в общение патриарх, под омофором которого вы находитесь - это очень серьезный вызов. То, что ряд монастырей на него пошли - такой знак для Константинополя, на который невозможно не обратить внимание. Среди отказавшихся - не только русский Свято-Пантелеимонов монастырь, но и болгарский (Зограф) и греческий (Дохиар), что показывает не политический, а именно вероисповедный характер созданной патриархом Варфоломеем проблемы.

Люди уклоняются от общения с представителями новой структуры не потому, что они хорошо относятся к Путину или плохо - к Порошенко, и не на основании каких-то этнических предпочтений, а потому, что замечают во всем проекте то, чего не заметить невозможно - вопиюще грубое попрание церковных канонов, замену всех правил церковного устроения на личный произвол одного человека, который, в свою очередь, находится под сильным влиянием - если не контролем - светских политических сил.

Уже хотя бы то обстоятельство, что во главе новой структуры стоит Сергей Думенко, который был “рукоположен во епископы” “Патриархом Филаретом” в то время, когда последний находился под анафемой, признанной всем мировым Православием - включая Константинополь, и не имел права совершать никаких рукоположений, делает невозможным принять его в общение без самых разрушительных для церковного устроения последствий.

Первоначально сторонники Фанара оправдывали его действия ссылками на то, что он привел в общение с Церковью миллионы людей, до того пребывавших в расколе. Теперь невозможно не заметить, что этого не произошло - поместные Православные Церкви разделились - причем не на тех, кто готов принять новое сообщество в общение и тех, кто отказался, а на тех, кто отказался прямо и недвусмысленно и тех, кто занял выжидательную позицию, не говоря ясного “нет”, но уклоняясь от сослужения с членами ПЦУ.

Теперь попытки защиты действий Константинополя обычно принимают две формы. Первая - фанарского ультрамонтанизма, когда любые действия патриарха Варфоломея считаются априори оправданными и неоспоримыми, потому что он является “первоиерархом” и “primus sine paribus”, “первым без равных” и, например, если три года назад канонической истиной было то, что законный предстоятель Украинской Церкви - это митрополит Онуфрий, потому что патриарх Варфоломей так считал, то теперь не менее канонической истиной стало (без каких-либо преступлений со стороны митр. Онуфрия) то, что митрополит Киевский - Епифаний, потому что сегодня патриарх Варфоломей считает так. То, что действия Фанара оказались явно разрушительными для Церкви, ставится в вину кому угодно, но не Константинопольскому патриарху. Тот довод, что патриарх Варфоломей не мог не знать, к каким последствиям приведут его действия, тем более, что его прямым текстом неоднократно об этом предупреждали, просто повисает в воздухе - Константинополь не может быть неправ, он не может грешить или хотя бы ошибаться, и все тут. Если от католиков можно услышать резкую критику в адрес нынешнего Папы, то у сторонников “восточного Папы” это не принято.

Остается неясным, насколько далеко сторонники такой точки зрения готовы зайти в признании безусловного права константинопольского патриарха пересматривать церковные установления (в том числе и многосотлетней давности) по просьбе того или иного “досточтимого правительства”, то есть светских политиков. Что он должен был бы еще сделать, чтобы привести своих сторонников хотя бы в некоторую задумчивость?

Впрочем, для многих сторонников новой структуры - по крайне мере из тех, с чьими рассуждениями на эту тему мне удалось ознакомиться - важнее гораздо более простые соображения: пока патриарх Варфоломей занимает политически правильную сторону, любые его притязания будут с готовностью признаваться, если вдруг он по какой-то причине поссорится с одними политическими силами и поддержит другие, он тут же окажется на знаменитом сайте “миротворец”. Просто потому, что вопросы богословия и церковных канонов интересуют их примерно в той же степени, что и Джеффри Пайета - то есть ни в какой. Церковь интересна только в качестве орудия политики - о чем тот же Петр Порошенко говорил неоднократно и самым прямым текстом.

Другая линия защиты действий Константинополя напоминает шуточную песенку, в которой некие молодые люди сообщают с укором, что “наш Колька бабник”, но, потом находят ему оправдание в том, что “а кто не бабник?”. В истории ищутся более или менее убедительные прецеденты нарушения канонических правил (или того, что можно, при желании, счесть таковыми нарушениями), после чего говорят, что подобные вещи - признание задним числом беззаконных рукоположений, перекраивание Церкви в угоду светским властям, лишение канонического статуса без вины и подобные - бывали и раньше в истории Церкви.

Примеры, которые при этом приводятся, можно и нужно оспаривать - но стоит заметить другое. Друзья Кольки, прибегающие к аргументу “а кто не бабник” явно оставили всякую надежду выдать его за доброго и верного семьянина, и заняли другую линию обороны - что в его грехе нет ничего необычного.

Защита Фанара ссылкой на чьи-то прошлые предполагаемые беззакония уже содержит имплицитное признание, что счесть его действия морально и канонически безупречными совершенно невозможно.

Остается признать неизбежное - действия патриарха Варфоломея и его окружения не принесли Православию ничего, кроме тяжкого вреда. Это был плохой замысел, который был плохо осуществлен и привел к плохим результатам.

Также достаточно очевидно, что продолжение этих действий - попытки не мытьем так катаньем заставить поместные Церкви признать новую структуру, могут привести только к ухудшению кризиса.

И здесь нам стоит задуматься о том, как нам действовать в этом “тумане войны”. Часто можно видеть резкую эмоциональную реакцию, когда люди призывают рвать отношения на основании только мелькнувших в ленте непроверенных сообщений. При этом мы часто не знаем, какая картина происходящего сложилась в головах у тех или иных людей, вполне ли они понимают, что происходит, и вполне ли мы сами это понимаем - часто располагая отрывочными и ненадежными сведениями, прошедшими, к тому же, через несколько языковых барьеров.

Мы находимся на стороне тех, кто ищет сохранить отношения внутри Вселенской Церкви, а не разрушить их. Нам важно обратить тех, кто уже успел сделать неправильные шаги, утвердить колеблющихся, помочь увидеть истину тем, кого сбили с толку.

Нам стоит смотреть на наших православных братьев, которые подвергаются огромному давлению, с состраданием, пониманием, и надеждой, что они устоят, а и даже поколебавшись, могут исправиться. В “тумане войны” легко попасть по своим. Лучше этого не делать.

Радонеж.Ру

Комментарии:

16.02.2019 20:07:51  Геор

если во время тумана  многократно не  подавать сигналов о своем местоположении и свей позиции, то после того, как туман рассеется, невозможно будет изменить даже ошибочные решения пока погруженных в гуще тумана

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Решение Константинопольского патриарха Варфоломея о вторжении на Украину отозвалось для всей Православной Церкви огромными потрясениями, которые не прекращаются уже много месяцев. Православные разных стран с недоумением и ужасом наблюдают, как предстоятель уважаемой Церкви вдруг объявляет своей канонической территорией то, что более 300 лет признавалось всеми без исключения частью другой Поместной Церкви, а тех, кого все Православные Церкви единодушно признавали раскольниками, объявляет частью канонической Церкви, грозя в то же время объявить раскольниками тех, с кем в евхаристическом единстве пребывают все Поместные Церкви

Просмотров: 794
Комментариев: 0

Светлый Праздник Рождества Христова в этом году отмечается на трагическом фоне падения одной из древнейших и почтеннейших кафедр православного мира — Константинопольской. Это глубоко прискорбно — и может вызвать ощущение, что привычный нам православный мир рушится. Однако мы можем вспомнить, что бывало и хуже, много хуже — и Церковь Христова выстояла

Просмотров: 474
Комментариев: 0

В ответ на письмо Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, в котором он извещал о «восстановлении в сане» украинских раскольников и «отмене действия» имеющего более чем трехсотлетнюю историю документа о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, о проведении в Киеве «поместного собора» принятых в общение неканонических сообществ, а также о намерении в ближайшие дни предоставить учрежденному на этом собрании обществу «автокефалию», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание, в котором выразил глубокую боль, недоумение и возмущение в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата

Просмотров: 385
Комментариев: 0

Бывают события "исторические" в том смысле, что они ставят каждого человека перед выбором - чем он руководствуется в своей жизни, что для него действительно важно. И недавний "объединительный собор" в Киеве, на котором была создана новая, подчиненная Константинополю структура, разделил людей на тех, кто руководствуется, собственно, церковными соображениями, и тех, для кого определяющей является совершенно другая идея

Просмотров: 521
Комментариев: 0

Расформирование Западноевропейского экзархата русских приходов и отзыв Томоса, который был дан этой структуре в 1999 году, произошло в привычной уже фанарской манере — без каких-либо консультаций с людьми, которых затрагивает это решение, без какого-либо предварительного разговора с архиепископом Хариупольским, экзархом патриарха Константинопольского Иоанном, который узнал о резком изменении своего статуса уже после того, как решение было принято

Просмотров: 686
Комментариев: 0

Константинопольский патриархат, претендуя на каноническую территорию Московского Патриархата на Украине, ссылается на церковные каноны, которые такого права ему не предоставляют. Об этом в интервью Царьграду рассказал архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников), объяснив, почему патриарх Варфоломей не вправе подменять собой самодержцев Восточно-Римской (Византии) и Российской империй

Просмотров: 711
Комментариев: 0

Учреждение украинской национальной церкви, объявленное П. А. Порошенко в числе трех важнейших задач (две другие — национальный язык и национальная армия), поначалу шло, вроде бы, успешно. Вселенский Патриарх Варфоломей принял самое деятельное участие в украинской церковной смуте на стороне Порошенко, ради этой задачи нарушив все каноны. При очевидной поддержке смуты со стороны такого признанного защитника веры во всем мире, каким рекомендуют себя США, многим начало казаться, что против такого наката каноническая Украинская православная церковь не устоит

Просмотров: 768
Комментариев: 0

15 октября 2018 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о невозможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом по причине его антиканонических действий — вступления в общение с раскольниками и посягательство на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине. В заявлении Синода говорится о том, что это решение принято с глубочайшей болью. Вопросы прихожан саратовских храмов о причинах этого шага и о том, как в связи с этим вести себя мирянам, мы задали Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину

Просмотров: 1937
Комментариев: 2

В целом план привлечь на сторону автокефального проекта сколько-нибудь значительную часть Украинской Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Онуфрием, не сработал. В условиях, когда Украинская Православная Церковь состоит из примерно 12 тысяч приходов, филаретовский раскол - примерно из пяти, и еще одна тысяча набирается у УАПЦ, это приводит к глубоко ироничной ситуации, когда энергично продвигаемая официальная, государственная церковь нации оказывается при этом церковью меньшинства - случай, неслыханный в истории

Просмотров: 615
Комментариев: 1

Свобода, которую мы отстаиваем, имеет несколько измерений. Для начала, это свобода от контроля и насилия над Церковью со стороны политических властей. Конечно, для наших борцов с режимом мантрой, которую они повторяют утром и вечером по длинным четкам, является утверждение о “слиянии церкви и государства в России”. Но одно дело - мантры, а другое - факты

Просмотров: 663
Комментариев: 0

Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске

Просмотров: 1470
Комментариев: 0

15 октября 2018 года в Минске состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Просмотров: 1654
Комментариев: 0

Одностороннее предоставление автокефалии Константинопольским Патриархатом на Украине разрушит единство православного мира, считает иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней (Булович)

Просмотров: 715
Комментариев: 0

Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих «экзархов» в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием — единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. 

Просмотров: 1335
Комментариев: 0

14 сентября 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Просмотров: 926
Комментариев: 0

У Украинской Православной Церкви есть все необходимое для служения Богу и народу. Об этом сказал Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в эксклюзивном интервью телепрограмме «Утро на Интере»

Просмотров: 751
Комментариев: 0

В ситуации, сложившейся в церковной жизни Украины – и в той роли, которую в текущем кризисе играет Константинопольский Патриархат, можно выделить, среди прочего, три аспекта – политический, этический и канонический. Но, сначала, еще раз ответим на вопрос, который часто задают – "а что ужасного будет в появлении независимой Церкви на Украине?"

Просмотров: 636
Комментариев: 0

Римский папа, в принципе, властен вмешиваться в любые церковные дела. Патриарх Варфоломей рассудил, что он ничуть не хуже. И начал действовать: вознамерился дать автокефалию Церкви, которая об этом его не просила и которая у него в каноническом подчинении не находится, прислал незваных экзархов из-за океана, а чтобы показать всевластие нового папы, разрешил второбрачие священников

Просмотров: 1018
Комментариев: 0

Продолжающиеся разговоры об обращении Рады к Константинополю с просьбой о легализации филаретовского раскола выдают определенный тип парадоксального патриотизма — то есть такого, который делает все, чтобы разрушить ту самую родину, именем которой клянется

Просмотров: 1277
Комментариев: 0

19 апреля 2018 года Верховная Рада Украины поддержала инициативу президента Украины П.А. Порошенко об обращении к Константинопольскому Патриарху с просьбой о признании независимости Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. По просьбе портала «Интерфакс-Религия» глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион озвучил позицию Русской Православной Церкви по этому поводу

Просмотров: 1252
Комментариев: 0