+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Тайные пустыни — пример ученичества
Просмотров: 993     Комментариев: 0

От этой книги я отдирала себя с трудом, напоминая себе, что надо работать, или — что пора спать, или — что сейчас моя остановка и пора выходить из транспорта. В этой книге все правда, подтверждение тому — масса живописных и острохарактерных подробностей, которые невозможно выдумать, можно только вспомнить.

Эта книга не похожа на труды средневековых монахов-подвижников, написанные ими для собратьев — таких же аскетов, как они сами. Скорее, я сравнила бы эту книгу с дневником путешественника-экстремала. Весь вопрос — в цели путешествия. Цель автора «Записок пустынножителя» (издательство ПСТГУ) монаха Меркурия (Попова), цель тех его сподвижников, о которых он пишет в книге,— это высшее из достижимых на земле благ: стяжание Святого Духа.

Но для начала немного истории. Большую часть территории Абхазии, которая на время описываемых в книге событий была частью Грузии и частью СССР, составляют труднодоступные горы, покрытые девственным, подчас совершенно непроходимым лесом, разрезанные пропастями и бурными реками. Население там редкое, те села, которые все же есть, мало зависимы от остальной цивилизации. Искателей молитвенного уединения эти места привлекали издавна. В 1875 году возник так называемый Новый Афон — Симоно-Кананитский монастырь, куда переселилась часть русской братии афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Многие из переселенцев обосновались не в самом монастыре, а в его округе, в скитах и отдельных келиях, как это принято на Святой Горе. Количество монахов — главным образом, русских — быстро росло, и уже в 1880 году был основан Второафонский Успенский Драндский монастырь. От него тоже пошли скиты, пустыньки, келии. Вслед за подвижниками в абхазские чащобы пришли мужественные подвижницы. Это явление — кавказское пустынножительство — привлекало богоискателей Серебряного века: перед революцией вышло несколько книг о путешествиях к «гражданам неба».

В 1924 году советская власть закрыла все абхазские монастыри, и большинство насельников разошлось по горам. Так началась многолетняя, то вялотекущая, то вдруг резко обострявшаяся война безбожной власти со свободным монашеским братством горной Абхазии.

В конце тридцатых многие из отшельников были схвачены и репрессированы. А в конце 50-х — начале 60-х годов на кавказских пустынножителей обрушились хрущевские гонения. Но ничто не могло остановить ни их самих, ни тех, кто предпринимал весьма непростые и опасные путешествия к поселениям подвижников — за духовным утешением, советом, за их бесценной молитвой. Это в эпоху, когда Никита Сергеевич обещал показать по телевизору последнего попа…

Монах Меркурий (в миру Михаил Попов, 1919-1996) приехал на Кавказ после двух лагерных сроков. Он провел в горах почти три десятка лет и встретил там много невероятных людей: каждая из судеб, на которых он останавливает наше внимание, заслуживает отдельной книги, и не одной. Достаточно назвать хотя бы схиархимандрита Виталия (Сидоренко, 1928-1992), известного всей православной России тбилисского старца, прошедшего в свое время школу горного отшельничества. Однако автор не идеализирует монашеское сообщество: в пустыни приходили очень разные люди, и мотивы у них тоже были разные. Далеко не каждый, приступив к подвигу, находил в себе духовные и нравственные силы на его продолжение. Были и отступники, предававшие Бога, Церковь, братьев и сестер. Зато пример тех, кто не отступился, кто сохранял пути жестоки (Пс. 16, 4), поражает.

Львиную долю их времени занимал изнурительный труд: чтобы просто выжить, они корчевали вековой лес, строили для себя кельи-хижины, расчищали участки под огороды, устраивали пасеки, сооружали хрупкие мостики над ревущими потоками, изобретали устройства для подъема воды. Стремясь сократить общение с внешним миром до минимума, они все же вынуждены были посещать города и села — для того, чтобы купить продукты, гвозди, инструменты, помолиться за богослужением в одном из немногих действующих храмов, причаститься Святых Таин, побеседовать со старцем — например, со схиархимандритом Серафимом (Романцовым), который перебрался в Сухуми после закрытия Глинской пустыни. Такое путешествие занимало, как правило, несколько суток и всякий раз оставляло неизгладимое впечатление: крутые подъемы, заросли, дорогу в которых приходилось прорубать, узкие тропы над обрывами, коварные каменные осыпи, погодные катаклизмы, наконец, медведи. Но самое неприятное ждало пустынника в городе: здесь за «лесными тунеядцами» охотилась милиция. Задержанный оказывался в переполненной, темной от табачного дыма камере, среди сквернословящей, играющей в карты, дерущейся, предающейся иным непотребствам публики. Он проводил в этих условиях не один месяц, после чего ему предписывалось немедля покинуть «солнечную Абхазию» и отправиться по месту прописки — если таковая имелась в его паспорте. Но в большинстве случаев подвижники не исполняли этого указания — покинув тюрьму, они правдами и неправдами возвращались в свои потайные кельи.

Монахов и монахинь, скрывавшихся в лесах, выслеживали с вертолетов. Республиканские газеты публиковали пламенные статьи об «окопавшихся в лесу фанатичках и мракобесах». Кроме того, беззащитные отшельники не раз становились жертвами местных бандитов, и это сходило последним с рук. Были среди абхазских крестьян и такие, кто заставлял монахов бесплатно работать на себя, угрожая в случае отказа выдать их милиции. Попасть в такую кабалу считалось большим несчастьем, но претерпевалось с молитвой и всей возможной кротостью.

От произвола властей спасала только их продажность — за деньги можно было получить все, вплоть до сухумской прописки и полной легальности. И если возникала необходимость, верующие собирали деньги для пустынников.

Но это — о внешней стороне подвига, а что касается внутренней… У читателя ведь может возникнуть вопрос: для чего они человеку, такие испытания? Неужто нельзя без них? Вот как отвечает на этот вопрос автор «Записок пустынножителя»: «Объяснить это живущим в миру, даже некоторым из верующих людей, непросто. Но зато устремление схимонахини З. (одна из тогдашних горных подвижниц.— М.Б.) легко поймут и оценят другие монахи-пустынножители, совершенствующиеся в подвиге молитвы и хотя бы раз в жизни на несколько мгновений прикоснувшиеся всем своим существом к высокому, неизъяснимому словом молитвенному состоянию. С невыразимой душевной тоской такие подвижники снова и снова тянутся к этому неведомому им дотоле состоянию, надеясь удержать его в себе, а потом взрастить до совершенства аскетическим трудничеством. Ради этого отрешаются от всего, что мешает им приблизиться к такому состоянию <…> — стяжанию Духа Святого; и не считаются ни с какими трудностями, затратами и лишениями».

Но тут возникает и другой вопрос, не менее трудный: а насколько мы — обычные люди, верующие, но далекие от аскетических подвигов и вряд ли способные к великим жертвам — можем приобщиться к духовному опыту героев книги? Иными словами, какое отношение всё это имеет к нам?

Андрей Рогозянский, автор предисловия, озаглавленного «Роскошь злостраданий», пишет об этом так: «Книга его (монаха Меркурия.— М.Б.) учит без поучений. Этим она и необычна: в ней нет наставлений от лица преуспевшего, достигшего определенного совершенства и стоящего на неприступной высоте. Но есть пример ученичества, ревности о совершенстве, который и читателя побуждает сопереживать и стремиться если не к совершенству, что мало реалистично, то к самоусовершенствованию».

Для нас, мирян, подвижник — не столько образец, сколько маяк в бурном море: мы видим его свет, а уж сколько мы на этот свет прогребем — зависит от нас самих и от Божиего нам вспоможения. Главное — не потерять из виду источник света.

Газета «Православная вера» № 23 (643)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Новый роман Натальи Иртениной «Багряные ризы» посвящен подвигу новомучеников и исповедников Российских, людям, которые в страшном 1918 году не отреклись от Христа, но оказали духовное сопротивление безбожной власти большевиков. В нем автор размышляет об острых вопросах отечественной истории: нужно ли сопротивляться безбожной власти? Почему большевики победили? Почему Господь попустил нашему народу эти тяжкие испытания?

 

Просмотров: 521
Комментариев: 1

«Чтобы рассказать о святых, надо быть очень светлым человеком. Рассказчик обязан хотя бы догадываться, как мыслит тот, о ком он говорит. Иначе — беда. Вместо простоты и непосредственности выйдут глупость и хамство; на смену чистому горению придут фанатизм и гордыня; любовь и вовсе исчезнет из рассказа». Это строки из нового романа известного московского писателя Игоря Прососова «Свободные», который был удостоен диплома литературного конкурса «Новая библиотека», учрежденного Издательском Советом Русской Православной Церкви. Роман повествует о нелегком моральном выборе, который ставила перед христианами власть в годы советских гонений. С его автором беседует наш корреспондент Екатерина Иванова

Просмотров: 752
Комментариев: 0

Одним из способов популяризации знания о подвиге стояние за веру в XX веке является создание общероссийского музея. О проекте Музея подвига и исповедничества «Русская Голгофа», который будет построен в комплексе Мемориального центра «Бутово», рассказали настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый

Просмотров: 663
Комментариев: 0

Когда я учился в школе и на младших курсах семинарии, у меня была одна совершенно определенная мечта — я хотел стать монахом. И практически сразу после пострига я вдруг осознал, что главное в моей жизни уже произошло. Монах максимально вступает в отношения с Богом как с Отцом. И Господь со Своей стороны делает все, чтобы ты почувствовал себя Его сыном. Быть монахом — это дар, который Господь дает человеку

Просмотров: 1501
Комментариев: 7

Книги Василия Акимовича Никифорова (литературный псевдоним — Волгин) — это живая, узнаваемая и всегда новая русская проза, написанная не просто верующим, православным человеком, а исповедником и христианским мучеником

Просмотров: 1052
Комментариев: 0

Пока семинарист учится, ему необходимо решить нелегкий вопрос о выборе дальнейшего пути. При размышлении об этом у него возникают различные мысли и сомнения. На этот счет есть такая шутливая история о том, как молодой человек пришел к старцу и стал вопрошать, как ему лучше поступить, чтобы потом не разочароваться: принять монашество или жениться? На что старец ему ответил: «Смотри сам, что тебе ближе. Но знай: что бы ты ни выбрал, все равно потом пожалеешь!» 

Просмотров: 1421
Комментариев: 1

Ровно сто лет назад, 10 октября 1919 года, были расстреляны саратовские новомученики: епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов. Расправа над ними стала финалом долгого судебного процесса, который должен был стать показательным судом над «контрреволюционными попами» и продемонстрировать обществу, как нужно обращаться с классовыми врагами

Просмотров: 1121
Комментариев: 0

Встреча с архимандритом Иеронимом (Карповым), настоятелем древнего, самим преподобным Андреем расписанного Успенского собора в Звенигороде, случилась в моей жизни, как случаются все чудеса. Два года назад, накануне Троицы, я бежала понизу, мимо горы, на которой стоит собор (место это издревле называется Городок) — на вечернюю службу в Саввино-Сторожевский монастырь. Я знала, что Успенский на реставрации, весь в лесах и брезентах; думала, что там и службы не будет… Но что-то вдруг меня остановило: «В монастыре утром уже была, а теперь зайду-ка вон туда…»

Просмотров: 1153
Комментариев: 0

Далеко не в первый уже раз празднование Собора Саратовских святых начинается с панихиды на старом Воскресенском кладбище. Мы молитвенно поминаем не только убиенных, но всех, сохранивших веру в эпоху принудительного безбожия, в годы, когда во всей Саратовской области не осталось ни одного действующего православного храма; когда просто назвать себя верующим, православным было смертельно опасно. В синодике — списке поминаемых — сейчас более 1386 человек, на 11 больше, чем в прошлом году: исследовательская работа наших церковных краеведов, членов епархиальной комиссии по канонизации открывает новые имена, и за каждым вновь открытым именем тянутся другие

Просмотров: 942
Комментариев: 0

Как современным школьникам и студентам преподносится отечественная история ХХ века? Что им известно о ее страшных страницах? Над этими вопросами мы, сотрудники информационно­-издательского отдела Саратовской епархии, всерьез задумались, начав весной этого года грантовый проект «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100¬летия Гражданской войны». Для того чтобы рассказать старшеклассникам и студентам о подвиге пострадавших за веру, нужно понимать, в каком контексте воспринимает репрессии нынешнее молодое поколение. Об этом наш корреспондент Яна Степанова поговорила с преподавателями школ и вузов

Просмотров: 1120
Комментариев: 0

Продолжается работа по грантовому проекту «Говорим о новомучениках в контексте 100 летия Гражданской войны». Почему именно сегодня эта работа для нас так важна? На каком фоне она проходит? Какие цели, какие задачи ставим мы перед собой, рассказывая о судьбах наших земляков, не отрекшихся от Христа в страшную эпоху безбожия? Об этом размышляет участница проекта, заместитель главного редактора журнала «Православие и современность» Марина Бирюкова. Она делится опытом выступлений перед студенческой молодежью

Просмотров: 1056
Комментариев: 0

Размышляя о братоубийственной Гражданской войне, продолжавшейся четыре года (1918-1922), важно помнить о духовных причинах тех страшных событий и о том богоборческом ожесточении, которое им сопутствовало. Проект информационно-издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», получивший поддержку Международного грантового конкурса «Православная инициатива» — это проект просветительский, наша цель — распространение знаний о людях, которые сохраняли верность Христу, мужественно противостояли богоборчеству и снискали мученические венцы

Просмотров: 1114
Комментариев: 0

Уроки столетия… Третий год подряд мы отмечаем вековые даты событий, о которых не можем забыть и из которых не имеем морального права не извлечь уроков: Октябрьский переворот, убиение Царской семьи, Гражданская война. С этими событиями были непосредственно связаны и гонения на Церковь. Просветительский проект информационно­ издательского отдела Саратовской епархии «Говорим о саратовских новомучениках в контексте 100-летия Гражданской войны», ставший в этом году победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива», призывает к размышлению о трагедии, произошедшей тогда со страной, и мы идем к старшеклассникам, студентам, педагогам, прихожанам саратовских храмов, чтобы подумать вместе. Первые лекции по проекту состоялись в апреле. О том, чему они были посвящены, рассказывают сами лекторы

Просмотров: 1581
Комментариев: 0

В прошлом номере нашего журнала были опубликованы воспоминания о выдающемся ученом-антиковеде, тайной инокине Марии Ефимовне Сергеенко, переведшей на русский язык «Исповедь» блаженного Августина и ряд других античных текстов, в том числе христианских писателей первых веков — письма святого Киприана, «Церковную историю» Евсевия Памфила, «О покаянии» Тертуллиана. Воспоминаниями делилась ее бывшая студентка, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета Лариса Михайловна Лукьянова. Рассказывая о своих великих учителях, Лариса Михайловна вспоминала и Аристида Ивановича Доватура, чье имя, как и имя М.Е. Сергеенко, отчасти связано с Саратовской землей. Представляем вниманию читателей подборку воспоминаний о жизни и деятельности выдающегося ученого, в полной мере разделившего со своей страной трагические коллизии истории ХХ века

Просмотров: 1248
Комментариев: 0

18 ноября 1991 года злоумышленники бросили в окно Малого собора Донского монастыря бомбу с зажигательной смесью. Недавно отремонтированный храм сгорел почти полностью за считаные минуты. Во время восстановительных работ насельники монастыря разобрали пол и увидели массивную мраморную плиту с надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России». А через несколько дней был найден и дубовый гроб со святыми мощами святителя Тихона (Беллавина) — одиннадцатого Патриарха Московского и всея Руси, который вступил на путь патриаршества 18 ноября 1917 года. День обретения его святых мощей Русская Православная Церковь празднует 22 февраля

Просмотров: 1142
Комментариев: 0

В 2018 году Издательский совет Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла учредил конкурс на лучшее не публиковавшееся ранее художественное произведение по теме «Новомученики и исповедники Церкви Русской». На прошедших в конце января 2019 года Рождественских чтениях были объявлены имена авторов, чьи работы были признаны жюри лучшими. Об итогах конкурса и о перспективах развития новой издательской инициативы Русской Православной Церкви Екатерина Иванова (Федорчук) поговорила с одним из организаторов этого литературного состязания  — доктором исторических наук, писателем и публицистом Дмитрием Михайловичем Володихиным

Просмотров: 1112
Комментариев: 0

29 января на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя сотруднице информационно-издательского отдела Саратовской епархии Екатерине Ивановой (Федорчук) был вручен диплом победителя конкурса «Новая библиотека» на лучшее ранее не издававшееся художественное произведение о новомучениках и исповедниках Русской Церкви. Награды был удостоен ее роман «Трибунал». Мы поговорили с Екатериной Алексеевной о том, как создавалось это произведение.

Просмотров: 1194
Комментариев: 0

Доклад секретаря Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви священника Максима Плякина на пленарном заседании XVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений

Просмотров: 1856
Комментариев: 0

Книгу Феликса Разумовского о событиях, происходивших в России в начале ХХ века, читать нелегко и больно. Нелегко, потому что информации очень много; а больно потому, что это не просто информация, это хроника втягивания огромной страны и великого народа в мясорубку; страшная картина беспомощности даже лучших русских людей того времени, их бессилия остановить вращающийся вал и работающие ножи. И все-­таки книгу Разумовского (конечно, не только ее!) читать надо. Надо, чтобы жить дальше — в России, в веке XXI, а там, глядишь, и в XXII

Просмотров: 1271
Комментариев: 0