+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Светом Духа просветимся
Просмотров: 315     Комментариев: 0

На пятидесятый день после Пасхи Церковь Христова вновь переживает событие, которое произошло две тысячи лет назад с бесконечно далекими, казалось бы, от нас людьми… и которое происходит с нами сегодня.

Это событие — наше спасение. Спасение не только от чего-то (от власти греха, от смерти, от вечной погибели), но и для чего-то. Для жизни в Царстве Божием, в Царстве Пресвятой Троицы; жизни, которая начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» — с этого возгласа начинается Божественная литургия; возглас каждый раз напоминает нам о том, что царство Троицы — не где-то там, за земным пределом, в непостижимой области, а здесь и сейчас.

Ради спасения падшего человечества Бог воплотился и вочеловечился, родившись от Духа Святого и Марии Девы; ради нашего спасения Он умер на Кресте и воскрес, победив смерть. Но это было еще не все. Когда воскресший Христос вознесся ко Отцу, домостроительство нашего спасения не было еще завершено. Для завершения требовалось третье событие. Спаситель не раз сообщал о нем Своим ученикам — настолько, насколько они могли вместить: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14, 15–17).

Обратим внимание на то, что Господь непосредственно связывает пришествие на землю Утешителя со Своим уходом к Отцу:

А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?» Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 5–7).

Наконец, Господь предупреждает учеников о предстоящем событии перед самым Своим вознесением: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 49).

В первой главе Книги Деяний апостольских (4–8) тот же евангелист Лука передает этот последний на земле диалог меж Учителем и учениками гораздо подробнее:

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым <…> вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Ждать таинственного события апостолам пришлось ровно десять дней — именно такой срок отделяет сегодня праздник Вознесения Христова от Пятидесятницы, или Троицы. Вторая глава Деяний:

При наступлении дня Пятидесятницы (пятидесятого дня после иудейской Пасхи, праздника первого снопа. — М.Б.) все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (1–4).

Святой Дух, Утешитель, третье Лицо Пресвятой Троицы, почил на апостолах, сделав их собрание Церковью. Церковью, в которой мы с вами, как уже сказано, спасаемся. Церковью, в которой благоволением Святого Духа, то есть благодаря Ему, Утешителю нашему в долгой разлуке со Христом, совершаются таинства: крещения, миропомазания (оно есть печать Духа Святого), отпущения грехов, Евхаристии, брака, соборования, священства. Священник совершает таинства потому, что он облечен той самой силою свыше — он получил свое священство от апостолов через тысячелетнюю цепочку рукоположений. Вот почему праздник Пятидесятницы называют еще днем рождения Церкви.

Это очень большое торжество. И богослужение его невероятно: оно глубоко, радостно, оно, действительно, дает нам прикоснуться к блаженной вечности. Рассказать о нем подробно мы здесь не можем — объем полосы не позволяет, потому отсылаем читателя к публикации на нашем сайте: «И согласно славим Всесвятаго Духа». А сейчас остановимся на любимой православным народом Великой вечерне с чтением коленопреклоненных молитв — она исстари совершается утром, непосредственно после Божественной литургии. Почему так, почему не вечером? Вечерня сразу по окончании Литургии знаменует нетерпение человека, жажду помолиться об обновлении его существа благодатью Святого Духа: мы не можем отложить это на вечер, поэтому празднование совершается без перерыва. У митрополита Вениамина (Федченкова) в его записках о богослужении праздников есть такая мысль: мы должны ждать возможности помолиться Святому Духу так же напряженно, с тем же нетерпением, как апостолы ждали обещанного Господом облечения силою свыше.

Коленопреклоненных молитв всего семь, они делятся на три части (по две в первой и второй, три в третьей). У каждой части свое наполнение, свои духовные смыслы — кстати, чтоб лучше эти смыслы усвоить, неплохо прочитать молитвы заранее дома.

Первая часть — покаянная: в ней мы обращаемся к безмерной Божией любви и милости: «Сам, Многомилостиве и Человеколюбче, услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный <…> Ныне убо молящихся Тебе услыши нас, и помяни нас смиренных и осужденных, и возврати пленение душ наших, Твое милование имея о нас…».

Вторая часть — молитва об обновлении нашего существа Духом Святым: «…светом Духа просветихомся, и прелести якоже тмы изменихомся, и чувственных и огненных язык раздаянием, и преестественным действом, еже в Тя веры научихомся, и Тебе благословити со Отцем и Святым Духом, во единем Божестве и силе и власти узарихомся. <…> Даждь убо Господи, людем Твоим щедроты Твоя: услыши нас с небесе святаго Твоего: освети нас силою спасительныя десницы Твоея: покрый нас кровом крилу Твоею, да не презриши дел руку Твоею. Тебе единому согрешаем, но и Тебе единому служим…».

Третья часть, по сути, заупокойная, это молитвы об усопших:«…и упокой вся отцы коегождо, и матери, и чада, и братия, и сестры единородныя и купнородныя, и вся прежде почившия души в надежде воскресения…». У Бога нет мертвых, и в Церкви тоже мертвых нет: она столько же Церковь ныне живущих, сколько Церковь отошедших от земной жизни. Вот почему, кстати, Троице издавна предшествует Троицкая родительская суббота — один из дней сугубого поминовения умерших.

Сразу за Пятидесятницей следует еще один праздник — Духов день. Он посвящен именно Святому Духу, Утешителю, третьему Лицу Пресвятой Троицы; и всегда приходится на понедельник, поскольку Пятидесятница — всегда воскресенье. Вечером накануне Духова дня на малом повечерии читается канон Святому Духу, в который также необходимо вслушаться:

«Прииди к нам, Душе Святый, причастники Твоея содевая святости и света невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния: Ты бо река Божест­ва, из Отца Сыном происходящий. Спаси, Утешителю, верно поющих боголепное пришествие Твое, и очисти от всякия скверны, яко Благоутробен, и покажи достойны Твоего осияния, и светом Твоим боговиднейшим сотвори я нескверненна зерцала…»Сделай нас чистыми зеркалами Божест­венного света…

Жизнь в Церкви — это жизнь вне времени: в Церкви мы не просто вспоминаем события, про­изошедшие за тысячи лет до нашего рождения, а по-настоящему участвуем в них. Эти события произошли с нами и продолжаются в нас — для чего? Для того, чтобы войти нам в Царство Небесное — Царство Пресвятой Троицы.

Газета «Православная вера» № 08 (652)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

В шестую неделю по Пасхе Церковь вспоминает о человеке слепорожденном, никогда не видавшем света — и вдруг исцеленном; это 9 глава Евангелия от Иоанна. Но ведь это не единственный в Евангелии эпизод исцеления слепого (см.: Мк. 10, 46-52; Мк. 8, 22-26; Мф. 20, 29-34; Мф. 9, 27-31; Лк. 18, 35-42). Почему же именно на нем останавливает наше внимание Церковь — сейчас, когда пасхальный период близится к концу: через два дня отдание Пасхи, а затем Вознесение?.. Потому что здесь происходит нечто большее, чем в эпизодах, перечисленных выше; потому что здесь речь — не только о физической, но и о духовной слепоте. О той тьме, которой противопоставлен свет миру — Христос

Просмотров: 421
Комментариев: 0

У колодца сидит Незнакомец в пыльной одежде. У него нет никакого сосуда для воды, нет веревки, на которой можно опустить сосуд в глубокий колодец, и Он просить пить у женщины с водоносом. Она удивлена: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4, 9). Она не праведница, эта самарянка с водоносом, она далеко не пример  целомудрия. И Христу это ясно. Он пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Просмотров: 371
Комментариев: 0

«Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым!» — так писал святитель Иоанн Златоуст о книге Деяний святых апостолов. Эта книга — часть Нового Завета — читается в наших храмах от Пасхи до Пятидесятницы. Она рассказывает о событиях, произошедших непосредственно по Вознесении воскресшего Сына Человеческого к Отцу; о том, что стали делать Его ученики, оставшиеся на земле, как они исполняли Его заветы; о рождении Церкви, о становлении и распространении христианства и о первых его мучениках

Просмотров: 1195
Комментариев: 0

Настало время беседовать уже не словами, а делами; последний час Ветхого Завета пробил, надлежало предначать Новый не агнцем от стад, а телом и кровью Сво­ей. Между тем, лицо Богочеловека светилось пренебесным светом. Он берет лежавший перед Ним хлеб, благо­словляет его, преломляет на части, по числу учеников, и раздает его им...

Просмотров: 4401
Комментариев: 0

Господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников — о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего!

Просмотров: 3485
Комментариев: 0

Совсем недавно встречали мы с вами светлый праздник Благовещения Пресвятой Девы Марии, и вот еще одна великопостная встреча с Нею — Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородице; особое богослужение, с седьмого века по Р.Х. совершаемое Церковью в пятую субботу Великого поста. Для нас с вами торжество начнется уже вечером в пятницу 12 апреля

Просмотров: 1166
Комментариев: 1

Всё ближе и ближе великий праздник — торжество Боговоплощения, рождения Богомладенца. Два воскресенья (или две недели), предшествующие Рождеству, именуются неделей святых праотец (в этом году — 30 декабря) и неделей святых отец (совпадает с рождественским Сочельником — 6 января). В эти одни Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, в их числе и предков Спасителя по человечеству Его. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Матфея, самое его начало: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари…»

Просмотров: 1503
Комментариев: 0