+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Светлое Христово Воскресение
Просмотров: 2891     Комментариев: 0

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав.

Тропарь праздника

«Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых: восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей,— восходите и вы; Христос из гроба,— освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть. Отлагается ветхий Адам, совершается новый: если кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17); обновляйтесь.

… Пасха, Господня Пасха!» — говорит в своем Слове на Святую Пасху святитель Григорий Богослов. После Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы грядет совершенно особая пора в жизни Церкви — время великой радости о Воскресшем Спасителе.

Праздников праздник

 

В ряду всех христианских праздников Пасха занимает центральное место. По словам святителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть воскресение и жизнь. Сокрушив державу смерти, Спаситель открыл путь к бессмертию, к вечной жизни. … Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1, 18–20).

Как пишет литургист Г. Шиманский, «Христос воскрес и явился победителем смерти. Но и после Его воскресения смерть в человечестве временно еще продолжает косить свою жатву, переплавляя сосуды нашей души (тела) для воссоздания в день воскресения в новом, обновленном виде. И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева <…> Наше тление в смерти есть путь к нетлению». Доказательством грядущего восстания из мертвых каждого человека и есть Славное Воскресение Христово. Вот почему такой восторг и ликование чувствует душа христианина в день Святой Пасхи!

Пасха страданий и Пасха Воскресения

 

Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольские времена. Древняя Церковь соединяла в нем два воспоминания — о страданиях и воскресении Спасителя, и, таким образом, празднование длилось две седмицы. Первая седмица называлась Пасха Крестная, или Пасха страданий, она предшествовала дню Светлого Христова Воскресения. Вторая именовалась: Пасха Воскресения, и следовала уже после него. Пасха страданий чествовалась постом, Пасха Воскресения — отмечалась с великою радостью. После Никейского Собора в употребление входят привычные нам названия: Страстная и Светлая седмица, а сам день Воскресения Христова называется Пасхой.

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…»

 

С апостольских времен богослужение на Пасху совершается ночью. Темные облачения духовенства сменяютсябелыми, а затем красными. В храме возжигается все освящение, верующие стоят с зажженными свечами в знак великой радости. Богослужение на Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы совершается при открытых Царских, а также северных и южных вратах, символизируя то, что Господь Иисус Христос Своим Славным Воскресением открыл для человека Царствие Божие.

На пасхальной заутрене и утрене Светлой седмицы, как правило, не читают шестопсалмие, не совершается полиелей, не читается Евангелие и не поется великое славословие. Вместо псалмов во время богослужений на Пасху и всю Светлую седмицу поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христа и Его победу над адом и смертью. (Сохраняются только стихи из псалмов на «Господи, воззвах» и хвалитех.)

В знак особого молитвенного ликования Церковь совершает все богослужения почти не прекращающимся пением.

Перед началом пасхальной заутрени, за час или полтора, совершается полунощница. На 9-й песне канона Великой Субботы плащаницу, находящуюся на середине храма, уносят в алтарь и полагают на престол, где она остается до отдания Святой Пасхи в знак сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

Начало пасхальной заутрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма. Священнослужители облачаются во все священнические одежды. Настоятель вместе с диаконом кадит престол. После каждения духовенство в алтаре при закрытых Царских вратах поют трижды стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Когда стихира поется в третий раз, Царские врата отворяются, духовенство исходит на солею, а хор подхватывает: «И нас на земли сподоби…». Начинается крестный ход. Звучит трезвон. Крестный ход движется вокруг храма с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе…»

Крестный ход в Пасхальную ночь символизирует евангельские события, когда жены-мироносицы, узнав у Гроба Господня о Воскресении Христовом, поспешили в Иерусалим рассказать апостолам о случившемся.

А происходило это так. Женщины, которые присутствовали на Голгофе и при погребении Господа, по своей любви к Спасителю сожалели, что тело Христа не было помазано миром, как это полагалось по иудейскому обычаю. Поэтому они, проведя, по заповеди, субботний день в покое, на рассвете спешат ко Гробу, чтобы отдать последний долг любимому Учителю. Жены-мироносицы приходят ко Гробу и видят Ангела, сидящего на камне. …Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег… Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых… (Мф. 28, 3–7)

Жены-мироносицы поспешили в Иерусалим возвестить эту благую весть.

Итак, крестный ход, обойдя храм, останавливается на паперти или в притворе перед затворенными церковными дверями. Трезвон прекращается. Настоятель, взяв кадило и стоя лицом на восток, трижды крестообразно знаменует кадилом церковные двери и возглашает начало пасхальной заутрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…»

На утрене поется Пасхальный канон — творение великого песнотворца преподобного Иоанна Дамаскина. Начало ирмосов каждой песни запевается в алтаре, а хор продолжает пение. После каждого тропаря поется припев «Христос воскресе из мертвых». Каждая песнь завершается повторением ирмоса. В заключение также поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…».

Священник с диаконом на каждой песне канона совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих. В левой руке у священника — крест и пасхальный трисвечник. Кадя молящихся, он приветствует их словами: «Христос воскресе!». Верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

После пения хвалитных стихир читается Слово огласительное на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

«…Все-все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих» (см.: Ис. 14, 9). Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?! (1Кор. 15, 55) …»

На Литургии положено читать 1-е зачало Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог... Читается оно несколькими священнослужителями на разных языках в ознаменование того, что апостольская проповедь распространилась по земле среди многих народов.

В конце Литургии совершается Чин освящение артоса. Артосом (в переводе с греческого означает «хлеб») называется большая просфора с изображением на ней креста или Воскресения Христова. Во время совершаемых на Светлой седмице крестных ходов с хоругвями, Евангелием и иконами несут также и артос. Исторически употребление артоса возникло в подражание Апостолам, которые по Вознесении Христовом на небо во время трапезы отлагали для Него часть хлеба и так представляли Его будто присутствующим среди них.

Совершается также освящение куличей, пасхи и яиц. Священник читает молитву из Требника: «Во еже благословити брашна, мяса во святую и великую неделю Пасхи». Во время кропления святой водой поются песнопения Пасхального канона.

[Подготовил Дионисий Каменщиков]

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

В основе христианства – событие, по отношению к которому все остальное вторично. Этот событие – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера (1 Кор. 15, 13 – 14). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему более двух тысяч лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? На вопрос отвечает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних (Киновии) священник Кирилл Петрович

Просмотров: 700
Комментариев: 0

Все четыре евангелиста участвовали в евангельских событиях по-разному, и потом, восстанавливая эти события, общались с разными людьми. Каждый из них подробно рассказывает о том, что видел непосредственно сам, и куда менее детально, подчас пунктирно — то, что узнавал от других. Для нас с вами гораздо важнее — не расхождения, а, напротив, общее в рассказах евангелистов. Вот оно, общее: женщины, идущие ко гробу на рассвете первого дня недели; отваленный камень; явление Ангелов; поручение к женщинам — известить апостолов; бегущий ко гробу Петр; лежащие пелены; явление Христа путешествующим в Эммаус… И конечно — встреча Воскресшего со святой равноапостольной Марией Магдалиной

Просмотров: 655
Комментариев: 0

Сквозь напряжение и усталость Страстной седмицы пробивается, как зеленый росток сквозь иссохшую каменистую почву, предчувствие радости Светлого Христова Воскресения. Отчего на ночной пасхальной службе охватывает нас душевное ликование? А что если не охватывает? О том, что мешает пережить радость Пасхи, а отчего она, напротив, бывает сильной и долгой, мы беседуем с настоятелем храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова протоиереем Вячеславом Казанцевым

Просмотров: 1365
Комментариев: 0

Четвертая неделя (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей о расслабленном. В этом году она приходится на 29 апреля. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Иоанна, глава 5, 1–15 — о событии в иерусалимской купальне, именуемой Вифезда

Просмотров: 1655
Комментариев: 0

За Иисусом из Назарета с самого начала Его проповеди шло много женщин; кто — следом за мужьями и сыновьями, как, например, мать сыновей Зеведеевых (см.: Мф. 20, 20), а кто и самостоятельно, как Мария из Магдалы. Землячки-галилеянки служили Ему имением своим (Лк. 8, 3). То есть — они за свой счет кормили Учителя и Его учеников, они, говоря современным языком, устраивали их быт, они несли извечную женскую ношу, почитая это за честь, за счастье. Евангелисты не называют этих женщин ученицами Иисуса, как мужчин — учениками: учить и учиться вере, постигать и преподавать другим ее премудрость — это считалось исключительно мужским делом. Может быть, один Учитель и ведал, как отзываются на Его слово, как впитывают исходящий от Него свет женские сердца

Просмотров: 1868
Комментариев: 0

Второе воскресенье сорокадневного пасхального торжества именуется Антипасхой, что означает — не «против Пасхи», конечно, а «вместо Пасхи». Мы вновь переживаем «праздников Праздник и Торжество из торжеств» — но уже начинаем постепенное прощание с ним

Просмотров: 1623
Комментариев: 0

Пасха — это праздник, который не хочется отпускать, хочется длить и длить. Но он и длится сорок дней: торжественное Отдание Пасхи совершается накануне праздника Вознесения Христова. Это день полного завершения земной, привременной миссии Христа. Но до Отдания нам нужно еще дойти. А сейчас поговорим о следующей за Пасхой Светлой седмице

Просмотров: 2472
Комментариев: 0

Воскресение Христово ознаменовало собой переход от смерти к жизни Самого Спасителя, а также переход из состояния рабства греху к состоянию свободы всего человечества — то есть способности грех бороть и побеждать. Когда верующий устремляется сердцем к Богу, иногда даже не до конца осознавая это умом, он порой тоже переживает некий переход — от себя прежнего к себе иному. Это внутреннее событие становится очередной важной ступенью на пути к Богу: открывает человеку о мире и его Создателе нечто такое, что раньше было сокрыто от него и что отныне делает его к Богу ближе. Вот несколько таких историй…

Просмотров: 2688
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова — самый главный для христиан. «Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», — призывает в своем огласительном слове в праздник Пасхи святитель Иоанн Златоуст. Радость о воскресшем Спасителе предназначена для каждого человека на земле, но не всякий знает об этом и не всякий понимает, как присоединиться к общему ликованию. О том, как делиться пасхальной радостью с ближними, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

ВИДЕО

Просмотров: 1958
Комментариев: 0

В преддверии Светлого Христова Воскресения мы решили спросить разных людей, наших знакомых и коллег, об особенной Пасхе в их жизни. Получился своего рода лоскутный ковер воспоминаний — добрых, радостных, счастливых

Просмотров: 2536
Комментариев: 0

Да, праздник всех праздников, торжество всех торжеств — Пасха Христова выходит из времени и уже не прекращается в Вечности, повторяется и переживается вновь. Как же прекрасны наши ликующие храмы в эту ночь! Всё в едином порыве празднует Победу над адом и смертью

Просмотров: 2062
Комментариев: 0

«Христос воскресе!» — этими словами мы приветствуем друг друга в день Пасхи, на Светлой седмице, до самого Вознесения Господня. И это, наверное, самое радостное, самое важное, что могут сказать друг другу верующие люди. Но порой даже пасхальная радость оказывается очень хрупкой, легко переходящей в грусть и тоску. Почему? И как вернуть сердцу ликование о Воскресшем Спасителе?

Просмотров: 3416
Комментариев: 0

Пасха — праздников Праздник. Любые другие праздники могут проходить совсем незамеченными, быть совсем нерадостными. С Пасхой у меня не так, и это даже не зависит от того, как я к ней готовилась. Всегда, хоть ненадолго, но радость приходит. Так было и несколько лет назад, хотя это была необычная Пасха — Пасха на море…

Просмотров: 2490
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова общий для всех и вместе с тем очень личный, почти интимный. Потому что именно так, интимно и сокровенно, устанавливаются наши отношения с Тем, Кто стал виновником этого невероятного торжества. Каждый, кто хоть однажды бывал в пасхальную ночь в храме, знает, каково это — ощущать на себе дыхание воскресшего Бога. Каждая наша Пасха не похожа на другую, потому что и мы сами каждый год — разные. Но среди череды пасхальных служб всегда есть та, которая запомнилась больше всего, стала решающей. Воспоминаниями о своей самой главной Пасхе мы попросили поделиться саратовских прихожан

Просмотров: 2667
Комментариев: 1

В чем смысл Воскресения как величайшего события в истории человечества, как явления, которое касается лично нас? Как понять умом, как почувствовать сердцем, что это не просто религиозный праздник, а обещание Бога каждому человеку чего-то очень важного? Об этом мы беседуем с настоятелем саратовского храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, священником Михаилом Богатыревым

Просмотров: 2144
Комментариев: 0

Какое счастье, если в нашей жизни есть человек, который молится за нас Господу в то время, когда нам нет никакого дела до самих себя. Человек, не страшащийся выступить против «передовых отрядов Снежной Королевы». Человек, слезами своими согревающий наши сердца и ведущий нас в сторону весны и вечной жизни

Просмотров: 2442
Комментариев: 0

Когда в Пасхальную ночь берешь такси и едешь по ночному городу на самое главное в году богослужение, предчувствие трепетной радости охватывает уже, когда садишься в машину. Нет, даже еще раньше, начиная с самого утра Великой Субботы, такой величественной и тихой, когда, кажется, вся природа, и деревья с первыми весенними листьями, и птицы, и сам воздух замерли в ожидании грядущего События…

Просмотров: 2980
Комментариев: 0

Пасхальная радость, радость Воскресения — какова она для нас? Церковь — это семья: Бог — Отец, мы — дети, те дети, которые решили вернуться домой из блужданий на чужбине, жить при Отце. Семья большая, многодетная, и все мы в ней, при единой вере во Христа Спаса, совершенно разные… Памятуя об этом требуемом от нас единстве, взглянем, стараясь не уничижить никого из братьев по вере, на разность и нашей радости в переживании Пасхи Христовой

Просмотров: 2394
Комментариев: 0

Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной

Просмотров: 2878
Комментариев: 0

О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием

Просмотров: 2688
Комментариев: 0

Каждый, кто хотя бы раз встречал Пасху в храме, знает, какая это ни с чем не сравнимая радость,— телетрансляция не передаст и сотой ее доли. И сами службы, совершаемые на Пасху и на Светлой седмице, значительно отличаются от всех остальных; об их особенностях нам рассказывает клирик саратовского храма в честь Рождества Христова священник Максим Плякин

Просмотров: 3326
Комментариев: 0

Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!

Просмотров: 1959
Комментариев: 0

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых — это краеугольный камень нашей веры. Это то, что составляет ее главное содержание и смысл, то, что вселяет надежду и радость, которую, по слову Евангелия, невозможно у нас отнять. И в то же время для человека нецерковного бывает, наверное, сложно, порой невозможно понять: как такое может быть, как кто-то из живших на земле может воскреснуть. Сегодня о реальности Воскресения мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 1293
Комментариев: 0

Мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы: Что лично для Вас значит праздник Светлого Христова Воскресения? Как обычно Вы его проводите? Какая Пасха в Вашей жизни запомнилась Вам больше всего и почему?

Просмотров: 3509
Комментариев: 0

Вы слышали о том, с какой удивительной легкостью и быстротой талантливые люди создают свои гениальные произведения. Как же тогда Податель всех даров, Творец всех гениев! Разве вы не читали, с какой быстротой и легкостью Господь воскресил дочь Иаира и сына наинской вдовы?  А Лазаря в Вифании? Сказал слово и – свершилось! Ибо у Бога все возможно: и что скажет, и что помыслит. Так же Христос и Себя воскресил...

Просмотров: 2180
Комментариев: 0

Традиции празднования на бытовом уровне сохранялись многие десятилетия, причем в то время, когда власти особенно стремились уничтожить в народе всякое памятование о Боге, о Церкви. Причина этого, конечно, не в том, что эти видимые, бытовые традиции имеют какую-то самостоятельную ценность, а в том, что в сердцах людей сохраняется вера, какое-то сердечное знание о том, что Бог есть

Просмотров: 2511
Комментариев: 0

Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — центр православного богослужебного года. Именно с Пасхи начинается новый годовой цикл чтения в храме Священного Писания, Пасхой в каждом новом году определяется счет гласов для распевов на рядовых (вседневных) службах, от Пасхи идет счет седмиц богослужебного года…

Просмотров: 6128
Комментариев: 0