Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Стать святым
Просмотров: 361     Комментариев: 0

Ну где святые, а где мы? Кто не задавался таким вопросом, читая об их подвигах. И вроде все понимаем: уступи, преодолей лень, помолись, потерпи. Делай добрые дела. Не гневайся, не принимай левые помыслы, имей мужество говорить правду. Не осуждай, в конце концов. Но в итоге «не вем, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю». Что мешает нам ежедневно выбирать добродетель? Пробуем разобраться в беседе с пастырями.

– Почему так часто мы выбираем зло?

Протоиерей Димитрий ШевченкоНастоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая села Дьяковка протоиерей Димитрий Шевченко:

– Падшая природа влечет нас ко злу. После грехопадения мы стали более плотяными, чем духовными. Семя святости в нас заложено, и мы должны трудиться, чтобы его прорастить. Но человек впадает в лень и бессилие, начинает себя жалеть.

К этому нужно быть готовым. И пока силы есть, помогать другим и поддерживать их, и тогда и в твоем состоянии бессилия Господь пошлет тебе помощь и утешение. В одиночестве переносить все скорби и бороться со страстями могли великие святые, сейчас другое время. Человеку нужен человек.

Настоятель храма во имя Архангела Михаила села Питерка протоиерей Сергий Ясиновский:

– Мир лежит во зле, мы все заражены им. В обществе грех и страсти восхваляют и возвышают. Многие люди с годами начинают более снисходительно относиться к некоторым тяжким грехам. Все окружающее человека влияет на него, и ему не всегда хватает сил преодолеть лень, нерадение, прикипевшие к нему страсти. Потому Господь и попускает нам скорби, чтобы мы со смирением обращались к Нему и просили о помощи. Но нужно иметь решимость постоянно менять свою жизнь и не быть теплохладными.

Господь в Евангелии осуждал лицемеров – фарисеев, саддукеев, тех, кто были не искренны, кто лгали. Но людей искренних, пусть даже грешников, Он прощал, и они особо тянулись к Нему. Сейчас мы загружены суетой и большим количеством информации и потому утратили тонкое чувствование мира, вкус к жизни, многое делаем на автомате, не искренне, не вдумчиво. А для духовной жизни – это гибельно.

– Может ли человек всегда выбирать добро, уклоняться от греха?

О. Д: Может, но такая привычка приобретается трудом. Даже если человек оступится, через покаяние он может вернуться к добродетели. Нужно постоянное духовное понуждение, потому апостол нас наставляет «непрестанно молитесь», зная, как тяжела духовная борьба. И на самом деле, другого выхода у нас, раз мы встали на этот путь, нет.

– Одна моя знакомая, человек вдумчивый, глубокий и искренний, как-то призналась, что через несколько лет после начала воцерковления стала за собой замечать, что становится хуже: больше завидует, злится, тщеславится, людей перестала любить, мужу чуть не изменила. Почему так? Все же вроде наоборот должно быть.

О. Д.: Человек духовно растет, и любящий Отец – Господь – ставит планку все выше, но по силам человека. Без этого не будет дальнейшего роста. И чем человек больше кается, тем он больше видит грехов, это естественный, можно сказать, здоровый процесс. Духовное развитие человека безгранично, ведь образ стремится стать подобием Божиим, совершенством. Пройдя испытание, перейдя на новую ступень, человек испытывает удовлетворение. Господь дает такое чувство, чтобы человек не унывал и, несмотря на тяжесть, полюбил этот путь.

Протоиерей Сергий Ясиновский– Одна моя знакомая, человек вдумчивый, глубокий и искренний, как-то призналась, что через несколько лет после начала воцерковления стала за собой замечать, что становится хуже: больше завидует, злится, тщеславится, людей перестала любить, мужу чуть не изменила. Почему так? Все же вроде наоборот должно быть.

О. С.:  С приходом в храм и привычкой постоянно следить за совестью человек начинает больше видеть свои грехи. Просто раньше он их не замечал. А что касается искушения изменой, то любой брак проходит (и, к сожалению, не всегда успешно) через это испытание. Грех увлечения другим человеком вне брака, по мнению святых отцов, происходит от осуждения и гордости. Господь попускает такое после того, как мы осудим кого-то в подобном грехе. Симпатия к другому человеку может возникнуть, потому что мы склоны искать красоты и совершенства. Господь создал весь мир и людей прекрасными. Но люди сами часто все опошливают. Можно восторгаться красотой, уникальностью человека, не имея подоплеки блуда. Нужно ловить прилоги и не пускать блудную страсть в сердце. Но в наше время об этом, кроме Церкви, никто не говорит. Блуд вошел в норму, помолодел. Школьники с 15 лет задаются вопросами о том, почему нельзя пожить до брака и побыть в свободных отношениях. Это беда.

Нужно внимательно наблюдать за собой и понимать, что жизнь с Богом легка. Нам кажется, что мы тащим тяжелый крест, но его несет за нас Господь. Все за нас делают святые, нам помогает Евхаристия, нам только нужно идти по проторенной Церковью дороге и вписываться в повороты. Не отчаиваться, впадая в грех, но и не расслабляться, не оправдывать все слабостью природы. И к этому можно привыкнуть. Мы же по улице стараемся ступать аккуратно, чтобы не забрызгаться грязью, так должно поступать и с душой.

– Как научиться всегда правильно, духовно реагировать на зло внешнее?

О. Д.:  Понять мотив человека, простить его, осудив только зло. Обидчик чаще готов встретить негативную реакцию, но встречает прощение и любовь, и у него появляется готовность исправиться. Если человек предает, у него не хватает сил этого не делать, он просто слаб, не уверен в себе. Лучший выход – набраться сил и мужества противостоять злу добром. Потому что в войне зла со злом победивших не будет.

О. С.:  Господь сказал в Евангелии: «Не противься злу». Мы не можем исправить мир, но должны менять себя. Добросовестно трудиться на своем месте, помогать тем, кому можем помочь, и не быть равнодушными. Часто человек думает, что должен делать что-то глобальное, но не может и решает не делать ничего. Но это путь в тупик. Нужно делать свое дело. Как говорится, «сеять пшеницу, даже если на завтра объявят конец света».

И в глобальном смысле мир будет меняться. Приведу пример. Церковь никогда не выступала против рабства. Но опосредованно она так повлияла на мир, что рабство отменили. Влияя на души людей, Церковь изменила общество хотя бы в этом отношении в лучшую сторону. Так и мы, убивая в себе зависть, хамство, подлость, привычку лезь в чужие дела и поучать всех, меняем мир вокруг.

«Православное Заволжье»

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.