+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Стать людьми с иными глазами и новой душой
Просмотров: 497     Комментариев: 0

В самом дальнем уголке Саратовского района, на границе с районом Красноармейским, вдоль берегов великой Волги раскинулось старинное село Синенькие (ранее Рождественское). Здесь идет активная работа по обустройству храма Рождества Христова и по крупицам восстанавливается духовная жизнь мирян. Прихожанка храма Вера Карамышева поделилась своими наблюдениями о том, как в село возвращается православная вера.

Село СиненькиеСреди жителей села Синенькие раскольников и сектантов разного толка издавна было более, нежели в иных населенных пунктах Саратовской области. В советские годы об этом даже рассказывали студентам саратовских вузов на занятиях по научному атеизму. Старожилы вспоминают, что, к примеру, секта «подпольщиков» имела подземные храмы и ходы, соединяющие их с жилищами. Помнят здесь и о «пятидесятниках»: у них было принято перед смертью давать человеку другое имя, и погребать единоверцы своих собратьев далеко не ходили: присыпали землицей на огороде или в погребке.

Самым распространенным на селе было старообрядчество. Хоронили своих старообрядцы «на отшибе» — неподалеку от сельского погоста. Детей держали в строгости, на корню пресекая интерес к пагубным привычкам.

Разное вероисповедание никогда не мешало сельчанам уважительно относиться друг к другу — главное, чтобы человек был трудолюбивый и совестливый. Сегодня в селе мирно сосуществуют православные, лютеране, мусульмане, буддисты и неверующие.

Первое упоминание о православном храме в этих местах выглядит в архивных документах так: 1711 год — «церковь деревянная ветхая», престол освящен в честь Рождества Христова. В 1934 году церковь села Синенькие была закрыта, здание  использовали на расширение школы-семилетки.

С 2000-х годов в умах сельчан стала витать мысль о необходимости строительства нового храма. Тогда же жители познакомились с иеромонахом Анастасием (Денисовым), который проводил службы в храме соседнего поселка Сергиевский. Синеньцы стали организовывать встречи со священником на территории своего села: пасхальный  молебен в Доме культуры, литию на Радоницу в часовенке местного кладбища, беседу батюшки с учениками и учителями в школе. Но вопрос о строительстве храма по-прежнему продвигался очень трудно.

В 2007 году иеромонах Анастасий был назначен настоятелем прихода, образованного в Синеньких. В 2016 году общине было передано нежилое здание, ранее принадлежавшее Саратовскому лесхозу и с 2009 года стоявшее заброшенным. Началась непростая и затратная работа по ремонту здания и его переустройству под храм.

Отец Анастасий — настоятель четырех храмов, находящихся на немалом расстоянии друг от друга, при этом два из них — строящиеся. Сложно уразуметь, как одному человеку может быть по силам такое служение. Однако благодаря молитвам и недюжинной энергии батюшки храм в Синеньких постепенно приобретает благообразный и благоустроенный внешний вид.

* * *

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина в Синенькие регулярно приезжают добровольцы епархиального миссионерского отдела — Валерий Кулагин и Дмитрий Пасечник. С ноября 2018 года они совершают здесь богослужения мирянским чином, в 2019 году к ним присоединилась певчая Ирина Большакова. По словам сельчан, это очень помогает поддерживать приходскую жизнь между приездами священника.

Раз в две недели по воскресным дням Валерий и Дмитрий появляются в храме. При себе у них рабочие рукавицы — оказать заодно посильную помощь на стройке. После службы миссионеры обедают с прихожанами, выслушивают их рассказы о жизни, стараясь ненавязчиво вкраплять в узор беседы христианские мотивы. 

Богослужение мирянским чиномВалерий и Дмитрий с пониманием относятся к тому, что паства здесь в основе своей состоит из новоначальных. Перед службой стараются создать оптимистичный настрой: то покажут снимок радуги среди зимы, запечатленной при подъезде к Синеньким, то, оказавшись в прохладном храме, с улыбкой заявят: «Будем молитвой согреваться!», то привезут на Троицу кустистые ветви березы. За каждым богослужением — проповедь, в которой слово Божие иллюстрируется доступными житейскими примерами. Чувствуется, что служба эта — не только для Бога, но и для людей, как отклик на их чаяния. Так, например, по просьбе прихожан в богослужение включили особую совместную молитву о скорейшем строительстве храма Рождества Христова.

Миссионеры привозят в Синенькие духовную литературу и периодические издания — их дарят прихожанам. В октябре 2019 года они организовали для сельчан экскурсию в Саратов, на Воскресенское кладбище.  А в преддверии освящения сельского храма предложили прихожанам «ликбез»: лекторий по содержанию Литургии и прочих богослужений.

Валерий и Дмитрий рассказывают, что сами воцерковились уже в зрелом возрасте — побудительная причина была у каждого своя. Они говорят о том, что стать христианином — значит не просто научиться соблюдать церковные установления. Это означает изменить свою жизнь внутренне до самых ее основ — стать людьми с иными глазами и новой душой. И это должно приносить свет и радость нашим близким — обязательно.

* * *

Строящийся храм требует соборной молитвы и трудолюбивых рук. Разные люди — порой малознакомые, приезжие — принимают участие в богоугодном деле. Но многие сельчане в храм не спешат. Причин тому много:

 — Холодно у вас там, не комфортно!

 — Зайду как-нибудь. Мне не всякий храм подходит. В Саратове во многих храмах побывала. В одном мне нравится, в другом — нет!

 — Какой там у вас храм? Грязь одна! Приду, когда будет чисто!

  — В церкву идти — деньги нести! Нет у меня лишних!

 — Некогда мне, работаю я!

— Не решусь никак прийти! Вроде бы совсем уж собралась, а чего-то не пускает.

 — У меня дома свои иконы и Бог в душе!

Посещение прихода с. Синенькие Митрополитом Саратовским и Вольским ЛонгиномПравославный писатель и священник Ярослав Шипов высказывается твердо: если говорят «у меня Бог в душе», это означает: нет там никакого Бога! В его рассказе «Лодки» есть интересное суждение о том, что в наши дни Господь по милосердию Своему каждому русскому роду дает хотя бы по одному верующему — как после кораблекрушения каждой беспомощно барахтающейся кучке людей по спасительной лодке. Сидящий в лодке человек протягивает руки тонущим собратьям, но тем не надо — «сами выплывем»! Что будет, «когда легкий бриз унесет все суденышки за край видимого горизонта, не останется никого, кто мог бы протянуть руку тонущему… Возможно, лодочки эти — наша последняя надежда, последний шанс».

 Одна прихожанка по-доброму и с горечью заметила: «Спят Синенькие! Не проснутся никак».

Но всё же сплотилась вокруг храма небольшая община — группа взрослых женщин, готовых выполнять в любое время работу практически любой сложности, помогать друг другу молитвой. В чем-то им повезло больше прочих — у каждой из них в семье был кормчий с твердой рукой. Одну маленькой девочкой тетушка, монахиня в миру, на моления водила; у другой — покойная матушка верующей была; у третьей — в свое время прабабушка, молясь за весь род, совершила паломничество в Киев. Но то, останется ли человек в Церкви, станет ли живым ее членом, определяют, безусловно, не его предки, а он сам.

Не проторена еще дорога к дому Божию уверенной поступью сельчан, но упрямо вьется тропинка к блестящему на солнце небольшому куполу — будто ручеек, орошающий живительной влагой иссыхающие от губительного безверия русские души.

Газета «Православная вера» № 01 (645)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Это был один из самых коротких и самых пасмурных дней уходящего года; в половине восьмого утра казалось, что на этом свете никогда уже не рассветет. Но к восьми мы стали видеть прикрытые ненадежным снежком поля и темные леса по сторонам дороги. Позади остались Тепловка, Базарный Карабулак, Адоевщина… И вот он, новый белый храм Иоанна Богослова, прекрасно вписавшийся в пейзаж. Казанла! Старинное чувашское село, в котором я не впервые, из которого я снова уеду со смешанным чувством — радости и печали, тревоги и надежды

Просмотров: 470
Комментариев: 0

Людей в храме не так много, меньше трех десятков. Поет приходской хор — три женщины и один мужчина, молодой еще человек, Владимир. Апостол читает Александр Мурыгин — алтарник, тоже местный житель, пенсионер. А совершает Евхаристию настоятель — иерей Иоанн Лошкарев. Все его дети — 11-летний Иван, 7-летний Серафим, Елисавета, которой пять лет, и трехлетняя Ксюша — здесь же: мальчики прислуживают в алтаре, девочки среди прихожан, под их неусыпным и нежным надзором. Беда в том, что у этих детей нет мамы: 36-летний отец Иоанн мужественно несет тяжкий крест раннего священнического вдовства

Просмотров: 624
Комментариев: 2

Приход этого небольшого села не сказать чтобы знаменит, но довольно известен в нашей епархии. Люди в нем удивляют и душевностью, и самостоятельностью, и, главное, своей верностью — молитве, храму, Христу. Речь идет о селе Максимовка Базарно-Карабулакского района

Просмотров: 674
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 529
Комментариев: 0

Великомученицу Параскеву можно с уверенностью назвать святой села Елшанка. Когда другие села и деревни исчезают с карты Саратовской области, Елшанка, напротив, быстрыми темпами развивается. Население растет и молодеет. Недавно в нем даже возвели второй детский сад — такое большое количество детей в Елшанке. Местные жители чтят свои корни, интересуются историей села и, как могут, поддерживают памятники архитектуры. И во всем этом им помогает ставшая для них родной святая Параскева Пятница.

Просмотров: 1027
Комментариев: 0