+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Спокойствие и не только спокойствие
Просмотров: 376     Комментариев: 1

Детские неврозы – что это: болезнь или следствие нехватки родительской любви? Как истерики, капризы ребенка могут повлиять на душу? Что правильнее: беречь психику юного человека, ограждая от проблем, или учить преодолевать трудности? Об этом мы беседуем с медицинским и православным психологом Татьяной Анатольевной Твердохлебовой.

– Что такое невроз у ребенка и как он может проявляться? Каковы его причины?

– Говоря о неврозе, мы имеем в виду три аспекта: травмирующая ситуация, личность человека, который может быть ранимым или тревожным, и отношение личности к ситуации. Невроз возникает, когда все это встречается. Это относится и к детям, и к взрослым. Травмирующая ситуация задевает человека и его потребности, он реагирует на это болезненно и не видит выхода – так и проявляется невроз. Выражаться он может в страхах, раздражительности, гипервозбудимости, истеричности, навязчивых движениях и действиях.

– Есть стрессы, на которые родители повлиять не могут. Это потеря близких, финансовые проблемы, самоизоляция. От всего ребенка не оградишь… да и стоит ли?

– Для одного человека невроз может спровоцировать ситуация, которую другие не заметят. У меня в практике был случай: детям в садике рассказывали про технику безопасности с иголками, подчеркнув, что нужно быть аккуратными, убирать их, потому что иголка может проникнуть глубоко в тело человека. На одну девочку это произвело такое впечатление, что она несколько лет боялась иголок, у нее были навязчивые движения.

Важна реакция родителей на ситуацию. У тревожных родителей и дети будут склонны к неврозам. Дети не знают сами, как реагировать на ситуацию, ей дают оценку родители. Они показывают, как реагировать, а дети считывают и повторяют. Работает один из главных принципов воспитания: начинай с себя.

– У детей многих моих знакомых есть различные признаки неврозов. Это ребята из обычных семей, они неплохо учатся, больными их не назовешь. Если ребенок не может понять и сформулировать причину беспокойства, как ему помочь?

– Это может быть следствием синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У таких детей есть особенность нервной системы – им нужно двигаться, чтобы думать. Нанесение себе вреда – вырывание волос, грызение ногтей – не всегда проявление невротическое, это может быть просто вредной привычкой. Когда-то ребенок переживал и научился так себя успокаивать, потом привык.

Могут влиять слишком строгие и требовательные родители. Ребенку важна мамина любовь и ее оценка, но он не справляется с чем-то, не может во всем соответствовать. У некоторых детей к себе завышенные требования, выходящие за грань способностей. Нужно разбираться в каждой ситуации, все это корректируется, помочь такому человеку можно и нужно.

– Почему в последнее время стало больше детей с СДВГ? Видите ли Вы в этом духовную подоплеку?

– Есть несколько научных точек зрения, и все они сходятся в одном: мозг ребенка не созрел. Могли быть нарушения во внутриутробном развитии, наследственная нехватка химических веществ, сложная беременность и роды. Итог один – мозг ребенка незрел, не может контролировать процессы возбуждения-торможения. Здоровье матерей сейчас вообще гораздо хуже, чем было даже 20-30 лет назад. По официальным данным, человечество вообще здоровее не становятся. С каждым поколением это накапливается. Есть группа нейропсихологов, проводящих обследования детей еще с советского времени. Они заметили, что после 1985 года количество детей с глубинными нарушениями в работе мозга увеличилось резко. Эти дети уже сами стали родителями.

По моему, не научному мнению, духовная проблема — в зацикленности на себе, нездоровом упрямстве, понимании себя как центра Вселенной. Такие черты свойственны и детям с аутичным синдромом, и с СДВГ. Это эгоизм, доведенный до болезненности. Хотя сейчас много, вроде бы, и здоровых людей, которые совсем не умеют считаться с мнением других, уступать. И этот дух потребления растет, становясь уже частью человека и порождая болезни нервной системы и психики.

– Ребенок с СДВГ не воспринимает слова педагога, отказывается подчиняться правилам. Но самое страшное – не понимает, что не всегда останется ребенком. Что с каждым даже небольшим этапом взросления эти внешние признаки внутренних проблем будут мешать ему развиваться. Как родителям правильно это корректировать?

– Есть разные мнения относительно медикаментозного подхода и вообще лечения. Я считаю, что связь со специалистом нужно держать, и при необходимости подкреплять нервную систему препаратами.

Необходимо соблюдать несколько важных правил. К ребенку нужно предъявлять последовательные требования, понятные. Размеренная жизнь, обязательный режим дня, четкая структура во всем. Последовательная жизнь вводит ребенка в колею, он успокаивается, учится жить и держать себя упорядоченно.

Новые требования должны вводиться постепенно и быть четкими. Если ребенок какие-то правила нарушает, его нужно ограничивать сразу. Бесполезно говорить с ребенком вечером, если он напроказничал утром, он уже все забыл за дневными впечатлениями. Реакция должна быть мгновенной, чтобы ребенок четко понимал, что за каждый проступок он понесет определенное наказание. И наоборот, если он сделал что-то хорошо, сразу подбадривать, подхваливать. Это важно для таких детей, ведь им из-за проблем с поведением достается мало хороших слов. Система поощрений и наказаний должна быть четкой, с ней можно добиться успехов. И когда ребенок должен будет выйти во взрослую жизнь, он найдет дело, с которым сможет извлечь выгоду из своего гиперактивного склада и неумения сидеть на месте.

Большая проблема детей с СДВГ, что на незрелость нервной системы ложится много побочных вещей – неврозы, плохое поведение, неуспеваемость и постоянные замечания, которые приводят к низкой самооценке и впоследствии нежеланию стремиться к чему-либо. Получается замкнутый круг. Потому таких детей особенно важно поддерживать, показывать им, что они не плохие, что они могут многое. Ни в коем случае не враждовать с ними и не опускать руки, не отчаиваться в своем родительстве. Хотя таких детей действительно непросто воспитывать, их мамы и папы нуждаются в поддержке.

– С медицинской точки зрения, мы понимаем, что это болезнь, а с житейской – проявление отрицательных черт, которые в жизни будут мешать …

– Важно обходиться без постоянных упреков, иначе ребенок может озлобиться. У детей диагноз может быть один, а личности и характеры разные. Нужно опираться на сильные стороны ребенка, взращивать их. И человек научится с этим жить.

– Есть ли общий совет о грани любви и строгости? Наблюдая дурное в ребенке, мы должны помочь ему увидеть свои недостатки, подсказать, как справиться, но не сформировать комплексы…

– Говорить о любви и давать ее почувствовать. Не выплескивать негатив на ребенка, даже если он спровоцировал. Родители устраивают детям скандалы из-за собственной беспомощности, неумения правильно реагировать на ситуацию. Здесь нужно немного отодвинуть свои эмоции и включить рационализм, бить в цель, в причину. Это бывает непросто, но без этого никак. Тогда у ребенка будет понимание «я совершил ошибку, но родители мне помогли».

Но и наказывать при умышленном нарушении правил и упрямстве, жестко ограничивать, чтобы ребенок всегда понимал последствия. Не давать испытывать себя на прочность. Уроком может послужить временное лишение внимания, совместного проведения времени или прогулки. Наказание должно быть логичным: сидит в телефоне и не учит уроки – забрать помеху. А отнимать гаджет за хамство – это не логично. Может быть, ребенка «понесло», потому что он себя плохо чувствовал или родители сами не оказали ему должного внимания.

– Детская душа ранима. Влияют ли на нее органические проявления болезни?

– Трудный и спорный вопрос. Мне кажется, нередко болезнь приходит уже за личностными трудностями. То есть сначала появляется проблема, а потом как ее продолжение или попытка разрешения ситуации проявляется болезнь. К примеру, шизофренией может заболеть человек с очень жестким нравом, стремящийся всех и все под себя подмять. Характер может испортиться, если человек болеет и не пытается извлечь из этого духовную пользу. Но это наблюдение и отдельные частные мнения, они могут отличаться от научного.

– Как родителю дошкольника, младшего школьника или подростка понять, что пора обратиться к специалисту? И что делать, если ребенок не хочет этого?

– Если вас что-то волнует и вы не знаете, что делать, всегда можно обратиться к специалисту, так же, как и к любому врачу. Если ребенок не хочет, можно прийти родителям. Особенно это касается дошкольников и подростков. Меняя свое поведение и отношение к ребенку, выступая как единое целое, работая в команде с общими интересами и взглядами на воспитание, родители могут добиться хороших результатов. И лучше прийти на прием и убедиться, что все не так уже плохо, чем недооценить ситуацию и пустить на самотек, потому что потом будет сложнее выбраться и справиться. И, конечно, всегда работать над собой и своим отношением к жизни.

«Православное Заволжье»

Комментарии:

09.11.2020 22:00:25  Светлана

Пришла к выводу, что причиной значительного количества детских неврозов являются скандалы родителей между собой. Разговор на повышенных тонах, крик, ругань. Даже не направленные на детей. Ребенок по своей природе эгоцентричен. Он воспринимает все, происходящее вокруг, как происходящее с ним, из-за него и для него. Поэтому крик родителей воспринимается как "я плохой", "я виноват". А почему он плохой, чем, непонятно. Поэтому исправить ситуацию он не может, выхода для него нет. Развивается невроз.

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.