+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Спасение рода христианского
Просмотров: 290     Комментариев: 0

Широко празднуемый и почитаемый великим в Русской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы любим народом. Как он появился, почему был единодушно принят в наших землях, что в нем видит каждый из нас?

Боголюбивый князь

 

В 1164 году победоносно завершился поход дружины великого князя Владимирского Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию, много лет не дававшую покоя северным русским землям. После решающего боя князь и его соратники вернулись в ставку поклониться святым образам, которые неизменно сопровождали их в походе: Владимирской иконе Божией Матери и двусторонней иконе, на одной стороне которой был изображен «Нерукотворный Спас», а на другой — «Поклонение Кресту». Исходящие от икон огненные лучи и явное благоухание не оставляли сомнений в том, что Господь и Матерь Божия услышали молитвы, возносимые воинами перед битвой, и упование на помощь свыше не было посрамлено. Дабы знамение это не было забыто, по инициативе благоверного князя Церковью 1 августа по старому стилю было учреждено ежегодное празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В народе этот день часто называют Медовым Спасом.

Боголюбивый князь Андрей постоянно чувствовал присутствие Пречистой Девы Марии в своей жизни. Поэтому его до глубины души поразило одно из чудесных явлений Пресвятой Владычицы, о котором он узнал из удивительного жития своего тезки — святого Андрея, Христа ради юродивого. Поразило настолько, что по ходатайству князя 1 октября 1164 года состоялось первое церковное празднование в воспоминание этого явления, а в следующем году близ резиденции великого князя в Боголюбове был освящен первый храм в честь Покрова Божией Матери — та самая церковь Покрова-на-Нерли, жемчужина и визитная карточка русского православного зодчества.

Чудо во Влахерне

 

Чудо, так впечатлившее святого князя Андрея, произошло в 910 году в пригороде Константинополя — во Влахернском храме, где хранилась часть одеяний Приснодевы Марии. Там во время воскресного всенощного бдения святой юродивый Андрей и ученик его Епифаний в изумлении увидели парящих в воздухе Пречистую Деву и с двух сторон от Нее святых Иоанна Предтечу и Иоанна Богослова в окружении сонма угодников Божиих, облаченных в белые одежды. Подойдя к амвону, Богородица преклонила колени и долго молилась, проливая обильные слезы.

Нужно сказать, что молитвы собравшихся в храме горожан в эту ночь были особенно усердны: по преданию, богатый Царьград, ослабленный постоянными набегами то мусульманских захватчиков с юга, то воинственных отрядов варягов и русов с севера, претерпевал очередную осаду. А поскольку основная часть регулярной армии находилась вдали от столицы Византии в одном из заграничных походов, положение уже к утру грозило обернуться катастрофой. И все упование оставалось возложить только на волю Божию и заступничество Пречистой Матери Спасителя.

Восстав с колен, Пресвятая Дева подошла к алтарю и снова, уже перед престолом, вознесла Сыну Своему горячие молитвы за находящихся в храме людей. Окончив молитву, Божия Матерь сняла с главы Своей длинный, сияющий словно молния плат, называемый мафорием, и распростерла его над всеми стоящими в храме людьми. Еще долгое время блаженный Андрей и Епифаний наблюдали, как простертый над головами верующих мафорий излучал славу Божию. Богородица со Своей свитой удалилась, но оставила благодать находящимся там.

Силы неприятеля, нашествие которого грозило большим грабежом и кровопролитием, отступили от стен Нового Рима…

«…юрод бысть на земли Тебе ради, Христе Боже…»

 

Презираемый едва ли не всеми горожанами юродивый Андрей, славянин по происхождению, когда­то был пленным рабом, но, отличаясь незаурядными талантами, сообразительностью, честностью и трудолюбием, в итоге получил от своего хозяина вольную, имея в перспективе прекрасную карьеру и безбедное существование. Однако, получив свободу, он добровольно отказался от благ мира сего, желая получить от Бога дары не тленные, а вечные. Блаженный мужественно и безропотно переносил холод, зной, жажду, постоянные издевательства и даже побои, бесстрашно обличая грехи и страсти своих новых соотечественников и надеясь пробудить в них голос совести и желание бороться с силами тьмы. Лишь немногие, имеющие чистое сердце, могли разглядеть в грязном босом оборванце, бродящем по городу, настоящего избранника Божия, прославленного благодатными дарами еще при жизни. Но и тем, кто смог за безумным для обывателя поведением увидеть мудрого праведника, блаженный Андрей запрещал открывать это знание перед людьми.

Еще до видения во Влахернском храме святой Андрей сподобился от Господа быть восхищенным до третьего Неба, увидеть Царствие Небесное и поклониться Престолу Самого Владыки. Возвращая святого Андрея в наш мир из горних обителей, сопровождавший его Ангел заметил, что есть нечто, смущающее помыслы блаженного.

— Пресветлейшую Небесных Сил Царицу хотел ты увидать? Но Ее нет здесь. Она удалилась в многобедственный мир — помогать людям и утешать скорбящих, — сказал ему Божий вестник.

Русский праздник Покров

 

Примеры из истории свидетельствуют нам о том, что навязанные правителями светские праздники редко приживаются в народе, не находят отклика и успешно забываются, как только сменяется сам правитель. Церковный праздник Покрова Божией Матери — явление диаметрально противоположное.

Конечно, в первую очередь житийное сказание о явленном чуде затронуло душу лично благоверного князя Андрея, что и послужило причиной появления этого праздника в церковном календаре. Но не будь образ Пречистой Девы так близок, так понятен верующему сердцу русского человека, едва ли православные храмы наполнялись бы в этот день на протяжении стольких столетий. Это кажется парадоксальным, но по общераспространенному мнению именно военные силы наших предков славян тогда бесславно отступили ни с чем от стен великолепного Царьграда — и этот факт никогда не смущал русского человека. Потерпев военное поражение, наши предки приобрели гораздо большее — просвещение Светом Христовым.

Говоря о «русскости», мы говорим о некоей общности людей, проживающих на одной территории, связанных одной верой, соединенных одними и теми же вечными ценностями, одной парадигмой восприятия этого мира. Характеры бывают разные не только у людей и даже животных — есть и у русского народа свой характер, и образ заступничества Пречистой, явленный во Влахерне, оказался для русского человека абсолютно родным. Он стал восприниматься, по широте русской души, беспредельно широко — в значении защиты и покрова всех православных христиан, а не только как один из конкретных исторических случаев помощи православной Византии. Русский человек увидел Покров Царицы Небесной над своей страной, над каждым из тех, кто ждет Ее материнской защиты, кто обращается к Божией Матери как к Усыновившей у Креста весь христианский род в лице святого апостола Иоанна.

В праздник Покрова Церковь воспевает проявление истинной материнской любви, образ и идеал святого материнства. В богородичных песнопениях Небесная Владычица нередко именуется Голубицей — этот образ напоминает нам выпущенную Ноем из ковчега голубку, которая возвестила окончание гнева Божия и наступление мира на земле. И как голубка закрывает своих птенцов от опасностей и невзгод, так покрывает и нас Пресвятая Своим Покровом.

И мы верим, что эта любовь — самоотверженная, жертвенная и при этом не заслоняющая собой Промысла Божия, Его святой воли — и есть причина как Ее дерзновения, с которым Она вымаливает нас у Бога, так и нашего дерзновения, с которым мы обращаемся к Ней: «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Из догматики мы знаем, что спасать может только Бог, и ни к одному святому так не обращаемся, а лишь просим походатайствовать за нас перед Творцом. Богородица же спасает нас Своими святыми молитвами и благодатью Сына Своего, по праву именуясь «спасением рода христианского».

Газета «Православная вера» № 19 (614)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.