+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Собрать камни истории
Просмотров: 448     Комментариев: 0

О первых храмах старого Саратова и первых произведениях каменного церковного зодчества в нашем городе рассказывает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних, руководитель проекта «Утраченные храмы Саратова» священник Кирилл Петрович.

Известно, что Саратов за свою более чем 400-летнюю историю трижды выстраивался на новом месте, а современный город был перенесен с луговой стороны на правый берег в 1674 году по указу царя Алексея Михайловича. В левобережном Саратове, по замечанию А.А. Гераклитова, в 1621 году уже существовали две церкви, упоминание о которых он обнаружил в Московском государственном архиве — Троицкий Собор и Никольская церковь (А.Леопольдов называет ее во имя Смоленской Божией Матери). Не позднее 1623 года там же был Богородицкий, или Казанский, мужской монастырь, следовательно, с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. На основании скреп окладной росписи 1634 года по городу Саратову, историк П.П. Смирнов указывает имена двух городских священников — соборного попа Никольской церкви Василия и попа Самсона из некоей другой церкви. Также уже в 40-х годах XVII века существовал женский монастырь с Крестовоздвиженским храмом. Все эти церкви были деревянными.

Первое столетие третьего Саратова остается одним из самых малоизученных периодов его истории, не случайно А.Н. Минх называет Саратовский край до 1860-х годов «Грибоедовской глушью», поскольку в печати о нем не было точных сведений. Тем не менее, некоторое представление по указанной теме из имеющихся немногочисленных источников можно составить.

При перенесении города на правый берег его административным и историческим центром стала Старособорная площадь (ныне Музейная), а точнее сам Троицкий собор. Вокруг него располагались остальные постройки. Эта ситуация не была случайностью, являясь отражением мировоззрения жителей города, которые были людьми православными. Поэтому все первое и лучшее посвящалось Богу — не только место для церкви, но и появившаяся новая технология каменного зодчества была, прежде всего, посвящена Богу через строительство храмов.

Панорама - Старо-Казанская церковьОднако, по преданию, записанному саратовским старожилом И.А. Кропотовым, считалось, что первой церковью третьего Саратова была Казанская при Богородицком мужском монастыре. Протоиерей Михаил Беликов предполагает, что монастырь мог быть перенесен несколькими годами раньше города. Таким образом, вокруг кафедрального собора в пределах Старособорной площади разместились все храмы левобережного города — Казанская монастырская церковь с восточной стороны, Крестовоздвиженская монастырская — с южной, Никольская приходская церковь — с западной.

К концу XVII столетия А.А. Гераклитов насчитывает уже четыре приходских церкви кроме двух монастырских. Он же утверждает, что Четверосвятский монастырь существовал на Горах не позднее 1682 года (следовательно, мы видим наличие двух мужских монастырей и одного женского), а о существовании Введенской (Покровской) церкви он говорит осторожно, датируя ее «ранее 1712 года», в то время как А.Ф. Леопольдов говорит о ее существовании в конце XVII века, отталкиваясь от надписей на обратных сторонах старинных икон этой церкви. Существование Введенской церкви до 1712 года подтверждается также шведским капитаном, сопровождавшим китайское посольство и свидетельствующим о ее освящении в 1713 году (очевидно после пожара 1712 года) как Иоанно-Богословской. Лишь в «Альбоме православных церквей…» М.Н.Грудистова она датирована 1740 годом, что, вероятнее всего, отражает очередную ее перестройку. Ф.Ф. Чекалин со ссылкой на путешественников-очевидцев также говорит о двух монастырских храмах и четырех приходских, при этом отмечая, что Богородицкий монастырь был переведен на Горы за теснотой в 1691–1692 годах. С учетом последнего замечания, Казанская церковь в этот период уже была приходской. Н.И. Костомаров в «Очерке истории саратовского края от присоединения его к русской державе до вступления на престол императора Николая I» на 1697 год упоминает кроме Старого собора четыре церкви: Крестовоздвиженскую, Введенскую, Вознесенскую и Спасо-Преображенскую. Голландский путешественник Корнелий де Бруин в 1703 и 1707 годах нашел в Саратове лишь «несколько деревянных церквей», которые и составляли самые достопримечательные здания в городе.

Крестовоздвиженский храмТрудно говорить о датах строительства церквей в условиях постоянных пожаров, но очевидно, что в начале XVIII века в Саратове существовали Троицкая соборная церковь, построенные приблизительно в одно время с ней Казанская и Крестовоздвиженская монастырские, Никольская (она же Смоленская или Одигитриевская), Четверосвятская нового мужского монастыря (которую А.Ф. Леопольдов называет Спаса Преображения) и «Покровская на Волге (Введенская)». Примерно на рубеже веков состоялось историческое событие — создание первого каменного строения в Саратове.

Несмотря на его положение, Саратов не стал первым городом Поволжья, в котором возвели каменный храм. На несколько десятилетий раньше, в 1664 году, в г. Царицыне была освящена Иоанно-Предтеченская каменная церковь женского монастыря, построенная первыми насельниками города.

Первым каменным зданием Саратова, как известно, стал соборный Троицкий храм. Постоянные пожары деревянного здания церкви, которое саратовцами регулярно восстанавливалось, по мнению В.П. Соколова, стали одной из причин намерения построить несгораемую каменную церковь. История деревянного собора была недолгой — уже через 10 лет, в 1685 году, соборный протопоп просит дозволения строительства каменного собора на старом месте, начинаются подготовительные работы. Новейшее исследование протоиерея Михаила Беликова, сделанное в свете новых данных, предполагает, что окончательно каменный Троицкий собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 года. Эти цифры интересны связью с Покровским (Введенским) храмом, которым стал старый деревянный соборный храм, перенесенный по просьбе жителей новой слободы. Слобода за южной окраиной города по храму получила наименование Покровской. Эти данные не противоречат приведенным ранее примерным датировкам.

Троицкий собор в камне был возведен в стиле московского «нарышкинского» барокко, которое было характерно для храмовой архитектуры Саратова вплоть до начала XIX века. Это можно увидеть наглядно на первых фотографиях храмов, хотя и частично перестроенных в стиле классицизма, но сохранивших характерные черты московского барокко (это, прежде всего, «восьмерик на четверике» Троицкого, Воздвиженского, Преображенского, Казанского храмов, разнообразный фасадный декор пышными волнами узоров — фронтоны, колонны, барельефы, изразцы, пилястры, обрамление пролетов и ребер зданий). Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, их многоярусность, узорчатость фасадов. По мнению академика Д.С. Лихачева, нарышкинское барокко — «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII–XVIII столетий. Заимствуя формы фасадного декора различных течений и стилей, зодчие оставались верны канонам русского формосложения. Для зданий московского барокко характерна двойственная масштабность: это сочетание гигантского, устремленного вверх, и второго — миниатюрно-детального.

Другой характерной особенностью этого периода были шатровые колокольни, фотоснимки которых сохранились храмов Крестовоздвиженского, Преображенского, старого Михаила Архангела, а до настоящего времени уцелела лишь колокольня Троицкого собора. О колокольнях этого периода есть следующее замечание А.Ф. Леопольдова: «…с колокольнями, на коих вместо шпицов, сделаны верхи каменные, пирамидальной фигуры, доселе целые». В  русском литературном языке XVIII и начала XIX веков шпицем называли остроконечный верх здания.

Единоверческий Спасо-Преображенский храм (1920-1930)Вероятно, из-за отсутствия документов, утраченных в пожарах, уже не удастся точно установить хронологический порядок строительства следующих за Соборной каменных церквей. Но, обобщая различные источники, можно ограничить их круг: это Казанская, Никольская, Введенская, Крестовоздвиженская и Преображенская церкви. Современный краевед-исследователь Станислав Гридасов считает, что вторым каменным храмом была Крестовоздвиженская монастырская церковь, построенная в 1740 году иждивением капитана Василия Яковлевича Суровцева. Данная точка зрения неочевидна, так как, к примеру, Ф.В. Духовников и Н.Ф. Хованский в Саратовской летописи за 1697 год о новом строительстве Рождество-Богородицкой (Никольской) церкви после пожара делают многозначительное замечание, что «прежде церковь была деревянная, во имя Смоленской Божией Матери, но в 1696 г. она сгорела», которое можно понять как восстановление храма уже в камне. А.А.Гераклитов пишет о Никольской церкви, что «как и остальные саратовские церкви она не раз сгорала дотла, но в 1722-х был воздвигнут существующий каменный храм», а также о том, что в Четверосвятском (впоследствии Преображенском) монастыре «в 1733 г. было приступлено к сооружению каменного храма, который после всяких испытанных им невзгод и переделок стоит и до нашего времени». Интересно его замечание о том, что храм «был и приходским для жителей Горной слободы, почему при нем кроме монахов был штат и белого духовенства», а также о перенесении старого деревянного монастырского храма на место старого Михаила Архангела, строительство которого по Саратовской летописи датировано 1730 годом.

Еще запутаннее дело обстоит со временем постройки каменной Казанской церкви. Известный саратовский историк и краевед Е.К. Максимов осторожно датирует время ее постройки началом XVIII века. К его мнению примыкает И. Козловский, утверждающий, без ссылки на источник, что новое здание из камня было построено после пожара 1712 года. Можно отметить, что некоторая логика в такой датировке имеется. В.И. Давыдов обходит в своей книге этот вопрос, отмечая, что «когда выстроили каменную — неизвестно», при этом не комментируя мнение А.А.Гераклитова о том, что она была построена в камне «около 1755 года».

Старый Михаил Архангел в камне был возведен в 1747 году. В этом же году строится Введенская (Покровская) церковь, причем здесь, вероятнее всего, речь идет о ее восстановлении в дереве после очередного пожара, учитывая факт ее существования с начала столетия, а в камне — лишь с 1847 года. Таким образом, к середине XVIII столетия можно уверенно говорить о наличии в камне пяти деревянных церквей (кроме соборной): Никольской, Четверосвятской, Крестовоздвиженской монастырской, Михаило-Архангельской, Казанской.

Каменные же светские здания стали появляться лишь со второй половины XVIII века, до этого времени в камне строились только церкви. К примеру, даже воеводский дом тогда был еще деревянный, и хотя известен указ Петра III о возведении в Саратове каменного воеводского дома, но дальнейшая судьба указа остается неизвестной. В 1773 году к числу каменных зданий относилась низовая соляная контора, воеводская канцелярия, лавки, а также дома зажиточных жителей. В частности, саратовцы Иван Иванович Бабушкин и его жена Аграфена Ивановна (дочь саратовского богача Ивана Афанасьевича Лежнева) владели в том числе большой редкостью в Саратове того времени — жилым каменным домом близ берега Волги, который среди прочего имущества указан вдовой купца в описи сгоревшего в пожаре 13 мая 1774 года. В 1799 году было заложено каменное здание для главного народного училища.

Преображенская церковьВ период со второй половины XVIII и до начала XIX века было построено еще несколько каменных и деревянных церквей. Их история в краеведческой литературе описана значительно точнее и подробнее. Так, в 1762 году в женском монастыре была построена и освящена церковь во имя мученицы Параскевы, причем отмечается, что церковь не только возведена из камня, но и «теплая», то есть с отоплением. Следующим каменным храмом стал храм во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Она была заложена в 1768 году на «пространном путейном месте, за Царицынскими воротами», построена и освящена в 1770-м. Средства на ее строительство выделил саратовский купец Иван Иванович Суздальцев, умерший в 1786 году. В 1772 году заложена и в следующем году освящена деревянная Ильинская кладбищенская церковь. В 1786 году заложена каменная колокольня Сергиевской церкви. Истребивший город пожар 1774 года, последующее разорение Саратова Пугачевым, затем война с Наполеоном остановили строительство новых церквей до 15-го года XIX века. О наличии в Саратове 9 церквей к концу XVIII века пишет А.Ф. Леопольдов, прибавляя к уже имевшимся Сергиевскую и Ильинскую. В этих храмах на 1799 год несли службу 16 священников. По свидетельству академика Лепехина, посетившего Саратов в 1769 году, «самое города построение весьма изрядно, хотя в нем нет каменного строения, кроме 7 церквей и двух монастырей — мужского и женскаго…». Академик Фальк, в том же году описавший Саратов, подтверждает цифры Лепехина, добавляя, впрочем, наличие нескольких каменных лавок (скорее всего, речь идет о лавках при Казанской и Никольской церквях). Между академиками нет противоречия, так как, по замечанию Г.С. Саблукова, «когда говорим слово „дом“, не представляйте домов каменных: весь город был деревянный и дома горожан частных не много были лучше хороших деревенских изб». Каменные здания на начало XIX века в Саратове можно было посчитать по пальцам, и за редким исключением это были церкви. Н.Ф. Хованский замечает, что «существующия теперь в местности около Пешаго базара, по-видимому, старинныя здания построены гораздо позднее, потому что из камня стали строить здания только в конце XVIII или в начале нынешняго столетия, а ранее того возводили только каменныя церкви».

Учитывая мировоззрение и воспитание граждан того времени, каждая, даже бытовая, сторона жизни людей освящалась церковью. Православие было культурным стержнем народа, все, что было связано с Богом и Церковью, всегда занимало главное место в жизни людей. Поэтому ни одному градоначальнику или купцу в голову не приходила мысль о строительстве собственного каменного дома раньше храма. Кроме того, мы можем обратить внимание и на высоту Троицкого собора. По современным меркам она невелика, но в то время в городе не было домов выше двухэтажных, поэтому даже деревянные церкви значительно возвышались над всеми остальными постройками и были архитектурной доминантой облика города. Эта ситуация сохранялась вплоть до начала XX века, когда после Октябрьского переворота новая власть начала борьбу с религией и всеми ее проявлениями. Все колокольни в 30-е годы ХХ века в Саратове подлежали сносу, а оставшиеся храмовые строения перестраивались до неузнаваемости или разрушались полностью.

В XIX веке, когда господствующим стилем архитектуры был классицизм, древняя архитектура московского барокко оставалась непонятной и систематически перестраивалась. Современник ныне разрушенных древних храмов Г.С. Саблуков, описывая их в своих воспоминаниях, весьма нелестно отзывается об их архитектуре. Воздвиженская церковь напоминает ему «какую-то крепость военную», Введенская не привлекает «взгляда изяществом зодчества», Вознесенская — «маленькая, многоглавая, могла считаться красивым зданием только при вкусе XVII века». Такой взгляд на вещи приводил к перестройке храмов, в итоге в их архитектуре сочетались одновременно фрагменты старой барочной архитектуры с новой в стиле классицизма. В качестве примера можно привести Казанскую церковь, у которой изначально была шатровая колокольня, как у Преображенской на Горах церкви. Впоследствии она была заменена на новую, «в духе новейшего зодчества». Саратовский протоиерей Н.Г. Скопин сообщает в своем дневнике, что в апреле 1814 года «у Казанской церкви в Саратове уронили колокольню для сделания новой».

Все перечисленные церкви изначально были построены в стиле московского барокко и «напоминали московские», по свидетельствам современников. Часть из них была утрачена или перестроена и не попала в объективы первых фотоаппаратов. Как уже было сказано выше, не сохранились изображения старой колокольни Казанской церкви, то же можно сказать и о старой колокольне церкви Никольской, также восстановленной после пожаров в стиле классицизма в XIX веке. Облик первой Сергиевской церкви был полностью утрачен после перестройки при губернаторе А.Д. Панчулидзеве. Остались лишь воспоминания старожилов о том, что построенная в 1776 году первая каменная Сергиевская церковь в стиле барокко была сломана, а на ее месте в 1825 году была построена другая, в стиле господствующего в то время классицизма. Об этом свидетельствует Г.А. Скопин: «церковь Сергиевская прекрасная и едва ли из всех не лучшая и видом, снаружи, и убранством, свнутри; похожа на Архангельскую очень много». Древность саратовских церквей отмечали многие путешественники, однако это обстоятельство не помогло сохранить данное наследие в 30-е годы советского периода, когда государство стремилось уничтожить не только Церковь, но и малейшие напоминания о ней.

Все перечисленные каменные церкви, за исключением чудом сохранившегося Троицкого собора, были разрушены или разобраны на кирпич, на месте почти всех их построены современные жилые здания,  отражающие господство материальных ценностей над духовными в умах как их создателей, так и общества в целом.

Газета «Православная вера» № 14 (610)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.