+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Сердце, полное любви. Часть 1
Просмотров: 6202     Комментариев: 0

Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского).  1965–1987 годы

 

Невозможно в столь малой статье охватить почти 29-летнее время управления Саратовской епархией Епископа, а затем Архиепископа Пимена (Хмелевского). Но мы постараемся наметить основные исторические вехи, неразрывно связанные с личностью и служением приснопоминаемого Владыки Пимена. Это время неравномерно делится на два периода — до и после празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. После этого поворотного для Русской Церкви события стала возможна активная ее деятельность вне стен храма, разжались тиски господствовавшего в стране тоталитарного безбожия. И эти, очень активные последние годы жизни Архиепископа Пимена, и предыдущие два десятилетия управления им епархией в условиях жестких рамок государственного ограничения равно свидетельствуют о нем, как о мудром устроителе церковного мира, глубоком знатоке человеческой души, смиренном благовестнике Евангелия Царства Божия и дерзновенном в молитве за вверенную ему Богом паству духоносном святителе. Публикация, которая сейчас перед вами, охватывает только «советский» период служения Владыки.

Яркий луч света

 

Архимандрит Пимен (Хмелевской) перед хиротонией во Епископа Саратовского. Саратовский епархиальный архив (СЕА) 	 В конце 50 — начале 60-х годов в Советском Союзе принимаются законодательные акты, направленные на ужесточение положения религиозных организаций, и прежде всего, Русской Православной Церкви. «Церковный нэп», как называют некоторые исследователи период с 1943 по 1958 год, решительно сворачивается. Законы, принятые в это время, значительно облегчающие положение Церкви, после 1958 года называются официальной пропагандой «сталинским наследием». В 1961 году Совет Министров СССР принимает Постановление «Об усилении контроля за деятельностью церкви», которым были отменены все законодательные акты, принятые во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Этот документ содержит основные положения реформы правового положения Русской Православной Церкви в Советском Союзе, которая вскоре будет претворена в жизнь. Основные пункты намеченного реформирования были следующие: отстранение духовенства от финансово-хозяйственной деятельности, передача управления приходами органам, выбранным из числа верующих, прекращение благотворительной деятельности Церкви, налоговое обложение духовенства по повышенным ставкам, прекращение государственного социального и профсоюзного обслуживания гражданского персонала Церкви, перевод духовенства на твердые оклады, ограничение влияния Церкви на детей.

18 июля 1961 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся Архиерейский Собор, который под большим нажимом государства принял новое Положение об управлении Русской Православной Церковью. Согласно Положению, духовенство совершенно отстранялось от финансово-хозяйственной деятельности на приходах и оказывалось на положении наемников у приходских исполнительных органов. Неизбежность принятия явно вредного для Церкви решения, невозможность что-либо изменить тяжело воспринимались большинством архиереев, духовенства, верующих. К 1964 году все приходское управление в епархиях было приведено в соответствие с новым Положением. Конечно, архимандрит Пимен как свидетель происходившего в Лавре не мог не понимать всю пагубность последствий этих вынужденных решений и предполагал трудности, с которыми придется столкнуться на архиерейской кафедре. Во время своей архиерейской хиротонии 10 января 1965 года архимандрит Пимен сказал: «Я твердой рукой приму жезл Епископа, и здесь, пред всею Церковью, даю слово отдать всю свою жизнь на честное и самоотверженное служение Церкви Христовой, на благо нашей Родины, право правяще слово Истины (2 Тим. 2, 15) и благовествуя Евангелие Царства Божия (Мк. 16, 15)». Его жизнь полностью подтвердила эти слова.

Архиерейское облачение Владыки Пимена при хиротонии во Епископа Саратовского. Фото А. Ф. Мирошниченко

28 января 1965 года новохиротонисанный Епископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской) в сопровождении старого друга по Белоруссии лаврского экскурсовода Василия Даниловича Палько (†1976) и будущего наместника Лавры иеродиакона Иеронима (Зиновьева; †1982) выехал саратовским поездом в свою епархию. На следующий день, прибыв в Саратов, Владыка Пимен посетил Свято-Троицкий кафедральный собор, приложился к его святыням, к чудотворному образу Спаса Нерукотворенного и помолился о помощи Божией на своем новом поприще. После первой Божественной литургии в соборе Владыка обратился к прихожанам со словом, в котором просил их святых молитв и покаялся перед ними, что очень не хотел стать Епископом Саратовским, но мечтал о продолжении служения в Лавре.

Владыка сменил на кафедре Епископа Варфоломея (Гондоровского), перемещенного на Австрийскую кафедру с титулом Венского и Будапештского. Епархия состояла из Саратовской и Волгоградской областей, и на всю эту огромную территорию приходилось 25 действующих храмов.

В первый же месяц его архиерейства Волжской эпидемиологической станцией было вынесено решение «о прекращении эксплуатации Троицкого и Духосошественского соборов». Молодой архиерей отправился в Москву и встретился с председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедовым, это сыграло решающую роль в том, что соборы не были закрыты, а компромисс был найден — решено было сократить целование икон.

Спустя год архиерейского правления Владыки Пимена число храмов было увеличено до 30 вследствие урегулирования вопроса о регистрации гражданскими властями исполнительных органов пяти приходов. При посещении В. А. Куроедова Владыка сообщил ему, что в пяти храмах Волгоградской области нет службы, запрещают местные власти вот уже около пяти лет, хотя на месте престолы, иконостасы, облачения и хранятся у церковных советов ключи, а уполномоченный требует не вмешиваться в этот вопрос, чтобы «не осложнять обстановку». В. А. Куроедов сказал: «Поезжайте в Саратов спокойно, я дам указание открыть эти 5 церквей». Спустя несколько дней во всех этих храмах возобновились богослужения. Кроме того, Владыка добился разрешения на служение священников-пенсионеров при архиерейских службах, без регистрации[1].

Панагия, возложенная на Владыку Пимена при хиротонии во епископа. Фото А. Ф. Мирошниченко. СЕАК концу 1965 года в епархии действовали следующие храмы и молитвенные дома. В Саратовской области: 9 храмов и 3 молитвенных дома (храмы: в Саратове два собора, Вольске, Петровске, Пугачеве, Хвалынске, Аркадаке, Ртищеве, Дергачах; молитвенные дома: в Энгельсе, Балашове и Балаково). В Волгоградской области: 12 храмов и 6 молитвенных домов (храмы: в Волгограде, Старой Отраде, Райгороде, Серафимовиче, Урюпинске, Камышине, Киквидзе, Рудне, Островской, Сенном, Филонове и Елани; молитвенные дома: в Михайловке, Фролове, Средней Ахтубе, Калаче-на-Дону, Котельникове и Краснослободске)[2]. В храмах служило 42 священника и 13 диаконов. Владыка увеличил клир волгоградского Казанского собора введением третьего штатного священника и клир саратовского Свято-Троицкого собора — пятого священника[3]. В 1966 году стараниями Владыки Пимена был открыт храм в селе Нижняя Добринка Волгоградской области[4], число приходов в епархии достигло тридцати одного, и это количество не менялось 22 года, вплоть до юбилея 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Из них был 21 городской храм и 10 сельских, 27 каменных, 4 деревянных, 3 соборных, монастырей в епархии не было ни одного[5].

В годы правления Владыки Пимена Саратовское епархиальное управление находилось по адресу: ул. Первомайская, дом № 27 — небольшом одноэтажном домике с полуподвалом. На верхнем этаже находились покои епископа и часть епархиальных служебных помещений, а основные канцелярские помещения находились в полуподвале (бухгалтерия, кабинет епископа, секретарская, хозчасть)[6]. «Большим достижением» назвал в епархиальном отчете Владыка приобретение в 1976 году у частного владельца епархиальным управлением соседнего подобного дома № 29 по ул. Первомайской и его переоборудование под канцелярию епархии[7], бухгалтерию, гостиницу и склад церковной утвари[8].

Вскоре по приезде Владыка Пимен посещает второй свой кафедральный город — Волгоград, Покровск (Энгельс) (для чего совершает пешеходный переход по льду Волги, моста в то время еще не было), объезжает все приходы, территориально разбросанные по двум соседствующим областям, знакомится с церковными традициями епархии, пастырями и своей паствой, обязательно совершает архиерейские богослужения и проповедует. В год 20-летия окончания Великой Отечественной войны Владыка совершает заупокойные богослужения и в частном порядке совершает литию на Воскресенском кладбище г. Саратова[9]. Архиерейским служением в течение года по средам пред чудотворным образом Спаса Нерукотворенного совершался акафист Иисусу Сладчайшему (спустя годы Владыка записал в дневнике: «Очень люблю эти акафисты»).

Одно из первых посещений Епископом Пименом приходов епархии. Архив протоиерея Василия Байчика († 2004, крайний слева)Секретарь епархии протоиерей Михаил Лобачев по болезни и по преклонному возрасту просил освободить его от обязанностей. Владыка Пимен его просьбу удовлетворил и назначил настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора и секретарем протоиерея Василия Байчика, которого хорошо знал еще по Минской духовной семинарии, где оба они обучались. На Крестопоклонной неделе Владыка представил прихожанам приехавшего из Белоруссии нового настоятеля[10]. Необходимо прибавить к сему, что уполномоченный настаивал на возвращении к этой должности заштатного протоиерея Иоанна Цветкова, что было не рекомендовано Владыке Пимену самим Святейшим Патриархом[11].

В 1965 году в Свято-Троицком соборе отреставрирована и частично заново переписана внутренняя роспись, промыт и реставрирован стенной орнамент, установлен металлический престол в нижнем Успенском храме собора. В Духосошественском соборе также установлен металлический престол в главном приделе. В Казанском кафедральном соборе Волгограда помимо текущего ремонта перед чтимым образом Казанской иконы Божией Матери на алтарной апсиде собора водружена подаренная Святейшим Патриархом Алексием лампада-фонарь. Этому очень сопротивлялся староста собора, человек нерелигиозный, грубый, «оказывающий давление на священников». В Крестовоздвиженской церкви Хвалынска произведен текущий и частично капитальный ремонт[12]. В годовом отчете за 1965 год Владыка отмечал, что епархиальное управление перечислило в централизованный Фонд мира 20 тысяч рублей. Кроме того, по местам исполнительные органы приходских общин обоих областей как написано в отчете «в добровольном порядке, по предложению гражданских властей» перечислили в Фонд мира 152 тысячи рублей.[13]

По благословению Владыки Пимена стали налаживаться отношения со старообрядческими общинами Волгограда и Саратова, было дано указание отцам настоятелям с вниманием и любовью относиться к посещающим православные храмы старообрядцам[14].

О посещении больших приходов Владыка записал: «Народа много, иконы старинные, всюду чистота, цветы. Дохнуло какой-то древней Русью. По пути в Саратов искупались в реке Медведице. Места по берегам реки очень красивые, напоминают Иордан». И уже совсем скоро в его дневнике появляется знаменательная запись: «...Такое впечатление, будто всегда жил в Саратове и всегда был Саратовским епископом»[15].

Из поздравления саратовской паствы с первым тезоименитством Епископа Пимена на Саратовской земле в день памяти преподобного Пимена Великого 27 августа / 9 сентября 1965 года:

«...Собравшись сегодня под своды храма (а некоторые, вследствие своих служебных занятий, мысленно и на своем рабочем месте), мы молимся Господу Богу об укреплении Вашего здоровья и о даровании Вам душевной бодрости и физических сил для благотворного несения возложенного на Вас тяжелого архиерейского Креста, во благо нашей Матери-Церкви!..

Несмотря на короткий период своего пребывания у нас, вы снискали себе глубокое уважение и любовь больших масс верующих: Ваши впечатляющие богослужения; содержательные, понятные и назидательные проповеди; Ваша забота о посещении всего своего духовного ”стада” на территории двух больших административных областей; Ваши акафистные, любимые народом, служения; усилия к церковному внешнему благолепию и внутреннему благочинию молящихся; наконец, расширяющееся личное общение с Вами и доступность,— все это нам хорошо видно, очень ценится и вызывает в нас глубокую благодарность!..» [16]

В следующем 1966 году был открыт храм в селе Нижняя Добринка Волгоградской области[17]. Владыка записал: «Рассказывают, что когда верующие пришли к секретарю райисполкома просить об открытии храма, он показал им свою палку-трость и сказал: «Вот видите, как на этой палке никогда не будет зеленых листьев, так мы вам никогда не откроем эту церковь». И вдруг — распоряжение из Москвы: церковь открыть. Это — чудо нашего времени»[18].

Епископ Пимен с духовенством Свято−Троицкого кафедрального собора. 13 января 1967 года. Архив протоиерея Василия БайчикаТвердость, дополненная энергией и дипломатией (плоды двухлетнего пребывания в Иерусалиме) позволили 42-летнему епископу поднять стиль работы в епархии на новый уровень, чего не преминули заметить контролирующие инстанции. Уполномоченный не раз докладывал в Москву, что позиция управляющего епархией сводится к тому, чтобы отгородиться от горисполкома. Поначалу это удавалось Владыке Пимену. 30 августа 1967 года Епископ Пимен посетил Совет по делам религий, где встречался и беседовал с заместителем председателя Совета В. Г. Фуровым. В ходе беседы Преосвященный высказался о своей деятельности как управляющего епархией (в записи инспектора Совета В. Шабловского): «В ходе беседы епископ Пимен, когда приходилось к слову, неоднократно подчеркивал, что у него в епархии дела идут хорошо, с уполномоченными Совета у него сложились хорошие деловые отношения, никаких трудностей в управлении епархией он не встречает. Вот, когда он был настоятелем Троицко-Сергиевой Лавры, тогда, действительно, была трудная служба, а управление епархией для него не представляет большой сложности...»[19] 

Волгоград при советской власти во многих отношениях — прямая противоположность Саратову. Одно только то, что Саратов из-за обилия стратегических военных предприятий был закрытым городом, а Волгоград нет, говорит о многом. В городе-герое всегда было много иностранцев, которым, в частности, демонстрировалась свобода вероисповеданий. В Великую Пятницу 1967 года в Волгограде был возобновлен колокольный звон, а разрешение от властей Саратова получено только в 1978 году...

Конечно, в Волгограде тоже имелись проблемы, схожие с саратовскими. Демонстративная грубость приходского актива, нежелание считаться с волей управляющего епархией, постоянная опека уполномоченного и исполкомов и прочие особенности церковно-государственных отношений тех лет. И все же волгоградская атмосфера мягче и «либеральней». Волгоградские священники и члены исполорганов награждались медалями и другими знаками отличия Советского Фонда мира. О значительном отличии Волгограда свидетельствует, например, следующий факт. Уполномоченный СДРПЦ по Волгоградской области М. К. Прудникович проводил встречи с церковным активом и духовенством (не только православным). На этих встречах, после обязательных лекций о советской конституции, политике партии и международном положении, присутствующие задавали острые вопросы. Так, диакона Гринченко из Серафимовича интересовало, почему в Советском Союзе такое большое количество разводов и какие меры принимаются к их сокращению? Ведь Конституция говорит о защите брака и семьи… А священник Кутьев из Котельниково не постеснялся спросить, почему граждане еврейской национальности продолжают покидать Советский Союз, несмотря на полное национальное равноправие в СССР и хорошие условия жизни советских людей? Председатель Среднеахтубинского молитвенного дома жаловалась на оскорбительное отношение к ней со стороны заведующей детским садиком, которая запрещала ей приходить в садик за внуком, так как от нее «пахнет церковью». На пренебрежительное отношение некоторых руководящих лиц и коммунистов жаловалась председатель исполоргана Михайловского молитвенного дома.

На третьей неделе Великого Поста 1966 года Саратовский уполномоченный вызвал к себе протоиерея Игоря Мальцева и старосту Троицкого собора и отчитывал их по поводу венчания, совершенного месяц тому назад без регистрации (но при предъявлении свидетельства о браке). Владыка записал: «Потом я поехал к уполномоченному и долго упрашивал его простить о. Игоря, но решение было непреклонно — вон из Саратова. Позже он уехал в Ярославль»[20]. Митрофорный протоиерей Игорь Мальцев впоследствии долгое время был настоятелем Феодоровского кафедрального собора Ярославля († 2000). После увольнения за штат по требованию уполномоченного в 1974 году другого уважаемого саратовского пастыря протоиерея Георгия Лысенко, Владыка записал: «Мне было очень стыдно перед о. Георгием оттого, что я никак не смог его защитить. А тут еще пришел завхоз А. С. Каляев и принес заявление об уходе, мотивировав это тем, что никто не смог «спасти» о. Георгия. В какое тяжелое время мы живем! Горько то, что многие не понимая этого, обвиняют во всем архиерея, как будто он может перевоспитать руководство государства и изменить его линию»[21]. Подобному третированию со стороны властей позднее подвергался протоиерей Евгений Зубович.

Владыка с волгоградским духовенством у Казанского кафедрального собора в Волгограде, 1970−е годы. Архив протоиерея Василия БайчикаИзвестен отчет Совета по делам религий членам ЦК КПСС за 1974 год, в котором его автор В. Фуров по степени лояльности архиереев советской власти условно разделяет их на 3 группы. В третью, наиболее опасную с точки зрения Совета по делам религий, группу архиереев, своего рода «черный список», попал и Владыка Пимен.

На Пасху 1967 года в Вознесенской церкви Аркадака комсомольцы не пускали детей в церковь, отбирали их от матерей, записывали фамилии и адреса[22]. В 1970 году двоюродную сестру Владыки Пимена Галину Константиновну Гусеву сначала выгнали из аппарата Алтайского Крайкома КПСС, где она проработала более 20 лет, а затем исключили из партии за то, что она не сообщила о своем родственнике-епископе.[23] Владыка постоянно пишет в своих воспоминаниях, что получает анонимные письма, например: «автор от имени верующих, упрекает меня в том, что прихожане не видят архиерея, который катается по приходам, вместо того чтобы сидеть в Саратове. Было очень обидно читать такие слова, хотя и написанные глупым человеком»[24]. На Рождество Пресвятой Богородицы Владыка собирался ехать служить во Фролово, но заболел и дал во Фролово телеграмму. Вдруг раздается телефонный звонок. Звонит из Фролово матушка настоятеля и просит, чтоб вместо меня приехали о. Василий Байчик и протодиакон, потому, что заготовили много всякой еды, будет пропадать. Владыка записал: «Какие странные люди: как будто главное — это еда за столом»[25].

Для представления о тотальном контроле власти за жизнью епархии и деятельностью саратовского архиерея можно привести один факт: в первые годы управления епархией Владыки Пимена в Совет по делам религий от уполномоченного были посланы статистические данные о количестве крещений, сопровождающиеся подробным исследованием «религиозной обрядности среди молодежи». Приводились сравнительные данные в таблицах: кто крестил детей, мужчины или женщины, какого возраста, сколько матерей-одиночек, в каких храмах, сколько рабочих, сколько крестьян, сколько интеллигенции и даже «из откровенных бесед с родителями и других источников» подробно выяснялись различные причины крещения[26].

В июне 1967 года из Совета по делам религий при Совете Министров СССР последовал запрос с требованием к саратовскому и волгоградскому уполномоченным предоставить характеристики Епископа Пимена[27]. Это было связано с тем, что Владыка Пимен послал поздравительное письмо возведенному в сан архиепископа Афинского и всея Эллады Иерониму (Котсонису), бывшему духовнику греческого короля, с которым Владыка поддерживал переписку.

Вот выдержки из характеристики на Владыку, предоставленной волгоградским уполномоченным:

Во дворе Саратовского епархиального управления«В беседах с Пименом по вопросам международного положения, внутреннего положения нашего государства он проявляет себя патриотически настроенным человеком. При обсуждении с ним вопросов деятельности церковных обществ и необходимости соблюдения законодательства о религиозных культах он тоже высказывает лояльное отношение к законодательству.

В практической же деятельности Пимен проявляет себя активным деятелем церкви, стремящимся всячески активизировать деятельность церкви и усилить ее влияние на верующее население. Причем эту деятельность он подчас проводит в противоречии с законодательством о религиозных культах.

Несмотря на ряд бесед с Пименом о церковном самоуправлении и невмешательстве духовенства в финансовые, хозяйственные и административные функции церковных обществ, он лично сам допускает нарушения. Так, например:

в целях выкачки денежных средств у церковных обществ в бюджет епархиального управления давал распоряжения настоятелям церквей о воздействии на исполнительные органы для увеличения денежных взносов на нужды епархиального управления;

практически вмешивается в финансовые дела церковных обществ, т.е. перечисленные денежные средства церковными органами в епархиальное управление за свечи и предметы культа он без согласия последних зачислял в пенсионный фонд и на другие нужды епархиального управления и под угрозой прекращения снабжения свечами и предметами культа предлагал церковным органам высылать другие суммы денег;

предписывал исполнительным органам церковных обществ об обязательной выплате духовенству, уходящему в отпуск, денежного пособия и ссылался в этом вопросе на постановление СМ СССР от 16 марта 1961 года за № 232 и циркулярное письмо МФ СССР № 166 от 25 апреля 1961 года, в которых указывается лишь об освобождении этого пособия подоходным налогом, но не об обязательной его выдаче.

В связи с таким его указанием духовенство стало настойчиво требовать от исполнительных органов обязательной выдачи такого пособия ежегодно в размере от одномесячного до 2-месячного оклада содержания;

своим распоряжением обязал исполнительные органы церковных обществ ходить по церкви с кружкой для сбора денежных пожертвований верующих, только с разрешения (благословения) настоятеля церкви. В связи с этим в ряде приходов между исполнительными органами и духовенством происходят трения, т.к. раньше такого порядка не было.

Пимен практикует дачу указаний исполнительным органам церквей по вопросам ремонта молитвенных зданий и различного рода пристроек и перестроек молитвенных и вспомогательных построек. Он без согласия исполнительного органа Казанского собора гор. Волгограда купил для собора без надобности механическую лестницу за 8 тысяч рублей, которая стоит без использования.

В 1965 году выдавал денежную помощь в размере 500 руб. церкви хутора Сенного Михайловского района, которая слабо поддерживалась верующими.

Пимен оказывал давление на исполнительные органы некоторых религиозных обществ, чтобы последние больше денежных сумм вносили в епархиальное управление, но не в фонд мира. Он добивался, чтобы церковные общества денежные взносы в фонд защиты мира производили не в местные отделения Госбанка, а в епархиальное управление.

Под флагом проведения отдельных мероприятий, имеющих определенное значение, Пимен проводит систематические меры, направленные на активизацию деятельности церкви.

Архиепископ Пимен в Волгограде. Архив архимандрита Василия (Захарича)Так, в гор. Волгограде Казанский собор не является кафедральным, т.к. последний находится в гор. Саратове, где находится постоянная резиденция епископа, Пимен в целях большей активизации Казанского собора без основания стал его именовать кафедральным, а в связи с этим установил в нем ежедневные и непрерывные богослужения и совершение религиозных обрядов и предложил исполнительному органу этого собора упразднить с издавна существовавшие в нем в каждой неделе один выходной и один санитарный день. Он потребовал отмены выходных дней и в других приходах.

Пимен дает указания священникам причащать несовершеннолетних детей без присутствия родителей. Он практиковал привлечение к сослужению себе заштатных священников, в том числе и некоторых из них, снятых с регистрации за нарушения законодательства о культах.

По всем этим вопросам проводились соответствующие беседы с Пименом, в которых обращалось его внимание на недопустимость нарушений, но он свои действия считает правомерными»[28].

А вот мнение саратовского уполномоченного:

«Пимен весьма энергичный, активный проповедник религии. В целях поднятия активности церковной деятельности создал епархиальный совет, назначил благочинных округов, что ранее не было. Часто проводит службы в кафедральном соборе и других церквах области. Для участия в архиерейских службах всегда привлекает заштатных маститых протоиереев. Усиливает хоры. За последние 2 года расходы церквей на содержание хоров увеличились на 12 тысяч рублей.

Перед выходом на кафедру в большие праздники старательно репетирует порядок, стройность службы. От священников требует четкости в проведении служб и ритуалов, а также внешней опрятности.

Все это создает видимое благолепие, пышность служб и привлекает массы верующих на архиерейские службы. Между тем службами с акафистами не увлекается и не требует от настоятелей церквей их частого проведения.

Почти на каждой службе произносит проповедь. В 1966 году в 12 церквах области священнослужителями произнесено 860 проповедей.

Изучение комиссиями содействия контролю при горрайисполкомах характера проповедей показывает, что священнослужители активизировали проповедническую деятельность, в проповедях воздействуют на чувства верующих, усиливают свое влияние на них.

27 марта 1966 года епископ Пимен в Саратовском кафедральном соборе рассказывал верующим о деятельности экзархатов и миссий русской православной церкви за границей. В заключение он сказал: ”Всюду за границей, где имеется наша православная церковь, она молится за нашу Родину, за наш народ и духовно питает, сплачивает живущих там русских православных христиан”.

Этот рассказ Пимена верующие слушали с особым вниманием, тем более, что он говорил и о своем пребывании за границей.

После литургии о Самарянке 8 мая 1966 года Пимен рассказал о встрече и беседе Христа с Самарянкой, о сущности бога, его свойствах.

”Бог есть дух всеблагий, всезнающий, вездесущий, непостижимый. Все блага, творимые человеком в жизни, исходят из его душевных чувств, из его добрых помыслов, а добрый дух есть бог. Значит, все добрые дела наши исходят от бога.

Иногда нам приходится переносить нужду, горе, несчастья, и нам кажется, что это зло, но потом мы убеждаемся, что это было добро, что даже наказания, которые нам приходят от бога, были нам в пользу.

И далее… Отдельные свойства бога человек может познать и познает. Но в целом бога, все существо бога человеческий разум познать не может. Человек познает только частицу бога, но не бога в целом.

Возьмем пример из жизни. Вот у вас ребенок, он способный, хорошо развитый. Вы вдруг начали приводить ему какие-нибудь сложные математические расчеты или проблемы физики, над которыми работают крупнейшие современные ученые. Ребенок вас, конечно, не поймет, потому что он ребенок. Так и человек по отношению к богу — он ребенок и ему не дано постичь тайны божественного существа. Бог для человека непостижим, так как он дух всеобъемлющий, всевидящий и бесконечный”.

Эту идеалистическую философию познания бесконечной материи и абсолютной истины, которые, по мнению Пимена, не будут познаны до конца, верующие вряд ли смогли познать. Но здесь явная цель Пимена, как и других церковников, побольше втиснуть всякого мусора в головы верующих, покрепче привязать их к богу, припугнуть богом, потому что все делается по его божьей милости, он всевидящий, бойтесь его, ходите в церковь.

Это уже довольно активная форма воздействия на рассудок верующих.

Взаимоотношения Пимена со священниками сугубо официальные. Больших, пышных приемов священнослужителей в большие церковные праздники не устраивает»[29].

 


 [1] Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена) // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 2. С. 13.

[2] Саратовский епархиальный архив (СЕА). Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 2.

[3] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 7.

[4] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1966 год. Л. 1.

[5] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1985 год. Л. 33.

[6] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1977 год. Л. 8.

[7] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1977 год. Л. 9.

[8] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1987 год. Л. 2.

[9] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 12.

[10] Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена) // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 1. С. 13.

[11] Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена) // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 1. С. 13.

[12] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 9.

[13] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 12.

[14] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1965 год. Л. 11.

[15] Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена) // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 1. С. 12.

[16] СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 1. Л. 11–12.

[17] СЕА. Годовой отчет по Саратовской епархии за 1966 год. Л. 1.

[18] Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена) // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 2. С. 15.

[19] СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 4. Л. 3.

[20] Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена) // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 2. С. 13.

[21] Воспоминания Архиерея, Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена // Саратовские епархиальные ведомости. 1992. № 1. С. 17.

[22] Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена) // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 2. С. 15.

[23] СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 3. Л. 22–24.

[24] Воспоминания Архиерея (Архиепископа Саратовского Пимена) // Саратовские епархиальные ведомости. 1991. № 1. С. 13.

[25] Воспоминания Архиерея, Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена // Саратовские епархиальные ведомости. 1992. № 1. С. 17.

[26] ГАРФ. Ф.Р.-6991. Оп. 6. Д. 154. Л. 146–151. СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 4. Л. 4–10.

[27] СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 3. Л. 13.

[28] СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 3. Л. 14–15.

[29] СЕА. Ф. 1. Оп. 3 л/д. Д. 3. Л. 17–20.

Журнал «Православие и современность» № 10 (26)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Церковная жизнь и архиепископ Пимен (Хмелевской) в воспоминаниях последнего саратовского уполномоченного Совета по делам религий при Совете министров СССР. 10 декабря — годовщина блаженной кончины Владыки Пимена

Просмотров: 3378
Комментариев: 1

Священноисповедник и песнописец Афанасий (Сахаров) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в августе 2000 года. Мы расскажем о тех его трудах, которые совершены с помощью наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Пимена (Хмелевского) — будущего архиепископа Саратовского и Вольского, засвидетельствованных в публикуемых здесь письмах

Просмотров: 11965
Комментариев: 0

В свет вышел заключительный том дневников архиепископа Пимена (Хмелевского). Он полностью посвящен жизни и служению в Саратове, куда архиепископ Пимен был направлен в 1965 году. И все последующие годы архиерейского служения были окрашены чувством родства с Саратовом. «…Такое впечатление, будто всегда жил в Саратове и всегда был Саратовским епископом», — эту запись Владыка сделал вскоре после прибытия в наш город. Сегодня день памяти Архиепископа Пимена

Просмотров: 2463
Комментариев: 0

В рамках прошедших недавно в Саратове Пименовских чтений состоялась презентация второго тома дневников архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского). Первый вышел три года назад – в нем содержатся заметки архипастыря о его пребывании на Святой Земле в качестве начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Второй том знакомит читателя с дневниковыми записями и уникальными архивными документами «лаврского периода» владыки, датируемых 1957-1964 годами, - временем, когда архиепископ Пимен был архимандритом и наместником Свято-Троцкой Сергиевой Лавры

Просмотров: 2375
Комментариев: 0

К Дням памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) в Издательстве Саратовской митрополии вышла книга «Пимен (Хмелевской), архиепископ Саратовский и Вольский. Дневники. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 1957–1964». Это вторая книга дневников саратовского архипастыря; первая, изданная в 2008 году, была посвящена периоду его служения в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Просмотров: 2388
Комментариев: 0

При всем внешнем демократизме Владыка Пимен был консерватором в вопросах веры. Он ставил в тупик журналистов, когда говорил, что перестройка в общественной жизни никак не отразилась на Церкви. И пояснял: «Разве можно что-то изменить в алгебре или геометрии?»

Просмотров: 3283
Комментариев: 0

За два года — с 1988 по 1990-й — количество крещений выросло более чем в два раза, венчаний — в шесть раз. В Духосошественском соборе Саратова наблюдалась такая трогательная картина. В собор явилась учительница одной из школ и привела с собою почти целый свой класс для совершения над детьми Таинства Крещения

Просмотров: 6825
Комментариев: 0

Владыка любил повторять, что хотя Церковь в нашей стране отделена от государства, но она неотделима от общества. И этот постулат он проводил в жизнь очень активно. Конец 80-х и начало 90-х годов — время напряженной общественной деятельности архиерея. Архиепископ Пимен становится желанным гостем на различных общественных мероприятиях, встречах с интеллигенцией, студентами, рабочими, военными

Просмотров: 4300
Комментариев: 0

Отношения Преосвященного с уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви имели огромное значение для жизни епархии. Без санкции уполномоченного невозможно было провести ни одного значимого кадрового или хозяйственного решения. До 1973 года Епископу Пимену приходилось работать с двумя саратовскими уполномоченными: Алексеем Павловичем Никаноровым (1964–1968 гг.) и Иваном Ивановичем Спиридоновым (1969–1973 гг.)...

Просмотров: 14647
Комментариев: 0