+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Сердце человека стремится к чистоте
Просмотров: 2340     Комментариев: 0

Имя Светланы Васильевны Кековой хорошо знакомо читателям и нашей газеты, и епархиального журнала «Православие и современность» — мы уже не раз писали о ее поэтическом творчестве. В этом году она стала лауреатом Новой Пушкинской премии с формулировкой «За совокупный вклад в отечественную культуру». Ее по праву считают одним из крупнейших современных поэтов, почитатели таланта Светланы Васильевны есть на всех континентах… Чем живет поэт Светлана Кекова, чем дышит?

1

…и крики, и мольбы, и стоны бесполезны:
свершились времена и вышел зверь из бездны:
в Одессе крик и плач — и пламя рвется ввысь…
А черный дым ползет по обгоревшим трупам,
и ангел над землей кричит в огромный рупор:
«Остановись, народ! Народ, остановись!»

2

Да, я боюсь толпы, страшусь ее оскала:
я слышала уже, как чернь рукоплескала,
приветствуя убийц, крича: «Распни, распни!»
Но Божий гнев уже созрел в огромных чашах…
Да будет эта кровь на вас и детях ваших,
на вас, кого уже нельзя назвать людьми.

Эти стихи Светлана Васильевна Кекова написала минувшей весной. Тогда в связи с трагическими событиями в Одессе родился цикл, посвященный Украине. Автор посчитала уместным говорить о происходящем образами Откровения апостола Иоанна Богослова. Тогда еще эти строки нигде не были опубликованы. И одними из первых их услышали журналист и оператор телестудии Саратовской епархии, приехавшие к поэту беседовать о творчестве.

***

Светлана Кекова известна далеко за пределами России, ее стихи переведены на основные европейские языки. Она автор тринадцати поэтических сборников, ряда литературоведческих работ и статей, лауреат нескольких премий. К поэтической славе никогда не стремилась.

— Я ничего не делала, чтобы стать известной. Сейчас любят спрашивать: «Как вы продвигаете свои стихи?» Я ничего никогда не продвигала. В советское время не предлагала свои стихи в журналы, не ходила по редакциям, не пыталась куда-то пристроить свои книги. Мои сборники выходили благодаря тому, что были люди, которые мои стихи любили.

Светлана Васильевна начала сочинять стихи еще в школьные годы, ее первая детская поэма написана о… жителях облаков.

— Поэзия — вообще вещь загадочная, и почему человек начинает писать что-то — тайна. Вдохновение приходит неожиданно, никогда не знаешь, когда это случится. Бывает, что стихи возникают в толпе, в переполненном автобусе, а иногда и в благоприятных условиях, в тишине и покое, не возникает ни строчки.

Светлана Кекова — верующий православный человек, но в храм она пришла уже взрослой. В советские годы, когда даже и Библию достать было негде, в церковь она не ходила — считала, что недостойна вообще туда войти:

— Ну как? Я, которая ничего не знаю?! Ни Священного Писания, ни как себя вести…

Мама Светланы Васильевны была верующим человеком, но никогда о своей вере не говорила, папа же — политработник, прошел всю войну и просто обязан был быть атеистом.

— Однако жили они так, как будто были православными — по совести,— вспоминает Светлана. Впрочем, так жили большинство советских людей — благодаря многовековым православным традициям.

— Не выиграла бы советская армия войну, не будь она православной. Архиепископ Иоанн (Шаховской) в своих воспоминаниях пишет: в лагере советских военнопленных за полчаса собирался хор, который мог спеть всю Литургию… Но тем не менее, лишь немногие люди моего поколения были воспитаны в вере. Для кого-то встреча с Богом — откровение, личная встреча. Об этом митрополит Антоний Сурожский рассказывал: еще в детстве прочитал Евангелие от Марка и словно наяву увидел перед собой Христа… Это — путь избранных. Но очень многие, мне кажется, пришли через ошибки, через грехи, через страдания. Мой путь — именно такой. Я в какой-то момент просто поняла, что умру — физически умру — если не пойду в церковь. С середины 80‑х годов началось мое воцерковление…

И сегодня я считаю, что спасение возможно только в Церкви. Это единственный путь вообще для любого человека, особенно в наше время. Те события, которые вокруг нас происходят, убеждают только в одном — если нет этой истины Евангелия, то мир рушится! Вот он рушится на наших глазах, и собрать его, исцелить его можно только евангельской истиной. Мы живем во время страшных вызовов со всех сторон, и без той шкалы ценностей, которую дал Господь Бог, выжить невозможно. Достоевский писал: если Бога нет — все позволено! Вот сейчас мы видим, что «это все позволено» развернулось. Мне кажется, что любой здравомыслящий человек не может этого не видеть и не понимать. Все существо человека противится тому, что сейчас происходит.

Я своих студентов (Светлана Васильевна уже сорок лет преподает в саратовских вузах.— Ред.) спрашиваю, когда речь заходит о самых простых бытовых вещах: вот вы идете по городу, что видите? Переполненные мусорные баки, летящие из них пакеты… А когда вы заходите на храмовую территорию, то наблюдаете чистоту, цветы, благодать. Законы существования пространства вокруг храма и просто городского пространства — это совершенно разные законы. Цветы возле храма даже растут по-другому, чем цветы на городских клумбах. А если вы зайдете в храм, то увидите такую красоту!.. Сердце человеческое тянется к красоте, к целомудрию, к чистоте…

***

Светлана Кекова — прихожанка Казанского храма Саратова. Она часто совершает паломнические поездки. Любит уединение, тишину, присутствие рядом близких людей, с которыми можно говорить и с которыми можно молчать.

У Светланы Васильевны — две дочери, пятеро внуков, все они ходят в храм. В зале ее небольшой квартиры, заставленном шкафами с книгами, расположен домашний иконостас, в центре его — Свенский образ Божией Матери. Эту икону Светлана Кекова считает покровительницей своей семьи. Вот как узнала о ней:

— Болела дочь Маша. Я молилась и просила, чтобы она выздоровела. Мне приснился сон: монастырь, крестный ход вокруг него, я слышу голос: «Молись Свенской иконе Божией Матери». Я даже не расслышала тогда — Звенской… Свенской? До того такого названия не знала, мы с мужем стали искать. Нашли в одной из книг, что Свенская — список с Печерской иконы Божией Матери, который написал святой Алипий Печерский.

***

По словам Светланы Васильевны, вера не ограничивает свободу ее творчества. Творчество и вера никак друг другу не мешают и никак не противопоставлены. Хотя Светлана Васильевна признается, что много размышляла об этом. Даже написала (совместно с мужем) статью «Православное обоснование художественного творчества». Когда-то эта тема была слишком болезненной для нее:

— Епископ Варнава (Беляев) вообще искусство как таковое отрицает, говорит, что искусство — это создание Каина и его потомков. Я этой идеей переболела. Она очень по моей душе ударила. И целый период я ее внутри себя пыталась уместить, преодолеть. И преодолела. И сейчас у меня таких искусов нет.

Для меня творчество — это молитва, причем мои слова не значат, что каноническая молитва, вовсе нет. Есть молитва покаянная, есть благодарственная, молитва славословия. И мне кажется, что призвание поэта — это славословие Богу за этот прекрасный мир, который дан каждому человеку. Но сейчас эта красота мира в таком поругании находится! Архиепископ Иоанн (Шаховской) в одной из своих статей о поэзии говорил, что современный мир запылен. Это очень хорошая, на мой взгляд, метафора. Мир — и в прямом, и в переносном смысле запылен. Уничтожить эту пыль, вернуть миру красоту, вернуть ее человеку в том виде, в котором Господь ее создал, — задача поэта. Искусство есть воспоминание о райском состоянии человека, призыв к этому райскому состоянию. Как я уже сказала, это молитва славословия, молитва благодарения. Но это и молитва покаяния, потому что любая жизнь — это все равно ошибки, грехи, падения, а поэзия позволяет и покаяние выразить.

Светлана Васильевна говорит, что вера изменила ее поэзию, коснувшись главных тем творчества: смысла жизни и смерти. То, что раньше тяготило душу, стало источником радости:

— Только когда появляется опыт Причастия, опыт, который дает понять, что действительно человек призван к бессмертию, когда ты понимаешь это нерационально, когда тебе это дается свыше  — тогда и появляется иное отношение к пониманию смысла жизни и смерти. Поэзия отвечает на эти главные вопросы человеческого бытия. Ответ для меня стал иным, когда я пришла в Церковь.

***

Сейчас Светлана Васильевна Кекова работает над новым сборником, в который войдут философские стихи разных лет. Его рабочее название — «Насекомые призрачных мест». Что касается цикла, который посвящен украинским событиям («И истоптаны ягоды в точиле за городом»), то он уже частично опубликован в «Литературной газете», скоро появится в журнале «Дружба народов».

Фото из архива Светланы Васильевны Кековой

Газета «Православная вера» № 18 (518)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Тайны классической литературы и загадочной русской души… В конце октября в Государственном музее К.А. Федина прошла презентация книги Светланы Кековой и Руслана Измайлова «О духовном в русской словесности». Кто такой «настоящий читатель»? Как одна книга может изменить мировоззрение уже взрослого человека? Зачем музыкантам уроки литературы? Над этими и другими вопросами размышляли авторы нового издания

Просмотров: 756
Комментариев: 0

Не так давно я услышала от одной своей знакомой, что она совершенно не понимает стихов Кековой, но при этом очень любит их читать: «Все равно как озоном подышала или воды родниковой глотнула… А отчего? Не знаю…». По каким-то субъективным (и, скорее всего, легко снимаемым) причинам для человека оказался трудным смысловой код — такое бывает. Но живая субстанция поэзии прошла сквозь это непонимание — впрямь, как вода или грозовой воздух. Поэзия — это тайна, она не сводится к словам и их смыслу, она может существовать и помимо слов, но слова приводят ее в движение, дают ей дорогу, дарят ее нам — тварям словесным. Человек, который умеет — не просто «сочинять в рифму», а именно приводить к нам поэзию, и есть поэт

Просмотров: 2033
Комментариев: 0

«Стихи о людях и ангелах» — так называется новый сборник поэта Светланы Кековой. Почему именно так? Потому, объясняет автор, что это стихи о двух мирах, видимом и невидимом. Миры эти взаимопроникают и являют собой, по сути, целостный мир. Телесные наши очи не видят мира в его целостности, но слово помогает нам ощутить единство зримого и незримого...

Просмотров: 2589
Комментариев: 0

Предлагаем вниманию читателей небольшую подборку стихотворений Светланы Кековой разных лет.

Просмотров: 2721
Комментариев: 0

Однажды мне где-то довелось прочитать о том, что искусство и христианство, художественное творчество и вера в Бога, — вещи несовместные. Получалось, что творчество будит низменное в человеческой душе, не дает искоренять пороки. Будучи любительницей живописи, литературы, поэзии, кино, я долго думала над этим, но прийти к однозначному выводу так и не смогла. Тогда и родилась мысль поговорить о проблеме с человеком, который как раз и является создателем искусства,— с поэтом Светланой Васильевной Кековой

Просмотров: 3233
Комментариев: 0

Есть в Саратовском храме во имя Казанской иконы Божией Матери такая прихожанка — Светлана Васильевна Кекова, раба Божия Фотина. Но немногие знают, что в литературном мире Светлана Кекова считается одним из ярких, признанных поэтов современности. Светлана Кекова — автор шести поэтических книг. Ее стихи переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, голландский, сербо-лужицкий языки

Просмотров: 2244
Комментариев: 0