+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Семейное обучение: «за» и «против»
Просмотров: 1337     Комментариев: 1

Вместо класса — своя комната, вместо учителя — мама. Вместо ранних подъемов и изнурительных занятий — гибкий график и масса свободного времени. Стресс перед контрольными, слезы из-за плохих оценок, травля одноклассников — всех этих тяжелых реалий школьной жизни нет при семейном образовании. Эта форма обучения детей в нашей стране с каждым годом набирает обороты. Елена Мизюк пообщалась с родителями, взявшими ответственность за образование своих детей на себя, чтобы понять, какие преимущества дает надомное обучение и есть ли у него подводные камни.

Семейное образование получило распространение в США в середине ХХ века. Его стали практиковать прежде всего в христианских семьях, после того как в государственных школах была отменена общая молитва перед обучением и взят курс на «светскую школу». В России семейную форму образования законодательно закрепили в 2012 году. Стоит уточнить, что семейное обучение отличается от заочного, предполагающего, что ребенок проходит аттестацию в школе, к которой прикреплен, и от домашнего, при котором школьные учителя приходят на дом, тем, что весь процесс обучения организуют родители, они же отвечают за результат. Это совершенно новая форма обучения, которая дает реальную возможность выбирать программу, формат преподавания, а также, до 9 класса, время аттестации. 

Во многих российских семьях такая образовательная практика уже дала свои плоды. Если верить статистике, то на начало 2017/18 учебного года в нашей стране насчитывалось около пятнадцати тысяч учеников, которых обучают родители. Мы побеседовали с несколькими саратовскими мамами, прихожанками саратовских храмов, дети которых проходят обучение по семейной форме. 

Елена Степовик: 

—Есть много причин, по которым мы ушли на семейное образование. Например, кроме «синдрома отличника» есть еще и «синдром троечника» — штука не менее сильная, особенно для мальчиков. Сначала эти ярлыки невидимо закрепляют педагоги, а потом и сами дети транслируют их друг другу. Некоторые привыкают, а некоторым приходится биться за себя до 11 класса. Еще одна причина — отсутствие у детей мотивации к учебному процессу в школе. Этому не уделяется должного внимания, и в результате многие дети учатся, мотивируясь не процессом познания, а ожиданиями окружающих, а порой и просто собственным тщеславием. Если говорить о нашем опыте, за год на семейном обучении дети начали различать: что им легче учить, что сложнее, что из всего этого интересно лично им. Предметы, к которым не было интереса, осваиваем творчески, смотрим тематические фильмы. Кроме того, дети не устают, поскольку у них свободный график.

Татьяна Куценко: 

—Мы ушли на семейную форму обучения два года назад, когда сын пошел в четвертый, а дочка — в первый класс. Причин было несколько. Существующая система образования не имеет индивидуального подхода, и в первую очередь страдают дети, процесс развития которых протекает нестандартно. Кроме того, у нас не оставалось времени на кружки. После нескольких лет обучения у старшего ребенка при изначальном интересе возникло неприятие некоторых предметов, в том числе иностранного языка. Уже после ухода из школы пришлось сменить не одного репетитора, чтобы вернуть интерес к изучению английского языка — и тогда появился результат. Самое главное наше достижение на данный момент — это то, что ребенок закрыл пробелы в знаниях. А это очень важно, поскольку начальная школа — фундамент. А еще — ребенок стал учиться сам. И теперь у нас есть возможность посещать и музыкальную школу, и спортивные секции, и кружки, которые интересны детям. 

Анна Симовина:

—Старшую дочь я забрала на семейное обучение в шестом классе. Причина — постоянные болезни на фоне беспрерывного стресса, который она получала в школе. Кроме того, мне всегда хотелось воспитать своих детей христианами, а в школе, где мы учились, совсем другие ценности, и ребенку было там сложно. Сейчас у нас все четверо детей на семейном обучении. Уровень их знаний не уступает школьному.

***

В Саратове действует несколько сообществ родителей и центров поддержки семей, дети в которых обучаются родителями. Одно из таких сообществ — православное. С 26 по 28 июля в Свято-Троицком соборе г. Саратова на базе этого центра прошел очередной тематический семинар по программе «Классические беседы».  Поделиться своим опытом приехала преподаватель Государственного университета управления, доцент, кандидат политических наук Наталья Блинова.

— На мой взгляд, школьное образование зашло в тупик — дети и педагоги перегружены. Нагрузка с каждым годом возрастает, а качество знаний учеников падает. Учителя — большие труженики, но система вынуждает их тратить много времени на заполнение отчетности, не удивительно, что у них просто не остается ни сил, ни времени полноценно подготовиться к уроку. Семейное образование дает возможность индивидуально подойти к ребенку, раскрыть его потенциал. Не просто наполнить его знаниями, но научить его этими знаниями пользоваться. 

О том, как проходят занятия детей с родителями, рассказала Дарья Аношкина, которая занимается организацией семинаров по семейным обучающим программам.  

— На таких семинарах один из родителей, прошедший обучение на инструктора, проводит занятие, показывая детям и родителям варианты изучения материала, моделируя для них учебный процесс, элементы которого затем можно воспроизвести дома,— пояснила она.— Такие встречи дают помимо чисто практической пользы общение, обеспечивают родителей методической помощью и моральной поддержкой, создают благоприятную среду для социализации детей, объединяя семьи со схожим мировоззрением.  

Но все-таки, как признаются сами родители, учить детей дома сложно. Во-первых, далеко не все семьи могут позволить себе эту форму обучения, поскольку по факту один родитель посвящает практически все свое время образованию ребенка, значит, вся финансовая нагрузка по обеспечению семьи ложится на второго. Во-вторых, от мам и пап требуются хорошие организаторские навыки, дисциплина, настойчивость. Да и дети все очень разные, многим просто нравится посещать школьные занятия. Ведь школа дает возможность увидеть себя глазами других детей, проявить себя, поучаствовать во множестве общих дел, научиться преодолевать конфликты, которые неизбежны в коллективе. Не удивительно, что некоторые родители, даже испробовав формат семейного образования, оценив его плюсы и минусы и взвесив свои возможности, все же возвращают детей в школу.

Марина Мирошина: 

— В целом наш опыт домашнего обучения был скорее положительным. Но кому-то этот способ образования больше подходит, а кому-то меньше. Я поняла, что домашнее обучение — все-таки не мой вариант. Я не могу быть одновременно и мамой, и учителем. Сейчас дочка ходит в обычную школу. Учится она хорошо, мне не приходится особо вникать в программу, соответственно, у нас остается больше времени просто на общение. Хотя не исключаю, что мы еще вернемся к этой теме позже.

***

Так что же делать? Отдать предпочтение школе или семейному обучению? Сегодняшняя ситуация в образовании подарила нам самое ценное — выбор. Родители могут исходить из своего мировоззрения, целей, психологических особенностей ребенка. И это действительно очень важно.

Газета «Православная вера» № 16 (636)

Комментарии:

09.09.2019 20:46:37  Любовь

Хорошая статья, которая описывает плюсы и минусы различных форм обучения детей. Я, например, вижу больше плюсов в школьном образовании своих детей. Но мноое зависит от детей и от родителей. Поэтому действительно, хорошо, что сейчас есть выбор. 

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

13 августа 2019 года скончался один из старейших преподавателей Московской духовной академии и семинарии, выдающийся философ Николай Константинович Гаврюшин.
Николай Константинович являлся профессором Московской духовной академии, на протяжении многих лет преподавал философские дисциплины. Он неоднократно посещал Саратов, был гостем Пименовских чтений и Дней славянской письменности и культуры в Саратовской области.
В память об этом замечательном человеке предлагаем вашему вниманию его доклад, представленный в 2012 году на пленарном заседании X Межрегиональных Пименовских чтений

Просмотров: 2600
Комментариев: 0

Сегодня у нас вошло в стадию нормального подросткового бунта поколение детей, родители которых в 90-е годы минувшего века переступили порог храма впервые, многие в достаточно зрелом возрасте, замирая от страха и восторга, а кто-то и от стыда. Ни у кого из них не было настоящего церковного детства, не было опыта детской веры. Поэтому когда у поколения неофитов первой волны появились дети, которые — слава Богу — растут при храме, их воцерковленные родители вынуждены были изобретать велосипед, заново искать ответы на вечные вопросы. Некоторые семьи поделились с нами своим опытом.



Просмотров: 906
Комментариев: 0

В старинном, многие годы пустовавшем здании на улице Лермонтова, 14 непривычная суета: протирают окна, моют полы, с первого этажа доносятся звуки рояля, а в воздухе — запах недавно завершившегося ремонта. Совсем скоро в этих вековых стенах из красного кирпича снова закипит жизнь — сюда переедут воспитанницы саратовского Межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы

Просмотров: 1118
Комментариев: 0

«У духовных школ есть своя особенность: мы готовим пастырей и церковнослужителей Русской Православной Церкви. Вот почему наш выпускной акт несколько отличается от выпускного в любом другом учебном заведении. Во-первых, мы собираемся в храме для совместной благодарственной молитвы к Богу, Подателю жизни и всех благ. Во-вторых, напоминаем, что ваша учеба не окончена: если вы хотите успешно и добросовестно нести свое служение, вам предстоит учиться всю жизнь. И в-третьих, с большинством из наших выпускников мы не расстаемся. Мы видим в тех, кто принял или готовится принять священный сан, своих собратьев и сослужителей. Мы готовы и дальше делиться с вами своим опытом, отвечать на вопросы, помогать друг другу в том служении, которое требует всей жизни человека без остатка…» — с такими словами обратился Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин к выпускникам на торжественном акте, посвященном двадцать четвертому выпуску Саратовской православной духовной семинарии.

Просмотров: 783
Комментариев: 0

Мимо костюмерной проносится толпа нарядных ребятишек — до выступления еще целых полчаса, можно поиграть. Вот только мамы почему-то переживают: то бант подбегут поправить, то кружева на платье. Из актового зала доносится стройное пение — это взрослые репетируют. Вот они всегда волнуются — неужели до сих пор не привыкли к сцене, или тут кроется что-то еще?

Просмотров: 779
Комментариев: 0

В наши дни Православная Церковь переживает уникальный период своей истории: появляется множество новых храмов, собираются и организуются приходские общины — и везде люди ждут пастырей. О том, как готовят будущих священников, мы побеседовали с игуменом Варфоломеем (Денисовым), первым проректором Саратовской православной духовной семинарии

ВИДЕО

Просмотров: 1074
Комментариев: 0