+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Село под горой
Просмотров: 541     Комментариев: 0

О своей поездке в село Подгорное Воскресенского района рассказывает основатель и автор проекта «Некраеведы» Юлия Пиунова. В этом селе супругам Пиуновым удалось не только полюбоваться видами и сфотографировать старинный храм, но и выведать у старожилов легенду о спрятанных церковных реликвиях, которые до сих пор ищут охотники за кладами.

Храм в честь Покрова Божией Матери в с. ПодгорноеВ Воскресенском районе у меня жили бабушка и дедушка. Но о селе Подгорном с его природными красотами и старинным храмом мне никогда не рассказывали. Более того, Покровскую церковь, расположенную в этом селе, я, проезжая мимо, почему-то не видела, хотя с трассы ее невозможно не заметить. У этого храма давняя и богатая история, а вид на реку Терешку здесь такой, что понимаешь: пейзажи родного края ничем не хуже заграничных достопримечательностей.

В досоветский период Подгорное носило название Глотовка. Основано оно было в XVIII веке переселенцами из различных мест Саратовской губернии. Их привлекала река, в то время широкая и богатая рыбой. Село процветало, об этом свидетельствует тот факт, что уже в 1829 году в нем на средства жителей был возведен каменный храм. Единственный престол в 1835 году был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Исторические документы свидетельствуют, что сельчане планировали построить двухпрестольную церковь. Но позже от этой идеи отказались и вместо второго престола — во имя Сергия Радонежского — установили в храме его икону.

В ХХ веке этот Покровский храм повидал множество страшных сцен. В годы Гражданской войны рядом с селом, по рассказам старожилов, расстреливали пленных белогвардейцев. Местные до сих пор находят в этом месте гильзы от оружия того времени.

Вид на реку Терешку— В 1932 году сняли колокола, — рассказывает житель села Александр Борисович. — Родственница одной из наших сельчанок, Анны Ивановны, вместе с другими женщинами пыталась отстоять храм. За это ее сослали на десять лет в лагерь.

Храм, лишенный колоколов, оставался действующим еще три года, но в 1935 году — в год своего столетнего юбилея — все же был закрыт.

В доме последнего настоятеля Покровской церкви советские власти обустроили сельсовет. В селе бытует легенда, что священнику с семьей пришлось жить в коровнике. А через некоторое время, как уверяют старожилы, батюшку и матушку арестовали. Говорят, будто в Подгорном осталась тогда только их маленькая дочь, которую приютили добрые люди и которая потом прожила в этом селе всю свою жизнь.

— В старости за ней ухаживала сельчанка Шура, — продолжает свой рассказ Александр Борисович. — От нее мы узнали о том, что священник, когда храм было решено закрыть, все церковное имущество спрятал, чтобы его не разграбили. Место, где оно лежит, до сих пор ищут.

Возможно, что все эти легенды о семье последнего священника вовсе не выдумка. Краевед Валерий Теплов поделился с нами сведениями, согласно которым с 1910 года до революции в Покровской церкви села Глотовка служил священник Владимир Афонский. В архивах последнее упоминание о священнослужителе датировано 1916 годом — тогда он был награжден набедренником ко дню Святой Пасхи. Дальнейшая судьба пастыря неизвестна.

По информации, предоставленной Валерием Тепловым, в Покровском храме помимо священника был псаломщик. С 1909 года в этой должности служил уроженец Глотовки Николай Петрович Мухин. Он был арестован в 1930 году за «антисоветскую агитацию» и приговорен к пяти годам лишения свободы. Реабилитировали его только в 1989 году.

В сороковых годах закрытую церковь переоборудовали под склад зерна. Возможно, это и избавило ее от полного разрушения.

Сегодня село Подгорное можно назвать дачным поселком. Постоянно здесь проживает очень мало семей. Но живописная Терешка все так же, как и два века назад, продолжает притягивать на свои берега людей. Только теперь сюда едут не за рыбой, а все чаще — в поисках тишины и вдохновения. Дома покупают художники, поэты и писатели.

Священник Сергий Туйгин с прихожанами храмаСело разделено на четыре части. У каждого из районов свое название: Гремячка, Слобода, Куровник и Куба. Последний район был построен во времена Карибского кризиса, отсюда и такое говорящее наименование.

Съезжая с трассы и подъезжая к Подгорному, путник может даже не догадаться, что здесь располагается село. Все дома находятся под горой, с которой их до последнего момента не видно. А на этой самой горе стоит одинокая, но по-прежнему величественная церковь.

— В 2000‑х годах, при предыдущем настоятеле, протоиерее Сергии Петриченко, храм начали восстанавливать, — рассказывает местная жительница Ольга Дмитриевна Болдырева. — Он сделал внутри отопление, установил печь, и службы проводились даже зимой.

Потом реставрация надолго была приостановлена. И вот при нынешнем настоятеле священнике Сергии Туйгине получилось собрать сумму, достаточную для того, чтобы покрыть купола и установить иконостас.

Отец Сергий служит в Воскресенском районе пять лет.

— Службы в Покровском храме пока совершаются в теплое время года, с апреля по октябрь, — говорит он. — Печью длительное время не пользовались, и ее нужно приводить в порядок, чтобы можно было обогревать храм. Когда здесь проходят службы, люди съезжаются со всей округи. Даже из Воскресенского и Кошелей ездят, хотя там есть свои приходы.

Одна из таких семей — чета Кривых. Живут они в Кошелях, но в Подгорном стараются не пропускать ни одной Литургии. У супругов пятеро детей, приезжают всей семьей. Старший сын помогает в алтаре, мать семейства поет в хоре.

Не так давно семья Кривых жила в Саратове, но несколько лет назад супруги решили перебраться в село.

— В городе нам было очень неуютно, — поясняет отец семейства Алексей Кривых. — У детей, как мы считаем, не было достаточной свободы — даже погулять им просто так не выйти, только с родителями, и руку нельзя отпускать, потому что рядом дорога. Здесь наши дети научились самостоятельности, а мы стали меньше волноваться за них. В нашем селе люди добрые и все друг друга знают. Мне часто говорили, что в сельской местности работы нет, что зря я еду. Но на самом деле у того, кто действительно хочет, обязательно будет возможность заработать. Главное — желание, умение трудиться и, конечно, поддержка семьи.

Алексей берется за любую работу, не может сидеть без дела. Он и в восстановлении храма очень помогает.

Несмотря на то что прихожане Покровского храма съезжаются из разных мест, они очень дружны между собой. Каждый старается сделать что-то полезное для прихода. Ольга Дмитриевна Болдырева, например, в свои 77 лет оповещает всех о службах, готовит трапезу вместе с другими прихожанами. И пусть восстановление храма идет не так быстро, как хотелось бы, можно сказать, что он уже задышал новой жизнью.

С горы, где стоит Покровский храм, открывается вид на живописный обрыв, внизу которого быстро бежит Терешка. От этой картины захватывает дух, но вместе с тем приходит умиротворение. Начинаешь понимать художников и поэтов, приезжающих в Подгорное за вдохновением.

Фото автора

Газета «Православная вера» № 01 (621)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.