+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Село под горой
Просмотров: 1191     Комментариев: 0

О своей поездке в село Подгорное Воскресенского района рассказывает основатель и автор проекта «Некраеведы» Юлия Пиунова. В этом селе супругам Пиуновым удалось не только полюбоваться видами и сфотографировать старинный храм, но и выведать у старожилов легенду о спрятанных церковных реликвиях, которые до сих пор ищут охотники за кладами.

Храм в честь Покрова Божией Матери в с. ПодгорноеВ Воскресенском районе у меня жили бабушка и дедушка. Но о селе Подгорном с его природными красотами и старинным храмом мне никогда не рассказывали. Более того, Покровскую церковь, расположенную в этом селе, я, проезжая мимо, почему-то не видела, хотя с трассы ее невозможно не заметить. У этого храма давняя и богатая история, а вид на реку Терешку здесь такой, что понимаешь: пейзажи родного края ничем не хуже заграничных достопримечательностей.

В досоветский период Подгорное носило название Глотовка. Основано оно было в XVIII веке переселенцами из различных мест Саратовской губернии. Их привлекала река, в то время широкая и богатая рыбой. Село процветало, об этом свидетельствует тот факт, что уже в 1829 году в нем на средства жителей был возведен каменный храм. Единственный престол в 1835 году был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Исторические документы свидетельствуют, что сельчане планировали построить двухпрестольную церковь. Но позже от этой идеи отказались и вместо второго престола — во имя Сергия Радонежского — установили в храме его икону.

В ХХ веке этот Покровский храм повидал множество страшных сцен. В годы Гражданской войны рядом с селом, по рассказам старожилов, расстреливали пленных белогвардейцев. Местные до сих пор находят в этом месте гильзы от оружия того времени.

Вид на реку Терешку— В 1932 году сняли колокола, — рассказывает житель села Александр Борисович. — Родственница одной из наших сельчанок, Анны Ивановны, вместе с другими женщинами пыталась отстоять храм. За это ее сослали на десять лет в лагерь.

Храм, лишенный колоколов, оставался действующим еще три года, но в 1935 году — в год своего столетнего юбилея — все же был закрыт.

В доме последнего настоятеля Покровской церкви советские власти обустроили сельсовет. В селе бытует легенда, что священнику с семьей пришлось жить в коровнике. А через некоторое время, как уверяют старожилы, батюшку и матушку арестовали. Говорят, будто в Подгорном осталась тогда только их маленькая дочь, которую приютили добрые люди и которая потом прожила в этом селе всю свою жизнь.

— В старости за ней ухаживала сельчанка Шура, — продолжает свой рассказ Александр Борисович. — От нее мы узнали о том, что священник, когда храм было решено закрыть, все церковное имущество спрятал, чтобы его не разграбили. Место, где оно лежит, до сих пор ищут.

Возможно, что все эти легенды о семье последнего священника вовсе не выдумка. Краевед Валерий Теплов поделился с нами сведениями, согласно которым с 1910 года до революции в Покровской церкви села Глотовка служил священник Владимир Афонский. В архивах последнее упоминание о священнослужителе датировано 1916 годом — тогда он был награжден набедренником ко дню Святой Пасхи. Дальнейшая судьба пастыря неизвестна.

По информации, предоставленной Валерием Тепловым, в Покровском храме помимо священника был псаломщик. С 1909 года в этой должности служил уроженец Глотовки Николай Петрович Мухин. Он был арестован в 1930 году за «антисоветскую агитацию» и приговорен к пяти годам лишения свободы. Реабилитировали его только в 1989 году.

В сороковых годах закрытую церковь переоборудовали под склад зерна. Возможно, это и избавило ее от полного разрушения.

Сегодня село Подгорное можно назвать дачным поселком. Постоянно здесь проживает очень мало семей. Но живописная Терешка все так же, как и два века назад, продолжает притягивать на свои берега людей. Только теперь сюда едут не за рыбой, а все чаще — в поисках тишины и вдохновения. Дома покупают художники, поэты и писатели.

Священник Сергий Туйгин с прихожанами храмаСело разделено на четыре части. У каждого из районов свое название: Гремячка, Слобода, Куровник и Куба. Последний район был построен во времена Карибского кризиса, отсюда и такое говорящее наименование.

Съезжая с трассы и подъезжая к Подгорному, путник может даже не догадаться, что здесь располагается село. Все дома находятся под горой, с которой их до последнего момента не видно. А на этой самой горе стоит одинокая, но по-прежнему величественная церковь.

— В 2000‑х годах, при предыдущем настоятеле, протоиерее Сергии Петриченко, храм начали восстанавливать, — рассказывает местная жительница Ольга Дмитриевна Болдырева. — Он сделал внутри отопление, установил печь, и службы проводились даже зимой.

Потом реставрация надолго была приостановлена. И вот при нынешнем настоятеле священнике Сергии Туйгине получилось собрать сумму, достаточную для того, чтобы покрыть купола и установить иконостас.

Отец Сергий служит в Воскресенском районе пять лет.

— Службы в Покровском храме пока совершаются в теплое время года, с апреля по октябрь, — говорит он. — Печью длительное время не пользовались, и ее нужно приводить в порядок, чтобы можно было обогревать храм. Когда здесь проходят службы, люди съезжаются со всей округи. Даже из Воскресенского и Кошелей ездят, хотя там есть свои приходы.

Одна из таких семей — чета Кривых. Живут они в Кошелях, но в Подгорном стараются не пропускать ни одной Литургии. У супругов пятеро детей, приезжают всей семьей. Старший сын помогает в алтаре, мать семейства поет в хоре.

Не так давно семья Кривых жила в Саратове, но несколько лет назад супруги решили перебраться в село.

— В городе нам было очень неуютно, — поясняет отец семейства Алексей Кривых. — У детей, как мы считаем, не было достаточной свободы — даже погулять им просто так не выйти, только с родителями, и руку нельзя отпускать, потому что рядом дорога. Здесь наши дети научились самостоятельности, а мы стали меньше волноваться за них. В нашем селе люди добрые и все друг друга знают. Мне часто говорили, что в сельской местности работы нет, что зря я еду. Но на самом деле у того, кто действительно хочет, обязательно будет возможность заработать. Главное — желание, умение трудиться и, конечно, поддержка семьи.

Алексей берется за любую работу, не может сидеть без дела. Он и в восстановлении храма очень помогает.

Несмотря на то что прихожане Покровского храма съезжаются из разных мест, они очень дружны между собой. Каждый старается сделать что-то полезное для прихода. Ольга Дмитриевна Болдырева, например, в свои 77 лет оповещает всех о службах, готовит трапезу вместе с другими прихожанами. И пусть восстановление храма идет не так быстро, как хотелось бы, можно сказать, что он уже задышал новой жизнью.

С горы, где стоит Покровский храм, открывается вид на живописный обрыв, внизу которого быстро бежит Терешка. От этой картины захватывает дух, но вместе с тем приходит умиротворение. Начинаешь понимать художников и поэтов, приезжающих в Подгорное за вдохновением.

Фото автора

Газета «Православная вера» № 01 (621)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Многие люди говорят, что, заходя в храм — даже заброшенный, полуразрушенный или перестроенный (в лучшем случае, отданный под клуб или музей, как это бывало в советское время) — чувствуют, что это совершенно особое место. Как обычное здание становится храмом? Мы беседуем об этом с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

Просмотров: 1028
Комментариев: 0

Когда впервые слышишь словосочетание «церковный древлехранитель», воображение тут же рисует сухонького седенького старичка, корпящего денно и нощно над старинными манускриптами,— этакого Гэндальфа с архитектурной специализацией. Руководитель реставрационного отдела Саратовской епархии Алексей Клыков на волшебника из «Властелина колец» совершенно не похож, но когда слушаешь его истории про восстановление саратовских храмов, мысли о чудесах невольно возникают — пусть это и чудеса рукотворные

Просмотров: 935
Комментариев: 0

Поруганный храм все равно остается храмом... В селе Таволожка, которое, вопреки скорбной демографической статистике по сельской местности, вымирать вовсе не собирается, местные фермеры задались целью восстановить старинный полуразрушенный храм во имя Всех святых

Просмотров: 974
Комментариев: 0

Постараюсь рассказать о том, как восстанавливается старинная церковь Михаила Архангела в селе Лох Новобурасского района Саратовской области – и как там возрождается жизнь вообще. Это не совсем обычная история… Хотя вряд ли хотя бы одну из подобных историй можно назвать обычной. Ведь возрождение происходит вопреки всему, против течения всех нынешних процессов в нашей многострадальной сельской местности

Просмотров: 1066
Комментариев: 0

Смотришь на это здание — и кажется, что оно было тут всегда именно в таком виде: с белыми окошками, свежевыкрашенными стенами, маленькой золотой главкой с крестом — органично вписывающееся в архитектурный облик Саратова. Да и как иначе — стоит оно на этом месте с 1880 года. Только вот последние лет двенадцать вид у здания был плачевный: черные глазницы выбитых окон, заколоченные старые двери, открытые и заваленные мусором подвальные входы, протекающая старая крыша. Оглядываясь назад, понимаешь, насколько невероятно то, что оказалось возможным вдохнуть новую жизнь в эти вековые и почти разрушенные стены

Просмотров: 1073
Комментариев: 0

Люди, которые восстанавливают разрушенные, поруганные храмы, не имея ни больших средств, ни особых связей, только за счет собственного упорства, только на чувстве долга… Они есть сегодня в России, слава Богу. Побеседуем с одним из них — уроженцем Саратова, историком, автором книг о священномучениках ХХ века, научным руководителем проекта по популяризации наследия Поместного Собора 1917–1918 годов, главой Некоммерческого партнерства по защите и сохранению объектов культурного наследия «Спасское дело» Александром Мраморновым

Просмотров: 2346
Комментариев: 0

В одном из прошлых номеров мы рассказали о проекте «Некраеведы» и о его создателях — молодых супругах из Саратова, по собственному интересу и доброй воле посвящающих свои выходные поездкам в отдаленные села Саратовской области. Там Максим и Юлия Пиуновы фотографируют старинные храмы и сельские пейзажи, разговаривают со старожилами, записывают интересные исторические подробности и человеческие истории, которые им удалось узнать. Так они пытаются запечатлеть для потомков то, что сами называют уходящей красотой. Сегодняшняя история, которую они поведали в своем материале, без сомнения, трагическая, хотя и осталась в ней неразрешенная загадка. Но чем больше таких историй и судеб будет открываться нам, тем полнее будет портрет Русской Церкви в ХХ веке — со всеми оттенками боли и разрушения, которые ей пришлось пережить в годы гонений

Просмотров: 1353
Комментариев: 0

Герои нашей сегодняшней публикации — Максим и Юлия Пиуновы — авторы семейного историко­-культурного проекта «Некраеведы». В выходные дни они ездят по разным уголкам Саратовской области — посещают села, деревни, поселки и городки, чтобы «прикоснуться к уходящей старине». Взяв в дорогу камеру и диктофон, они находят интересные, исторически значимые места и делают о них репортажи, которые потом размещают в социальной сети «ВКонтакте»

Просмотров: 1714
Комментариев: 0