+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+
Проповедь покаяния — грешникам
Просмотров: 2411     Комментариев: 0

О Первом послании к Коринфянам, часть вторая

Мы уже начали разговор о Первом послании апостола Павла Коринфянам, теперь обратимся к последующим главам, в которых святой апостол Павел продолжает обличать и врачевать пороки, поразившие коринфских христиан. Если в первой части послания апостол призывал коринфян к единству во Христе, то теперь он обращается к вопросам нравственности, семейных отношений и отношений к внешнему миру и друг к другу.

Об «устаревшем» во все времена

 

Рыночная площадь древнего Коринфа, на которой скорее всего проповедовал апостол ПавелПятая глава Первого послания к Коринфянам начинается восклицанием апостола: Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего (1 Кор. 5, 1).

В наше время тема супружеских отношений все чаще и чаще приобретает характер чего-то устаревшего или старомодного. Хранение добрачной чистоты отношений, супружеская верность, любовь, терпение — все эти понятия сегодня попадают в своего рода заповедник, подобно редким или исчезающим видам животных и растений, которых нужно оберегать и охранять от полного истребления. А под словосочетанием «свободные отношения» подразумевается, по сути, нравственная распущенность, или блуд, как назван этот грех в Священном Писании.

Конечно, нельзя сказать, что «свобода нравов» является исключительной нормой современности. Например, в Риме времен апостола Павла женщин, хранивших верность мужьям и живущим в единственном браке, могли презрительно называть «унивирами» — одномужницами (от латинского univiria — женщина, бывшая лишь один раз замужем).

Седьмая заповедь закона Моисеева — не прелюбодействуй (Исх. 20, 14; Втор. 5, 18) — запрещает блуд во всех его проявлениях. Господь Иисус Христос, объясняя эту заповедь, говорит: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27–28). Не только блуд является грехом, но и любая нечистая мысль, само вожделение.

Древний кровосмесник

 

Апостол Павел пишет о том, что кто-то из коринфских христиан совершил крово­смешение — взял в сожительницы свою мачеху (вероятно, она была второй женой его отца, после смерти которого все и произошло). При этом, по словам апостола Павла, даже язычники не позволяли себе такого. Но еще большую скорбь вызвало у апостола то, что другие члены Коринфской Церкви возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело (1 Кор. 5, 2). В предыдущих главах апостол уже обличал коринфян за излишнее превозношение своими добродетелями, которые на деле оказались мнимыми. Поэтому апостол еще раз повторяет: Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? (1 Кор. 5, 6).

Виновного в кровосмешении следовало в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа (1 Кор. 5, 4–5). То есть апостол Павел призывает коринфян совершить суд над этим человеком, причем суд должен происходить внутри церковной общины — в общем собрании. При этом вердиктом собрания должно стать «предание грешника сатане во измождение плоти». Что означают эти слова? Видимо, апостол Павел вкладывает в них двоякий смысл. Во-первых, исключение из общины, так как церковная община должна строго блюсти себя от грехов. Апостол Павел использует здесь образ закваски: Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5, 7–8). Во-вторых, под преданием сатане могут подразумеваться скорби, болезни и другие искушения, постигающие грешника. Совершая грех, притом столь тяжкий, человек становится беззащитным для действия диавола, вернее, грешник сам открывает диаволу путь в свою душу. В то же время апостол не исключает, что, несмотря на все беды и скорби, постигающие грешника, дух его может быть спасен в день Господа. Видимо, это произойдет в случае искреннего покаяния и исправления жизни.

Апостол Павел еще раз призывает коринфян не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идоло-служителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего (1 Кор. 5, 9–10). Это может показаться странным: почему апостол считает возможным исключить кровосмесника из общины, но в то же время не запрещает христианам общаться с блудниками и другими грешниками из язычников? Дело в том, что невозможно, пребывая в миру, полностью оградить себя от контактов с нехристианами (иначе нужно было бы выйти, покинуть этот мир). Но это не означает и того, что христианин должен спокойно относиться к происходящему вокруг. Общение с грешниками этого мира означает прежде всего проповедь покаяния для них. Ведь и Сам Господь говорит в Евангелии: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Покаяние и изменение жизни является главным условием вступления в Церковь. Поэтому жизнь человека должна разделяться на два этапа — жизнь до Христа и жизнь со Христом. Вернее сказать, что настоящая жизнь возможна только со Христом. Поэтому невозможно считать себя христианином и оставаться таким же, каким человек был до. Поэтому апостол вновь призывает коринфян: С тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5, 11).

Христос в сердце, или Имущество на земле?

 

Коснувшись вопроса отношения к внешнему миру, разбирая дело кровосмесника, апостол Павел более подробно ответил на этот вопрос в следующей, шестой главе. Христиане должны быть светом для мира (см.: Мф. 5, 14), должны проповедовать грешникам покаяние. Но в то же время между Церковью и миром должна существовать четкая грань. Апостол Павел вновь с удивлением пишет: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? (1 Кор. 6, 1). Речь идет о том, что некоторые коринфские христиане обращались в государственные суды. Все судьи должны были исповедовать официальную религию римской империи — язычество. И суд происходил по языческим римским законам. Как отмечают православные экзегеты (толкователи), относящееся к судьям слово «нечестивые» можно перевести и как «неправедные», то есть те, кто не знает правды Христовой. Поэтому апостол Павел и недоумевает: как могут судиться у непросвещенных светом веры Христовой судей те, кто Христа имеет в своем сердце? Апостол считает, что для разрешения споров друг с другом христиане должны обращаться к авторитетным и уважаемым людям внутри общины. Членов христианской общины апостол именует святыми: Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? (1 Кор. 6, 2–3). Здесь подразумевается не личная святость, а святость или освящение благодатью, которое каждый верующий получает в Церкви Христовой. Поэтому каждый христианин свят, как часть Святой Церкви. И святость христианства становится судом для мира, не стремящегося к стяжанию святости. Тем более христиане должны сами разрешать возникающие среди них житейские споры.

В то же время апостол обличает коринфян за то, что они вообще судятся друг с другом: Брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев (1 Кор. 6, 6–8). Братья — это члены одной семьи. Семья должна быть одним целым, а не разделяться из-за споров об имуществе. А именно споры из-за материальных благ обличает апостол Павел. По мысли апостола, лучше остаться обиженным, чем судиться. Тем более постыдно обижать и притеснять своих же братьев по вере. Все это делает человека неправедным — не знающим правды Христовой. А неправедные Царства Божия не наследуют… Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9–10). Здесь апостол Павел указывает на грехи, особенно распространенные среди язычников (вероятно, и сами коринфяне согрешали ими до обращения ко Христу) — блуд и все то, что связано с ним (внебрачные и противоестественные связи, супружеские измены), воровство, пьянство и все то, чем люди согрешают друг против друга.

Только Бог

 

Перечислив грехи, апостол напоминает, что христиане омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (ср.: 1 Кор. 6, 11). Омывшийся становится чистым, оправданный — невиновным. А если мы совершаем грех, то снова ввергаем себя в нечистоту и налагаем на себя вину, от которых нас омыл и оправдал Господь. И затем апостол Павел дает коринфянам совет, который по примеру известной заповеди Господа Иисуса Христа (во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12)) можно назвать «золотым»: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). Апостол много писал о христианской свободе (об этом еще будет идти речь в других посланиях), но свобода — это не вседозволенность. Свобода — это выбор полезного в духовном смысле. Ничто не должно господствовать над верующим, кроме Бога.

Не может быть свободным тот, кто подвержен греху. Апостол вновь особенно выделяет грех блуда: Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 16–17). Тело христианина — храм Святаго Духа (ср.: 1 Кор. 6, 19), а наша свобода приобретена дорогою ценою (1 Кор. 6, 20) — смертью и воскресением Сына Божия.

Продолжение следует

Газета «Православная вера» № 18 (518)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.