+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Посрамление надменных
Просмотров: 289     Комментариев: 1

Прошедший на днях в Киеве собор архиереев Украинской Православной Церкви оказался провальным для сторонников автокефального проекта. На Соборе, проходившем в Киевской Лавре, присутствовало 83 из 90 архиереев УПЦ. Из 7 отсутствующих - трое болели (они прислали письмо с личной подписью о поддержке Блаженнейшего митрополита Онуфрия), еще двое были за границей, а один не смог приехать по техническим причинам. Еще один - Александр Драбинко пошел в "Украинский дом" к Порошенко.

Собор принял постановление, в котором заявил, “превращение Церкви в элемент политики или пропаганды... противоречит природе Церкви” и что “преодоление церковного разделения должно происходить без вмешательства государственных, политических и других внешних сил”.

Собор осудил действия Константинополя и заявил о прекращении с ним Евхаристического общения. Собор также подчеркнул, “что процесс предоставления так называемого Томоса об автокефалии является искусственным, навязанным извне, не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства, углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины. При таких условиях приобщение епископата, духовенства и мирян Украинской Православной Церкви к этим процессам считаем невозможным”.

Из всех присутствующих только двое архиереев - митрополит Черкасский Софроний, давний сторонник проекта “Единой Поместной Церкви” и митрополит Винницкий и Барский Симеон - выступили против некоторых пунктов постановления.

Также - практически единодушно - епископы потребовали, чтобы запланированная встреча с президентом Порошенко проходила на церковной территории, в Лавре, а не в здании “Украинского Дома”, как хотел Порошенко. В итоге встреча вообще не состоялась - только три архиерея, митрополит Александр (Драбинко), митрополит Винницкий и Барский Симеон и архиепископ Новокаховский и Генический Филарет встретились с президентом отдельно.

В целом план привлечь на сторону автокефального проекта сколько-нибудь значительную часть Украинской Православной Церкви, возглавляемой Митрополитом Онуфрием, не сработал. В условиях, когда Украинская Православная Церковь состоит из примерно 12 тысяч приходов, филаретовский раскол - примерно из пяти, и еще одна тысяча набирается у УАПЦ, это приводит к глубоко ироничной ситуации, когда энергично продвигаемая официальная, государственная церковь нации оказывается при этом церковью меньшинства - случай, неслыханный в истории.

Это делает болезненно очевидными некоторые вещи - о которых, впрочем, и до того можно было догадываться.

В частности, чего стоят попытки выдать автокефальный проект за “волю украинского народа”. Единственное церковное сообщество, признанное всей полнотой мирового Православия, и представляющее, по крайней мере, две трети православных верующих страны, его недвусмысленно отвергло. Проект отражает волю текущих властей, и их кураторов - а вот большинство украинских верующих отчетливо сказали “нет”. Это полностью демаскирует весь проект как попытку грубого насилия над церковным народом со стороны совершенно внешних по отношению к Церкви людей.

Это также показывает, насколько пустой является риторика Константинополя о “преодолении раскола” - получив под свое управление примерно 6 тысяч раскольнических приходов, которые (пока, во всяком случае) готовы его признавать, Фанар оттолкнул, по меньшей мере, вдвое большую Украинскую Православную Церковь - и произвел раскол гораздо более масштабный, чем тот, который он вызывался уврачевывать. Это либо свидетельство крайней некомпетентности, либо того, что Фанар и не ставил себе целью уврачевание чего бы то ни было и вообще церковное благо.

Такое почти единодушное “нет”, такая верность своему законному Предстоятелю, Митрополиту Онуфрию, которую проявили украинские епископы, конечно, побудила сторонников автокефалии как-то подсластить пилюлю, и не было придумано ничего лучшего, как рассказать о неких “15 епископах”, которые все же собираются принять участие в создании фанарской структуры - причем они собираются делать это не лично, а по “доверенности”, врученной митрополиту Симеону.

Что же, если бы действительно нашлось 15 епископов - из 90 - готовых перебежать на сторону Порошенко, это не привело бы к какому-то радикальному изменению ситуации. Но само их наличие, по меньшей мере, не очевидно - что мешало бы этим людям прямо заявить о себе? Почему на встречу с Порошенко пришли только трое? Какой вообще смысл голосовать “по доверенности”, находясь в той же стране?

Епископов как-то запугивали, не давали им пойти туда, куда они хотят? Митрополит Черкасский Софроний - напомним, один из немногих известных сторонников автокефалии - прямо говорит, что никакому давлению или запугиванию епископы на соборе не подвергались. Вот что он сказал, отвечая на вопрос корреспондента главком.уа:

“– Поднимался ли на Соборе вопрос, что, мол, если вы поедете на встречу с президентом в Украинский дом, то вас лишат должностей, отберут руководство в епархиях, например?
– Нет, такого не было. По крайней мере я такого не слышал.”

Напротив, митр.Софроний с некоторым простодушием раскрывает свою про-автокефальную аргументацию:

“Я им так и сказал, что завтра их объявят Русской церковью, вас 80, все вы имеете свои кафедры. Зато завтра вам скажут: «ребята, до свидания. У нас есть своя церковь, у нас есть свои представители, мы здесь будем (имеется в виду новая Поместная церковь, которая создается)».”

В чем же причина настолько очевидной неудачи автокефалистов? Можно было ожидать, что они мало чего добьются с УПЦ - но все равно их провал выглядит неожиданно полным. В чем же их главная причина?

Это, насколько можно судить, глубокое непонимание, вызванное в принципе разными системами  ценностей. Для Порошенко - и других адептов автокефалии - существуют только политические соображения. Автокефалия нужна действующему президенту Украины - по его собственным словам - в чисто политических целях. Религиозных соображений - таких как воля Божия, спасение душ, благо Церкви - в его речах никогда не было, а когда он пытался пускаться в какую-то околорелигиозную риторику, это сразу выдавало полнейшую безграмотность в  этой области, характерную для человека, которому вопросы богопочитания как таковые вообще не интересны.

Конечно, были люди, подыскивающие под решения политиков  соответствующие как бы религиозные обоснования - но их роль была глубоко вторичной и служебной.

Для политика любые ценности носят служебный характер - он отлично понимает разницу между интересами, которые он преследует, и риторикой, к которой он прибегает. И он исходит из того, что и другие участники политической игры  думают так же. Что разговоры о ценностях и убеждениях - это для электората, а между собой серьезные люди говорят о деле. И в мире политики это работает в большинстве случаев.

Но политики делают ошибку, когда теми же глазами смотрят на Церковь. Мол, все эти разговоры про веру, про каноны, про Бога и истину - все это носит такой же функциональный характер, как и политическая риторика. Все это разводки для лохов, а реально князья Церкви преследуют те же цели, что и князья мира сего - власть и деньги. И иногда - с некоторыми князьями Церкви - этот расчет вполне работает. Иногда политики могут вовлечь их в свои схемы и комбинации, пообещав им расширение их власти и финансовой базы. Люди слабы и подвержены страстям, похотям и страхам.

Но бывает и по другому - в людях сохраняется вера, верность, достоинство и они говорят - “нет”. Бог реален - и намного более реален, чем игры политиков - Его мы и будем держаться. Как сказал Владыка Онуфрий во время заседания собора, “Все рано или поздно предстанут пред Богом, и там ни наши политические аргументы, ни социальные не будут работать. У нас будут спрашивать, были ли мы верны истине, были ли мы верны Христу. А то, что нас обвиняют, что мы – Москва, то Христа ведь тоже обвиняли врагом Римской империи, врагом кесаря. Это схема, по которой обвиняют всех, кто идет за Христом”.

Конечно Порошенко - как и Байдену, как и всем им - это совершенно не понятно. Это за пределами их вселенной. Они строят свои расчеты на том, что этого не существует. И эти расчеты рушатся. А Церковь Христова стоит - и врата адовы не одолеют ее.

Радонеж

Комментарии:

18.11.2018 19:57:52  Г.

почему  вера, как ценность, снивелировалась  в первых рядах Конст.патр? Или это ошибки и заблуждения, а не потеря веры?

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.