+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Политическая религия и церковная вера
Просмотров: 445     Комментариев: 0

Бывают события "исторические" в том смысле, что они ставят каждого человека перед выбором — чем он руководствуется в своей жизни, что для него действительно важно. И недавний "объединительный собор" в Киеве, на котором была создана новая, подчиненная Константинополю структура, разделил людей на тех, кто руководствуется, собственно, церковными соображениями, и тех, для кого определяющей является совершенно другая идея.

Надежды Константинополя — и Порошенко — что значительная часть архиереев Украинской Православной Церкви предаст митрополита Онуфрия и охотно перебежит в новую структуру, провалились полностью — перебежчиков оказалось всего двое из девяноста Епископов, причем их позиция была известна заранее.

Церковь показала удивительное единство перед лицом ожесточенного давления, и мы должны возблагодарить Бога за верность Его людей, которые не испугались давления и не соблазнились посулами. В мире, где мы привыкли видеть холодные политические расчеты, циничное преследование своих интересов, и полную беспринципность, такая верность, проявленная Епископами Церкви, бросается в глаза как проявление сверхъественного характера Церкви, которая собирается вокруг своей неизменной веры в Спасителя.

На другой стороне мы видим политиков, которые хотят использовать Церковь как инструмент — и привлекают тех людей, которые, увы, на это согласны. Зрелище "объединительного собора" — бюджетники, свезенные автобусами, в толпе которых видны флаги — но ни одной иконы или хоругви, СБУ, давящее на Епископов и священников, чтобы хоть кого-то загнать в новую структуру, запугивание со стороны "активистов", президент, теоретически, светского государства, восседающий в президиуме церковного собора, и многое другое — произвело гнетущее впечатление даже на некоторых комментаторов первоначально настроенных к проекту весьма благожелательно.

Особенно жутко для любого верующего прозвучала финальная речь Петра Порошенко — где он говорил не о Боге, не о Христе, а все больше, в обычной своей манере, о России, произнеся слова «Украина уже не будет пить, говоря словами Тараса Шевченко, "из московской чаши московский яд"».

Слова Шевченко предполагают другой контекст, но в церковном контексте "чаша" — это Евхаристия. Чаша стоит в центре Церкви, Евхаристия — это самое важное, что в Церкви происходит, ее главная святыня, то, вокруг чего построена вся церковная жизнь.

Человек, который регулярно (или хотя бы изредка) приступает ко Святой Чаше, слышит или читает произносимые при этом молитвы, не может этого не знать. Как не мог не знать Порошенко, что присутствует на, теоретически, церковном мероприятии.

Для любого верующего человека то, что президент усмотрел "яд" в Евхаристической Чаше, звучит дикой ересью и кощунством. Впрочем, вполне вероятно, не намеренным. Порошенко (как и те, кто пишет для него речи) может просто не знать, что слово "чаша" значит для православного христианина. Другое дело, что такое незнание предполагает полную духовную и культурную чуждость Церкви.

Конечно, нет ничего в принципе ужасного, что президент светского государства совершенно не знаком с вероучением и практикой Православной Церкви — и не знает, что в центре ее жизни стоит Чаша. В конце концов, это не входит в его обязанности. Но тогда настолько светскому президенту нечего делать в президиуме церковного собора.  

Как и вообще людям, чуждым Церкви, нечего делать в устроении церковных дел — а на мероприятии мы еще раз услышали — в частности, из уст министра культуры Украины Евгения Нищука, что «возле Софийского собора собрались тысячи людей с разным вероисповеданием, и даже атеисты. Но все они хотят одного — получить церковную независимость».

Другое дело, люди, предположительно, верующие и церковные, которые поддерживают все это мероприятие, должны эти слова Порошенко как-то проглотить, прожевать, усвоить — прекрасно понимая, что они означают в церковном контексте. Никто из участников не осмелился возразить — мол, что вы за ересь такую несете, досточтимый участник президиума нашего церковного собора? Представители Константинополя тоже деликатно промолчали — впрочем, возможно, им было не до этого, на фотографиях у них чрезвычайно утомленный и измученный вид, ибо они, из соображений совсем не пастырских, взялись пасти не совсем овец.

Но если люди поддерживают грубое политическое вмешательство в жизнь Церкви, им много чего приходится глотать — и фабрикацию дел в (провалившейся) попытке загнать людей на собор, и активистов, орущих «Комуняцького попа — на гілляку», и попытки СБУ притащить Епископов буквально под белы руки, и национальный гимн вместо молитвы, и много чего еще — так, что они со временем привыкают и становятся нечуствительны.

Собственно, так работает воронка любого греха — чем дальше, тем на более серьезные отступления от ранее провозглашавшихся убеждений и принципов приходится идти, тем более мощные фильтры приходится отращивать, чтобы не замечать очевидного.

Итак, с одной стороны мы видим Епископов, которые выбрали верность Церкви. Что мы видим с другой?  Победивших сторонников "независимой украинской церкви"? Нет. Те, кто хотели, чтобы Украина имела свой Патриархат, "независимый и равный" среди других Православных Церквей, проиграли, и мечты их похоронены, и похоронены очень надолго. Все, что они получили — это жестко подчиненную Константинополю митрополию, в уставе которой прописаны четкие рычаги влияния Фанара — например, право апелляции. Да и томос, который Константинополь собирается выдать, он может отозвать в любой момент — как он уже делал в других случаях. Украинская Православная Церковь в общении с Московским Патриархатом обладает гораздо более высокой степенью независимости. Даже языком "объединительного собора" был английский — который потом синхронно переводили на украинский. Что же, собственно, равного, или, тем более, независимого, получили организаторы всего мероприятия?

Некоторые новостные ленты, стремясь к похвальной точности,  пишут не «На Украине создана независимая Церковь», а «Церковь, независимая от Московского Патриархата».

Что же, в этом смысле, да. Люди получили сообщество, в гораздо большей степени, чем УПЦ, связанное с иностранным центром — и подчиненное ему — но зато этот центр не имеет отношения к Москве.

И здесь речь Порошенко — в которой речь шла почти исключительно о России, которой опять (на двадцать седьмом году независимости) говорится "последнее прощай", показательна в том плане, что "автокефалия" вовсе не выражает каких-то религиозных устремлений. Она даже не выражает каких-то политических устремлений, которые были бы понятны для любого государства — к процветанию,  безопасности или могуществу. Она отражает одну, но пламенную страсть, которая является целью, смыслом и содержанием жизни, и в этом отношении носит религиозный характер. Политическая религия, насаждаемая текущим украинским руководством, состоит в ненависти к России — причем под флагом этой ненависти вред, и огромный вред, наносится не России, а именно самой Украине. Не ясно, насколько успешно Порошенко (и его соратники) разорвали с Россией — объем товарооборота, во всяком случае, только растет — но вот Украину они рвут по всем швам.

Власти объявляют своих мирных и законопослушных граждан, принадлежащих к крупнейшей религиозной общине страны, "пятой колонной", "щупальцами врага" — и делают это под предлогом "борьбы с Россией". Но, каковы бы ни были их отношения с Россией, члены УПЦ — украинские граждане. Власти ополчаются на своих граждан, попирают свою конституцию, усиливают раздор и смуту в своей стране — и все это, чтобы сказать соседней стране "последнее прощай". Допустим — как я говорю иногда адептам этой политической религии в сети — что вы действительно воюете с Россией. Каким образом в этой отчаянной борьбе вам могут помочь нападки на значительную часть ваших собственных сограждан? Зачем в этих условиях сеять ненависть внутри своей собственной нации? Мне до сих пор не удалось получить внятного ответа.

Конечно, эта религия вечного "последнего прощай" выглядит полностью абсурдной, если мы говорим об интересах ее рядовых адептов, или об интересах государства в целом. Украина сейчас гораздо менее независима, чем при Януковиче — который пытался играть на противоречиях между различными центрами силы, и мог выбирать, кому он скажет "да" и кому "нет". Сейчас  Украина управляется США, которые, впрочем, не могут навести в ней никакого порядка, важнейшие экономические решения, которые определяют уровень жизни ее граждан, принимает МВФ, и представить себе, чтобы нынешние власти сказали "нет" своим западных кураторам, невозможно. Да, это зависимость не от Москвы — но называть это "независимостью" можно только в порядке жестокой иронии.

Однако для самих политических лидеров — Порошенко, и других членов политической элиты — эта религия вполне рациональна и отлично обслуживает  их интересы; их достаток за последние пять лет только увеличился.

И вот Церковь, которая вообще удаляется от политики, не хочет исповедовать эту политическую религию. У нее уже есть ее собственная вера. И именно поэтому Порошенко и его окружение (а также их кураторы) ей так неукротимо враждебны и пытаются построить собственную структуру, которая будет вместе с ними исповедовать религию вечного "последнего прощай".

Но политики приходят и уходят; много их видела Церковь на своем веку. А некоторые политики уходят и довольно скоро. А Церковь останется — до конца этого мира.

Радонеж.Ru

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

Действия патриарха Варфоломея произвели немалые разделения даже внутри его собственного патриархата. То, что ряд афонских монастырей отказался принимать в общение тех, кого принял в общение патриарх, это такой знак для Константинополя, на который невозможно не обратить внимание

Просмотров: 318
Комментариев: 1

Решение Константинопольского патриарха Варфоломея о вторжении на Украину отозвалось для всей Православной Церкви огромными потрясениями, которые не прекращаются уже много месяцев. Православные разных стран с недоумением и ужасом наблюдают, как предстоятель уважаемой Церкви вдруг объявляет своей канонической территорией то, что более 300 лет признавалось всеми без исключения частью другой Поместной Церкви, а тех, кого все Православные Церкви единодушно признавали раскольниками, объявляет частью канонической Церкви, грозя в то же время объявить раскольниками тех, с кем в евхаристическом единстве пребывают все Поместные Церкви

Просмотров: 630
Комментариев: 0

Светлый Праздник Рождества Христова в этом году отмечается на трагическом фоне падения одной из древнейших и почтеннейших кафедр православного мира — Константинопольской. Это глубоко прискорбно — и может вызвать ощущение, что привычный нам православный мир рушится. Однако мы можем вспомнить, что бывало и хуже, много хуже — и Церковь Христова выстояла

Просмотров: 380
Комментариев: 0

В ответ на письмо Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, в котором он извещал о «восстановлении в сане» украинских раскольников и «отмене действия» имеющего более чем трехсотлетнюю историю документа о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, о проведении в Киеве «поместного собора» принятых в общение неканонических сообществ, а также о намерении в ближайшие дни предоставить учрежденному на этом собрании обществу «автокефалию», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание, в котором выразил глубокую боль, недоумение и возмущение в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата

Просмотров: 336
Комментариев: 0

Расформирование Западноевропейского экзархата русских приходов и отзыв Томоса, который был дан этой структуре в 1999 году, произошло в привычной уже фанарской манере — без каких-либо консультаций с людьми, которых затрагивает это решение, без какого-либо предварительного разговора с архиепископом Хариупольским, экзархом патриарха Константинопольского Иоанном, который узнал о резком изменении своего статуса уже после того, как решение было принято

Просмотров: 559
Комментариев: 0

Константинопольский патриархат, претендуя на каноническую территорию Московского Патриархата на Украине, ссылается на церковные каноны, которые такого права ему не предоставляют. Об этом в интервью Царьграду рассказал архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников), объяснив, почему патриарх Варфоломей не вправе подменять собой самодержцев Восточно-Римской (Византии) и Российской империй

Просмотров: 631
Комментариев: 0

Учреждение украинской национальной церкви, объявленное П. А. Порошенко в числе трех важнейших задач (две другие — национальный язык и национальная армия), поначалу шло, вроде бы, успешно. Вселенский Патриарх Варфоломей принял самое деятельное участие в украинской церковной смуте на стороне Порошенко, ради этой задачи нарушив все каноны. При очевидной поддержке смуты со стороны такого признанного защитника веры во всем мире, каким рекомендуют себя США, многим начало казаться, что против такого наката каноническая Украинская православная церковь не устоит

Просмотров: 700
Комментариев: 0

15 октября 2018 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о невозможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом по причине его антиканонических действий — вступления в общение с раскольниками и посягательство на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине. В заявлении Синода говорится о том, что это решение принято с глубочайшей болью. Вопросы прихожан саратовских храмов о причинах этого шага и о том, как в связи с этим вести себя мирянам, мы задали Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину

Просмотров: 1840
Комментариев: 2

В целом план привлечь на сторону автокефального проекта сколько-нибудь значительную часть Украинской Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Онуфрием, не сработал. В условиях, когда Украинская Православная Церковь состоит из примерно 12 тысяч приходов, филаретовский раскол - примерно из пяти, и еще одна тысяча набирается у УАПЦ, это приводит к глубоко ироничной ситуации, когда энергично продвигаемая официальная, государственная церковь нации оказывается при этом церковью меньшинства - случай, неслыханный в истории

Просмотров: 533
Комментариев: 1

Свобода, которую мы отстаиваем, имеет несколько измерений. Для начала, это свобода от контроля и насилия над Церковью со стороны политических властей. Конечно, для наших борцов с режимом мантрой, которую они повторяют утром и вечером по длинным четкам, является утверждение о “слиянии церкви и государства в России”. Но одно дело - мантры, а другое - факты

Просмотров: 587
Комментариев: 0

Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске

Просмотров: 1363
Комментариев: 0

15 октября 2018 года в Минске состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Просмотров: 1516
Комментариев: 0

Одностороннее предоставление автокефалии Константинопольским Патриархатом на Украине разрушит единство православного мира, считает иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней (Булович)

Просмотров: 643
Комментариев: 0

Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих «экзархов» в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием — единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. 

Просмотров: 1263
Комментариев: 0

14 сентября 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Просмотров: 861
Комментариев: 0

У Украинской Православной Церкви есть все необходимое для служения Богу и народу. Об этом сказал Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в эксклюзивном интервью телепрограмме «Утро на Интере»

Просмотров: 685
Комментариев: 0

В ситуации, сложившейся в церковной жизни Украины – и в той роли, которую в текущем кризисе играет Константинопольский Патриархат, можно выделить, среди прочего, три аспекта – политический, этический и канонический. Но, сначала, еще раз ответим на вопрос, который часто задают – "а что ужасного будет в появлении независимой Церкви на Украине?"

Просмотров: 571
Комментариев: 0

Римский папа, в принципе, властен вмешиваться в любые церковные дела. Патриарх Варфоломей рассудил, что он ничуть не хуже. И начал действовать: вознамерился дать автокефалию Церкви, которая об этом его не просила и которая у него в каноническом подчинении не находится, прислал незваных экзархов из-за океана, а чтобы показать всевластие нового папы, разрешил второбрачие священников

Просмотров: 942
Комментариев: 0

Продолжающиеся разговоры об обращении Рады к Константинополю с просьбой о легализации филаретовского раскола выдают определенный тип парадоксального патриотизма — то есть такого, который делает все, чтобы разрушить ту самую родину, именем которой клянется

Просмотров: 1186
Комментариев: 0

19 апреля 2018 года Верховная Рада Украины поддержала инициативу президента Украины П.А. Порошенко об обращении к Константинопольскому Патриарху с просьбой о признании независимости Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата. По просьбе портала «Интерфакс-Религия» глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион озвучил позицию Русской Православной Церкви по этому поводу

Просмотров: 1188
Комментариев: 0