+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Пасхальная радость — дар и труд
Просмотров: 3416     Комментариев: 0

«Христос воскресе!» — этими словами мы приветствуем друг друга в день Пасхи, на Светлой седмице, до самого Вознесения Господня. И это, наверное, самое радостное, самое важное, что могут сказать друг другу верующие люди. Но порой даже пасхальная радость оказывается очень хрупкой, легко переходящей в грусть и тоску. Почему? И как вернуть сердцу ликование о Воскресшем Спасителе? Об этом рассказывает редактор нашей газеты игумен Нектарий (Морозов).

Радоваться по-христиански

 

Чувство радости в той или иной степени знакомо каждому человеку. Ведь какова бы ни была жизнь, порой трудная, скорбная, многопечальная и многоболезненная, но тем не менее бывают моменты, когда человек испытывает радость, хотя бы на короткое время ощущая себя счастливым. Однако все наши земные радости бывают скоропреходящими: ты еще не успел нарадоваться, а уже по щекам потекли слезы — что-то тебя от этой радости так отвлекло, что ты и забыл о ее источнике.

Более того, бывает так, что именно радость становится для человека причиной скорби — как раз в силу того, что она непостоянна. Ты успеваешь понять, какое это замечательное состояние души и сердца, а радость уже уходит, хочется ее удержать — а она не удерживается. На чем бы она ни была основана: отношения между людьми не бывают всегда постоянными и ровными — часто периоды радования друг о друге чередуются с периодами взаимной скорби. Земные достижения также очень непостоянны — не успел человек порадоваться относительно того, что ему удалось сделать, а оказывается, что все уже надо начинать заново. Наша жизнь — ледяная горка, на нее карабкаешься долго, а потом вдруг съезжаешь в одно мгновение, и снова надо начинать карабкаться. Чего ни коснись, все действительно проходит очень быстро.

Что же касается радости в хрис­тианском ее понимании, то это все-таки нечто другое. Это, в первую очередь, радость о Боге, когда человек радуется не чему-то, что может прекратиться, уйти, а тому, что вечно, неизменно — своему Создателю и Творцу. Но эта радость посещает сердце человека либо тогда, когда Господь хочет человека утешить и дать ему опыт этой радости, либо когда человек сам всей своей жизнью стремится к тому, чтобы быть с Богом. И поскольку Господь становится главной и, пожалуй, даже единственной целью его жизни, то для него это ощущение пребывания в Боге и радости о Нем становится естественным.

Человек, чья жизнь исполнена грехов, преткновений и падений, намного реже может ощущать эту радость при мысли о Боге — чаще он, наоборот, находится в состоянии печали о Нем, если, конечно, мы говорим о сознательном хрис­тианине. Для него радость бывает неким утешением, которое Господь подает. Если же человек к Богу стремится, и это стремление становится неотъемлемой частью его жизни, то именно оно делает его счастливым среди скорбей, печалей, напастей. Мы это можем наблюдать на примере жизни различных святых и тех людей, которые Церковью не прославлены, но которых мы с той или иной степенью достоверности могли бы назвать христианскими подвижниками. Это необязательно должен быть человек, подвизающийся видимым образом, — это просто человек, который Богом живет и других радостей не ищет.

Отчасти, может быть, доводится время от времени испытывать такую радость о Господе и нам самим. Это бывает либо в момент богослужения, когда какие-то слова песнопений, молитв, до того скрытые от нас, вдруг раскрываются не просто для ума, но и для сердца; иногда это случается, когда мы молимся сами или что-то читаем — и опять-таки прочитанное усваивается нашим сердцем и доставляет радость; иногда какая-то мысль сходит на наше сердце и как некий дивный цветок распускается в нем. А бывает и так, что и не молитва, и не богослужение, и не чтение, и даже не какая-то мысль, а просто состояние сердца таково, что человек вдруг чувствует: как же хорошо! А почему? Потому что очень хорошо быть с Богом.

Обойтись без «духовных конфет»

 

Огромное количество людей приходят на Светлой седмице, готовясь причащаться, с одним и тем же на исповедь: они признаются, что в это самое время, когда надо радоваться и ликовать, этих чувств почему-то в сердце нет, они исчезли куда-то. Пасха и пасхальный период — совершенно особенные: вся Вселенная должна радоваться, но на самом деле радуются только те люди, которые действительно понимают, каким важнейшим, единственным по своей важности событием стало для нас Воскресение Христово. Это — стержень всего нашего бытия, потому что побеждена смерть, побежден грех, и мы уже не являемся их пленниками, мы способны жить вечно и блаженно. Но если наши сердца не удостоверяют нас в том, что вот конкретно мы можем этой жизни сподобиться, если в нас слишком много действует тех страстей, которые нас убеждают, что, скорее всего, мы можем не спастись, а погибнуть, то, конечно, мы оказываемся чуждыми этой радости. Собственно говоря, радуемся мы или нет в это время, зависит от того, что в нашем сердце, и от того, какова наша жизнь.

Да, когда мы после долгого перерыва вновь слышим песнопение «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небеси…» и приветствуем друг друга словами «Христос воскресе!» — душа радуется. А потом человек возвращается к себе самому, и смотрит в себя, и спрашивает: «А во мне-то есть некое свидетельство Воскресения? Присутствует сейчас в моем сердце Господь и наполняет Своим светом все мое существо?». Такие размышления, на мой взгляд, нас лишают в значительной степени способности радоваться в это время.

Могут быть и другие причины угасания пасхального ликования. Порой человеку кажется, что радость должна являться неким непременным атрибутом его хрис­тианского бытия. И с одной стороны, вроде бы так и есть, ведь жизнь в Боге связана с радостью о Нем. Но в то же время мы можем видеть, как Господь и великих подвижников испытывал периодами сухости, душевного бесплодия, и было бы странно, если бы Он не испытывал точно таким же образом и нас. Когда ты радуешься, когда тебе хорошо, то все дается очень легко, буквально крылья за спиной вырастают. А вот в то время, когда от тебя эта радость скрывается, когда ты знаешь, что она есть, но ты в этот момент остаешься ей чужд, очень трудно бывает и жить по-христиански, и даже самые маленькие христианские подвиги совершать.

Меня в свое время поразил пример жизни схиархимандрита Серафима (Романцова), одного из Глинских старцев, который после уже вторичного разорения и закрытия обители подвизался на Кавказе. Когда приблизилось время умирать, он, по свидетельству очевидцев, лежал удивительно радостный, светлый. Он вспоминал, что будучи еще достаточно молодым монахом увидел во сне благодать Божию в образе Прекрасной Девы, во всей Ее силе и полноте, и почувствовал такую радость! Но потом Она на всю жизнь от него скрылась, а вернулась только лишь на смертном одре. Он шел к Ней все годы жизни.

Требовать радости от Бога — очень большая ошибка. В подобном отношении есть некая корысть. Как преподобный Макарий Оптинский укорял кого-из своих духовных чад: «Вы всё ищете каких-то конфет, а это духовное сластолюбие, надо научиться обходиться и без них и при том хранить верность Богу».

Но самое интересное, как только человек искренне отказывается от своего права на духовную радость, смиряется с тем, что Господь не обязан ее дать, — она вдруг приходит.

Поделиться радостью

 

Часто перед людьми встает вопрос, как можно поделиться радостью о Воскресшем Спасителе со своими близкими, если они к вере равнодушны или относятся к ней негативно, и даже агрессивно. На самом деле, человеку, который живет среди тех, кому совершенно чужда христианская вера, зачастую бывает трудно и в себе самом пасхальную радость удержать. Это происходит потому, что важнейшее для человека оказывается близкими неразделенным. И естественно при этом скорбеть, ведь люди, которых ты любишь, могут оказаться лишенными вечной жизни со Христом.

Однако делиться радостью обязательно нужно, только не внешней ее стороной, а скорее — своим состоянием. Каждый знает, как другим бывает с нами иногда тяжело, а иногда легко и хорошо. Почему? Все зависит от того, что в этот момент кроется в сердце, которое становится источником радости или скорби не только для нас, но и для окружающих нас людей. Нужно, чтобы люди, видя нашу радость, сами захотели узнать, в чем ее источник, в чем ее причина. А если мы начинаем говорить о своей радости, но при этом люди не чувствуют ни нашего тепла, ни нашего света, то такая проповедь будет скорее антипроповедью.

Научиться радости

 

Когда мы говорим о потере пасхальной радости, нельзя не вспомнить, что кто­то может всегда и во всем видеть лишь отрицательную сторону жизни, всегда роптать и малодушествовать, а кто-то может за все, с ним происходящее, благодарить Бога и ко всему, с ним происходящему, относиться духовно.

Когда, например, человека обидели, он может считать это несправедливостью, может сделать вывод, что мир и люди в нем — страшные и жестокие. И тогда действительно вся жизнь наполнится мраком. А может человек думать иначе: мое сердце гордое, мое сердце тщеславное, мое сердце самолюбивое, а мой обидчик — это тот, кого послал Господь, чтобы хотя бы немного исправить и исцелить мое сердце. Постигшая неудача — это опять-таки то, что меня смиряет, и я чувствую, что это смирение для меня гораздо полезнее, нежели благополучный исход того дела, которое я пытался предпринять. То есть весь вопрос заключается в том, что приоритетно: достижение каких-то временных целей, удача здесь или же те изменения, которые в нас хотел бы произвести Господь. И вот если человек способен за это благодарить Бога, во всем видеть действие Божие и Промысл Божий о себе, он, конечно, научится радоваться, а точнее сказать — сделает себя способным радоваться. А иначе можно и явного дара Божия не заметить, пройти мимо него…

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 9 (509)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

В основе христианства – событие, по отношению к которому все остальное вторично. Этот событие – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера (1 Кор. 15, 13 – 14). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему более двух тысяч лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? На вопрос отвечает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних (Киновии) священник Кирилл Петрович

Просмотров: 700
Комментариев: 0

Все четыре евангелиста участвовали в евангельских событиях по-разному, и потом, восстанавливая эти события, общались с разными людьми. Каждый из них подробно рассказывает о том, что видел непосредственно сам, и куда менее детально, подчас пунктирно — то, что узнавал от других. Для нас с вами гораздо важнее — не расхождения, а, напротив, общее в рассказах евангелистов. Вот оно, общее: женщины, идущие ко гробу на рассвете первого дня недели; отваленный камень; явление Ангелов; поручение к женщинам — известить апостолов; бегущий ко гробу Петр; лежащие пелены; явление Христа путешествующим в Эммаус… И конечно — встреча Воскресшего со святой равноапостольной Марией Магдалиной

Просмотров: 655
Комментариев: 0

Сквозь напряжение и усталость Страстной седмицы пробивается, как зеленый росток сквозь иссохшую каменистую почву, предчувствие радости Светлого Христова Воскресения. Отчего на ночной пасхальной службе охватывает нас душевное ликование? А что если не охватывает? О том, что мешает пережить радость Пасхи, а отчего она, напротив, бывает сильной и долгой, мы беседуем с настоятелем храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова протоиереем Вячеславом Казанцевым

Просмотров: 1365
Комментариев: 0

Четвертая неделя (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей о расслабленном. В этом году она приходится на 29 апреля. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Иоанна, глава 5, 1–15 — о событии в иерусалимской купальне, именуемой Вифезда

Просмотров: 1656
Комментариев: 0

За Иисусом из Назарета с самого начала Его проповеди шло много женщин; кто — следом за мужьями и сыновьями, как, например, мать сыновей Зеведеевых (см.: Мф. 20, 20), а кто и самостоятельно, как Мария из Магдалы. Землячки-галилеянки служили Ему имением своим (Лк. 8, 3). То есть — они за свой счет кормили Учителя и Его учеников, они, говоря современным языком, устраивали их быт, они несли извечную женскую ношу, почитая это за честь, за счастье. Евангелисты не называют этих женщин ученицами Иисуса, как мужчин — учениками: учить и учиться вере, постигать и преподавать другим ее премудрость — это считалось исключительно мужским делом. Может быть, один Учитель и ведал, как отзываются на Его слово, как впитывают исходящий от Него свет женские сердца

Просмотров: 1869
Комментариев: 0

Второе воскресенье сорокадневного пасхального торжества именуется Антипасхой, что означает — не «против Пасхи», конечно, а «вместо Пасхи». Мы вновь переживаем «праздников Праздник и Торжество из торжеств» — но уже начинаем постепенное прощание с ним

Просмотров: 1623
Комментариев: 0

Пасха — это праздник, который не хочется отпускать, хочется длить и длить. Но он и длится сорок дней: торжественное Отдание Пасхи совершается накануне праздника Вознесения Христова. Это день полного завершения земной, привременной миссии Христа. Но до Отдания нам нужно еще дойти. А сейчас поговорим о следующей за Пасхой Светлой седмице

Просмотров: 2473
Комментариев: 0

Воскресение Христово ознаменовало собой переход от смерти к жизни Самого Спасителя, а также переход из состояния рабства греху к состоянию свободы всего человечества — то есть способности грех бороть и побеждать. Когда верующий устремляется сердцем к Богу, иногда даже не до конца осознавая это умом, он порой тоже переживает некий переход — от себя прежнего к себе иному. Это внутреннее событие становится очередной важной ступенью на пути к Богу: открывает человеку о мире и его Создателе нечто такое, что раньше было сокрыто от него и что отныне делает его к Богу ближе. Вот несколько таких историй…

Просмотров: 2689
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова — самый главный для христиан. «Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», — призывает в своем огласительном слове в праздник Пасхи святитель Иоанн Златоуст. Радость о воскресшем Спасителе предназначена для каждого человека на земле, но не всякий знает об этом и не всякий понимает, как присоединиться к общему ликованию. О том, как делиться пасхальной радостью с ближними, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

ВИДЕО

Просмотров: 1959
Комментариев: 0

В преддверии Светлого Христова Воскресения мы решили спросить разных людей, наших знакомых и коллег, об особенной Пасхе в их жизни. Получился своего рода лоскутный ковер воспоминаний — добрых, радостных, счастливых

Просмотров: 2537
Комментариев: 0

Да, праздник всех праздников, торжество всех торжеств — Пасха Христова выходит из времени и уже не прекращается в Вечности, повторяется и переживается вновь. Как же прекрасны наши ликующие храмы в эту ночь! Всё в едином порыве празднует Победу над адом и смертью

Просмотров: 2063
Комментариев: 0

Пасха — праздников Праздник. Любые другие праздники могут проходить совсем незамеченными, быть совсем нерадостными. С Пасхой у меня не так, и это даже не зависит от того, как я к ней готовилась. Всегда, хоть ненадолго, но радость приходит. Так было и несколько лет назад, хотя это была необычная Пасха — Пасха на море…

Просмотров: 2490
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова общий для всех и вместе с тем очень личный, почти интимный. Потому что именно так, интимно и сокровенно, устанавливаются наши отношения с Тем, Кто стал виновником этого невероятного торжества. Каждый, кто хоть однажды бывал в пасхальную ночь в храме, знает, каково это — ощущать на себе дыхание воскресшего Бога. Каждая наша Пасха не похожа на другую, потому что и мы сами каждый год — разные. Но среди череды пасхальных служб всегда есть та, которая запомнилась больше всего, стала решающей. Воспоминаниями о своей самой главной Пасхе мы попросили поделиться саратовских прихожан

Просмотров: 2668
Комментариев: 1

В чем смысл Воскресения как величайшего события в истории человечества, как явления, которое касается лично нас? Как понять умом, как почувствовать сердцем, что это не просто религиозный праздник, а обещание Бога каждому человеку чего-то очень важного? Об этом мы беседуем с настоятелем саратовского храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, священником Михаилом Богатыревым

Просмотров: 2145
Комментариев: 0

Какое счастье, если в нашей жизни есть человек, который молится за нас Господу в то время, когда нам нет никакого дела до самих себя. Человек, не страшащийся выступить против «передовых отрядов Снежной Королевы». Человек, слезами своими согревающий наши сердца и ведущий нас в сторону весны и вечной жизни

Просмотров: 2443
Комментариев: 0

Когда в Пасхальную ночь берешь такси и едешь по ночному городу на самое главное в году богослужение, предчувствие трепетной радости охватывает уже, когда садишься в машину. Нет, даже еще раньше, начиная с самого утра Великой Субботы, такой величественной и тихой, когда, кажется, вся природа, и деревья с первыми весенними листьями, и птицы, и сам воздух замерли в ожидании грядущего События…

Просмотров: 2980
Комментариев: 0

Пасхальная радость, радость Воскресения — какова она для нас? Церковь — это семья: Бог — Отец, мы — дети, те дети, которые решили вернуться домой из блужданий на чужбине, жить при Отце. Семья большая, многодетная, и все мы в ней, при единой вере во Христа Спаса, совершенно разные… Памятуя об этом требуемом от нас единстве, взглянем, стараясь не уничижить никого из братьев по вере, на разность и нашей радости в переживании Пасхи Христовой

Просмотров: 2394
Комментариев: 0

Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной

Просмотров: 2878
Комментариев: 0

О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием

Просмотров: 2689
Комментариев: 0

Каждый, кто хотя бы раз встречал Пасху в храме, знает, какая это ни с чем не сравнимая радость,— телетрансляция не передаст и сотой ее доли. И сами службы, совершаемые на Пасху и на Светлой седмице, значительно отличаются от всех остальных; об их особенностях нам рассказывает клирик саратовского храма в честь Рождества Христова священник Максим Плякин

Просмотров: 3326
Комментариев: 0

Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!

Просмотров: 1959
Комментариев: 0

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых — это краеугольный камень нашей веры. Это то, что составляет ее главное содержание и смысл, то, что вселяет надежду и радость, которую, по слову Евангелия, невозможно у нас отнять. И в то же время для человека нецерковного бывает, наверное, сложно, порой невозможно понять: как такое может быть, как кто-то из живших на земле может воскреснуть. Сегодня о реальности Воскресения мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 1293
Комментариев: 0

В ряду всех христианских праздников Пасха занимает центральное место. По словам святителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть воскресение и жизнь. Сокрушив державу смерти, Спаситель открыл путь к бессмертию, к вечной жизни

Просмотров: 2892
Комментариев: 0

Мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы: Что лично для Вас значит праздник Светлого Христова Воскресения? Как обычно Вы его проводите? Какая Пасха в Вашей жизни запомнилась Вам больше всего и почему?

Просмотров: 3509
Комментариев: 0

Вы слышали о том, с какой удивительной легкостью и быстротой талантливые люди создают свои гениальные произведения. Как же тогда Податель всех даров, Творец всех гениев! Разве вы не читали, с какой быстротой и легкостью Господь воскресил дочь Иаира и сына наинской вдовы?  А Лазаря в Вифании? Сказал слово и – свершилось! Ибо у Бога все возможно: и что скажет, и что помыслит. Так же Христос и Себя воскресил...

Просмотров: 2181
Комментариев: 0

Традиции празднования на бытовом уровне сохранялись многие десятилетия, причем в то время, когда власти особенно стремились уничтожить в народе всякое памятование о Боге, о Церкви. Причина этого, конечно, не в том, что эти видимые, бытовые традиции имеют какую-то самостоятельную ценность, а в том, что в сердцах людей сохраняется вера, какое-то сердечное знание о том, что Бог есть

Просмотров: 2511
Комментариев: 0

Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — центр православного богослужебного года. Именно с Пасхи начинается новый годовой цикл чтения в храме Священного Писания, Пасхой в каждом новом году определяется счет гласов для распевов на рядовых (вседневных) службах, от Пасхи идет счет седмиц богослужебного года…

Просмотров: 6129
Комментариев: 0