+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
Отваленный камень
Просмотров: 663     Комментариев: 0

Воскресение Христово и явление Воскресшего людям… Как это было? Почему четыре евангелиста рассказывают об этих событиях по-разному?

Итак, четыре рассказа об одном и том же событии.

Евангелист Матфей: Христос погребен, гроб завален камнем и запечатан, возле него стража; суббота, в которую запрещено делать какое-либо дело, кончается, Мария Магдалина с другой Марией (какой — не указано) идут посмотреть на гроб. Земля содрогается, Ангел сходит с неба, отваливает камень и садится на него. Стража как мертвые (28, 4). Ангел обращается к женщинам, ободряет их, сообщает им о воскресении Распятого, приглашает войти внутрь гроба и убедиться, что тела в нем нет. Две Марии входят в гроб, затем выходят и со страхом и радостью великою (28, 8) бегут к ученикам — сообщить им о Воскресении. По дороге они встречают Иисуса, который тоже говорит им не бойтесь и передает через них известие для учеников — чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (28,10). Есть версия, что здесь имеется в виду не та Галилея, в которой вырос Богочеловек, а «малая Галилея» — традиционное место сбора паломников-галилеян на Масличной горе в Иерусалиме. Там и происходит единственная описанная Матфеем встреча одиннадцати апостолов (минус Иуда, понятно) с Воскресшим Учителем.

Евангелист Марк: Иисус погребен, ко входу в гроб привален камень. Мария Магдалина и Мария Иосиева издали наблюдают за погребением. По окончании субботы Мария из Магдалы, Мария Иаковлева (опять две Марии!) и Саломия, предположительно, мать сыновей Зеведеевых, идут ко гробу — не просто посмотреть, а, как положено, помазать покойника ароматами. Женщин беспокоит камень, отвалить который им не под силу. Подойдя ко гробу, они видят, что весьма велик (16, 4) камень отвален. Они входят в гроб и видят там, внутри, сидящего юношу в белой одежде; явно, что это не просто человек, потому что его вид приводит женщин в ужас. Но он ободряет женщин — практически теми же словами, что и у Матфея. И тут опять возникает Галилея — место встречи учеников с Воскресшим; с той только разницей, что не Сам Христос отправляет женщин к ученикам с этим сообщением, а сидящий во гробе Ангел. Вышедшие из гроба женщины слишком перепуганы, чтоб сразу исполнить поручение Ангела. Испытывает ли Мария Магдалина такой же страх, как две ее подруги? Неизвестно. Известно лишь, что через какое-то время — в тот же день, первый день недели! — именно ей является Христос, и вот после этого она уже, точно, ничего не боится. Ученики рассказу Марии верят не сразу. Но Воскресший является в ином образе двум из них на дороге (16, 12). Наконец, Он является самим одиннадцати, возлежащим на вечери и упрекает их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (16, 14). Далее Господь посылает учеников в мир — проповедовать Евангелие всей твари.

Евангелист Лука сообщает, что ранним утром первого дня недели (то есть сразу по окончании вынужденного бездействия — шабата, субботы) ко гробу Иисуса с ароматами направилась целая группа женщин: и те, кто пришел с Ним из Галилеи, и некоторые другие (24, 1) — возможно, жительницы Иерусалима. Сколько их, мироносиц, было — неясно, зато известно, что среди них была Мария Магдалина и уже упомянутая здесь Мария Иаковлева — мать Иакова. И первое, что они видят, подойдя ко гробу,— тот самый отваленный камень, о котором сообщают и Матфей, и Марк. Женщины входят в гроб и не видят Иисусова тела, а через некоторое время видят Ангелов, которые спрашивают их, перепуганных: что вы ищете живого между мертвыми?(24, 5). Женщины сообщают о том, что видели, апостолам, но те (опять!) не верят. Убедиться, что женщинам не померещилось, решается лишь Петр, который видит в пещере пелены лежащие и возвращается домой, дивясь сам в себе происшедшему (24, 12).

О том, что Христос являлся женщинам, в частности, Марии Магдалине, Лука не пишет, зато подробно останавливается на том, о чем Марк сообщает лишь вскользь,— о явлении Иисуса Клеопе и его товарищу (самому Луке, как считают святитель Феофилакт Болгарский и другие), отправившимся из Иерусалима в село Эммаус. Спешно вернувшись в Иерусалим, Лука и Клеопа находят вместе одиннадцать апостолов (как у Марка), которые обсуждают еще одно уже произошедшее явление Воскресшего — Симону, то есть Петру. Возможно, Спаситель явился Петру, когда тот, изумленный, шел от пустого гроба... Клеопа и его спутник рассказывают о том, что привелось увидеть им. И тут Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам (24, 36).

Наконец, не входящий в число евангелистов-синоптиков Иоанн. Мария идет ко гробу — как бы одна, про других женщин ничего не сказано. Однако вывод об их присутствии можно сделать из реплики Марии, увидевшей отваленный камень и поспешившей к ученикам: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его (20, 2). Не в единственном, а во множественном числе: «не знаем». Святитель Феофилакт Болгарский считает, что приход ко гробу других женщин просто не важен для Иоанна, тем более, что об этом уже написали другие.

Услышав от Марии об исчезновении тела Учителя, Петр и другой ученик, которого любил Иисус (самообозначение Иоанна), бегут ко гробу. Иоанн обгоняет Петра и, не входя во гроб, но лишь заглядывая в него, видит те самые лежащие пелены (20, 5). Прибежавший Петр входит во гроб и видит фотографически четкую картину — плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте (20, 7). После этого мужи от гроба уходят. Если мы сличим это повествование с тремя предыдущими, мы можем предположить, что они просто разминулись с другими женщинами, кроме Марии Магдалины. Которая через какие-то минуты узнает Господа и скажет Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! (20, 16). А далее — Воскресший Учитель в собрании учеников, о котором рассказывают и Лука, и Марк, и Матфей.

Есть противоречия? Есть. Они естественны и неизбежны. Все четыре евангелиста участвовали в евангельских событиях по-разному, и потом, восстанавливая эти события, общались с разными людьми. Каждый из них подробно рассказывает о том, что видел непосредственно сам, и куда менее детально, подчас пунктирно — то, что узнавал от других. Для нас с вами гораздо важнее — не расхождения, а, напротив, общее в рассказах евангелистов. Вот оно, общее: женщины, идущие ко гробу на рассвете первого дня недели; отваленный камень; явление Ангелов; поручение к женщинам — известить апостолов; бегущий ко гробу Петр; лежащие пелены; явление Христа путешествующим в Эммаус… И конечно — встреча Воскресшего со святой равноапостольной Марией Магдалиной.

Святитель Феофилакт, епископ Охридский, в своем толковании на Четвероевангелие показывает, что, при внешнем несходстве текстов, речь идет, безусловно, об одних и тех же событиях. А протоиерей Леонид Грилихес в своей новозаветной беседе «Голоса свидетелей» предлагает нам задуматься: почему Евангелий — четыре? Почему Церковь не стремилась к созданию одного-единственного текста, который не оставил бы места для разночтений, сомнений и противоречий? Оказывается, такие попытки в ранней христианской истории были, но продолжения не нашли. Те, кого мы привыкли называть евангелистами, сами себя называли свидетелями: Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему (Деян. 5, 32). Меж тем по ветхозаветному Закону — как и по нормам современного судопроизводства! — свидетельство одного не принимается: Недостаточно одного свидетеля… при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело (Втор. 19, 15). И сегодня любой грамотный юрист скажет: если свидетели в суде рассказывают об одном и том же событии одинаково, как под копирку — значит, дело нечисто: либо они сговорились, либо подкуплены, либо подверглись давлению. И в том, что христианская Церковь никогда не давила на своих бесценных свидетелей, требуя, чтоб они говорили строго одно и то же, не создавая «лишних проблем», проявилась ее истинно евангельская честность.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

В основе христианства – событие, по отношению к которому все остальное вторично. Этот событие – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера (1 Кор. 15, 13 – 14). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему более двух тысяч лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? На вопрос отвечает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних (Киновии) священник Кирилл Петрович

Просмотров: 707
Комментариев: 0

Сквозь напряжение и усталость Страстной седмицы пробивается, как зеленый росток сквозь иссохшую каменистую почву, предчувствие радости Светлого Христова Воскресения. Отчего на ночной пасхальной службе охватывает нас душевное ликование? А что если не охватывает? О том, что мешает пережить радость Пасхи, а отчего она, напротив, бывает сильной и долгой, мы беседуем с настоятелем храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова протоиереем Вячеславом Казанцевым

Просмотров: 1372
Комментариев: 0

Четвертая неделя (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей о расслабленном. В этом году она приходится на 29 апреля. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Иоанна, глава 5, 1–15 — о событии в иерусалимской купальне, именуемой Вифезда

Просмотров: 1662
Комментариев: 0

За Иисусом из Назарета с самого начала Его проповеди шло много женщин; кто — следом за мужьями и сыновьями, как, например, мать сыновей Зеведеевых (см.: Мф. 20, 20), а кто и самостоятельно, как Мария из Магдалы. Землячки-галилеянки служили Ему имением своим (Лк. 8, 3). То есть — они за свой счет кормили Учителя и Его учеников, они, говоря современным языком, устраивали их быт, они несли извечную женскую ношу, почитая это за честь, за счастье. Евангелисты не называют этих женщин ученицами Иисуса, как мужчин — учениками: учить и учиться вере, постигать и преподавать другим ее премудрость — это считалось исключительно мужским делом. Может быть, один Учитель и ведал, как отзываются на Его слово, как впитывают исходящий от Него свет женские сердца

Просмотров: 1872
Комментариев: 0

Второе воскресенье сорокадневного пасхального торжества именуется Антипасхой, что означает — не «против Пасхи», конечно, а «вместо Пасхи». Мы вновь переживаем «праздников Праздник и Торжество из торжеств» — но уже начинаем постепенное прощание с ним

Просмотров: 1628
Комментариев: 0

Пасха — это праздник, который не хочется отпускать, хочется длить и длить. Но он и длится сорок дней: торжественное Отдание Пасхи совершается накануне праздника Вознесения Христова. Это день полного завершения земной, привременной миссии Христа. Но до Отдания нам нужно еще дойти. А сейчас поговорим о следующей за Пасхой Светлой седмице

Просмотров: 2480
Комментариев: 0

Воскресение Христово ознаменовало собой переход от смерти к жизни Самого Спасителя, а также переход из состояния рабства греху к состоянию свободы всего человечества — то есть способности грех бороть и побеждать. Когда верующий устремляется сердцем к Богу, иногда даже не до конца осознавая это умом, он порой тоже переживает некий переход — от себя прежнего к себе иному. Это внутреннее событие становится очередной важной ступенью на пути к Богу: открывает человеку о мире и его Создателе нечто такое, что раньше было сокрыто от него и что отныне делает его к Богу ближе. Вот несколько таких историй…

Просмотров: 2694
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова — самый главный для христиан. «Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», — призывает в своем огласительном слове в праздник Пасхи святитель Иоанн Златоуст. Радость о воскресшем Спасителе предназначена для каждого человека на земле, но не всякий знает об этом и не всякий понимает, как присоединиться к общему ликованию. О том, как делиться пасхальной радостью с ближними, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

ВИДЕО

Просмотров: 1962
Комментариев: 0

В преддверии Светлого Христова Воскресения мы решили спросить разных людей, наших знакомых и коллег, об особенной Пасхе в их жизни. Получился своего рода лоскутный ковер воспоминаний — добрых, радостных, счастливых

Просмотров: 2539
Комментариев: 0

Да, праздник всех праздников, торжество всех торжеств — Пасха Христова выходит из времени и уже не прекращается в Вечности, повторяется и переживается вновь. Как же прекрасны наши ликующие храмы в эту ночь! Всё в едином порыве празднует Победу над адом и смертью

Просмотров: 2069
Комментариев: 0

«Христос воскресе!» — этими словами мы приветствуем друг друга в день Пасхи, на Светлой седмице, до самого Вознесения Господня. И это, наверное, самое радостное, самое важное, что могут сказать друг другу верующие люди. Но порой даже пасхальная радость оказывается очень хрупкой, легко переходящей в грусть и тоску. Почему? И как вернуть сердцу ликование о Воскресшем Спасителе?

Просмотров: 3424
Комментариев: 0

Пасха — праздников Праздник. Любые другие праздники могут проходить совсем незамеченными, быть совсем нерадостными. С Пасхой у меня не так, и это даже не зависит от того, как я к ней готовилась. Всегда, хоть ненадолго, но радость приходит. Так было и несколько лет назад, хотя это была необычная Пасха — Пасха на море…

Просмотров: 2494
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова общий для всех и вместе с тем очень личный, почти интимный. Потому что именно так, интимно и сокровенно, устанавливаются наши отношения с Тем, Кто стал виновником этого невероятного торжества. Каждый, кто хоть однажды бывал в пасхальную ночь в храме, знает, каково это — ощущать на себе дыхание воскресшего Бога. Каждая наша Пасха не похожа на другую, потому что и мы сами каждый год — разные. Но среди череды пасхальных служб всегда есть та, которая запомнилась больше всего, стала решающей. Воспоминаниями о своей самой главной Пасхе мы попросили поделиться саратовских прихожан

Просмотров: 2673
Комментариев: 1

В чем смысл Воскресения как величайшего события в истории человечества, как явления, которое касается лично нас? Как понять умом, как почувствовать сердцем, что это не просто религиозный праздник, а обещание Бога каждому человеку чего-то очень важного? Об этом мы беседуем с настоятелем саратовского храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, священником Михаилом Богатыревым

Просмотров: 2150
Комментариев: 0

Какое счастье, если в нашей жизни есть человек, который молится за нас Господу в то время, когда нам нет никакого дела до самих себя. Человек, не страшащийся выступить против «передовых отрядов Снежной Королевы». Человек, слезами своими согревающий наши сердца и ведущий нас в сторону весны и вечной жизни

Просмотров: 2449
Комментариев: 0

Когда в Пасхальную ночь берешь такси и едешь по ночному городу на самое главное в году богослужение, предчувствие трепетной радости охватывает уже, когда садишься в машину. Нет, даже еще раньше, начиная с самого утра Великой Субботы, такой величественной и тихой, когда, кажется, вся природа, и деревья с первыми весенними листьями, и птицы, и сам воздух замерли в ожидании грядущего События…

Просмотров: 2986
Комментариев: 0

Пасхальная радость, радость Воскресения — какова она для нас? Церковь — это семья: Бог — Отец, мы — дети, те дети, которые решили вернуться домой из блужданий на чужбине, жить при Отце. Семья большая, многодетная, и все мы в ней, при единой вере во Христа Спаса, совершенно разные… Памятуя об этом требуемом от нас единстве, взглянем, стараясь не уничижить никого из братьев по вере, на разность и нашей радости в переживании Пасхи Христовой

Просмотров: 2401
Комментариев: 0

Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной

Просмотров: 2888
Комментариев: 0

О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием

Просмотров: 2693
Комментариев: 0

Каждый, кто хотя бы раз встречал Пасху в храме, знает, какая это ни с чем не сравнимая радость,— телетрансляция не передаст и сотой ее доли. И сами службы, совершаемые на Пасху и на Светлой седмице, значительно отличаются от всех остальных; об их особенностях нам рассказывает клирик саратовского храма в честь Рождества Христова священник Максим Плякин

Просмотров: 3335
Комментариев: 0

Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!

Просмотров: 1971
Комментариев: 0

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых — это краеугольный камень нашей веры. Это то, что составляет ее главное содержание и смысл, то, что вселяет надежду и радость, которую, по слову Евангелия, невозможно у нас отнять. И в то же время для человека нецерковного бывает, наверное, сложно, порой невозможно понять: как такое может быть, как кто-то из живших на земле может воскреснуть. Сегодня о реальности Воскресения мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 1298
Комментариев: 0

В ряду всех христианских праздников Пасха занимает центральное место. По словам святителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть воскресение и жизнь. Сокрушив державу смерти, Спаситель открыл путь к бессмертию, к вечной жизни

Просмотров: 2901
Комментариев: 0

Мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы: Что лично для Вас значит праздник Светлого Христова Воскресения? Как обычно Вы его проводите? Какая Пасха в Вашей жизни запомнилась Вам больше всего и почему?

Просмотров: 3512
Комментариев: 0

Вы слышали о том, с какой удивительной легкостью и быстротой талантливые люди создают свои гениальные произведения. Как же тогда Податель всех даров, Творец всех гениев! Разве вы не читали, с какой быстротой и легкостью Господь воскресил дочь Иаира и сына наинской вдовы?  А Лазаря в Вифании? Сказал слово и – свершилось! Ибо у Бога все возможно: и что скажет, и что помыслит. Так же Христос и Себя воскресил...

Просмотров: 2187
Комментариев: 0

Традиции празднования на бытовом уровне сохранялись многие десятилетия, причем в то время, когда власти особенно стремились уничтожить в народе всякое памятование о Боге, о Церкви. Причина этого, конечно, не в том, что эти видимые, бытовые традиции имеют какую-то самостоятельную ценность, а в том, что в сердцах людей сохраняется вера, какое-то сердечное знание о том, что Бог есть

Просмотров: 2520
Комментариев: 0

Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — центр православного богослужебного года. Именно с Пасхи начинается новый годовой цикл чтения в храме Священного Писания, Пасхой в каждом новом году определяется счет гласов для распевов на рядовых (вседневных) службах, от Пасхи идет счет седмиц богослужебного года…

Просмотров: 6135
Комментариев: 0