+7 (8452) 28 30 32

+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
От ограничений — к красоте
Просмотров: 929     Комментариев: 0

Великий пост — весна духовная, время покаяния и познания собственной немощи, время житейской скорби и духовной радости. К сожалению, для многих из нас дни Святой Четыредесятницы становятся всего-навсего днями испытания нашего терпения: смогу ли выстоять всю службу, смогу ли ни разу не оскоромиться? За всем этим теряется порой духовный смысл Великого поста как приготовления к Пасхе. Книга протопресвитера Александра Шмемана «Великий пост» помогает понять внутренний смысл ограничений этого периода и раскрывает особую красоту православного великопостного богослужения.

Служба — не фон, а источник

 

Стоит сразу сказать, что эта книга — не богословский трактат и не путеводитель по уставу великопостных служб. Главная цель автора — раскрыть перед читателем творческую радость, заключенную в этом особом времени для каждого православного христианина. А главной мыслью этого труда является, пожалуй, то, что Великий пост — это не только общепринятый, традиционный, но и единственно возможный для христиан путь к Пасхе, — нелегкий путь, если воспринимать его во всей духовной полноте и подходить к аскетическим ограничениям, предписанным нам, серьезно и нелицемерно.

Со страниц своей книги отец Александр с уверенностью говорит о том, что проходить это поприще в полной мере и в полную внутреннюю силу в наши дни — вполне возможно, несмотря на то что «мы живем среди огромного, городского, технологического общества, “плюралистического” в своих религиозных верованиях, секуляристического по мировоззрению, в мире, в котором мы, православные, составляем незначительное меньшинство». Не нужно думать, что мы находимся в каком­то особенно тяжелом положении по сравнению с христианами других эпох. «На самом деле не только в XX веке, но со времен Адама и Евы “мир сей” всегда препятствовал исполнению заповедей Божиих. Поэтому и в современном образе жизни нет по существу ничего нового, особенного», — подчеркивает автор. Но противостоять суете «мира сего» можно только в неразрывной связи с Церковью — погружаясь в пространство храма, богослужения. При этом неправильно было бы воспринимать великопостную многочасовую службу просто как некий молитвенный фон для индивидуального покаяния. В нее нужно вслушиваться, ее нужно понимать — тогда она станет источником нашего покаянного чувства и оплотом нашей веры в торжество Жизни над смертью.

От изгнания Адама до воскрешения Лазаря

 

Автор книги шаг за шагом раскрывает перед нами духовный смысл великопостного плача — от рыдания Адама, изгнанного из Эдема, до плача Господа у могильного камня Лазаря.

Церковь не просто «информирует» нас о грехе, но постепенно погружает в атмосферу истинного покаяния — через канон преподобного Андрея Критского, через великопостные чтения Ветхого и Нового Завета, через воспоминания об аскетической жизни преподобного Иоанна Лествичника и покаянном подвиге преподобной Марии Египетской. Песнопения Великого поста, как точно замечает автор, являют нам наш личный грех «не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения».

«Господи и Владыко живота моего…»

 

Целая глава книги посвящена покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина, в которой «перечисляются <…> все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов». Многократное повторение этой молитвы с коленопреклонением понуждает нас молиться не только умом, сердцем, но и телом, весь состав человеческого естества настраивая на покаянный лад. Но для того чтобы в полной мере воспринять то, о чем молится в этот момент Церковь, нужно понять слова этой молитвы, перечисляющей наши духовные недуги. К сожалению, многие из этих слов ушли из нашего повседневного обихода.

В книге отца Александра доступным для современного человека языком объясняется, что такое праздность и чем опасно уныние, как порождается любоначалие и к чему ведет праздно­словие. Кроме того, автор напоминает нам, как важно не только избавиться от грехов, но и идти дальше — стяжать добродетели, венцом которых является любовь. Это может показаться кому-то удивительным, но любовь и есть высшая точка всего великопостного подвига — «это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта».

«Се входит Царь славы»

 

Автор книги подробно рассматривает такую особенность Великого поста, как запрет на совершение Божественной литургии в будние дни недели. Это не просто уставная особенность, но и тоже своего рода воздержание, наполненное глубочайшим смыслом. Ведь Евхаристия — «это прежде всего таинство явления Христа, Его присутствия среди Своих учеников, и поэтому празднование — очень реальное — Его Воскресения». Очень важно не просто выполнить предписание с механической покорностью, но понять логику этого отнюдь не формального запрета. Тогда становится более ярким, понятным и значение Литургии Преждеосвященных Даров. «Совершение Евхаристии — это одна беспрерывная, постоянная радость, поэтому ее не совершают в дни поста; и, однако, в Церкви всегда присутствует плод Евхаристии: Святые Дары, — говорит об этом отец Александр. — Подобно тому, как Христос “видимо” вознесся на Небо, но в то же время “невидимо” присутствует в мире, так же, как Пасха, которая празднуется раз в год, но в то же время лучами своими освещает всю жизнь Церкви; подобно, как Царство Божие должно еще наступить, но уже теперь — посреди нас; так же и Евхаристия».

Особое значение приобретает и время совершения Литургии Преждеосвященных Даров — вечером, после вечерни в среду и пятницу. Это правило тоже исполнено для нас глубокого духовного смысла. Ведь среда и пятница — это дни особо строгого поста, в идеале — полного воздержания от пищи. И вполне естественно, что такой день может и должен завершиться причащением Святых Христовых Таин. «Каким серьезным и важным становится день, который я должен провести в обычных занятиях, но который весь проходит во свете приближающейся встречи с Христом, — замечает протопресвитер. — Всякое слово, сказанное мной, всякое действие, всякая мысль, приходящая мне в голову, становятся важными, единственными, непреложными; или они по существу связаны с ожиданием Христа, или противоречат ему. Само время, которое мы обычно так легко тратим, приобретает свое настоящее значение, как время либо спасения, либо погибели. Вся наша жизнь становится тем, чем она стала после пришествия Христа на землю: вознесением к Нему или уходом от Него во тьму и погибель».

Не забывать о цели

 

Великий пост называют временем духовного очищения. Но очищение, напоминает нам отец Александр, — это не самоцель. «Оно должно <…> ввести нас в созерцание, уразумение и освоение Тайны Креста и Воскресения,— пишет он. — Смысл нашего подвига открывается теперь как участие в этой тайне, к которой мы так привыкли, что просто забываем об ее значении».

Книгу протопресвитера Александра Шмемана вполне можно рекомендовать тем, кто впервые в этом году начинает поститься и боится сделать неверные шаги. Но она будет не менее полезна и тем, кто постится не первый год и, прекрасно зная свои слабости, с грустью думает о том, что ему опять не удастся исполнить все предписания Церкви. Это издание ценно для всех христиан, потому что доносит до нас простую, но очень важную мысль: Великий пост — это не тяжелая обязанность, а радостная возможность, упустить которую не только вредно для нашего духовного состояния, но и просто по-человечески обидно.

Газета «Православная вера» № 04 (600)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.