+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии
По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
12+
Остатки рая на земле
Просмотров: 402     Комментариев: 0

«Эта работа далеко не легкая — она тяжелая, но красивая»,— говорит о своем деле профессиональный флорист Татьяна Поликарпова. Ее цветочные композиции — оформление икон, плащаниц и церковных предметов — можно увидеть по большим православным праздникам в саратовском храме в честь Сошествия Святого Духа, где она работает. О канонах и творчестве в этом церковном послушании и, конечно же, о красоте мы беседуем с ней для нашей газеты.

— Зачем вообще в храмах нужны цветы? Мы знаем, что их приносят прихожане, ими украшаются иконы в дни больших праздников. Но в самом по себе принесении цветов в храм нет никакого религиозного смысла…

— Когда вы заходите в храм, то видите красоту, чистоту и уют: строгие и прекрасные иконы, расписанные фресками стены, мерцающие лампадки, янтарно-восковые свечи, от которых идет тепло… А цветы добавляют в эту общую гармонию свою красоту и радость. Когда распускается благоухающая лилия — цветок, посвященный Пресвятой Богородице, — вы представляете, насколько это красиво? Это необыкновенно — такая нежность, такое чудо! У меня самой дома очень много цветов, и без них он казался бы мне пустым. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что цветы — это остатки рая на земле. Наверное, в раю их было такое количество, такое изобилие и разнообразие, что нам здесь даже не снилось. И мне как флористу очень хочется привнести в этот мир красоту цветочного рая — хотя бы немножко, насколько это возможно.

— Как давно Вы занимаетесь флористикой и почему решили прийти со своими умениями именно в Церковь?

— Флористикой занимаюсь около двадцати лет, из них более десяти — в храме. Примерно двенадцать лет назад я начала ходить вместе со своими детьми в Духосошественский храм, дети стали посещать воскресную школу. Православная флористика была мне интересна всегда, давно хотелось попробовать себя в ней, поэтому подошла к батюшке — отцу Сергию Выгодину, у которого учились мои дети, — и просто спросила его, нужен ли храму флорист. Так началась моя работа здесь. Тогда я мало что понимала в православном направлении этой деятельности: представляла себе только основные геометрические принципы, а о составлении композиций не имела никакого понятия. Постепенно начала разбираться в тонкостях этого дела — в том, какие цветы нужно подбирать, чтобы они подходили под праздник, какие формы нужно составлять и на чем делать акцент. А потом задалась целью обучиться всей этой специфике и поехала в Москву на курсы церковной флористики, где преподавали специалисты из России и других стран. Сейчас помимо работы в Духосошественском храме иногда помогаю в оформлении храма во имя преподобного Сергия Радонежского в поселке Юбилейный.

— В чем основные отличия церковной флористики от светской?

— На самом деле, они во многом отличаются. В светской флористике можно составлять как стандартные, так и нестандартные композиции — асимметричные, например. А в церковной необходимо придерживаться определенных пропорций и геометрических форм, которые будут соответствовать украшаемому церковному предмету, будь то праздничная икона, царские врата, паникадило, выносной подсвечник или выносная свеча. Мы должны создать оформление, не искажая формы, не нарушая симметрии. Помню, в 2014 году, к приезду Патриарха Кирилла, мы с большой группой флористов оформляли Покровский храм. Для паникадила создавались цветочные гирлянды в форме круга, в который вписана звезда. Получилось интересно и гармонично, при этом форма круга была задана изначально, и, уже отталкиваясь от нее, старались что-то придумать.

— Вы упомянули о том, что цветы нужно подбирать так, чтобы они подходили под праздник. А как это делается, на что флорист ориентируется?

— В первую очередь — на цвет облачений священнослужителей, на символику праздника. Скажем, Рождество Христово — это чистота, приход в мир новой жизни, поэтому в оформлении нужно придерживаться исключительно белого цвета. Я использую такие цветы, как лилия, хризантема, белая гвоздика и включаю в композицию ветки елочек, которые создают зимне-праздничное настроение. Пасха — это преимущественно красный цвет или близкие к нему оттенки. Здесь можно, к примеру, использовать ветви экзотической орхидеи ярких цветов. Для Дня Святой Троицы делается оформление с использованием веток березы, и эта основная композиция в зеленой гамме дополняется самыми различными цветами, которые подчеркивают настроение этого праздника. На Сошествие Святого Духа — престольный праздник нашего храма — я допускаю отступления в плане цвета, позволяю себе импровизацию, используя из года в год разные цветы. Причем на этот праздник оформление иконы почему-то каждый раз получается особенным, удачным и стильным. На Успение Пресвятой Богородицы обычно использую два цвета: сине-голубой — в оформлении плащаницы, и какой-либо другой — в оформлении подсвечника, который ставится рядом с ней. И конечно, это не кричащий контраст, а спокойная гармония.

— Есть ли в православной флористике какие-нибудь ограничения в использовании цветов? Наверное, не используют колючие и ядовитые растения?

— Ядовитые цветы вообще во флористике не используются. Есть неядовитые, но специфические — те же лилии и хризантемы, например: на них у некоторых людей может быть аллергия, и, наверное, их лучше не использовать в маленьких храмах, в плохо проветриваемых помещениях. Но у нас храм большой, в таком огромном пространстве запах от цветов не концентрированный, так что не возникает никаких проблем. По поводу колючих растений ограничений нет: например, ель колючая, но на Рождество она всегда используется.

Храм Сошествия Святого Духа, Пасха, 2015 год— Кстати, в православной флористике используют только живые цветы?

— Да, обязательно, это правило. Храм не украшают искусственными цветами, потому что это место, где все должно быть живым.

— Можете рассказать, как Вы оформляете икону, чтобы можно было представить себе этот процесс?

— Сначала замачивается флористическая губка, которая называется оазис, или пиафлора. Она сохраняет влагу, благодаря которой цветы не сразу портятся. Я стараюсь использовать преимущественно «долгоиграющие» растения, но и для них требуется дополнительная влага, чтобы они могли сохранять вид максимально долго — например, в течение всей пасхальной недели. После замачивания пиафлора помещается в целлофан и укладывается по периметру иконы — точнее, по трем ее сторонам. Нижняя часть иконы остается без оформления, чтобы прихожане могли спокойно к ней прикладываться. Икона оформляется на аналое. Пиафлора фиксируется скотчем, чтобы композиция не нарушилась.

После этих подготовительных моментов я приступаю собственно к оформлению. Сначала распределяется зелень, которая используется как основа в любом цветочном оформлении. После этого раскладываются сами цветы. Когда они распределены по композиции, нужно отойти и посмотреть на икону со стороны. Туда, где есть пустоты, нужно добавить зелень или маленькие цветы. К таким вещам профессиональный флорист должен относиться очень серьезно, и если есть хотя бы маленький просвет, его необходимо заполнить. Вообще, в течение всей работы нужно время от времени отходить, смотреть на икону с разных сторон и на разном расстоянии, чтобы видеть недостатки и сразу их исправлять.

— Бывает ли такое, что работа идет трудно, и Вам нужно остановиться, чтобы подумать, всё ли делается правильно?

— Конечно, и так нередко происходит. На самом деле, всякий раз, когда иду создавать оформление храма, я очень сильно переживаю. Бывает, что не сплю всю ночь перед этим, лежу в кровати и думаю, что и как нужно делать, чтобы получилось красиво, лаконично и эстетично, чтобы людям понравилось и чтобы я сама была довольна своей работой. Когда я прихожу в храм, цветы уже лежат в коробке, пиафлора замочена, цветовая гамма составлена. И вдруг возникает замешательство: «А что дальше делать?». Начинать всегда трудно.

— Можете рассказать, какие мысли у Вас возникают, когда Вы оформляете икону?

— Так как я работаю одна, и никто меня не отвлекает, я нахожусь наедине с Богом и в основном ни о чем постороннем не думаю. Есть икона, есть цветы — на этом и сосредоточено всё внимание. В начале работы я молюсь, а в конце — благодарю Бога за помощь.

— Вы всегда одна работаете? У Вас нет помощников?

— Помощников у меня нет, но есть подруга, которая тоже трудится в нашем храме, — она, можно сказать, мой основной критик. Когда заканчиваю композицию, зову ее и спрашиваю, видит ли она какие-нибудь «недоделки». Если что-то сделано не так, она обязательно мне об этом говорит, и я к ее мнению всегда прислушиваюсь.

— За что Вы любите свою работу?

— Наверное, больше всего за то, что она наполняет меня радостью. Если у меня вдруг возникает эмоциональная пустота, занимаясь флористикой, я ее заполняю. Иногда приходится заставлять себя что-то делать по работе, но через некоторое время такое состояние уходит, испаряется. Я знаю, что своей работой делаю людям приятно. Они приходят в храм, наполненный благоуханием красивых цветов, и радуются, а ты, видя это, получаешь колоссальное удовольствие и силы для дальнейшего творчества.

 

Храм Сошествия Святого Духа, Пасха, 2016 годХрам Сошествия Святого Духа, Рождество Христово, 2016 годХрам Сошествия Святого Духа, Троица, 2016 год

 

Фото из личного архива Татьяны Поликарповой

Газета «Православная вера» № 01 (621)

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.