+7 (8452) 23 04 38

+7 (8452) 23 77 23

+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
Русская Православная Церковь Московского Патриархата
Найти
12+
О вычислении дня Пасхи
Просмотров: 2878     Комментариев: 0

Светлое Воскресение Христово, «праздников праздник и торжество торжеств», Православная Церковь отмечает, согласно древней традиции, в день, который символически соответствует тому самому дню, в который почти 2000 лет назад воскрес наш Спаситель. Согласно евангельскому повествованию, это произошло на третий день после иудейской пасхи, в первый день после субботы, который в русской традиции получил в честь этого название воскресенья. Римская дата этого события остается неизвестной.

Согласно предписаниям Ветхого Завета, древнееврейский праздник пасхи праздновался «в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером» (Лев 23:5; Числ 28:16) — то есть в начале полнолуния лунного месяца авив, который в древности считался первым месяцем года и началом весны (современные иудеи этот месяц называют нисаном и, начиная год осенью, считают седьмым по счету).

Таким образом, чтобы праздновать Пасху Христову, следует:

— установить дату первого весеннего полнолуния;

— дождаться первого после нее воскресного дня.

Как вычисляли день Пасхи?

 

12 лунных месяцев длятся всего 354 дня, что на 11 с лишним дней меньше солнечного года, определяющего сезонные циклы. Поэтому они постоянно «блуждают» по временам года. Нужны какие-то критерии, чтобы понять, является ли данный лунный месяц весенним и, таким образом, пасхальным, или же следует считать его еще зимним и ждать следующего. Для решения этой проблемы уже в глубокой древности в Вавилонии и Древней Греции (а также в Китае) применялись специальные таблицы, по которым каждые три или два года один из лунных месяцев признавался «тринадцатым» (вставным), что выравнивало разницу между солнечным и лунным годом. Однако древние евреи предпочитали опираться не столько на таблицы, сколько на наблюдения за природой: признаками весны считались появление приплода у скота и созревание хлеба в колосьях. В эпоху земной жизни Иисуса Христа установление точной даты пасхи находилось в руках особого календарного совета и было покрыто строжайшей тайной. О его решениях сообщалось посредством сигнальных огней и скороходов.

После катастрофы Иерусалима и разрушения храма разрозненные иудейские общины стали пользоваться собственными календарями, которые имели разную точность и с каждым годом все больше расходились друг с другом. Это не могло не смущать христиан, которые в первые полтора века сами не занимались календарными расчетами, а просто дожидались иудейской пасхи.

В начале III века христианские ученые начали создание собственных методов вычисления Пасхи. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия. Ведь, согласно древней традиции, именно в это время, когда день равен ночи, а вся природа как бы рождается заново, — Бог сотворил мир. Значит, и «природным» началом каждого года следует считать весеннее равноденствие. По вычислению александрийских астрономов, в IV веке оно приходилось на 21 марта по юлианскому календарю. Первое же полнолуние после этой даты стали признавать весенним — а значит, пасхальным. Если оно попадает на субботу, Пасха празднуется на следующий день, если на воскресенье — Пасха в следующее воскресенье, через 7 дней.

Поскольку наблюдения за луной требуют навыков и не всегда возможны, были составлены таблицы дат пасхальных новолуний. Точно уложить астрономические циклы вращений Луны и Солнца (Земли) в целых числах невозможно, но по критерию сочетания удобства и точности из всех таких таблиц самой совершенной была признана александрийская пасхалия, изобретенная в Египте около 300 г. на основе пасхалии св. Анатолия, епископа Лаодикийского. Согласно этой системе, каждые 19 лет даты пасхальных полнолуний приходятся на одни и те же числа юлианского календаря. Если наложить на это еще и 28-летний цикл повторяемости дней недели (для учета воскресений), получится 532-летний большой цикл — «великий индиктион», — по истечении которого даты Пасхи будут повторяться в том же самом порядке.

Пасха дважды в году?

 

  Астроном Теодор УпперОтцы Первого Вселенского Собора в 325 г. постановили, чтобы отныне празднование Пасхи не совершалось с иудеями (то есть в соответствии с их вычислениями). Ведь по иудейским таблицам пасхальное полнолуние нередко случалось раньше 21 марта — то есть еще в прошлом году. Выходило, что в отдельные годы Пасха совершалась дважды, а в иные — ни разу. Как писал св. равноапостольный Константин Великий: «Чего ради мы будем следовать людям, которые, как общепризнано, страдают страшным заблуждением? Уж мы-то не потерпим, чтобы Пасха праздновалась когда-либо дважды в одном и том же году!».

Отсюда видно, что канонический запрет праздновать Пасху «с иудеями» (7-е Апостольское правило, 1-е правило Антиохийского Собора) касается вовсе не совпадения во времени (что в принципе невозможно, так как правильной датой иудейской пасхи считается 14 нисана — то есть сам день полнолуния, в который христианская Пасха никогда не празднуется). Святые отцы, как было показано выше, запретили вычислять дату пасхи «вместе с иудеями» — то есть вслед за ними, в соответствии с их ошибочной методикой. Примерно с X века иудеи стали вычислять дату Песаха по новым, гораздо более точным правилам, и получаемые ими даты не совпадают с датами иудейской пасхи в православных пасхалиях. Но и вычисляемый таким образом Песах никогда не попадает на православную Пасху, все время оказываясь раньше нее (расхождение это из века в век увеличивается и теперь составляет по крайней мере 5 дней).

Александрийская пасхалия

 

Александрийская пасхалия постепенно оттеснила все другие варианты пасхальных таблиц и действовала во всем христианском мире с VI до XVI века (кроме Армении: армянская пасхалия расходится с александрийской 4 раза за 532 года).

Следует иметь в виду, что 532-летняя пасхалия — сложная конструкция, создание которой требовало не только знаний в области астрономии, но и математического таланта. Она «работает» (то есть обеспечивает точность) только с юлианским годом. Поэтому после так называемой григорианской реформы ее применение оказалось невозможным, и у западных христиан определение даты Пасхи превратилось в сложнейшую математическую процедуру. Характерно, что те православные страны, которые в XX веке по политическим причинам также отказались от юлианского календаря, были вынуждены сохранить александрийскую пасхалию, что привело к целому ряду несообразностей.

Разумеется, александрийская пасхалия не идеальна. Она постепенно отклоняется от наблюдаемых астрономических явлений: равноденствие каждые 128 лет отступает от 21 марта на 1 день к началу года (как и юлианский календарь), а табличные полнолуния каждые 300 лет оказываются на сутки позже реальных. Но добиться более высокой точности и сохранить при этом цикличность таблицы оказывается невозможным. Например, григорианский солнечный календарь точнее юлианского — но лунные циклы с ним никак не совместимы. При этом современный иудейский календарь очень точен в отношении луны — но при этом не является цикличным и имеет довольно большую погрешность в отношении солнечного года. Православные богословы, давно заметившие эти погрешности, не придавали им никакого значения. Ведь в отличие от ветхозаветной «прообразной» пасхи, которая была сезонным праздником и была связана с локальными сельскохозяйственными реалиями, светлое Воскресение Христово носит вселенский и надмирный характер. Предписания Ветхого Завета на нее, строго говоря, не распространяются. В Церкви новозаветной гораздо большее значение имеет соблюдение стройного, отточенного многовековой литургической традицией порядка подвижных и неподвижных праздников — что может обеспечить только юлианский календарь и александрийская пасхалия. Сохраняя их в своем употреблении, Русская Православная Церковь хранит ту традицию, которую 17 столетий назад одобрили святые отцы Никейского Собора.

Православный журнал "Фома"

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.
Материалы по теме

В основе христианства – событие, по отношению к которому все остальное вторично. Этот событие – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера (1 Кор. 15, 13 – 14). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему более двух тысяч лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? На вопрос отвечает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних (Киновии) священник Кирилл Петрович

Просмотров: 700
Комментариев: 0

Все четыре евангелиста участвовали в евангельских событиях по-разному, и потом, восстанавливая эти события, общались с разными людьми. Каждый из них подробно рассказывает о том, что видел непосредственно сам, и куда менее детально, подчас пунктирно — то, что узнавал от других. Для нас с вами гораздо важнее — не расхождения, а, напротив, общее в рассказах евангелистов. Вот оно, общее: женщины, идущие ко гробу на рассвете первого дня недели; отваленный камень; явление Ангелов; поручение к женщинам — известить апостолов; бегущий ко гробу Петр; лежащие пелены; явление Христа путешествующим в Эммаус… И конечно — встреча Воскресшего со святой равноапостольной Марией Магдалиной

Просмотров: 655
Комментариев: 0

Сквозь напряжение и усталость Страстной седмицы пробивается, как зеленый росток сквозь иссохшую каменистую почву, предчувствие радости Светлого Христова Воскресения. Отчего на ночной пасхальной службе охватывает нас душевное ликование? А что если не охватывает? О том, что мешает пережить радость Пасхи, а отчего она, напротив, бывает сильной и долгой, мы беседуем с настоятелем храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Саратова протоиереем Вячеславом Казанцевым

Просмотров: 1365
Комментариев: 0

Четвертая неделя (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей о расслабленном. В этом году она приходится на 29 апреля. За Божественной литургией мы услышим Евангелие от Иоанна, глава 5, 1–15 — о событии в иерусалимской купальне, именуемой Вифезда

Просмотров: 1656
Комментариев: 0

За Иисусом из Назарета с самого начала Его проповеди шло много женщин; кто — следом за мужьями и сыновьями, как, например, мать сыновей Зеведеевых (см.: Мф. 20, 20), а кто и самостоятельно, как Мария из Магдалы. Землячки-галилеянки служили Ему имением своим (Лк. 8, 3). То есть — они за свой счет кормили Учителя и Его учеников, они, говоря современным языком, устраивали их быт, они несли извечную женскую ношу, почитая это за честь, за счастье. Евангелисты не называют этих женщин ученицами Иисуса, как мужчин — учениками: учить и учиться вере, постигать и преподавать другим ее премудрость — это считалось исключительно мужским делом. Может быть, один Учитель и ведал, как отзываются на Его слово, как впитывают исходящий от Него свет женские сердца

Просмотров: 1869
Комментариев: 0

Второе воскресенье сорокадневного пасхального торжества именуется Антипасхой, что означает — не «против Пасхи», конечно, а «вместо Пасхи». Мы вновь переживаем «праздников Праздник и Торжество из торжеств» — но уже начинаем постепенное прощание с ним

Просмотров: 1623
Комментариев: 0

Пасха — это праздник, который не хочется отпускать, хочется длить и длить. Но он и длится сорок дней: торжественное Отдание Пасхи совершается накануне праздника Вознесения Христова. Это день полного завершения земной, привременной миссии Христа. Но до Отдания нам нужно еще дойти. А сейчас поговорим о следующей за Пасхой Светлой седмице

Просмотров: 2473
Комментариев: 0

Воскресение Христово ознаменовало собой переход от смерти к жизни Самого Спасителя, а также переход из состояния рабства греху к состоянию свободы всего человечества — то есть способности грех бороть и побеждать. Когда верующий устремляется сердцем к Богу, иногда даже не до конца осознавая это умом, он порой тоже переживает некий переход — от себя прежнего к себе иному. Это внутреннее событие становится очередной важной ступенью на пути к Богу: открывает человеку о мире и его Создателе нечто такое, что раньше было сокрыто от него и что отныне делает его к Богу ближе. Вот несколько таких историй…

Просмотров: 2689
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова — самый главный для христиан. «Все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости», — призывает в своем огласительном слове в праздник Пасхи святитель Иоанн Златоуст. Радость о воскресшем Спасителе предназначена для каждого человека на земле, но не всякий знает об этом и не всякий понимает, как присоединиться к общему ликованию. О том, как делиться пасхальной радостью с ближними, рассуждает игумен Нектарий (Морозов)

ВИДЕО

Просмотров: 1959
Комментариев: 0

В преддверии Светлого Христова Воскресения мы решили спросить разных людей, наших знакомых и коллег, об особенной Пасхе в их жизни. Получился своего рода лоскутный ковер воспоминаний — добрых, радостных, счастливых

Просмотров: 2537
Комментариев: 0

Да, праздник всех праздников, торжество всех торжеств — Пасха Христова выходит из времени и уже не прекращается в Вечности, повторяется и переживается вновь. Как же прекрасны наши ликующие храмы в эту ночь! Всё в едином порыве празднует Победу над адом и смертью

Просмотров: 2063
Комментариев: 0

«Христос воскресе!» — этими словами мы приветствуем друг друга в день Пасхи, на Светлой седмице, до самого Вознесения Господня. И это, наверное, самое радостное, самое важное, что могут сказать друг другу верующие люди. Но порой даже пасхальная радость оказывается очень хрупкой, легко переходящей в грусть и тоску. Почему? И как вернуть сердцу ликование о Воскресшем Спасителе?

Просмотров: 3417
Комментариев: 0

Пасха — праздников Праздник. Любые другие праздники могут проходить совсем незамеченными, быть совсем нерадостными. С Пасхой у меня не так, и это даже не зависит от того, как я к ней готовилась. Всегда, хоть ненадолго, но радость приходит. Так было и несколько лет назад, хотя это была необычная Пасха — Пасха на море…

Просмотров: 2490
Комментариев: 0

Праздник Воскресения Христова общий для всех и вместе с тем очень личный, почти интимный. Потому что именно так, интимно и сокровенно, устанавливаются наши отношения с Тем, Кто стал виновником этого невероятного торжества. Каждый, кто хоть однажды бывал в пасхальную ночь в храме, знает, каково это — ощущать на себе дыхание воскресшего Бога. Каждая наша Пасха не похожа на другую, потому что и мы сами каждый год — разные. Но среди череды пасхальных служб всегда есть та, которая запомнилась больше всего, стала решающей. Воспоминаниями о своей самой главной Пасхе мы попросили поделиться саратовских прихожан

Просмотров: 2668
Комментариев: 1

В чем смысл Воскресения как величайшего события в истории человечества, как явления, которое касается лично нас? Как понять умом, как почувствовать сердцем, что это не просто религиозный праздник, а обещание Бога каждому человеку чего-то очень важного? Об этом мы беседуем с настоятелем саратовского храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, священником Михаилом Богатыревым

Просмотров: 2145
Комментариев: 0

Какое счастье, если в нашей жизни есть человек, который молится за нас Господу в то время, когда нам нет никакого дела до самих себя. Человек, не страшащийся выступить против «передовых отрядов Снежной Королевы». Человек, слезами своими согревающий наши сердца и ведущий нас в сторону весны и вечной жизни

Просмотров: 2443
Комментариев: 0

Когда в Пасхальную ночь берешь такси и едешь по ночному городу на самое главное в году богослужение, предчувствие трепетной радости охватывает уже, когда садишься в машину. Нет, даже еще раньше, начиная с самого утра Великой Субботы, такой величественной и тихой, когда, кажется, вся природа, и деревья с первыми весенними листьями, и птицы, и сам воздух замерли в ожидании грядущего События…

Просмотров: 2980
Комментариев: 0

Пасхальная радость, радость Воскресения — какова она для нас? Церковь — это семья: Бог — Отец, мы — дети, те дети, которые решили вернуться домой из блужданий на чужбине, жить при Отце. Семья большая, многодетная, и все мы в ней, при единой вере во Христа Спаса, совершенно разные… Памятуя об этом требуемом от нас единстве, взглянем, стараясь не уничижить никого из братьев по вере, на разность и нашей радости в переживании Пасхи Христовой

Просмотров: 2394
Комментариев: 0

О значении Воскресения Христова для каждого христианина, народных традициях и личном отношении к этому празднику мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием

Просмотров: 2689
Комментариев: 0

Каждый, кто хотя бы раз встречал Пасху в храме, знает, какая это ни с чем не сравнимая радость,— телетрансляция не передаст и сотой ее доли. И сами службы, совершаемые на Пасху и на Светлой седмице, значительно отличаются от всех остальных; об их особенностях нам рассказывает клирик саратовского храма в честь Рождества Христова священник Максим Плякин

Просмотров: 3326
Комментариев: 0

Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!

Просмотров: 1959
Комментариев: 0

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых — это краеугольный камень нашей веры. Это то, что составляет ее главное содержание и смысл, то, что вселяет надежду и радость, которую, по слову Евангелия, невозможно у нас отнять. И в то же время для человека нецерковного бывает, наверное, сложно, порой невозможно понять: как такое может быть, как кто-то из живших на земле может воскреснуть. Сегодня о реальности Воскресения мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

ВИДЕО

Просмотров: 1293
Комментариев: 0

В ряду всех христианских праздников Пасха занимает центральное место. По словам святителя Епифания Кипрского, это праздников праздник и торжество из торжеств. Воскресением Иисуса Христа из мертвых завершается Богочеловеческий подвиг спасения. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти Того, Кто по природе Своего Божества Сам есть воскресение и жизнь. Сокрушив державу смерти, Спаситель открыл путь к бессмертию, к вечной жизни

Просмотров: 2892
Комментариев: 0

Мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы: Что лично для Вас значит праздник Светлого Христова Воскресения? Как обычно Вы его проводите? Какая Пасха в Вашей жизни запомнилась Вам больше всего и почему?

Просмотров: 3509
Комментариев: 0

Вы слышали о том, с какой удивительной легкостью и быстротой талантливые люди создают свои гениальные произведения. Как же тогда Податель всех даров, Творец всех гениев! Разве вы не читали, с какой быстротой и легкостью Господь воскресил дочь Иаира и сына наинской вдовы?  А Лазаря в Вифании? Сказал слово и – свершилось! Ибо у Бога все возможно: и что скажет, и что помыслит. Так же Христос и Себя воскресил...

Просмотров: 2181
Комментариев: 0

Традиции празднования на бытовом уровне сохранялись многие десятилетия, причем в то время, когда власти особенно стремились уничтожить в народе всякое памятование о Боге, о Церкви. Причина этого, конечно, не в том, что эти видимые, бытовые традиции имеют какую-то самостоятельную ценность, а в том, что в сердцах людей сохраняется вера, какое-то сердечное знание о том, что Бог есть

Просмотров: 2511
Комментариев: 0

Святая Пасха, Светлое Христово Воскресение — центр православного богослужебного года. Именно с Пасхи начинается новый годовой цикл чтения в храме Священного Писания, Пасхой в каждом новом году определяется счет гласов для распевов на рядовых (вседневных) службах, от Пасхи идет счет седмиц богослужебного года…

Просмотров: 6129
Комментариев: 0