+7 960 346 31 04

info-sar@mail.ru

Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
 
Найти
12+
Новые Бурасы: всходы любви и веры
Просмотров: 1353     Комментариев: 0

Новобурасский район — одно из самых самобытных и живописных мест в нашей области. День, проведенный на этой земле,— праздник глаз и сердца. Пологие зеленые холмы с лентами соснового леса, поля цветущей гречихи в розовом обрамлении иван-чая, пруды с желтыми кувшинками, пахнущие медом пасеки, студеные родники...

А еще — люди. «Хорошие здесь у нас люди, добрые», — так говорит Любовь Ивановна Кирпичникова, учитель и руководитель воскресной школы храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Новых Бурасах; рассказ о приходской общине она начинает, конечно, со своих воспитанников, с молодого поколения:

— Звонит сейчас — Вы слышите? — Семен Конкин, он перешел в седьмой класс. Его мама, Ирина Сергеевна — воспитатель нашей воскресной школы. И Артем Дьячков — звонарь; его младший брат Родион трижды побеждал на епархиальном конкурсе чтецов на церковнославянском языке. А Дима Молоков, тоже наш воспитанник и алтарник, будет в этом году поступать в семинарию…

С алтарниками Димой и Семеном мы разговаривали сразу после праздничной Литургии в день всех русских святых:

— Ребята, скажите, как относятся ваши сверстники, одноклассники, друзья — к тому, что вы ходите в храм, прислуживаете в алтаре, читаете за службой, звоните?..

— С уважением относятся, — отвечает Дима, и не столько слова эти дают ответ, сколько тон: твердый и ясный.

А Семен говорит, что одноклассники не только уважают его веру, но и задают ему о ней вопросы; ему приходится быть немножко миссионером. И я вижу: эти мальчики не боятся быть не такими, как большинство. И то, что в любом, даже случайно возникшем разговоре сумеют остановить кощунствующего — тоже правда.

Мама Семена, Ирина Конкина, говорит, что сама пришла к воцерковлению через сына:

— Ему было пять лет, и он столько вопросов мне задавал, а я не знала ответа. Спросила батюшку, он сказал: приводите его в воскресную школу. И я стала ходить на занятия к Любови Ивановне вместе с сыном. А Любовь Ивановна так интересно все рассказывает, заслушаешься…

Два года назад в жизни подросшего Семена произошло событие: настоятель храма отец Иоанн Ковач благословил его надеть стихарь и прислуживать в алтаре. «Может быть, это и грех, но я горжусь» — улыбается Ирина. Нет, конечно, какой тут грех — материнская гордость сыном есть гордость добрая.

Здание храма в Новых Бурасах — бывший кинотеатр. Дореволюционная Покровская церковь, построенная в 1866 году, не уцелела. Кинотеатр общине верующих передали в 1999 году решением районного собрания депутатов. Одна из тогдашних депутатов — Тамара Петровна Кузнецова — теперь постоянная прихожанка храма:

— Это было одним из пунктов моей программы, когда я только шла на выборы — чтоб в поселке обязательно был православный храм. Мы с моим покойным мужем Валерием ездили в Санаксарский монастырь, брали у старца Иеронима благословение на наши труды. А трудов было много! И люди откликались, охотно принимали участие: разбирали, выгребали, отмывали, помогали устроить быт семьи священника — нас тогда окормлял отец Алексий Земцов. У мужа была фирма по обработке дерева, в его цехе сделано многое, в том числе иконостас и купол. Первая служба была на улице возле здания, потом мы молились в фойе, где сейчас притвор, и только потом уж — в основном помещении, бывшем кинозале.

Тамара Петровна очень рада, что храм всегда полон людьми, что люди приходят сюда семьями, старшие приводят младших, а когда-то младшие старших. У моей собеседницы на приходе очень важное послушание: она катехизатор, беседует с родителями, желающими крестить ребенка, с будущими восприемниками и теми взрослыми, которые сами хотят креститься:

— Мы говорим о том, что должен знать православный христианин, в чем состоит основа нашей веры. О каждом таинстве, о Евангелии, о заповедях Хрис­та, о повседневной жизни христианина. Я стараюсь объяснить, почему в доме должен быть молитвослов, Псалтирь, что такое утреннее и вечернее правило.

— А бывает так, что родители хотят крестить своего малыша, а сами совершенно ничего о вере не знают?

— Конечно, бывает. Разъясняю, предлагаю литературу — благо, в ней сейчас недостатка нет. И я вижу, что эти беседы не бесполезны, что они плодотворны — у людей возникает интерес, они задают вопросы, для них что-то меняется.

Знакомимся с Прасковьей Романовной — старейшей прихожанкой храма. Женщины спешат сообщить, что она тоже участвовала в обустройстве храма — собирала пожертвования:

— Собирала — собирала, по базару ходила! — отзывается Прасковья Романовна с неистребимым украинским акцентом и делится наблюдением: чем беднее человек, тем больше он подаст на церковь.

Служба уже закончилась, и к старейшей прихожанке подходит ее личный водитель-волонтер — Константин Евстафьев: он каждый раз привозит бабушку в храм, а потом отвозит домой. Я замечаю некую особую заботливость и даже нежность его прикосновения к плечу старой женщины. «Костя у нас очень, очень добрый, участливый человек, — говорит уже знакомая нам Любовь Ивановна, — а еще он замечательно играл в нашем спектакле…».

Приходские спектакли по поэме Николая Мельникова «Русский крест» и по рассказу самой Любови Ивановны «Ангел-хранитель» здесь вспоминают постоянно, хотя они уже в прошлом. Пандемия притормозила сценическую деятельность, но воскресная школа при Покровском храме по-прежнему активный участник всех епархиальных и не только епархиальных творческих конкурсов и фестивалей: рояль в классе уставлен грамотами и дипломами.

Анатолий Сергеевич Котунов — пенсионер из села Жедринка, вдовец, приезжает в Бурасы на службу каждое воскресенье. Тоже самодеятельный актер, кстати — в спектакле «Русский крест» весьма убедительно сыграл старца Федосея.

— Работал я много кем, начиная от слесаря и кончая заместителем главврача по хозяйственной части, — говорит Анатолий Сергеевич, — а к вере что привело?.. Господь привел, вот и все. Сам удивляюсь — и пионером был, и комсомольцем, и членом партии, даже секретарем парторганизации… А истину в Церкви нашел — 25 лет назад.

Прошу сказать несколько слов о настоятеле храма, иерее Иоанне Коваче — Анатолий Сергеевич по-мальчишески оттопыривает большой палец: «Настоятель у нас — во!.. С любым вопросом к нему можно обратиться. Если он чего-то не знает, так и скажет: я поищу, и обязательно найдет для тебя ответ. С ним поговорил — и сразу на душе спокойно. Просто повезло нам с настоятелем».

Отец Иоанн и его супруга Наталия — карпатороссы, родом из знаменитого древнего села Изы — оплота Православия в крае, где всегда были сильны западные влияния, где православные веками противостояли так называемой унии, позволявшей некатолическим славянским народам чисто внешне сохранять православный обряд, но подчинявшей их папскому престолу. Там, в Изе, совершил свой исповеднический подвиг святой преподобный Алексий Карпаторусский, обративший в Православие десятки тысяч униатов; там, в Свято-Никольском монастыре сейчас почивают его святые мощи. Из древней Изы произошло немало православных священников и монахов. Даже и в советские времена Церковь в тех краях чувствовала себя куда свободнее, чем в центральной России, и верующая семья не воспринималась как исключение. И нынешний новобурасский настоятель вырос в верующей семье, с традиционным православным укладом, с постами, праздниками, крестными ходами, колядками. За колядки, впрочем, в школе могло влететь, но мальчик Ваня знал, что пострадал за веру. «Промыслом Божиим» (так он сам выражается) попав в Саратов, он именно здесь получил возможность поступить в семинарию. Учиться было трудно — русский язык не был родным, в Закарпатье на нем не говорят. Устраивать на новом месте жизнь семьи тоже оказалось непросто. Но супруги Ковач приняли, полюбили новобурасскую землю и ее людей. У них три дочери: Наташе 19 лет, Виктории 17, младшей, Надежде, родившейся уже здесь — восемь.

Отец Иоанн — настоятель не одного только Покровского прихода, еще и храма Димитрия Солунского в Тепловке, Казанского в Чернышевке, Никольского в Кутьино. Богослужения в умирающем, отрезанном от мира Кутьино совершаются в маленьком приспособленном храме, а большой, старинный, один из самых красивых храмов области — полуразрушен, и все усилия благочинного направлены на то, чтоб хотя бы законсервировать его, прекратить процесс разрушения. Саратовский предприниматель, предпочитающий пока анонимность, выразил намерение спасти храм в Ключевке, тоже Никольский — туда-то мы сейчас и едем с отцом Иоанном.

Поездка наша — одновременно и радостная, и грустная: ведь села, основанного в конце XVIII века, уже практически нет. Храм, выстроенный в 1810 году тщанием помещика Михаила Устинова (исторической, кстати, личности для Саратовской губернии!), высится в чистом поле. Отец Иоанн показывает мне, что уже удалось сделать: перекрыть крышу, закрыть решетками окна. Если храм удастся возродить, он может стать центром паломничества, тем более что недалеко от него — издавна почитаемый в народе источник, оборудованный усилиями саратовских волонтеров и местных жителей, освященный во имя святителя Николая.

Да, жизнь в глубинке сегодня ключом не бьет. Но вот я вижу людей, которые уже очень много в свою глубинку вложили. Труд свой вложили, силы, тепло сердечное, любовь. И разве они оставят, разве они забудут эту землю, ее храмы, поля, леса и родники?

 Газета «Православная вера», № 14 (682), июль 2021 г.

Комментарии:

нет комментариев

ВЫ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ:

Отправляя данную форму, я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с политикой обработки ПД.